Введение
Предлагаем вашему вниманию учебное пособие, посвященное методам сокращения потерь в розничных магазинах. Методики книги были применены в магазинах розничных сетей и доказали свою эффективность. Книга объединила в себе все самое лучшее из организации процессов торговых сетей «Перекресток», «Пятерочка», «Мираторг» и других.
Это многолетний опыт экспертов, объединённый в одно пособие. Каждая глава прошла проверку на прочность через реальные примеры. Прочитав это пособие, вы получите план действий, который позволит сократить потери в вашем магазине.
Совсем не важно – у вас гипермаркет крупной сети или небольшая продуктовая лавка. Методики универсальны и дадут результаты независимо от формата магазина.
В пособии вы познакомитесь с потерями, какие они бывают. Что оказывает наибольшее влияние? Как выявить формирование потерь в магазине? В каких местах формируются потери, и как этого избежать.
Мы научим вас выстраивать бизнес-процессы так, чтобы предотвращать потери, а не устранять их последствия.
При поддержке сайта https://insoret.ru/
1. Виды потерь в магазине
Потери в магазине делятся на три категории.
1. Списание в магазине – товар ненадлежащего качества, с просроченным сроком годности.
2. Недостача товара – причина отсутствия товара не выявлена (кражи).
3. Уценка (Markdown) – реализация ниже себестоимости.
Наибольший процент потерь в магазине приходится на списания – 71%. Недостача товара составляет около 11%, и уценка – 18%.
Разберем каждый вид потерь подробнее.
1.1. Структура списания в магазине
В розничных магазинах недопустима продажа товара с истекшим сроком годности и ненадлежащего качества. Соблюдение соответствующих норм отслеживается сотрудниками магазина, представителями компании и сторонними организациями (Роспотребнадзор). В случае выявления товара с истекшим сроком годности Роспотребнадзор взимает штраф с магазина. В результате все товары несоответствующего качества магазин должен списать или вернуть поставщику.
Списание товара является основной причиной потерь магазина. В каждом магазине существует своя норма списания товара. Чем больше оборот магазина, тем ниже процент списания. Аналогично, чем меньше оборот, тем больше процент списания. Норма списания товаров в магазине формата «у дома» – 2,3%. Для крупного, проходимого супермаркета (от 1500 кв. м) возможна норма списания до 1,2% от продаж.
Основной причиной списания в магазине является неправильная организация работы:
• принимают товар ненадлежащего качества
• неправильно организовано движение товара внутри магазина;
• товара заказывают больше, чем надо.
В результате этого истекает срок годности товара или товар портится. Для того чтобы сократить списание в магазине необходимо корректное формирование заказов и правильная организация работы.
1.2. Недостача товара в магазине
Недостача товара в магазине возникает по причине естественной убыли товара и из-за злоупотребления и небрежного отношения персонала к материальным ценностям компании (кражи, мошенничества).
Естественная убыль – это товарные потери, обусловленные естественными процессами, вызывающими изменение товара (усушка, утечка, предпродажная подготовка). Например, обрезка хвостиков у сыра.
Но прежде всего недостача товара – это кражи. Наибольший процент краж – 75% – приходится на сотрудников торговой сети, и только 25% – на покупателей. Следовательно, для сокращения недостачи необходимо обеспечить контроль службой безопасности сотрудников магазина.
1.3. Уценка (Markdown) в магазине
Уценка товара – снижение цены на товар до уровня себестоимости и ниже. Цель уценки – вернуть вложенные в товар средства, хотя бы часть. Уценка используется, когда лучше продать и вернуть какую-то часть вложений, чем списать товар и потерять все вложенные средства. При уценке товар может продаваться даже ниже себестоимости.
Уценка может производиться только по товарам, соответствующим необходимому качеству и срокам годности. Товар несоответствующего качества должен быть списан, уценка по нему недопустима.
Обычно товар уценяют за 3–4 дня до окончания срока годности. Уценка проводится:
– на товары с подходящими сроками годности;
– товары с большим товарным запасом, если остатки товара превышают необходимый товарный запас, они не успеют реализоваться до окончания срока годности;
– единичные позиции товара, которые не продаются:
• консервы с дефектами,
• с налетом плесени,
• детское питание (снимают с продаж за 2 дня до окончания срока годности),
• с признаками «развакуумации»,
• бомбажные консервы,
• банки без этикеток.
Очень важно контролировать правильность ведения уценки в программе. Уцененный товар должен иметь признак в системе, чтобы при формировании заказа товары, проданные по уценке, исключались из анализа продаж. Особенно уделяем внимание позициям, которые не продаются в регулярных продажах. Если по ним мы уценку провели некорректно, то продажа товара может привести к повторному заказу через автозаказ.
Для магазина уценка несет убыток, ведь он часто продает дешевле, чем купил. Безусловно, это неизбежная мера: возможность вернуть хоть какие-то деньги, потраченные на товар, чем списать убыток.
Мы рассмотрели, как потери распределяются по видам, теперь рассмотрим, в каких местах магазина они формируются.
2. Активные зоны потерь в магазине
Потери в торговле – это убыток, который несет магазине по причине списания товара частично или полностью. Товар может быть списан по множеству факторов – товар портится, заканчивается срок годности, воруется и многое другое. В магазине существуют активные места потерь – места, где концентрируются потери в магазине.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги