С благодарностью моему учителю и вдохновителю, стоявшему у истоков российского маркетинга, проф., д. э. н. Георгию Леонидовичу Багиеву
Введение
– У нас, когда долго бежишь, непременно попадаешь в другое место.
– Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее.
Льюис Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье»Тренды за последние пару лет стали одной из самых желанных тем для деловых СМИ. Такие публикации неизбежно привлекают внимание читателей, находящихся в постоянном поиске ответов на вопросы, куда движутся рынки и как реагировать на происходящие изменения. Бизнес все чаще начинает задумываться о том, что без понимания направления развития ситуации и перестройки в соответствии с ней системы управления многие игроки могут быть рано или поздно вытеснены с рынка более гибкими и активными конкурентами.
Книга, которую вы держите в руках, – результат моей семилетней работы в области отслеживания трендов и изучения потребительского поведения. Она опирается на исследования, проводимые моей компанией «Лаборатория трендов», выполненные нами клиентские проекты, мои многочисленные статьи для деловых СМИ и научных изданий, материалы моих выступлений на бизнес-мероприятиях и большое количество ссылок на информацию из авторитетных источников, подтверждающих существование того или иного тренда.
Книга построена по принципу «бери и делай», который на сегодняшний день является наиболее эффективным в сфере обучения, особенно в корпоративном формате. Она поможет вам понять:
что же такое трендвотчинг и чем обусловлена его необходимость для современного бизнеса (глава 1);
чем отличаются краткосрочные модные тенденции от долгосрочных трендов (глава 2);
на каких принципах базируется трендвотчинг и соблюдение каких правил позволит получить наилучшие результаты (глава 3);
с какими сложностями и ошибками вы столкнетесь, начав изучение трендов, и какие мифы уже сопровождают это новое направление профессиональной деятельности (глава 4);
каким образом выстроить систему трендвотчинга в компании (глава 5);
с какой скоростью распространяются тренды и когда ждать появления зарубежных трендов на российских рынках (глава 6);
какие мегатренды оказывают влияние на развитие мировой экономики и российского бизнеса (глава 7);
какие тренды «работают» на рынках потребительских товаров и услуг и в сфере розничной торговли и как бизнесу их учитывать в своем развитии (глава 8);
какие ценности и мотивация есть у современных потребителей (глава 9);
каким образом трендвотчинг может помочь в создании и развитии малого бизнеса (глава 10).
Главы связаны, поэтому первый раз рекомендую их читать последовательно. Желательно с использованием маркера или выписывая полученные идеи в ежедневник.
Книга будет интересна всем, кто занимается развитием бизнеса и повышением его эффективности, а также специалистам, для которых трендвотчинг может стать новым этапом их профессионального развития.
Желаю приятного прочтения и буду рада обратной связи.
Глава 1. Базовые определения трендвотчинга
Еще несколько лет назад мне казалось, что определения терминов практикам не нужны. Ведь важнее то, что специалист делает, а не то, как это правильно называется. Но, столкнувшись с жаркими дискуссиями по поводу нескольких понятий на сайтах бизнес-сообществ и на заседаниях своего клуба, появилось понимание, что сначала надо договориться о единой трактовке и только потом устраивать полемику. Поэтому, чтобы получить максимум пользы от книги, рекомендую познакомиться с терминами, которые будут в ней использоваться. Ведь всегда приятнее, когда можно говорить с собеседником на одном языке.
Мой личный хит-парад терминов, вызывающих наибольшее количество споров, начинают «позиционирование» и «стратегия». Попробуйте прямо сейчас, без поиска в интернете, дать их свои определения. Потом попросите сделать то же самое своих коллег и подчиненных. Уверена, что вы сделаете много открытий. Сейчас же еще одно понятие, которое вызывает большой интерес владельцев бизнеса, руководителей всех уровней управления и рядовых специалистов, занимающихся поиском идей для развития бизнеса и повышения его эффективности.
Тренды – слово, в последние годы стремительно набирающее популярность. Еще несколько лет назад про них говорили преимущественно математики, экономисты и дизайнеры одежды. Сейчас встретить тренды можно практически во всех областях, но наиболее ярко они проявляются в маркетинге и в сфере развития бизнеса.
Тренды сегодня – это не только модное слово, но и новое направление в сфере исследований и аналитики. За ним скрывается комплексный анализ и определение стратегического вектора развития рынков, отраслей, потребительского поведения, направлений деятельности, управленческих функций, профессий и т. д. (см. рис. 1.1).
Рисунок 1.1. Для чего важно понимать тренды
Обратившись к литературе, увидим следующие определения тренда:
преобладающая тенденция, общее направление развития чего-либо (общественного мнения, моды и т. п.)[1];
направление, тенденция развития политического процесса или явления, имеет математическое выражение[2];
изменение, определяющее общее направление развития, основную тенденцию рядов динамики[3];
длительная тенденция изменения экономических показателей; первая, основная составляющая прогнозируемого временного ряда, на которую накладываются другие составляющие, например сезонные колебания[4];
направленность изменения экономических показателей, определяемая путем обработки отчетных, статистических данных и установления на этой основе тенденций экономического роста или спада;
расчетная кривая изменения экономического показателя, построенная путем математической обработки статистических данных, на основе динамических рядов[5];
сглаженное графическое представление изменения переменной во времени, полученное в результате математической обработки динамического ряда[6].
Рекомендация: смысл любого обращения – в обратной связи на него. Готовя коммерческое предложение, отчет и рекламный текст, убедитесь, что используемые термины будут поняты именно так, как вы предполагаете. Это убережет вас от отказов, лишних вопросов и недопонимания.
Поскольку в прямом переводе trend – это «тенденция», посмотрим также, как же определяется и это понятие:
направление развития, определенная склонность, стремление к чему-либо (общества, экономики, культуры и т. п.)[7];
выявленные в результате экономического анализа устойчивые соотношения, свойства, признаки, присущие экономической системе государства, экономике предприятия, показателям доходов, расходов, потребления семей, спросу и предложению на рынке товаров и услуг; сложившееся направление развития экономических процессов[8];
сравнительно устойчивое направление развития какого-либо явления, процесса или идеи[9];
направленность во взглядах и действиях; склонности, свойственные кому-либо или чему-либо; направление, в коем идет развитие некоего явления[10].
Познакомившись с определениями, данными в литературе, что же мы будем понимать под трендами в данной книге? Поскольку на протяжении всех глав мы будем говорить о бизнесе и потребителях, тренды будут рассматриваться в двух плоскостях.
Тренды – это направления долгосрочного устойчивого развития экономики, общества, политики, технологий, рынков и отраслей, оказывающие влияние на текущее функционирование и стратегическую устойчивость бизнеса. Все они могут быть условно разделены на политические, экономические, социальные (общественные) и технологические. Без их понимания и учета невозможно выживание компаний в долгосрочной перспективе.
Можно выделить четыре уровня трендов (рис. 1.2):
Рисунок 1.2. Пирамида уровней трендов
1. Мегатренды – это тренды, определяющие развитие мировой экономики в целом. В разной степени они влияют на все страны без исключения, формируя текущие условия для функционирования и создавая перспективы для национального бизнеса и международной торговли. Подробно они будут рассмотрены в главе 7.
2. Макротренды – это тренды, свойственные каждой конкретной стране. Преломляясь через страновые особенности, они определяют «правила» развития рынков, отраслей и бизнеса в целом конкретных государствах. Эти тренды рассмотрены в главах 7 и 9.
3. Рыночные и отраслевые (индустриальные) тренды – это третий уровень иерархии трендов, на котором мегатренды и макротренды создают почву для развития отраслей и рынков в каждой конкретной стране и даже в регионе (глава 9).
Развитие международного бизнеса, несомненно, приводит к тому, что одни и те же отрасли и рынки в разных странах движутся в одном направлении, но с разной скоростью и по разным траекториям. Например, розничная торговля в России и в США – это очень близкие сферы бизнеса, но развиваются они по своим правилам и под влиянием разных факторов. На сегодняшний день российский ритейл отстает от американского минимум на 5 лет. Это касается и сетевых форматов, и интернет-торговли, и торговой недвижимости (торговые центры, стрит-ритейл и др.). Об этом мы еще будем говорить позже в следующих главах.
Здесь также важно отметить, что есть различие между понятиями «отрасль» и «рынок». Отрасль – это совокупность всех производителей в рамках определенных географических границ. Например, все производители керамической плитки в России, включая производственные площадки зарубежных компаний. Рынок – это все продавцы в рамках тех же границ. В примере с плиткой это будут не только предприятия, работающие в России, но и компании-импортеры, ввозящие ее из других стран. Аналогичным образом в Москве может вообще не быть ни одного производителя, например, яйца куриного, т. е. отрасли как таковой не существует. Но на рынке работают компании практически из всех регионов страны, в том числе из Московской области.
4. При необходимости может быть выделен и четвертый уровень – региональные отраслевые и рыночные тренды.
Как показывает мой семилетний опыт в сфере выявления и анализа трендов, в Москву из-за рубежа тренды приходят в среднем через 1–2 года, в Санкт-Петербург – спустя еще 6–12 месяцев. Затем они появляются в городах-миллионниках и только после этого в регионах.
Быстрее всего тренды распространяются в сфере услуг и интернет-технологий, требующих минимальных затрат для внедрения новых бизнес-идей и бизнес-моделей (определения этих двух понятий будут даны немного позже). Для крупных российских производителей и дистрибьюторов большим подспорьем в распространении новинок являются федеральные розничные сети. Но и они в некоторой мере являются инертными – даже понимая направления развития рынков и товарных категорий, они хотят иметь гарантированный уход товара с полки и доходность. По этой причине сетевой ритейл является более осторожным во введении в ассортиментные матрицы новинок, чем независимая розница и интернет-торговля.
Применительно к потребителям мы будем говорить о потребительских трендах и о новых моделях потребительского поведения, которые ранее не были им свойственны и которые сформировались или еще формируются под влиянием упомянутых выше трендов. Мы будем говорить о них в главе 8.
На это бизнес реагирует двумя способами:
1. Предлагает новые товары и услуги в ответ на изменения в моделях потребительского поведения и системе ценностей современных потребителей. Таким образом поступает большинство компаний, выводя на рынок усовершенствованные варианты уже существующих товаров или услуг. Так, например, в дополнение к традиционной бизнес-модели услуг такси появились Uber, Gett и «Яндекс. Такси».
2. Формирует новые потребности, предлагая принципиально новые бизнес-модели, товары и услуги. Такой подход свойственен компаниям-инноваторам, создающим не только новые ниши, но и рынки. Например, это сделала компания Apple, предложив потребителям смартфон как инновационное решение, объединяющее в себе большое количество функций помимо традиционных для телефонов.
Изучение трендов и моделей потребительского поведения дают возможности для поиска и разработки бизнес-идей, на основе которых рождаются бизнес-модели для создания нового или развития существующего бизнеса и концепции для разработки новых и модификации существующих товаров и услуг. Поэтому снова вернемся к определениям.
Бизнес-модель – термин, который сегодня не имеет четкого определения не только у практиков, но и в литературе. Говоря о бизнес-моделях, авторы чаще описывают их цели и выгоды, не давая четкой трактовки:
Александр Остервальдер, автор популярной в России книги «Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора» пишет: «Бизнес-модель служит для описания основных принципов создания, развития и успешной работы организации. Мы убеждены, что описание любой бизнес-модели должно включать девять блоков, которые отражают логику действий компании, направленных на получение прибыли. Эти девять блоков охватывают четыре основные сферы бизнеса: взаимодействие с потребителем, предложение, инфраструктура и финансовая эффективность компании. Бизнес-модель подобна стратегическому плану, который претворяется в жизнь через организационные структуры, процессы и системы»[11].
Оливер Гассман в книге «Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов» считает: «Определяя кто-что-как-почему, бизнес-модель дает возможность увидеть цельную картину, из которой понятно, каким образом компания создает и наращивает стоимость. Коротко говоря, бизнес-модель определяет, кто ваши клиенты, что вы продаете, как формируете предложение, и почему ваш бизнес приносит прибыль. Кто-что-как-почему описывает бизнес-модель, в которой первые два компонента (кто и что) относятся к внешним аспектам, а вторые два (как и почему) – к внутренним измерениям»[12].
Авторы книги «Законы большой прибыли» в модель бизнеса компании включает четыре стратегических компонента: «Выбор потребителей, обеспечение вознаграждения за свою деятельность, стратегический контроль и выбор масштаба деятельности. Если вы намерены добиться успеха, бизнес должен быть спроектирован так, чтобы его основные компоненты соответствовали базовым приоритетам потребителей. Он должен быть ориентирован на обеспечение прибыльности; кроме того, его основные компоненты должны быть опробованы на совместимость друг с другом, чтобы модель бизнеса функционировала как целостная конструкция, элементы которой хорошо дополняют друг друга»[13].
А в мировом бестселлере «Стратегия голубого океана» авторы утверждают: «Истинные озарения в области стратегии голубого океана редко проистекают из простого прогнозирования самой тенденции. Наоборот, они основывается на понимании того, как тенденция повлияет на ценность для клиентов и на бизнес-модель компании. Видя перспективу от ценности, которую рынок предлагает сегодня, до ценности, которую он может предложить завтра, менеджеры могут активно формировать свое будущее и претендовать на создание голубых океанов»[14].
Рекомендация: если вы находитесь в поиске интересных идей для повышения эффективности и гибкости бизнеса, рекомендую познакомиться с каждой из упомянутых выше книг. Гарантирую немало инсайтов за счет возможности посмотреть на свою компанию под другим углом.
В рамках данной книги под бизнес-моделью мы будем понимать такой способ создания или развития бизнеса, который позволит компании достигать устойчивых стратегических конкурентных преимуществ и увеличивать свою капитализацию (стоимость) за счет гибкого реагирования на тренды и изменения в моделях потребительского поведения.
Понятие «концепция» близко к понятию «бизнес-модель», но применяется не к бизнесу в целом, а к его конкретным сферам. В рамках данной книги мы будем говорить прежде всего о концепциях разработки новых или модификации существующих товаров и услуг. В таком контексте концепция – это ключевая идея, описание и основные параметры нового или модифицированного товара, услуги или процесса. При этом модификация может осуществляться, например, путем изменения упаковки и корректировки состава товара или частичного изменения способа оказания услуги.
Бизнес-модель и концепция прописываются документально и могут содержать следующие разделы:
– актуальные тренды и модели потребительского поведения, на пересечении которых будет строиться бизнес-модель или концепция;
– оценка текущего состояния рынка (отрасли) и перспектив его развития;
– соответствие стратегическим целям развития бизнеса;
– позиционирование компании, проекта, бренда, товара или услуги;
– ключевые ценности компании, ложащиеся в основу бизнес-модели или концепции;
– описание целевой аудитории, которой предлагается решение;
– потребительские ценности и потребности, ложащиеся в основу бизнес-модели или концепции;
– конкурентные преимущества от бизнес-модели или концепции;
– описание бизнес-модели или концепции (например, для нового продукта – это ценовое позиционирование, товарная категория, ассортиментная линейка, упаковка, требования к сырью и др.);
– соответствие бизнес-модели или концепции возможностям компании или создателей стартапа;
– ожидаемые результаты, сроки реализации и укрупненный календарно-ресурсный план работ.
Разработанная концепция или бизнес-модель выставляется на обсуждение или передается на рассмотрение собственнику или совету директоров. В случае ее принятия на ее основе рождаются детальные документы, на основе которых реализуются конкретные мероприятия по созданию или развитию бизнеса, разработке новых товаров и услуг и др. Например, это могут быть инвестиционные проекты, бизнес-планы, маркетинговые планы, планы производства и др.
Рекомендация: любую идею гораздо проще обсуждать и легче получить одобрение руководства, если она представлена в виде документа, отражающего ее основную суть, цели и ожидаемые результаты. Достаточно на первоначальном этапе набросать тезисы на 1–2 страницы. Это позволит вам самим упорядочить свои мысли, а для оппонентов станет показателем вашей готовности перейти от слов к делу.
Как и бизнес-модель, концепция направлена на рост капитализации – в данном случае не только бизнеса, но и брендов – и на получение конкурентных преимуществ.
Компания может иметь классическую бизнес-модель, но предлагать концептуально новые ее варианты. Например, известный питерский ресторан «В темноте», особенностью которого является предоставление посетителям необычного опыта. Его концепция описана следующим образом: «Окунитесь в другую реальность, чтобы узнать о скрытых возможностях своего воображения. Dans Le Noir? – это уникальный опыт: ужин в полной темноте меняет наше мироощущение. То, как мы воспринимаем еду, зависит не только от визуальной составляющей – вкус и запах играют значительную роль…» Это не просто необычный ресторан, но и социально ответственная компания, вносящая свой вклад в трудоустройство и привлечение внимания к проблеме людей с ограниченными возможностями – в ресторане работают слабовидящие официанты.
Примером принципиальной новой модели на розничном рынке являются маркетплейсы.
Согласно исследованию Forrester Research, в 2016–17 годах покупатели во всем мире более 50 % онлайн-покупок совершили через маркетплейсы (Amazon, Alibaba, JD.com, eBay и др.). По прогнозам, к 2022 году на долю этого формата будет приходиться 67 % покупок в интернете. В России уровень развития маркетплейсов существенно отстает, как и в целом интернет-торговли.
Основное преимущество маркетплейсов – это возможность купить все, что нужно, в одном месте, экономя время, которого у потребителей с каждым днем все меньше. Также развитие российских маркетплейсов позволит расширить возможности для россиян старшего возраста, не владеющих английским языком.
С потребительской точки зрения они являются очень удачным решением – возможность совершать покупки всего необходимого в одном месте, экономя время на выборе. При покупках в известных маркетплейсах потребители также имеют гарантию доставки товаров в указанные сроки и возврата денег. Кроме того, потребительская ценность маркетплейсов повышается за счет отзывов, являющихся ценным источником информации при принятии решения о покупке. Согласно опросам потребителей, они склонны считать их более честными, чем отзывы на сайтах независимых интернет-магазинов. Например, у компании Wildberries в 2018 году на сайте было представлено 1,5 млн товаров и 10,5 тыс. брендов[15].
Часть маркетплейсов, запущенных в России до 2017 года, потерпели неудачу под влиянием кризиса и неготовности большинства потребителей к такому способу совершения покупок (к обсуждению этого вопроса мы еще вернемся позднее). Например, ушли с рынка Enter и Wikimart, ставившие себе амбициозные цели развития. Свое развитие продолжают Lamoda, Wildberries, Goods (проект «М.Видео»), «Яндекс. Маркет» и «Юлмарт». При этом некоторые игроки показывают низкие показатели доходности. Например, по итогам 2017 года убыток Lamoda составил 2,43 млрд руб. Сложности у компании возникли из-за ошибок в развитии бизнес-модели. Для сравнения: основной конкурент Lamoda – компания Wildberries – в том же году стала крупнейшим российским онлайн-ритейлером и получила прибыль более 400 млн руб.[16]
Маркетплейсы – это новая модель розничной торговли, также появившаяся с развитием цифровых технологий. Проводя параллель с традиционной розницей, маркетплейсы – это гипермаркеты с огромным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров. Независимые интернет-магазины как бизнес-модель – это аналог небольших традиционных магазинчиков, имеющих четыре основных преимущества.
1. Близость к потребителям при расположении в городе, из которого делается заказ, позволяющая доставить товар в кратчайшие сроки. Если говорить о крупных городах (обе столицы и города-миллионники), это преимущество нивелируется за счет распределительных центров маркетплейсов.
2. Предложение широкого ассортимента и уникальных позиций в рамках специализации и гибкая подстройка ассортиментной матрицы под запросы потребителей. Часть потребителей нишевой продукции, не представленной широко на рынке (например, здоровое или спортивное питание, специализированная косметика, алкоголь и др.), считают независимые интернет-магазины бо́льшими экспертами, чем «универсальные» площадки. Такое их позиционирование формируется за счет возможности получить консультации и помощь в выборе, а в некоторых случаях и получить товар, созданный или доработанный с учетом запросов потребителей (кастомизация). Конкуренцию таким интернет-магазинам может составить специализированная традиционная розница, развивающая канал онлайн-продаж.
3. Часть своих клиентов интернет-магазин, как правило, знает «в лицо», коммуницируя с ними в процессе выбора и совершения покупки в социальных сетях, на сайте, в мессенджерах и др. Если же владелец площадки является признанным экспертом в выбранной сфере, это позволяет генерировать определенный поток клиентов, т. е. продажи строятся на личных контактах.
4. Частичная личная коммуникация с потребителем в процессе совершения покупки (по телефону, через социальные сети, на сайте интернет-магазина, в мессенджере и др.). Кроме того, как правило, такие интернет-магазины очень берегут свою репутацию, поэтому работают с покупателями «аккуратнее», понимая, что дурная слава может стремительно разрушить бизнес. Если же говорить о маркетплейсе, проблемы у одного из его участников могут бросить тень на весь проект.
Маркетплейсы постоянно инвестируют в свое развитие и продвижение, увеличивая привлекательность для производителей и продавцов, реализующих через них свои товары, и формируя потребительский трафик. Для компаний и брендов, представленных в маркетплейсах, это дополнительный канал продаж с широким охватом целевой аудитории и возможность лишний раз появиться перед глазами потребителей. Интерес к товару или бренду в маркетплейсе повлечет за собой рост спроса на него и в традиционной рознице, и на других онлайн-площадках – с большой вероятностью потребители перед совершением покупки будут сравнивать цены или даже заходят увидеть товар своими глазами.
Несмотря на указанные преимущества, маркетплейсы вынуждают представленные на них компании постоянно конкурировать друг с другом. Это неизбежно ведет к потере доходности, но может компенсироваться оборотом.