Александр Борисов
Комментарий к Федеральному закону от 31 декабря 2017 г. № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный)
А. Н. Борисов
* * *Список сокращений
Органы государственной власти, иные государственные органы и организации:
Государственная Дума – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
КС России – Конституционный Суд Российской Федерации;
ВС России – Верховный Суд Российской Федерации;
ВАС России – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
Минфин России – Министерство финансов Российской Федерации;
Банк России – Центральный банк Российской Федерации;
Внешэкономбанк – государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
Правовые акты:
часть первая ГК РФ – Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ[1];
часть вторая ГК РФ – Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ[2];
часть третья ГК РФ – Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ[3].
Источники опубликования правовых актов:
pravo.gov.ru – «Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru»;
ВВАС РФ – «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»;
Ведомости СНД и ВС РСФСР – «Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР»;
Ведомости СНД и ВС РФ – «Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации»;
РГ – «Российская газета»;
СЗ РФ – «Собрание законодательства Российской Федерации»;
СПС – справочные правовые системы.
Иные сокращения:
ЕГРИП – Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
ЕГРН – Единый государственный реестр недвижимости;
ЕГРЮЛ – Единый государственный реестр юридических лиц;
СКЗ – синдицированный кредит (займ).
Введение
Законопроект, принятый в качестве Федерального закона от 31 декабря 2017 г. № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесен в Государственную Думу Правительством РФ (распоряжение от 19 июня 2017 г. № 1277-р[4]). Первоначально законопроект (ему был присвоен № 204679-7) имел название «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части сделок по синдицированному кредиту)»[5] и им предлагалось основное регулирование закрепить в новой статье 252 «Синдицированный кредит» Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395–1 «О банках и банковской деятельности» (полностью излагался в новой редакции Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ)[6]. В отношении необходимости принятия законопроекта и его концепции в пояснительной записке к законопроекту[7] отмечалось следующее.
Законопроект направлен на устранение правовых неопределенностей, касающихся регулирования договоров синдицированного кредита. Развитие правового регулирования синдицированного кредита позволит увеличить объемы кредитования в реальном секторе экономики и повысить доступность кредита при одновременном снижении кредитных рисков, принимаемых отдельными кредиторами.
Долгосрочные инвестиционные кредиты, предоставляемые кредитными организациями российским заемщикам, служат важным источником инвестиций, имеющим заметный потенциал роста. На текущий момент около 8 % инвестиций финансируется за счет банковского кредита.
В настоящее время важными факторами, ограничивающими потенциал долгосрочного кредитования, являются слабость базы российских инвесторов, готовых вкладывать средства на сроки 5–7 лет, необходимость надлежащего обеспечения и защиты их прав, отсутствие надежных механизмов рефинансирования, а также недостаточное развитие современного финансового инструментария.
Большинство из перечисленных недостатков может быть устранено с использованием современных схем финансирования, которые широко применяются на зарубежных рынках.
Синдицированный кредит отвечает большинству принципов современных моделей финансирования и потому имеет значительный потенциал развития в современных условиях. Ему присущ также ряд преимуществ по сравнению с двусторонними кредитными соглашениями:
с точки зрения заемщика, использование синдицированного кредита позволяет увеличить размер и сроки заимствования, снизить транзакционные расходы и время на закрытие сделки, оптимизировать использование обеспечения (предметов залога), а также в ходе одной сделки выстроить взаимодействие с несколькими банками;
с точки зрения кредиторов, синдицированный кредит обеспечивает распределение кредитных рисков между несколькими банками и диверсификацию портфеля отдельного банка, повышает ликвидность активов, расширяет круг потенциальных заемщиков и клиентов, дает положительный репутационный эффект, упрощает управление задолженностью в случае просрочки заемщика. С учетом небольшого, по международным меркам, капитала российских банков использование синдицированного кредита позволяет преодолеть ограничение кредитного риска на одного заемщика (обязательный норматив Н6). Кроме того, банк-организатор может увеличить доход от кредитования за счет комиссии за организацию кредита;
с точки зрения участников вторичного рынка, синдицированный кредит служит базовым активом для широкого круга финансовых инструментов. Его использование упрощает рефинансирование кредита, открывает новые возможности для инвестирования и получения прибыли.
В 2005–2008 гг. годовой объем синдицированных кредитов, привлекаемых российскими заемщиками, составлял 35–70 млрд. долларов США. Общее число сделок в 2005 г. превысило 120. После резкого спада, имевшего место в 2009 г., в 2010–2014 гг. объемы рынка начали восстанавливаться, достигнув 35–40 млрд. долларов США в год, при среднегодовом количестве сделок около 60. Однако в последние два года произошло кардинальное сжатие рынка. В 2015 г. было заключено всего 13 сделок на общую сумму около 7 млрд. долларов США.
Сокращение рынка стало результатом ограничения финансирования российских компаний, вызванного введением секторальных санкций. В осложнившейся геополитической обстановке иностранные банки снизили свою активность. Доступ на рынок синдицированного кредита сохранил ограниченный круг крупнейших компаний. Проводимые сделки предусматривают снижение сроков финансирования с обычных ранее 5–7 лет до 4–5 лет.
Такие факторы, как ужесточение требований к достаточности банковского капитала (Базель II, III), особенно для инвестиционного и долгосрочного кредита, и использование органами банковского надзора мотивированного суждения, в том числе при определении связанности заемщиков, ограничивают потенциальный объем кредитных рисков, которые могут принимать банки. Наличие в кредитном портфеле банков крупных заемщиков расширяет перечень активов, пригодных для рефинансирования, и позволяет снизить риски ликвидности.
Классический синдицированный кредит на международном рынке представляет собой совокупность отдельных двусторонних кредитов, предоставленных синдикатом кредиторов одному заемщику на единых условиях. В каждом кредитном договоре может быть указан идентичный срок погашения обязательств заемщика и размер процентной ставки или же могут быть предусмотрены различные условия для каждого конкретного транша по кредиту. Отношения участников синдиката и заемщика определены в едином документе – договоре синдицированного кредита. При этом каждый кредитор обладает индивидуальным правом требования к заемщику, а также несет индивидуальную обязанность по выдаче своей доли кредита. Все расчеты по предоставлению и возврату кредита производятся через кредитного агента, который действует от лица синдиката кредиторов на основании многостороннего договора, а управление предоставленным кредиторам обеспечением осуществляется управляющим залогом от своего имени и в интересах кредиторов.
В соответствии с международной практикой договор об объединении кредиторов (синдикате) квалифицируется в качестве многостороннего договора, отличного от договора простого товарищества.
В английском праве по договору синдицированного кредита каждый из банков-кредиторов выдает самостоятельный кредит заемщику. Поэтому обязательства и права каждого банка не зависят от обязательств и прав иных кредиторов. Обычный синдикат не является товариществом (partnership) в английском праве, поскольку участники синдиката не имеют совместной прибыли. Кроме того, в товариществе между участниками возникают фидуциарные обязанности, например, полное раскрытие информации и избежание конфликта интересов, взаимные обязательства по возмещению убытков, специальные налоговый режим и режим банкротства. Все это отсутствует при синдицированном кредитовании. Банк не принимает обязательств перед другими банками или перед заемщиком, что все прочие участники синдиката исполнят свои обязательства по выдаче кредита заемщику. Банки не являются солидарными должниками и правила о солидарном обязательстве к ним не применяются. Банки не являются также солидарными кредиторами.
Особенностями сделок синдицированного кредитования является осуществление банком-организатором значительной предварительной работы по организации и координации сделки синдицированного кредитования среди всех участников, включая предварительные переговоры с заемщиком, согласование структуры и условий сделки, привлечение юридических и финансовых консультантов, формирование состава синдиката и прочее. Традиционно документация для такого рода сделок предусматривает право кредиторов беспрепятственно уступать свою долю в синдицированном кредите другому лицу (замена кредитора).
В международной практике банковские тарифы в сделках синдицированного кредита характеризуются повышенной сложностью. Это связано с тем, что функции по исполнению сделки разделены между разными банками, выполняющим специализированные задачи. Специализация позволяет обеспечить низкий уровень процентных ставок по кредиту. Установление помимо процентов в виде платы за пользование кредитом иных комиссий, вознаграждений и платежей (в том числе фиксированной однократной платы) является стандартной международной практикой.
Эти платежи устанавливаются с целью компенсации расходов кредитора на заключение и исполнение договора или компенсацию последствий от досрочного возврата кредита заемщиком, а также с целью привлечения кредиторов к участию в кредите.
Важную роль в синдицированном кредитовании играет лицо, которое управляет залогами и обеспечением в интересах всех кредиторов-созалогодержателей (управляющий залогом). Однако управляющий залогом действует от имени кредиторов, поэтому в соответствии с действующим регулированием именно они (а не управляющий залогом) подлежат регистрации в соответствующих залоговых реестрах в качестве залогодержателей (реестре прав на недвижимое имущество, реестре уведомлений о залоге движимого имущества и прочее).
Введение общей нормы о синдицированном кредите является одним из наиболее востребованных современной банковской практикой изменений. Фактически синдицированные кредиты уже активно используются на практике. Исходя из существа отношений по синдицированному кредиту, соответствующий договор следует квалифицировать как смешанный договор. При этом выделяются три группы отношений между его сторонами:
1) отношения между каждым из банков-кредиторов и заемщиком представляют собой отношения по договорам кредитной линии (кредитным договорам);
2) отношения между кредиторами (межкредиторское соглашение, договор об объединении (синдикате) кредиторов). Договор об объединении кредиторов по содержанию является многосторонним соглашением о координации действий кредиторов, направленных на достижение общей цели – предоставлении кредита заемщику). В договоре устанавливается порядок осуществления прав кредиторов по отношению к заемщику, кредитному управляющему и управляющему залогом;
3) отношения «кредиторы – управляющий залогом» и «кредиторы – кредитный управляющий».
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением заемщику займа или кредита несколькими займодавцами (кредиторами), действующими совместно, а также отношения между указанными займодавцами (кредиторами) (далее – кредиторы).
2. В части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, к указанным в части 1 настоящей статьи отношениям подлежат применению положения Гражданского кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов.
1. Часть 1 комментируемой статьи определяет предмет регулирования данного Закона. С общетеоретических позиций определение предмета регулирования законодательного акта представляет собой определение общественных отношений, которые урегулированы нормами этого акта и которые в силу этого становятся правовыми отношениями.
В качестве отношений, регулируемых комментируемым Законом (элементов предмета регулирования Закона) в ч. 1 комментируемой статьи названы, во-первых, отношения, возникающие в связи с предоставлением заемщику займа или кредита несколькими займодавцами (кредиторами), действующими совместно, и, во-вторых, отношения между указанными займодавцами (кредиторами) (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «кредиторы»).
Содержание ряда статей комментируемого Закона (ст. 11–19) выходит за рамки непосредственно предмета регулирования данного Закона – этими положениями вносятся изменения в ряд федеральных законодательных актов. В то же время соединение в одном законодательном акте статей, устанавливающих новое правовое регулирование, и статей, содержащих внесение изменений в законодательные акты, не совсем характерно для федерального законодателя и противоречит Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов, направленным письмом Аппарата Государственной Думы от 18 ноября 2003 г. № вн2–18/490[8].
2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи в части, не урегулированной комментируемым Законом, к указанным в ч. 1 данной статьи отношениям подлежат применению положения Гражданского кодекса РФ и иных федеральных законов.
Гражданский кодекс РФ является центральным, системообразующим актом гражданского законодательства, что следует из нормы п. 2 ст. 3 части первой данного Кодекса, согласно которой гражданское законодательство состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 данного Кодекса. В первом из указанных пунктов, к которым сделана отсылка, установлено (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ[9]), что гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Иными федеральными законами, о которых идет речь в ч. 2 комментируемой статьи, являются, прежде всего, те акты, в которые комментируемым Законом вносятся изменения. В частности, это Основы законодательства РФ о нотариате, Федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «Об инвестиционных фондах», «Об исполнительном производстве», «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», «О промышленной политике в Российской Федерации» и «О государственной регистрации недвижимости».
Статья 2. Общие положения о договоре синдицированного кредита (займа)
1. По договору синдицированного кредита (займа) несколько кредиторов (далее – синдикат кредиторов) обязуются согласованно друг с другом предоставить или предоставлять в собственность заемщика денежные средства в размере и сроки, предусмотренные договором для каждого кредитора, а заемщик обязуется возвратить кредиторам полученные от них денежные средства, уплатить проценты за пользование денежными средствами, а также иные платежи, если обязанность их уплаты предусмотрена договором.
2. Заемщиком по договору синдицированного кредита (займа) может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
3. Кредиторами по договору синдицированного кредита (займа) (участниками синдиката кредиторов) могут быть:
1) кредитные организации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
2) иностранные банки, международные финансовые организации, а также иностранные юридические лица, которые в соответствии со своим личным законом вправе заключать кредитные договоры;
3) негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
4) иные российские юридические лица в случаях, предусмотренных федеральным законом.
4. Если договор синдицированного кредита (займа) устанавливает помимо указанных в части 1 настоящей статьи обязательств сторон также другие обязательства заемщика по отношению к одному или нескольким кредиторам, обязательства одного из кредиторов по отношению к другим кредиторам, связанные с договором синдицированного кредита (займа), либо иные обязательства сторон договора синдицированного кредита (займа) (по управлению залогом, по организации предоставления кредита (займа) и другие), к такому договору в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, подлежат применению положения пункта 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации. Договор синдицированного кредита (займа) должен предусматривать условие о порядке принятия кредиторами решений и исполнения ими обязанностей в отношении заемщика и иных лиц в связи с предоставлением заемщику синдицированного кредита (займа), его обслуживанием и возвратом (межкредиторское соглашение), при этом такое условие не создает обязанностей для заемщика.
5. Договор синдицированного кредита (займа) может быть заключен после того, как заемщик заключил с одним или несколькими будущими участниками синдиката кредиторов договор кредита (займа). В таком случае договор синдицированного кредита (займа) изменяет ранее возникшие обязательства указанных лиц, если состав участников ранее возникших обязательств и состав участников договора синдицированного кредита (займа) полностью совпадают, при этом договор синдицированного кредита (займа) может предусматривать прекращение или изменение договора управления залогом, соглашения о порядке удовлетворения требований кредиторов к заемщику или иного соглашения, связанного с обязательствами заемщика.
6. Договор синдицированного кредита (займа), заключенный между заемщиком и участниками синдиката кредиторов (первоначальными участниками синдиката кредиторов), может предусматривать возможность присоединения к нему указанных в части 3 настоящей статьи лиц (новых участников синдиката кредиторов), в отношении которых договор синдицированного кредита (займа) действует с момента присоединения новых участников синдиката кредиторов к договору в предусмотренном им порядке. Если иное не предусмотрено договором синдицированного кредита (займа), при присоединении к договору новых участников синдиката кредиторов обязательства первоначальных участников синдиката кредиторов и заемщика не изменяются.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
СЗ РФ, 1994, № 32, ст. 3301.
2
СЗ РФ, 1996, № 5, ст. 410.
3
СЗ РФ, 2001, № 49, ст. 4552.
4
pravo.gov.ru, 2017, 21 июня.
5
СПС.
6
Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, № 27, ст. 357; СЗ РФ, 1996, № 6, ст. 492.
7
СПС.
8
СПС.
9
pravo.gov.ru, 2012, 31 декабря.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги