Психология осознанных сновидений
Евгений Ронжин
Иллюстратор Ксенон
Дизайнер обложки Мария Бангерт
© Евгений Ронжин, 2019
© Ксенон, иллюстрации, 2019
© Мария Бангерт, дизайн обложки, 2019
ISBN 978-5-0050-9665-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
«О столетие! Науки процветают, души просыпаются: приятно жить!»
Ульрих фон ГуттенНикто точно не знает, откуда берутся сновидения. Но источник, создающий их, имеется в душе каждого человека, так как сновидения видят все – домохозяйки, инженеры, водители и даже президенту снятся сны. Каждый человек в зависимости от культурных и индивидуальных особенностей устанавливает с ними особые отношения. Одни уделяют им внимание, другие – нет, третьи их боятся, так как в них оживают кошмары, а четвертые черпают в них вдохновение. Всем известен пример Д. И. Менделеева, увидевшего во сне периодическую таблицу элементов, но мало кто знает, что и для многих других ученых, художников, писателей, изобретателей сновидения служили источником творческого вдохновения и, как следствие, способствовали прогрессу человеческой цивилизации. Так Рене Декарту в возрасте двадцати трех лет приснился ряд сновидений, раскрывших все основные идеи, на которых позже были основаны его работы по методологии, алгебре, физики и метафизике. А. Эйнштейн говорил, что его научный путь, приведший к открытию теории относительности, связан с одним ярким сновидением, приснившимся ему еще в юности. В том сне он катился на санках все быстрее и быстрее, пока не достиг скорости света, и тогда он увидел, что звезды изменили свою форму и рассыпались причудливыми цветами [1]. Понятно, что подобные озарения не возникают просто так из пространства сновидения и не сыплются на головы избранных, как яблоки на голову И. Ньютона, а являются результатом синтеза работы бодрствующего сознания и бессознательного.
Длительное время сновидения считались местом абсолютной власти бессознательного, и представление о возможности быть в ясном сознании и в то же время спать воспринималось как абсурдное и парадоксальное. Несмотря на это в литературе существует множество свидетельств в пользу этой возможности. Подобное состояние называется осознанным сновидением и определяется как особое измененное состояние сознания, при котором человек осознает, что видит сон, и может, в той или иной мере, управлять его содержанием.
Прежде всего, эта книга посвящена тематике осознанных сновидений и выходов из тела. Однако значительное внимание в ней уделяется и миру обычных сновидений. Сновидения, осознанные сновидения и выходы из тела так тесно взаимосвязаны, что их обсуждение в отдельности друг от друга нелогично и даже противоестественно. Психологические законы, по которым строятся и существуют обычные сновидения, также проявляются в осознанных сновидениях. В свою очередь осознанные сновидения позволяют на качественно ином уровне познавать сновидческую реальность. Человек получает возможность изучать сновидение «изнутри» – осознанно наблюдать за сновидением и экспериментировать с ним. Это дает бесценный материал для понимания мира сновидений и законов его устройства. Также изучение сновидений «изнутри» может пролить свет на извечные вопросы о сущности психики, сознания, личности и т. д. Не зря З. Фрейд – один из основоположников современной психологии – считал сновидения царской дорогой в бессознательное. Открыв осознанные сновидения, человечество отыскало для себя новый путь в самое сердце психики – «императорскую» дорогу в бессознательное. Как отмечают исследователи, в дальнейшем проблема осознанных сновидений может занять центральное место в изучении сознания [2], выявлении его нейрофизиологических основ [3] и, в целом, способствовать революционным изменениям в области психологии.
Существует несколько основных причин, побудивших меня написать эту книгу. Первая причина заключается в давнем профессиональном интересе к сновидениям и желании поделиться с другими своими идеями и опытом в этой области.
Еще со студенческих лет, во время обучения психологии в университете, сновидения вызывали во мне неподдельный интерес, способствовавший стремлению как можно глубже разобраться в этом феномене психической жизни человека. Это подталкивало собирать и изучать различную литературу на эту тему, сравнивать существующие точки зрения и делать какие-то выводы. Однако только это, скорее всего, никогда бы не привело меня к написанию книги, так как главным толчком в развитии понимания мира сновидений для меня стали собственные опыты с осознанными сновидениями и выходами из тела.
Все началось с того, что мое сознание начало просыпаться раньше тела, в результате чего я осознанно переживал специфическое состояние сонного паралича. До этого я никогда не стремился вызвать у себя осознанное сновидение, а о выходах из тела («астральных путешествиях») знал только понаслышке и даже не задумывался о том, что однажды это может случиться со мной. Поэтому переживание сонного паралича поначалу пугало меня и приводило в замешательство. Я не знал, что со мной происходит и что с этим делать. На безбрежных просторах интернета я нашел других «страдальцев», озадаченных похожими переживаниями в собственном опыте. Им в популярной форме знающие люди в форумной переписке объясняли, что есть что. Я увлекся этой темой и со временем уже не боялся и не избегал состояния сонного паралича, а наоборот стремился к нему, зная, что это прямой путь к тому, что называют «внетелесным опытом». К тому же с этого времени в относительно большом количестве у меня появились осознанные сновидения, а обычные сны стали яркими и хорошо запоминающимися. На протяжении нескольких последующих лет с энтузиазмом я старательно вел дневник сновидений, записывая в него интересные обычные сновидения, осознанные сновидения и выходы из тела. Впоследствии, анализируя собранные материалы, я сгруппировал их по отдельным темам и использовал их в качестве основы для написания некоторых глав этой книги.
Вторая основная причина, побудившая меня написать эту книгу, заключается в том, что, читая литературу на тему осознанных сновидений и выходов из тела, мое сердце очень часто наполнялось печалью и болью из-за осознания того, насколько все в этой области запутанно и туманно. Эта книга является попыткой разобраться в некоторых спорных вопросах об осознанных сновидениях и выходах из тела; дать критическую оценку отдельным представлениям в этой области.
По моему сугубо личному мнению такая ситуация в сфере осознанных сновидений и выходов из тела сложилась не только из-за сложности рассматриваемых феноменов, но и из-за того, что многие авторы, пишущие на эту тему, судя по всему, имеют очень маленький объем базовых психологических знаний, психологических знаний о сновидениях и состоянии сна. Рассмотрение осознанных сновидений и выходов из тела без опоры на психологию обычных сновидений порождает множество мифов, предрассудков и необоснованных утверждений. Недостаток знаний о состоянии сна и психологии обычных сновидений приводит к тому, что в книгах и на интернет форумах, посвященных теме внетелесных путешествий и осознанных сновидений можно найти тысячи самоотчетов практиков, которые незаметно для себя на реальные эксперименты с этими состояниями накладывают в разной степени изощренные интерпретации. Опыты трактуются через принятую призму и, в конечном итоге, все переходит в бесконечные философские и метафизические спекуляции.
Например, человек пишет о том, что при выходе из тела он о чем-то думает, затем чувствует передвижение куда-то, и в результате оказывается в иной обстановке о которой думал, в которой несколько иначе самоощущает себя. Из серии подобных опытов автор делает вывод о том, что перемещается по уровням реальности, путешествует по иным измерениям. При этом каждому измерению и среде соответствует своя частота и длина волн нефизической энергии. Действительно ли это так? Этого никто не знает. Факты говорили лишь о мыслях и изменении пространства и все! Сделанный автором вывод ни на чем не основан, кроме субъективных интерпретаций впечатлений от выхода из тела. Выдвигаемые положения являются в настоящее время непроверяемыми гипотезами, поэтому говорить о какой-либо реальности, стоящей за ними, все равно, что гадать на кофейной гуще.
Запутанность темы осознанных сновидений и выходов из тела определяется и тем, что некоторые авторы, живя, словно, в вакууме, не соотносят свои опыты и эксперименты в этой области с опытами и экспериментами других людей. Все выводы делаются только на основе личных опытов и описываются с помощью своей довольно специфической терминологии. А истина, как известно, познается в сравнении.
Складывается такое впечатление, что часть авторов, пишущих на тему осознанных сновидений и выходов из тела либо не имеет опыта переживания этих состояний, либо он минимален. Тема очень популярна, но когда только популярность темы, побуждает кого-то браться за ее описание, то из этого часто получаются «журналистские расследования» для желтой прессы, в которых одна банальность другой погоняет и не более того.
Работая над книгой, я пытался избежать этих ловушек, поэтому обсуждение различных аспектов устройства мира сновидений и существования в нем человека построено с опорой на научные исследования, опыты осознанно сновидящих и собственные изыскания в этой области.
Далее я предлагаю вам окунуться в мир сновидений и пройтись вместе со мной по его основным достопримечательностям. И напоследок хочется напомнить, что никакие слова не смогут показать вам истинную уникальность, красоту и силу осознанных сновидений. По-настоящему понять, что это такое можно только пережив это на собственном опыте.
Глава 1. Структура и особенности состояния сна
«Сон — первосходнейшее изобретение»
Генрих ГейнеЗнакомство с миром сновидений необходимо начать с рассмотрения общих представлений о состоянии сна как психофизиологическом феномене. Эти знания выступают необходимым условием для понимания нашего дальнейшего обсуждения осознанных сновидений и выходов из тела. Если вы хорошо знакомы с общими особенностями состояния сна, то можете смело, без всяких зазрений совести, пропустить эту главу.
Современные представления о структуре сна и его основных характеристиках связаны с развитием научного подхода к этому явлению. Примерно до второй половины XX века сон не рассматривался в качестве предмета широких научных исследований, прежде всего, ввиду отсутствия специальных методов необходимых для объективного изучения этого состояния. Крупнейшим событием в истории современного изучения сна стало открытие электрических волн мозга. Впервые регулярные волны частотой около 10 циклов в секунду у бодрствующего человека в состоянии покоя зафиксировал в 20-е годы XX века немецкий нейропсихиатр Ганс Бергер. Зафиксированная мозговая активность получила название альфа-ритма, возникающего в состоянии расслабления, а запись электрических волн мозга Г. Бергер назвал электроэнцефалограммой (ЭЭГ). В массовом сознании того времени будущее электроэнцефалографии связывалось с возможностью чтения мыслей, которые были закодированы в рисунке ЭЭГ. Однако этим фантазиям было суждено остаться только фантазиями, так как рисунок ЭЭГ отражает лишь среднее электрическое состояние миллионов нейронов на каком-нибудь участке мозга [1].
Г. Бергер обнаружил, что при переходе из бодрствования в сон наблюдается изменения рисунка волн на ЭЭГ. Ритмы бодрствования и сна различны. Например, ЭЭГ, снятая во время напряженного бодрствования, выглядит как практически плоская линия с редкими низковольтными колебаниями. На ЭЭГ глубокого сна мы увидим медленные высокоамплитудные волны. Это означает, что во сне мозг не отключается, а продолжает функционировать только в ином режиме, нежели в состоянии бодрствования.
Фиксируемые на электроэнцефалограмме ритмы стали маленьким «окошечком», через которое наблюдатель из внешнего мира впервые смог заглянуть во внутренний мир спящего человека. Это открыло возможность объективного научного познания сна.
В 50-х годах Юджин Азерински, изучая сон у младенцев, под руководством известного исследователя сна Натаниэля Клейтмана, заметил, что периоды спокойного сна регулярно сменяются периодами, во время которых можно наблюдать быстрые движения глаз (БДГ), сопровождающиеся на ЭЭГ быстрыми низковольтными ритмами. Детям прикрепляли к векам электроды и регистрировали у них электрические импульсы глазных мышц. Получившуюся запись назвали электроокулограммой (ЭОГ). На основании комплексной записи биотоков мозга, движений глаз, движений мышц (электромиограмма) весь сон разделили на две основные фазы – медленный сон («МДГ – сон», «ортодоксальный»), включающий четыре стадии, и быстрый сон («БДГ – сон», «парадоксальный»). Медленный и быстрый сон циклически повторяются по ходу ночи. Сначала человек проходит четыре фазы медленного сна, затем наступает быстрый сон. После его окончания весь цикл начинается сначала. Продолжительность одного цикла примерно полтора часа. Длительность быстрого сна к утру возрастает, а медленного – уменьшается, так что первый раз быстрый сон может продолжаться от шести до десяти минут, а последний – полчаса и больше [2].
При этом было замечено, что яркие, эмоционально насыщенные сновидения, субъективно воспринимаемые как реальность, возникают именно в быстром сне. Уильям Димент, другой аспирант Н. Клейтмана, в лаборатории сна будил испытуемых во время или сразу после окончания быстрой фазы сна. В подавляющем большинстве случаев (80—90%) испытуемые сообщали, что видели сновидения. Если же их будили уже через пять минут после окончания быстрой фазы сна (или в медленную фазу сна), то количество вспоминаемых сновидений резко уменьшалось. На основе этих наблюдений были сделаны выводы о том, что сновидения вызываются не подавленными желаниями, как считал З. Фрейд, а периодическим биологическим процессом – БДГ – сном. Поэтому, если человек говорит, что за ночь ему ничего не снилось, то он обманывает себя и собеседника, так как на самом деле просто не помнит своих ночных приключений.
В среднем за ночь у каждого человека бывает от четырех до шести периодов сна со сновидениями, которые сопровождаются параличом мышц. Это естественный механизм, препятствующий совершению действий в реальности во время осуществления данных действий в ситуации сновидения. Что будет, если выключить данный механизм? М. Жуве [3] в своих экспериментах продемонстрировал, что у кошек после разрушения ядер Locus Coeruleus, обеспечивающих угнетение мышечного тонуса во время БДГ – фазы, отмечаются сложные формы агрессивного, оборонительного и исследовательского поведения. Естественно, что подобное поведение (погоня за мышью, существующей во сне) часто завершается скоротечным пробуждением, вызванным болезненным столкновением со стеной или другими предметами.
При нарушении функции паралича мышц во время быстрой фазы сна человек также совершает различные действия (не стоит путать это с сомнамбулизмом, который возникает в медленную фазу сна). В некоторых случаях таких людей лучше привязывать к кровати, чтобы они не могли навредить себе или окружающим. Венгар В. и Поу Р. в своей замечательной книге [4] приводят пример шестидесятилетнего мужчины, сны которого прорывались в реальную жизнь. Ему периодически снилось, что он едет на мотоцикле, а мотоциклист-соперник пытается столкнуть его с трассы. Мужчина активно сопротивлялся этому, яростно отталкивая соперника. В такие моменты его жене приходилось не сладко, ведь многое из предназначавшегося мотоциклисту, в итоге, доставалось ей. Во сне муж бил ее кулаками, а иногда вскакивал и бешено метался по комнате. Психиатры пришли к заключению, что такое поведение мужчины вызвано нарушением механизма сонного паралича.
Паралич во время парадоксального сна выполняет предохранительную функцию, не давая нам реализовать в физическом мире действия, совершаемые в мире идеальном. Когда мы совершаем те или иные действия в сновидении, то у нас активизируются моторные центры мозга ответственные за совершение этих действий в бодрствовании. Другими словами, наш мозг на события сна реагирует также как и на события бодрствования, не видя в них особой разницы. Если нарушается механизм сонного паралича, то действия из реальности сна прорываются в физический мир.
Кратко рассмотрев особенности и структуру сна, выделим основные положения, необходимые нам для дальнейшего изложения материала:
• Сон включает в себя две основные фазы – фазу медленного («МДГ-сон») и фазу быстрого сна («БДГ-сон»), которые циклически сменяют друг друга по ходу ночи;
• То, что принято называть сновидениями возникает в фазу БДГ-сна;
• Сновидения в фазу БДГ-сна сопровождаются параличом мышц тела, ради нашей собственной безопасности;
• Сновидения в фазу БДГ-сна сопровождаются быстрыми движениями глаз и электрической волновой активностью мозга, схожей с волновой активностью во время бодрствования;
• Длительность быстрого сна к утру возрастает, поэтому, чтобы видеть больше сновидений спите дольше!
Глава 2. Существуют ли различия между осознанными сновидениями и выходами из тела?
«Одни хотели бы понимать то, во что верят, а другие – поверить в то, что понимают»
Станислав Ежи ЛецНаучный и оккультно-эзотерический подходы к осознанным сновидениям и выходам из тела
Сегодня выходит огромное количество книг, посвященных тематике осознанных сновидений и выходов из тела. Учитывая своеобразие этих феноменов, и большое количество разнообразных течений стоит ли говорить о том хаосе, с которым сталкиваешься, обращаясь к литературе на эту тему. До 70-х годов XX века было довольно сложно найти какие-либо работы, освещавшие рассматриваемые феномены [1]. Сейчас ситуация несколько изменилась – литературы очень много, но эта тема все также остается запутанной и мутной. Чтобы внести в эту проблему какую—то ясность для начала попробуем классифицировать на несколько групп существующие представления о выходах из тела и осознанных сновидениях. Решение вопроса о различиях осознанных сновидений и выходов из тела, как и решение многих других спорных вопросов в отношении этих явлений, зависит от соответствующего подхода, через призму которого они воспринимаются человеком.
В самом общем виде можно выделить два основных подхода к осознанным снам и выходам из тела. Первый подход – научный, второй – оккультно-эзотерический (назовем его так). Эти подходы соответствуют двум типам представлений о мире – системе представлений, опирающейся на научное и эзотерическое знание. Разделение практикующих осознанные сновидения и выходы из тела на научно-ориентированных и оккультно-ориентированных существует как в России, так и за рубежом.
В России представить научный подход каким-либо известным практиком или ученым проблематично. В наибольшей степени на эту роль подходит Михаил Радуга – известный практик внетелесных путешествий, занимающий прагматическую позицию (минимум теории, максимум практики) в отношении к выходам из тела и осознанным сновидениям. В целом его понимание рассматриваемых феноменов резонирует с научными представлениями о них. Оккультно-эзотерический подход в России в основном представлен различными последователями идей Карлоса Кастанеды (постнагуализм А. П. Ксендзюка, «Хакеры Сновидений»). За рубежом научный подход связан с именами Стивена Лабержа, Пауля Толи, Джейн Гакенбах, Сьюзан Блэкмор и др., а эзотерический – с именами Роберта Монро, Роберта Брюса, Уильяма Булмена и множества других авторов.
С точки зрения научного подхода выходы из тела обычно рассматриваются как разновидность осознанных сновидений. Осознанные сновидения, как и обычные сновидения, являются продуктом психики человека. Это виртуальная реальность, создаваемая малоизученными сознательными и бессознательными психическими механизмами. Научный подход подразумевает опору на эмпирические факты при анализе и описании изучаемого феномена. Эмпирические факты рассматриваются через призму материалистической парадигмы, поэтому выдвигаемые гипотезы, так или иначе, должны укладываться в эту парадигму, иначе исследование автоматически приобретает статус околонаучного, парапсихологического. Это не правильно, но на практике все получается именно так. Выдвигаемые гипотезы должны быть экспериментально проверяемы. Если их нельзя проверить, то есть доказать истинность или ложность, то это не наука, а метафизика. Поэтому ученые обычно осторожны в своих высказываниях и умозаключениях.
Помимо научно-ориентированных исследователей осознанными сновидениями и внетелесными путешествиями интересуется другая, возможно, значительно большая группа людей – это представители различных эзотерических школ, мистики, оккультисты, духовные практики и т. д. Обычно их подход к рассматриваемым феноменам сильно отличается от научного. Даже говорить о каком-то едином эзотерическом подходе к осознанным сновидениям и выходам из тела было бы ошибочно, так как это множество школ и течений, различающихся друг от друга по своим представлениям. Если сильно обобщать, то в рассматриваемых феноменах представители эзотерической направленности находят способ духовного развития и пути в иные измерения, параллельные миры, населенные существами различных уровней разумности, с которыми можно вступать в контакт, получать информацию и т. д. Именно из этого направления берет свое начало столь популярное понятие «астрального мира» и «астральной проекции».
Особое внимание сегодня привлекают возможные точки соприкосновения науки и эзотерики. Строящиеся мосты между этими мирами, пока в основном остаются воздушными, хотя определенные подвижки в этом, безусловно, есть, но не все хотят их замечать. В своей основной массе ученые слепо отстаивают свою парадигму, не видя дальше границ концепций, которые взяло на свое вооружение их «Я», а эзотерики, также, потакая желаниям своего «Эго», перегибают палку – существующие гипотезы описывают как доказанные и общепринятые факты, некритически воспринимают околонаучные концепции, на основе верных посылок делают совершенно безосновательные выводы, некритически относятся к собственному опыту и т. д. Эзотерики часто пользуются хитрым приемом, описывая парапсихологические и оккультные феномены как научно доказанные. В результате у человека далекого от науки создается ложное впечатление, что наука и эзотерика не противоречат, а дополняют друг друга [2]. В будущем, возможно, все так и будет, а пока говорить об удачном синтезе научных и эзотерических представлений не приходится. Это касается и представлений в отношении феноменов осознанных сновидений и выходов из тела.
В этой работе мы часто будем говорить об этих двух подходах к осознанным сновидениям и выходам из тела. Необходимо осознавать, что подобное разделение сделано в целях удобства и может ввести читателя в заблуждение, что все концепции, относимые к оккультно-эзотерическому или научному подходу одинаково плохи или хороши. Например, среди авторов, подходящих к проблеме осознанных сновидений и выходов из тела с оккультно-эзотерических позиций есть те, кто описывает эту проблему на качественно высоком уровне, учитывая данные накопленные в психологии, антропологии, религиозных и мистических учениях, соотнося свои опыты со всем этим корпусом знаний и свидетельствами других сновидцев, а есть те, кто поступает иначе и в итоге мы имеем системы представлений совершенно другого уровня.
В поисках критерия различий осознанных сновидений и выходов из тела
Исследователи осознанных сновидений и внетелесных состояний активно обсуждают вопрос о различиях между этими феноменами. Действительно ли между ними имеются отличия и, если имеются, то в чем они заключаются? Далее мы рассмотрим доводы «за» и «против» понимания осознанных сновидений и выходов из тела как явлений, имеющих общую природу.
О различиях осознанных сновидений и выходов из тела в основном говорят практики оккультно-эзотерического толка, в то время как научно-ориентированные исследователи отстаивают их единство. Основная проблема здесь заключается в поиске критерия, опираясь на который, мы могли бы провести четкую грань между осознанным сном и внетелесным состоянием.
Научно-ориентированные исследователи (С. Лаберж, Л. Левитан, П. Толи и т.д.) считают, что такой критерий отсутствует. Они склоняются к тому, что внетелесные переживания – это разновидность осознанных сновидений. Есть два основных типа осознанных сновидений. Первый тип осознанных сновидений возникает, когда человек, по ходу сюжета сна, осознает, что видит сон. Это классический вариант осознанного сна. Второй тип осознанных сновидений – это сновидения, инициируемые из состояния бодрствования. В этом случае человек, сохраняя сознание, из состояния бодрствования переходит в сновидение. При этом второй тип осознанных сновидений имеет много схожих черт с типичным выходом из тела.