Об известных евреях Шклова
Маргарита Акулич
© Маргарита Акулич, 2019
ISBN 978-5-4496-3080-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Шклов не назовешь крупным беларуским городом. Но в нем родилось немало известных евреев, и о некоторых из них гремела слава на весь мир. Многие из евреев в прошлом были людьми, которыми может гордиться Беларусь. Они – часть истории страны.
Данная книга, по сути, является продолжением книги «Шклов и евреи». Приведенная в ней информация представляется, возможно, не полной, но приближающейся к полной в плане перечисления известных евреев Шклова.
Книга имеет образовательный, культурный, информационный характер.
I О Залмане Шнеуре
Залман (Залкинд) Шнеур (1887—1959).«Еврейский поэт и прозаик. Источник: http://ru.wikipedia.nym.su/wiki/Шнеур,_Залма
1.1 Основное из биографии. Работа
Основное из биографии
Рождение Залмана Шнеура (Залкинда Шнеера/Шнеура при рождении) произошло в 1886-м или в 1887-м году в Шклове. Его уход из жизни датируется двадцатым февраля 1959-го года. Умер он в США, в Нью-Йорке.
Был гражданином Израиля.
Известен в качестве еврейского поэта и писателя (прозаика), писавшего на идише и иврите.
Отец его, Ицхок-Айзик Шнеер (Шнеур, потомок Шнеура-Залмана из Ляд) был промышленником, специалистом по драгоценным камням. Маму звали Хаей-Фейгой Зусманович.
Образование Залманом было получено еврейское, традиционное. Однако с двенадцатилетнего возраста им посещалась русская школа. Очень рано (в восьмилетнем возрасте) он начал писать сочинения (проза и стихотворения).
В 1900-м году произошел его переезд в Одессу. Здесь началась его самостоятельная жизнь. Он готовился к тому, чтобы сдать экстерном экзамены на аттестат зрелости. Им брались частным образом уроки. Во время занятий состоялось его знакомство с Бяликом Х. Н., который давал ему уроки Библии, Равницким И. Х. и другими писателями-евреями, сразу признавшими его талант.
Его награды [1]:
«Премии:
Литературная премия имени Бялика (1951).
Государственная премия Израиля (1955)».
С 1948-го по 1957-й годы его номинировали на Нобелевскую премию по литературе.
Залман (Залкинд) Шнеур (1887—1959).«Еврейский поэт и прозаик. Родился в Шклове (Могилевская губерния). Объездил Европу и Америку. Сотрудничал в еврейских газетах. В 1951 году приехал в Израиль. Поселился в Рамат-Гане. С 1955 года жил в курортных городах Европы. Умер в поездке по США». Источник: http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer13/Kheyfets1.php
Работа
Бялик дал Шнеуру рекомендацию, с которой он в 1902-м г. поехал в Варшаву на работу. В Варшаве его приняли в качестве сотрудника в изд-во «Тушия». После им проводилась работа в редакции литературного детского еженедельного издания «Олам катан», в котором редактором являлся Гордон Ш. Л.
Позже ему дали работу переписчика у Переца И. Л. В друзьях у него числились писатели Каценельсон И. и Беркович И. Д.
Год 1903-й (лето). В данное время произошло возвращение Шнеуруа в родной Шклов.
Период с 1904-го года по год 1906-й. В данном временном периоде проходила его трудовая деятельность в Вильне (редакция еженедельного издания «Ха-Зман». После закрытия данного издания писатель поехал в Женеву, а после этого – – в Берн.
Год 1907-й был годом прибытия Шнеура в Париж. В Сорбонне он занимался слушанием лекций по естествознанию, философии, литературе.
После были его путешествия, он посетил Северную Африку и Европу.
Когда шла Первая мировая война, он как подданный России был интернирован в германский Берлин и определен на работу в госпиталь. В Берлине он обучался на медфаке университета, но закончить его Шнеуру не удалось. Он зарабатывал себе на жизнь, работая в редакциях журналов и газет на идише («Цукунфт», «Момент»).
Год 1918-й. Шнеур был приглашен в Москву, на работу в издательство Штыбеля А. И., но он не поехал.
Год 1919-й. В данном году состоялось посещение его Соединенных Штатов, где им были налажены связи с разными издательствами книг на идише.
Впоследствии было его возвращение в Берлин, где он и Зальцман С. Д. основали изд-во «Ха-Сефер», напечатавшее в том числе и ряд его собственных произведений (книжного формата).
Год 1924-й. Данный год оказался годом переезда Шнеура во Францию, он там подключился к еврейско-русскому культурному парижскому неформальному сообществу.
Год 1926-й. С данного года начались выступления Шнеура на литературных встречах с чтением собственных произведений. Кроме того, он работал [1]:
«в Союзе преподавателей древнееврейского языка в Париже, Союзе еврейских студентов, Еврейском народном университете, а также в «Pariser Tageblatt» (1930-е годы)». В это время в различных газетах и журналах печатались его новеллы на идиш».
Год 1925-й. Это был год посещения Шнеуром Эрец-Исраэля, поскольку в гор. Иерусалиме открылся Еврейский университет. В 1936-м г. состоялось еще одно (повторное) посещение им страны.
Годы 1930-е. В данное время он сотрудничал с редакциями газет «Паризер моргенблат», «Форвертс» и др.
Когда Францию оккупировали нацисты, Шнеура, которому (с его семьей) пришлось скрываться, спасая свою жизнь, переправили в Испанию, а позднее, в 1941 -м г. (в сентябре месяце) – в Соединенные Штаты.
1.2 Переезд в Израиль. Публикации на русском языке
«Действие романа „Император и ребе“ видного еврейского писателя Залмана Шнеура (1887—1959) охватывает период от первого раздела Польши до бегства французов из Москвы. Героями романа стали три российских императора, Наполеон Бонапарт, Старый ребе – основатель движения Хабад рабби Шнеур-Залман из Ляд, Виленский гаон – выдающийся духовный авторитет ортодоксального еврейства реб Элиёгу бен Шлойме-Залман. Поставленные в центр исторического повествования яркие полулегендарные сюжеты помогают читателю вжиться в дух и человеческую среду описываемой эпохи и взглянуть на нее в новом, неожиданном ракурсе». Источник: http://knizhniki.ru/ru/catalog/id=1/subid=655/
Переезд в Израиль и смерть
Год 1949-й явился для Шнеура годом посещения Израиля. В 1951-м г. он туда переехал, поселившись в Рамат-Гане.
В 1955-м г. он путешествовал по европейским курортным городам. Когда он находился в поездке по Соединенным Штатам, его настигла смерть.
Публикации на русском языке
Публикации на русском языке [1]:
«Шкловцы. М.: Книжники, 2012. – 184 с.
Дядя Зяма. М.: Книжники, 2014. – 283 с.
Император и ребе: роман в 5-ти книгах. Перевод с идиша Велвла Чернина. М.: Книжники, 2018. Том первый – 720 с., том второй – 1072 с.
II О Гузикове Михоэле Иосефе
«Это кажется, что жизнь Михаэля Гузикова закончилась очень давно: более 170 лет назад. Но время как бы по волшебству спрессовывается, и мы оказываемся почти современниками: в 1860-х годах в Вильно в „капелле“ Якова Эвена, ученика и последователя Михаэля Гузикова, играл на скрипке юноша Рувим Хейфец, отец и первый учитель Иосифа Хейфеца. А Иосиф Хейфец – это уже наш современник, великий скрипач, ставший всемирно известным под именем Яши Хейфеца. Он родился в Вильно и умер в Лос-Анджелесе в 1987 году на 86-м году жизни. Некоторые из наших читателей побывали на концертах, с которыми он объездил полмира. Сегодня каждый может слушать записи Яши Хейфеца в новом цифровом формате. Так в звуках волшебной скрипки великого музыканта, новейшими достижениями техники перенесенных в XXI век, оживают клезмерские традиции давно ушедшего времени. Традиции, заложенные Михаэлем Гузиковым».
(Владимир Коган)
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гузиков,_Михоэл_Иосеф
Михоэл Иосеф Гузиков
2.1 Основное из биографии. Семья и семейная «капелла»
Основное из биографии
Рождение Гузикова Михоэла Иосефа произошло в Шклове в 1806-м году (второго сентября). Покинул он этот мир в Ахене в возрасте тридцати одного года в 1837-м году (двадцать первого октября).
Известен в качестве профессионального музыканта-виртуоза (инструмент – ксилофон), создателя классической модели ксилофона и одного из первых и лучших сольных исполнителей на нем.
Перенес серьезное заболевание, давшее осложнение на его легкие. Из-за этого на духовных инструментах он играть прекратил.
Владимир Коган пишет [3]:
«В конце 1828 года, когда Михаэль жил уже отдельно от родителей, был женат и имел двоих детей, произошло несчастье – музыкант простудился и тяжело заболел. Диагноз был неутешителен – грудная болезнь, так тогда называли туберкулёз, не позволяла ему больше играть на духовых инструментах».
Семья и семейная «капелла»
Семья Гузикова была небогатой, Михоэл родился и вырос в семье музыкантов-клезмеров. С самого дества он проводил время, обучаясь игре на флейте и дульцимере (дульцимер является инструментом наподобие цимбал). Был некоторое время уличным музыкантом.
О семейной «капелле» Гузиковых написал Владимир Коган [3]:
«В семье Иосифа Гузикова, который работал в клезмерских „капеллах“ Шклова, подрастали сыновья, они, как все еврейские дети, учились в хедере, а музыке отец обучал их дома: сыновья должны были унаследовать отцовскую профессию. Когда дети выросли, Иосиф Гузиков организовал семейную „капеллу“. В городе она считалась одной из лучших и пользовалась успехом. Работы было много как в Шклове, так и в окрестных еврейских местечках».
Ксилофон, усовершенствованный Гузиковым. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гузиков,_Михоэл_Иосеф
Михоэл Иосеф Гузиков
2.2 Выступления Гузикова и его значимость как создателя модели ксилофона. Творчество (исполнительское искуссво)
Выступления Гузикова и его значение как создателя модели ксилофона
Гузиков стал радовать публику своей игрой на народном беларуском инструменте, называвшемся «брусочки» или «соломенная гармоника». Данный инструмент Гузиковым был серьезно усовершенствован. Он создал [2]:
«современную модель четырёхрядного ксилофона с объёмом в две с половиной октавы хроматического диапазона. За три года он достиг высокой степени мастерства в исполнении на нём и стал давать сольные концерты».
Год 1834-й. Гузиков очень успешно выступал в таких городах, как Одесса, Москва, Киев. Его поддержали польский скрипаа Кароль Липинский и поэт Альфонс Ламартин. Благодаря им состоялись его гастроли в ряде европейских городов: Вена, Франкфурт, Прага, Париж.
О его концертах в Википедии написано следующее [2]:
«Концерты, на которых музыкант выступал в традиционном еврейском костюме в сопровождении ансамбля, состоявшего из его родственников, имели огромный успех. В репертуар Гузикова входили как народные еврейские мелодии, так и собственные переложения сочинений Вебера, Гуммеля, Паганини и других классических композиторов».
Большая значимость для Беларуси и мира Гузикова состоит в создании им модели ксилофона, которая использовалась десятилетиями в основном без изменений. Именно благодаря Гузикову ксилофон превратился в полноценный инструмент классической музыки.
Оригинальных сочинений виртуоза Гузикова, к огромному сожалению, не сохранилось.
Творчество (исполнительское искусство)
Многие профессиональные еврейские музыканты были очень впечатлены Гузиковым. Фердинанд Хиллер написал ему рекомендацию, адресованную Джакомо Мейерберу. Феликс Мендельсон писал своей семье в 1836 году [4]:
«Мне любопытно узнать, радовал ли вас Гузиков так же сильно, как и меня. Он настоящий феномен; известный парень, не уступающий ни одному виртуозу в мире, как в исполнении, так и в чувствах; поэтому он больше радует меня своим инструментом из дерева и соломы, чем многие своими фортепьяно».
Гузиков вызвал восхищение и дружбу музыковеда Франсуа-Жозефа Фетиса, который написал в своем музыкальном словаре длинную о нем статью, основанную на их дискуссиях в Брюсселе.
Измученный поездкой, Гузиков скончался от туберкулеза в Аахене, его последние дни были опечалены предполагаемой кражей его драгоценного инструмента из его жилья.
Сохранилась, к сожалению, только одна музыкальная пьеса, написанная Гузиковым, – еврейский гимн Шир Хамаалот (Псалом 126).
Об исполнительском искусстве Гузикова писал Владимир Коган в статье «Михоэл Иосеф Гузиков – клезмер- виртуоз» [3]:
Источник: http://rntbcat.org.by/belnames/F_HTM/Guzikov.HTML
«Гузиков не только создал новый инструмент, но его виртуозное исполнение сложнейших музыкальных произведений на «гармонике из дерева и соломы» открыло новые возможности применения этого инструмента, и сделало ксилофон популярным среди исполнителей. Конструкция ксилофона, созданная Гузиковым, впоследствии использовалась многими музыкантами-виртуозами.
Новый инструмент привлёк внимание композиторов, для ксилофона писались специальные пьесы, делались обработки популярных музыкальных произведений, оригинальный звук ксилофона часто использовался в инструментальной и театральной музыке. Многие читатели помнят мелодии, которые завоевали сердца тысяч слушателей во всём мире: танец феи Драже из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского или танец с саблями из балета Арама Хачатуряна «Гаянэ». В XX веке появилась усовершенствованная конструкция ксилофона с реверберацией звука, а затем инструмент оснащался электронными элементами, преобразующими звук, так, что казалось, что пластины ксилофона сделаны из разного материала: в один момент звучало дерево, потом стекло или металл.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги