Книга Бог есть и точка. Разумные основания для веры в Бога и в христианское вероучение - читать онлайн бесплатно, автор Турал Дарвин
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Бог есть и точка. Разумные основания для веры в Бога и в христианское вероучение
Бог есть и точка. Разумные основания для веры в Бога и в христианское вероучение
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Бог есть и точка. Разумные основания для веры в Бога и в христианское вероучение

Бог есть и точка

Разумные основания для веры в Бога и в христианское вероучение


Турал Дарвин

© Турал Дарвин, 2021


ISBN 978-5-0055-8241-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Вопрос существования Бога является, пожалуй, самым важным философским вопросом в нашей жизни. Этот вопрос был поставлен многими мыслителями на протяжении всей истории философской науки начиная от Древней Греции до наших дней, от Платона до Платинги. Действительно ли существует Бог? Этот вопрос, как никогда, актуален, потому что без Бога наша жизнь теряет весь смысл, всяческую надежду. Но с другой стороны, если Бог существует, то мы приобретаем не только смысл жизни и надежду, но и возможность узнать Бога, Его любовь к нам! Одно лишь осознание того, что существует Личностный Творец, Который желает, чтобы мы стремились найти Того, Кто хочет стать нашим другом, уже вызывает одно лишь восхищение, которое крайне трудно выразить словами. Это ли не удивительно и прекрасно?

Безусловно, вышесказанное не свидетельствует в пользу существование Бога, но, тем не менее это подталкивает нас к рассмотрению этого столь важного вопроса! Поэтому в этой книге будет представлен ряд аргументов, которые дают нам разумные основания для Веры в Бога. Мы рассмотрим космологический, телеологический аргумент, моральный, аргумент от чудес: Воскресение Иисуса Христа.

Глава 1

Космологический аргумент (аргумент от первопричины)

Существует множество пониманий космологического аргумента, но мы рассмотрим всего два.


Первое – разъяснение Фомы Аквинского в книге «Краткое изложение теологии». Второе – каламический космологический аргумент – сформулировано средневековыми мусульманскими богословами.

Итак, рассмотрим все по порядку:

Фома Аквинский является наиболее авторитетным католическим теологом и философом, который соединил идеи Августина с философией Аристотеля, тем самым отстаивая христианские истины в рамках аристотелевской системы.

Фома придерживался рационального обоснования существования Бога. И в книге Summa Theologica (Краткое изложение теологии, более известное название – «5 путей») автор излагает 5 логических аргументов в пользу существования Бога!

– Первый путь. Перводвигатель

– Второй путь. Необходимая причинность

– Третий путь. Возможность и необходимость

– Четвёртый путь. Путь степени совершенства

– Пятый путь. Стремление в мире к какой-то одной конкретной цели.


Фома Аквинский излагает 5 логических аргументов в пользу существования Бога


Мы с вами рассмотрим только второй и третий путь.

Второй путь Фомы Аквинского

Второй путь Фомы Аквинского – аргумент от необходимой причинности. Излагается так:

– В мире существует действующие причины – другими словами, производящие результат причины.

– Невозможно, чтобы что-то было действующей причиной самого себя, так как это означает, что причина должна предшествовать самой себе, чтобы быть причиной самого себя.

– Невозможность бесконечной последовательности действующих причин. Если отсутствует первая причина ряда, то и сам ряд не имеет причины.

– Должна существовать некая первая действующая Причина, которая сама является беспричинной, при этом причиной всей действующей в нашем мире причинности.

– Мы называем эту действующую причину Богом.

Как мы видим, Фома Аквинский описывает Бога как совершенно уникальную причину. Такая причина не является подчинённой чему-то причиной. Это причина бытия, а не физическое явление, которое возникает.

Художник, который рисует картину, является действующей причиной этой картины.

С позиции Фомы Аквинского совершенно абсурдно, чтобы что-то было причиной самого себя. Такой вывод является логически несостоятельным.

Отсутствие первопричины ведёт к отсутствию последнего следствия, как отсутствие художника ведёт к отсутствию картины.

Для Аристотеля Бог – конечная причина, а наше существование – это следствие.

У Фомы Аквинского Бог метафизичен, т.е. вне физического мира.

Метафизичен – только потому, что причина выше физического и выше всех материальных условий, и причина её существования – в творческом действии божественного Начала.

Третий путь Фомы Аквинского

Третий путь Фомы Аквинского – аргумент от возможности и необходимости можно представить так:

– Мы обнаруживаем, что есть вещи, существование которых начинается и прекращается, речь идёт о возможных сущностях.

– Но не все вещи возможны, потому что должно существовать что-то, что даёт начало этим вещам и вообще чему-то ещё. Другими словами, ничто не может создать нечто.

– Следовательно, должна быть Сущность, которая никогда не возникала и никогда не прекратит существование.

– И поэтому невозможно, чтобы ряд необходимых сущностей, имеющих причину своей необходимости в чём-то ещё, уходил в бесконечность. Бесконечная последовательность зависимых причин невозможна, и необходимая Сущность не может быть зависимой сущностью.

– Мы называем Богом Того, Кто все создал. При этом Сам Бог ни от кого не зависит.


Безусловно, как отмечают многие христианские философы, «третий путь» Фомы Аквинского является очень сильным и убедительным. В нем Бог определяется как беспричинная необходимая Сущность, которая и является причиной всех возможных сущностей и тех сущностей, которые причинно необходимы.

К ним относятся те сущности, которые могут как быть, так и не быть. К примеру, сущность, которая рождается и которая, спустя определённое время, гибнет.

Каламический космологический аргумент

Перейдём теперь к Каламическому космологическому аргументу. Это сильный аргумент в пользу существования Бога. Популяризатором и тем, кто возродил, по сути, этот аргумент, является известный Христианский философ и апологет Уильям Лейн Крейг.

Формулировка аргумента звучит так:

1.У всего, что имеет начало, есть причина.

2.Вселенная имеет начало.

3.Следовательно, у Вселенной есть причина.


У Вселенной есть причина


Если предпосылки (1) и (2) логически обоснованы, следовательно, логически обоснована и предпосылка (3).

Давайте рассмотрим каждую предпосылку по порядку

(1) У всего, что имеет начало, есть причина

Данная предпосылка, безусловно, имеет смысл, потому что мы прекрасно знаем: ничто не может создать нечто. Мы не наблюдаем в повседневной жизни, как из ничего появилось бы что-то.

Например, если вы возьмёте пустую коробку, замотаете скотчем, очевидно, что внутри коробки ничего не появится. Она как была пустой, такой и останется!

Чтобы принять эту абсурдную концепцию, мы должны отбросить принцип причинно-следственных связей во вселенной. Скептик Дэвид Юм заявил: «Я никогда не делал настолько абсурдного утверждения о том, что что-либо могло возникнуть без причины».

Поэтому многие новые атеисты, такие как более известный Лоуренс Краусс и Ричард Докинз заявляют, что вселенная возникла из ничего. Но в их понимании, как собственно среди многих «новых» атеистов, это «ничто» все-таки является чем-то и в данном случае – это квантовый вакуум флуктуирующей энергии.

Но позвольте спросить, а откуда появился этот квантовый вакуум флуктуирующей энергии? Справедливости ради мы никак не можем назвать это – «ничто»! Это нечто, которое также нуждается в объяснении.

И поэтому многие, понимая, что бытие не может возникнуть из небытия, задают крайне алогичный вопрос: «Какая же причина у Бога?». Но суть в том, что в предпосылке (1) не утверждается, что «У всего, что существует, есть причина». Здесь идёт речь, что «У всего, что имеет начало, есть причина». И с позиции Теизма у Бога никогда не было начала, Он вечен! Иначе называть Его Богом не имело бы смысла. Поэтому вопрос: «Какая причина у Бога» – никак не опровергает предпосылку (1), т. к. Бог вечен и этой позиции теисты придерживались тысячелетиями!

(2) Вселенная имеет начало

Мы рассмотрели предпосылку (1), перейдём к предпосылке (2), которая заявляет, что вселенная имеет начало.

Скептики никак не могут позволить себе согласиться с предпосылкой (2), поэтому и вынуждены заявлять, что вселенная существовала вечно и бесконечное количество времени. В таком предмете, как математика, используется бесконечность, но в реальности она абсурдна.

Можно представить себе 10-метровую нить, которую отрезают по части до бесконечности. Как долго нужно резать ее бесконечное количество раз? И достигнем ли мы бесконечности, обрезая нить ещё раз? Безусловно, в этом нет смысла.

Чтобы показать абсурдность бесконечности, приводят более известный мысленный эксперимент Дэвида Гильберта т. н. Отель Гильберта. Он сформулирован так:

Есть бесконечное количество комнат, и все эти комнаты в бесконечном отеле заняты, свободных мест нет. Предположим, что пришел новый гость и просит предоставить ему квартиру. Администратор говорит: «Да, без проблем». Дальше он переселяет гостя из комнаты №1 в комнату №2, гостя из комнаты №2 – в комнату №3, другого гостя из комнаты №3 – в комнату №4 и так до бесконечности. И после всего нового гостя заселяют в свободную комнату №1, но дело в том, что до этого гостя, бесконечное количество комнат уже было занято.


Бесконечный отель


Но абсурд на этом не кончается. Теперь давайте представим, что бесконечное количество гостей появилось возле стойки регистрации, и просят предоставить номер.

– Не вопрос! – говорит администратор.

Затем он перемешает гостя из комнаты №1 в комнату №2, гостя из комнаты №2 – в комнату №4, гостя из комнаты №3 – в комнату №6 и т. д. до бесконечности, перемещая гостей в комнату с номером вдвое больше исходного.

Поскольку все жильцы теперь проживают в комнатах с четными номерами, бесконечное число новых гостей поселяется в комнаты с нечетными номерами. Помните, до того, как прибыло бесконечное количество гостей, все бесконечное количество комнат уже было занято.

В первом примере у нас уже было бесконечное число гостей, но мы добавили ещё одного гостя. Поэтому в данном случае мы получаем бесконечность +1 = бесконечность.

Во втором примере у нас было бесконечное количество гостей, которые уже были в отеле до того, как в него не заселилось также бесконечное количество гостей, и мы также получаем бесконечность + бесконечность = бесконечность.

Никакой разницы нет, что мы прибавили 1 к бесконечности или что бесконечность к бесконечности, мы всё равно получили бесконечность. Поэтому математически такой отель показывает, что актуальная бесконечность в реальном мире не имеет под собой никакой логической основы.

Есть также второй более известный аргумент, выдвинутый средневековым мусульманским философом аль-Газали. Формулировка гласит так:

Предположим, что Юпитер и Сатурн вращаются вокруг Солнца вечно. Если Сатурн делает полный оборот вокруг Солнца, то Юпитер делает это в 2,5 оборота. Как понять, какая из планет совершила большее количество оборотов? Если обе планеты вращались вечно, то количество для обеих так и остается бесконечным.

Но это лишено всякой логики. Поэтому чем больше времени прошло, тем более мы получаем расхождений между количеством оборотов. Число оборотов Сатурна и Юпитера остается одинаковым, даже если учесть, что Юпитер вращался в 2,5 раза быстрее.


Вращение вокруг солнца


Исходя из этих примеров, мы делаем очевидный вывод: актуальная бесконечность не может существовать в реальном мире. Вселенная не существует бесконечное количество моментов времени.

Скептики, которые отказываются от предпосылки (2), сталкиваются с еще одной проблемой: невозможно достичь бесконечности. Если вселенная уходит в бесконечный отрезок дней, то сегодня никогда бы не наступило, мы бы потратили этот бесконечный отрезок. Но в этом то и дело, что бесконечность не может закончиться.

Это также можно представить так: прежде чем мы можем достичь сегодня, нужно чтобы наступило вчера, позавчера и т. д. до бесконечности. Но возникает вопрос: как мы об этом можем узнать? Мы достигли бесконечности в прошлом? В прошлом у нас нет дня, с которого мы отсчитали до сегодня. Это все равно, что считать все отрицательные числа от бесконечности до нуля.

Поэтому единственное логичное умозаключение: вселенная имела начало конечное время назад.

(3) Следовательно, у Вселенной есть причина

Поскольку у всего, что имеет начало, есть причина (1), а вселенная имеет начало (2), то из этого неизбежно следует, что у вселенной есть причина (3). Исходя из этого, что мы можем знать о природе этой причины?

Причина вселенной не должна быть частью физического мира, а должна быть вне её.

Из этого получается, что первопричина внепространственная, вневременная и нематериальная, потому что пространство, время и материя появляются в начале вселенной. Поэтому на возражение скептиков, что вечная первопричина также имеет проблемы как извечная вселенная, мы можем ответить: это ошибочное мнение, т.к. первопричина вселенной не ограничена временем, первопричина существует вне времени или независимо от времени. То есть она существует во вневременном состоянии и, следовательно, бесконечное количество моментов во времени её не касается.

Помимо этого, Первопричина должна являться Личностью, поскольку существует только два вида сущностей, которые вне пространства, вне времени, и нематериальны. Это либо числа, либо Высший Разум. Но числа не обладают ни причинной силой, ни свободной волей, поэтому единственное объяснение – это Высший Разум, обладающий свободной волей, Который и сотворил мир.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги