Гули Базарова
Теория и практика создания тренинга
Все права защищены. Воспроизведение всей книги или ее части в любом виде воспрещается без письменного разрешения издателя.
© Базарова Г. Т., 2020
© Издание, оформление. Издательство «Олимп-Бизнес», 2020
⁂Вступительное слово автора
Дорогие друзья, я очень долго шла к тому, чтобы важный и значимый период моей тренерской жизни оформился в осязаемый результат. Данная книга – краткий рассказ о том, чем я занималась 20 лет. Я безмерно счастлива, что этот день наступил, и, конечно, хочу посвятить свою книгу моим самым близким, тем, кто позволял мне реализовываться и развиваться в профессии. Я это очень ценю, даже если редко говорю об этом. Спасибо, что выдержали мой тренерский марафон, во время которого я чувствовала любовь и поддержку и могла без выходных работать 25 тренинг-дней подряд. Моим друзьям, которые все эти годы свои праздники подстраивали под мои выходные между тренингами. Моим выпускникам – вместе с вами я познавала нюансы профессии, на наших занятиях делались открытия и рождались инсайты. Для вас книга написана так, чтобы, читая, вы слышали мой голос и вспоминали описанные эпизоды.
Дорогая команда издательства, мои коллеги Юлия Сотникова[1] и Светлана Евдокимова[2], без вас невозможно было бы привести в порядок все мои материалы. Спасибо большое!
В добрый путь!
Буду благодарна уважаемому читателю за комментарии и обратную связь; пишите мне в WhatsApp: +79039615520
Приятно будет познакомиться с тем, у кого книга окажется в руках.
До связи!
Гули БазароваВведение
Гибкое и своевременное реагирование на изменения окружающей среды – одна из ключевых компетенций сотрудников и компаний в условиях постоянно растущей конкуренции и в ситуации непрерывно нарастающей неопределенности. По-настоящему успешные организации ориентируются в первую очередь на развитие, поддержание собственной репутации и экологичность внутренних и внешних отношений. Предприятия, цель которых не только «выживание», но и планомерный рост, давно признали, что их ключевой задачей при этом становится способность, словно «живой организм», быстро реагировать на любые изменения[3]. Следовательно, ориентация на развитие и сопутствующая ей динамичность реализуются, прежде всего, чтобы максимально эффективно адаптировать «командное поведение» к постоянно меняющимся условиям. Неважно, какой тип стратегии компания выбирает в качестве доминирующего – (а) реактивный («простой ответ» на внешний вызов) или (б) интерактивный («активное взаимодействие» и расширение), – их можно реализовать, только если руководство уделяет внимание «саморазвитию»[4]. Утверждение принципа «саморазвития» предполагает, что целенаправленные усилия необходимо предпринимать для актуализации ресурсов всей команды сотрудников[5].
В современной жизни, с ее непрерывными кризисами, разрешение которых зачастую непрогнозируемо, руководителям и сотрудникам компаний как никогда необходимо обучение. В статье «Особенности обучения взрослых»[6] мы сказали о том, что специалист в сфере управленческого консультирования Рег Реванс[7] сформулировал своего рода закон успешной бизнес-адаптации: «Организация (и сотрудники) будет процветать до тех пор, пока темп ее обучения выше (или равен) темпу изменения внешней среды».
Сегодня существует множество компаний, ориентированных на долгосрочные тренинговые программы. Они понимают, что формирование у сотрудника полноценного навыка со всем комплексом знаний невозможно без его глубокой проработки и закрепления, чего не достичь за один день, и нанимают собственных тренеров, а некоторые даже содержат целый штат корпоративных коучей.
Обучение людей требует ответственности каждого специалиста. Для начала необходимо позволить обучающимся делать самостоятельные шаги, а затем поддерживать их развитие инструктажем, обратной связью и последующим управлением достижениями и карьерным ростом. При этом важно отметить, что все люди учатся по-разному и каждый по-своему воспринимает и обрабатывает информацию. Если организация понимает и учитывает эти индивидуальные особенности сотрудников, то с большой долей вероятности она создаст необходимые условия, питательную среду для проявления и максимального раскрытия уникального потенциала каждого в единой команде. Во времена кризиса и стремительных перемен стабильны только те компании, которые осознают ценность обучения и развития и находят в этих непредвиденных обстоятельствах новые точки, возможности для роста, новые вызовы.
В настоящее время реальную пользу и эффективность тренинга оценили и руководители, и сотрудники предприятий. Это связано, во-первых, с тем, что у большинства сотрудников уже имеется позитивный опыт участия в тренингах, и поэтому они видят результаты такой формы обучения, реализуемой непосредственно в профессиональной среде. Во-вторых, если раньше мало кого интересовало мнение участников тренинга о том, что для них актуально, то теперь возросшая потребность в обучении персонала делает этот диалог «открытым» и необходимым, что помогает решать самые разные проблемы компаний. Подчеркнем: перечень проблем, разрешаемых с помощью психологического тренинга, с каждым годом всё увеличивается. Как мы указывали в своей статье «Принципы организации и проведения бизнес-тренингов»[8], с помощью обучения сотрудников организации могут решать различные задачи. Список направлений, способствующих оптимизации деловой деятельности, весьма внушителен. Приведем некоторые из них:
● повышение бизнес-показателей компании, улучшение статуса на рынке в условиях высокой конкуренции;
● повышение коммерческой целесообразности бизнеса (особенно важно для стартапов, которые выходят из какого-то крупного бизнеса);
● дополнительная диагностика сильных и слабых сторон в деятельности организации;
● формирование или укрепление «достойного имиджа» компании;
● формирование новых профессиональных знаний, навыков и умений у сотрудников;
● адаптация персонала к изменяющимся условиям труда;
● сплочение рабочих групп или команды предприятия в целом;
● возможность смены должностей и видов деятельности – например, при ротации или получении смежной профессии (это часто бывает в закрытых компаниях, которые хотят, чтобы у них в штате были транспрофессионалы[9]);
● взаимный обмен опытом и знаниями сотрудников друг с другом и руководства с сотрудниками;
● своевременное получение обратной связи об эффективности работы;
● управление талантами, лидерами;
● работа с кадровым резервом, его создание и развитие;
● снижение сопротивления сотрудников переменам, повышение готовности к ним;
● повышение трудовой мотивации и лояльности персонала компании;
● выявление и реализация потенциала сотрудников;
● оптимальное прохождение «кризисных» этапов в жизни организации;
● гармонизация социально-психологической атмосферы в коллективе;
● формирование обучающей корпоративной культуры – как правило, это происходит при длительных обучающих проектах с развитым в компании корпоративным университетом.
Как мы указали в учебнике «Организационная психология», анализ перечисленных направлений говорит о том, что проведение тренингов обладает, как правило, полифункциональным эффектом. Удачно разработанный и проведенный тренинг косвенно влияет на следующие показатели:
● эффективность работы всей компании за счет повышения производительности и качества работы значительной части сотрудников;
● обновление видения перспектив и повышение степени готовности организации к изменениям на рынке;
● создание адекватной кадровой политики при условии, что обеспечена полноценная обратная связь относительно профессионального потенциала сотрудников, прошедших обучение; это ложится в основу новых управленческих стратегий командообразования и принятия решений о карьерном продвижении;
● значительное повышение удовлетворенности деятельностью и мотивации сотрудников.
Систематическое внедрение тренинговых программ разного типа, таким образом, не только позитивно влияет на бизнес-показатели компании и стабильность ее жизни, но и активизирует главный человеческий ресурс «внутреннего роста» и саморазвития, повышая компетентность и работоспособность персонала. Когда мы говорим о массовом обучении, на ум приходит множество примеров, в которых оно помогало изменить корпоративную культуру организации в целом. И это уже вопрос не только обучения, но и элементов консалтинга. Так происходит, например, в крупных банках. Однако подобное обучение обходится довольно дорого и занимает много времени. Столь масштабный проект мы реализовали в Ташкенте: были подготовлены 32 тренера, которые сейчас успешно работают по регионам и обучают других слушателей и тренеров. Первая часть обучения была проведена нами в феврале 2018 года, вторая – в июле 2019 года.
За счет подобных проектов предприятия становятся саморазвивающимися и создают комфортную среду для развития сотрудников.
Одна из отличительных черт тренинга заключается в том, что необходимость его проведения должна быть осознана и инициирована руководством компании.
Знать, зачем предприятию обучение, тренер должен именно для того, чтобы предоставить определенные аргументы в пользу тренинга, с которым он идет к руководителю на этапе первичной встречи. Это особенно актуально для заказчика, уже побывавшего на нескольких обучающих программах, но в итоге не получившего прироста эффективности. Конечно, такому лидеру надо будет привести с десяток аргументов. И напротив, когда обучение в компании непостоянное, а часть руководителей говорит: «нам нужен тренинг, но мы не знаем какой», – тогда проявления инициативы ждут от самого тренера. В таком случае надо понимать, что вы можете предложить в той или иной ситуации. Вот почему любому тренеру необходим свой собственный список возможных целей обучения, чтобы заказчик изучил его, оценил имеющиеся варианты и выбрал то, что подходит конкретно ему.
Во многих компаниях, где мы проводили тренинг для тренеров, этот блок аргументов в пользу обучения оказался важным для самоопределения тренеров и их готовности к разговору с руководителем любого уровня.
Роль тренера, специализирующегося на проведении такого рода практики, не сводится просто к оказанию «оплаченных» услуг. Тренер – это учитель, который сам владеет необходимым багажом знаний, умений и навыков и готов их передать. Он также должен активно включаться и управлять процессом овладения участниками тренинга новой сферой деятельности, принимая на себя ответственность за результаты совместно проделанной работы.
Итак, чтобы быстро адаптироваться к происходящим изменениям и, более того, занять проактивную позицию по отношению к переменам, современные организации прикладывают серьезные усилия для развития персонала, используя прежде всего активные методы обучения. Именно поэтому за последние десять – пятнадцать лет особо популярным в обучении сотрудников стал тренинг, пользу которого уже оценили многие руководители.
Цель настоящей книги – вооружить читателя опытом других тренеров. Этот многолетний практический опыт поможет вам сделать свои тренинги более эффективными и успешными, научит разрабатывать и проводить новые обучающие программы, создавать собственный тренерский инструментарий – так называемый «чемоданчик тренера». Материал, изложенный в книге, пригодится в последующем самостоятельном конструировании обучающих тренингов для управленческих кадров под конкретную задачу или проект, а также для уверенного сценирования тренингов для тренеров. В книге полностью и максимально подробно изложена технология создания тренинга. Мы надеемся, что с помощью этой книги вы сможете разрабатывать бизнес-тренинги под любой запрос.
Мы находимся на рынке образования с 1995 года. Для нас проводником в мир тренинга стала Лариса Андреевна Петровская[10], для которой реальной работой, конечно, был 21-дневный социально-психологический тренинг. В отечественной и зарубежной литературе фигурируют различные термины для его обозначения, например «лабораторный тренинг», «активная социально-психологическая подготовка», «активное социальное обучение» и другие. «Социально-психологический тренинг» – один из возможных. Он часто употребляется и, по-видимому, является более устоявшимся по сравнению с другими, хотя и не безусловно адекватным[11]. В Московской школе практической психологии самым длительным стал 10-дневный тренинг для тренеров. Даже представить такое в современной бизнес-реальности практически невозможно. Сегодня тренинг можно провести за один день и даже всего лишь за четыре или два часа. Однако множество компаний по-прежнему готовы обучать сотрудников в долговременных проектах, благодаря чему тренинги, длящиеся по несколько дней, до сих пор востребованы и актуальны. В данной книге мы делимся с читателем проверенными временем технологиями разработки тренинга. Сформулированные нами рекомендации по созданию и проведению тренингов действительно работают, о чем свидетельствует обратная связь многочисленных участников, прошедших обучение за весь период нашей тренинговой практики.
Основные теоретические концепты тренинга
Понятие «Бизнес-тренинг»
Безусловно, у понятия «тренинг» (training) долгая история и множество синонимов (подготовка, тренировка и др.). В настоящее время оно, наряду с такими понятиями, как «обучение» и «саморазвивающаяся организация», приобрело особую популярность в прикладной работе специалистов. Данные понятия помогают определить широкий круг задач, связанных с развитием профессионального потенциала сотрудников в качестве основного ресурса успеха компаний[12]. Причем акцент смещается с того, что это нужно делать в принципе, на то, какой путь выбрать, как этого достичь. Последнее предполагает разработку конкретных обучающих технологий, применение которых позволяет добиться решения практических задач[13]. Именно поэтому тренинг[14] как определенная форма обучения так быстро и прочно вошел в повседневную жизнь современных организаций.
Однако, несмотря на востребованность тренингов, до сих пор существует целый ряд противоречий, касающихся определения самого понятия «тренинг» как особого вида психологической практики. Всё зависит от многообразия целей и задач, для решения которых используется данная форма обучения, а также от методов и способов ее реализации.
Обобщив накопленный нами опыт, мы выделили три основных вида тренингов, предназначенных для обучения персонала компаний и различающихся по доминирующему целевому вектору:
● тренинг личностного роста;
● социально-психологический тренинг;
● бизнес-тренинг.
Данные виды тренингов достаточно хорошо известны и используются в реальных условиях для повышения компетентности сотрудников предприятий. Однако, исходя из собственной практики, мы можем утверждать, что в зависимости от частоты поступающих запросов они оказываются востребованными в разной степени.
Наименее популярны тренинги личностного роста в «чистом виде», цель которых – стимулировать индивидуальное развитие человека и повышать его самооценку. Исключение составляют тренинги личностного роста и самореализации, направленные на повышение эффективности представителей творческих профессий, топ-менеджеров, специалистов высшей квалификации. Однако в большинстве случаев элементы этого вида тренинга включаются как отдельные компоненты в состав других обучающих программ.
Более традиционным и широко распространенным на практике является социально-психологический тренинг (СПТ)[15]. В самом общем смысле СПТ понимается как средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения. Методы этого вида тренингов также входят как составная часть в профессиональное обучение, особенно когда речь идет, например, о развитии коммуникативной или эмоциональной компетентности.
Под профессиональным обучением в широком смысле сегодня подразумевают любые систематические действия, которые предпринимают люди, закончившие начальный цикл непрерывного образования, для того чтобы изменить свои навыки и оценки, развить отношения с окружающими, а также адекватно выполнять профессиональные задачи. Человек лишь тогда не отстает от технических и социальных изменений, способен подготовить себя к постоянным переменам в жизни и полностью раскрыть свой потенциал, когда процесс образования продолжается всю жизнь: это так называемое lifelong education.
Процесс совершенствования навыков, повышения профессионального мастерства никогда не завершается: его можно представить в виде бесконечной спирали развития компетентности (см. рис. 1).
Рисунок 1. Спираль развития компетентности[16]
В статье «Особенности обучения взрослых»[17] мы отмечали, что проведенные в США в 1980-х годах исследования (National Training Laboratories in Bethel, Maine) позволили обобщить данные относительно эффективности (средний процент усвоения знаний) различных методов обучения взрослых.
Данные результаты представлены на схеме «Пирамида обучения» (см. рис. 2). Так подтверждается древняя мудрость, сформулированная в китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Позволь мне сделать – и это станет моим навсегда».
Рисунок 2. Пирамида обучения
Особая форма тренинга, относящаяся к профессиональному обучению, – бизнес-тренинг.
В целом, отличительной особенностью такого рода тренинга является четкое определение круга профессиональных задач, согласно которым создается программа обучения – как отдельных категорий сотрудников, так и всего персонала компании. К этим задачам относится, например, формирование навыков управления проектами, ведение переговоров с «трудными» клиентами, разрешение конфликтов и многое другое. Когда мы говорим о бизнес-тренинге, то обычно выделяем два ключевых момента: во-первых, активные методы обучения, а во-вторых – цели тренинга, направленные на приобретение новых профессиональных навыков и умений.
В ходе такого обучения, которое в идеале необходимо людям в течение всей их жизни, происходит целенаправленное овладение конкретными способами действий и приемами решения новых и значимых для компании задач, что повышает профессиональное мастерство и возможности адаптации участников тренингов к нововведениям.
Для нас бизнес-тренинг – это активная форма обучения, имеющая определенную последовательность действий, направленная на приобретение обучающимся конкретных навыков и знаний, повышающих эффективность его профессиональной деятельности[18].
На сегодняшний день тренинг – наиболее популярная форма активного обучения в сфере краткосрочного бизнес-образования. В нем используются интерактивные технологии и методы, реализующие принципы обучения взрослых. Тренинг ориентирован на приобретение навыков и практических умений, предполагает вовлеченность обучаемых, строится с учетом их предшествующего опыта. Данная форма обучения учитывает право взрослых людей на самостоятельный выбор и принятие решений, право принимать или отвергать новые методы работы; также она учитывает их потребность обосновать необходимость изучения новой информации, интегрировать новые знания в имеющийся жизненный опыт и удовлетворяет требованию обязательной практической направленности обучения. Подчеркнем четыре самые важные особенности тренинга: активная форма обучения; последовательность действий (цикл Д. Колба)[19]; ориентированность на приобретение навыков и знаний; повышение эффективности.
Данные черты и есть те самые критерии, по которым мы определяем итоговую успешность тренинговой программы. От других форм обучения (лекции, семинары и пр.) тренинг отличается тем, что он всегда активен, поэтому обучение происходит в круге, где все видят друг друга и включены в выполнение упражнений или интерактивное обсуждение, а не сидят за партами. Для тренинга также характерна определенная последовательность. Когда мы говорим, что умеем конструировать тренинг, это означает: мы в первую очередь понимаем данную логику и, соответственно, уверены, что участники действительно приобретут новые знания и навыки. Однако эти знания и навыки необходимо не только сформировать, но и сделать так, чтобы они привели к повышению эффективности участников тренинга на их рабочем месте.
Также важно сказать, что тренинг – это погружение, «дайвинг» с утра до вечера в течение всего периода обучения: мы также работаем с мотивацией и вовлеченностью участников, предлагая им практически полезный материал.
Необходимо подчеркнуть, что обучение с помощью тренинга в целом повышает качество жизни его участников, качество общения с другими людьми и понимание самих себя. На наш взгляд, финальный смысл тренинга как вида обучения – это счастье и успех в жизни и профессии. Успех, рассматриваемый как адаптация человека к внешнему миру, способность достигать своих целей в бизнес-среде и на рынке. И счастье – как внутренняя гармония и состояние удовлетворенности собой и своими достижениями. Это именно те два столпа, на которых держатся тренинговые программы нашей школы.
Метафора тренинга
Наиболее подходящая метафора для тренинга и для тренерской профессии в целом, принятая в нашей школе, – калейдоскоп. Что такого в нем есть чрезвычайно важного для профессии тренера? Во-первых, как в калейдоскопе кусочки разноцветного стекла отражаются от зеркальных поверхностей, так и в каждой группе мы видим свое отражение, а каждая группа становится отражением тренера. Именно поэтому мы считаем, что «не бывает трудных участников, бывают трудные тренеры». Когда мы чего-то не дорабатываем, когда нас разрывают какие-то внутренние противоречия, это всегда, как в зеркале, отражается в участниках, и они очень быстро возвращают нам наши несовершенства. Во-вторых, помимо многообразия методов и методик, если посмотреть на картинку, которая складывается из кусочков стекла в калейдоскопе, то она будет всегда разной и всегда целой. Точно так же на каждом тренинге общая картина меняется и никогда не бывает такой же, как в предыдущий раз, – однако сам тренинг един для каждой конкретной группы. Даже если вы проводите тренинг по отработанной многолетней программе, он всё равно каждый раз неповторим, потому что люди уникальны: они требуют внедрения каких-то нужных именно для них упражнений, особой экспертизы, и картинка меняется. Чем больше у нас методов и взглядов, тем большим количеством тренерских ролей мы располагаем и тем гармоничнее, насыщеннее и красивее тренинг. Мы можем разрабатывать тренинг под определенный тип участников, можем проводить тщательную предтренинговую диагностику, но, как правило, эффективнее действовать здесь и сейчас и даже гибко менять что-то в программе. Заранее готовиться к тому, что вам попадется определенная публика, – менее успешно, чем действовать по ситуации.
Данная метафора особенно важна в тренинге для тренеров, поскольку это всегда многоуровневые тренинги, сложные калейдоскопы и работа в режиме многозадачности и гибкости.
Процессы, осуществляемые в тренинге
Совершенно удивительная таллинская школа тренеров (Х. Миккин[20]) разработала три самых важных процесса, которые всегда задействованы в тренинге: процесс обучения, процесс групповой динамики, процесс развития личности. Хенн Миккин с супругой Галиной Миккин обучались в Европе, благодаря чему взяли самое лучшее и эффективное и из европейского, и из российского подхода к тренингам. К великому сожалению, эта школа перестала существовать.
На что мы хотели бы обратить ваше внимание? Тренинги, которые вы будете создавать, всегда необходимо рассматривать через призму этих трех процессов.
Итак, процесс обучения – то, зачем группа непосредственно приходит на учебу, на тренинг. Как правило, она идет узнать что-то новое, систематизировать уже имеющиеся знания и опыт, отработать какие-то конкретные навыки. Когда мы проектируем тренинг, то всегда в первую очередь закладываем в него всё, что связано с обучением: и новые знания, и структурирование знаний, и навыки, которые будем формировать. Когда мы говорим о процессе обучения, то имеем в виду саму программу, те содержательные блоки, выстроенные в определенной последовательности, которые необходимы, чтобы оправдать ожидания участников. Именно поэтому мы в интерактивной форме предварительно «снимаем» потребность в обучении, чтобы создать программу, максимально отвечающую запросу группы.