Эрвин Юрьевич Филиппов
Как избавиться от оков тоталитаризма
Вызов преодолеть политическое простодушие
«Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих.»
Платон
Предисловие
«Итак по плодам их узнаете их»
(Евангелие от Матфея 7:15–20)Буду поистине польщен, если изложенное здесь аналитическое мнение послужит основой для дальнейшей плодотворной дискуссии и конструктивного диалога.
Главная и бескорыстная цель автора – это помочь тем, кто продолжает искать выход из тупика псевдодемократии, не желает и не может смириться с моральной эрозией общества, предложить им альтернативное решение социальных проблем.
Делюсь тем, что сам испытал, прочувствовал, осознал, понял, чтобы облегчить современникам выбор, защитить их от фатальных ошибок, неверных решений, помочь освободиться от шаблонного мышления и стереотипов восприятия, своевременно предупредить об угрозах и опасностях.
Не претендую на готовые рецепты, на неоспоримые решения актуальных проблем, но осознаю, что ни в коем случае нельзя примиряться со злом, признаваться в бессилии перед репрессивной машиной власти. Перед системой, которая сумела нас подчинить, навязать всем свое господство, хотя и создана по нашей общей вине. И мы несем солидарную ответственность за ее существование в таком виде.
Поэтому нет смысла немощно жаловаться, сетовать на жизненные трудности, а следует искать действенные средства для благоприятного реформирования ситуации. В рамках посильных способностей нужно пытаться предложить соответствующие цифровой эпохе решения, предоставить их для публичного обсуждения, подвергнуть конструктивной критике. Чтобы в конечном итоге – на базе общего видения и согласованных взглядов – мобилизовать единомышленников, консолидировать избирателей и коллективными силами претворить в жизнь выбранные решения.
С этой целью автор предлагает оценить следующие здесь изложенные инициативы и приемы демократической борьбы:
➤ Требование избирателей легализовать и вменить политикам в обязанность ознакомлять электорат с объективной характеристикой своей личности и оценкой индивидуальной компетентности (возможно, в подобной ПСИ форме). Чтобы каждый избиратель мог – путем демократически организованных, справедливых выборов – избирать государственных лидеров и политическое руководство, способных надежно обеспечить претворение в жизнь их интересов.
➤ Креативное использование аудиовизуальной коммуникации, чтобы приемлемым, понятным для простолюдинов образом нести просвещение в общество. Это помогло бы минимизировать рецидивы массового политического легкомыслия и стимулировало бы стремления избирателей обрести иммунитет к пропагандистским клише, вырваться из тьмы предрассудков.
➤ Формирование эффективной обратной связи, которая обеспечила бы активное участие граждан в управлении страной, в осуществлении ими надзора и контроля над всеми структурами публичной власти, шаг за шагом преобразуя нынешнюю имитированную демократию в прямое общественное самоуправление.
• Мобилизация коллективного разума путем организации и создания в государстве Консилиума (Арбитража) общепризнанных духовных лидеров, богатых нравственными заслугами интеллектуалов, выдающихся профессионалов, видных представителей интеллигенции, кому – в рамках утвержденных прав – можно было бы смело доверить функции объективных, справедливых, непреложных судей и мудрых экспертов. Для этой цели в определенной степени перенимаются и более широко интерпретируются прерогативы нынешнего Конституционного суда.
• Инициирование социально ответственного применения искусственного интеллекта (ИИ) для обеспечения эффективного реформирования и рациональной реорганизации государственного управления. При этом ИИ доверяются обязанности компетентного советника, объективного эксперта, выдающегося аналитика.
• Ограничение воздействия ложной информации и распространения липовых новостей путем организации кампаний медиа-грамотности с использованием инновационных методов проверки фактов (фактчекинга).
• Организация целенаправленного перехода к деполитизированной модели уклада власти. См. В. В. Семенов «Основы неполитического государства»: http://novainfo.ru/article/14169
Таким образом – посредством максимальной концентрации здравого смысла, напряжения собственных сил, целенаправленных и мудрых действий – наконец было бы обеспечено избрание компетентных, благопристойных, порядочных представителей государственной власти. Была бы достигнута реализация долгосрочной политики в интересах избирателей и всего гражданского общества. Таким образом обеспечивалось бы решение наболевших проблем в государстве и радикальное улучшение качества жизни жителей, а также создание необходимой среды для всестороннего развития личности каждого индивида.
Надеюсь, что изложенные здесь размышления в духе прикладной политической философии помогут лучше понять социально-психологические аспекты поведения людей (в первую очередь – политиков) и познать определяющие стиль их деятельности факторы.
Предоставят дополнительные аргументы всем заинтересованным и социально активным согражданам найти в себе силы благоразумно провести ревизию нынешней модели жизни.
Дадут импульс сбалансировать укоренившуюся ценностную шкалу и вдохновят на правильный выбор жизненных целей, на ответственные действия и поиски соответствующих современной реальности и требованиям гуманизма ориентиров на своем жизненном пути.
Целенаправленный путь саморазвития – это путь, идя по которому, в выигрыше окажется не только сам индивид, но и всё общество.
Продолжая жить в рутине обыденности, неосознанно подавляя порыв к всестороннему постижению объективной реальности из разных источников познания и с помощью разных методов, сами лишаем себя возможности раскрыть корни наболевших проблем. Следовательно, не можем их искоренить, не умеем решить существующие проблемы. Поскольку, действуя иррационально, никак не сможем вырваться из объятий царства тьмы и так и останемся закованными в оковы дезинформации.
Утратив возможность жить нормально и будучи не в состоянии заполнить пустоту души, тщетно будем ждать, что кто-то другой сделает нашу жизнь лучше без нашего собственного участия!
Блеск и нищета красноречия/краснописания
Для каждого делегированного народом представителя публичной власти в конечном итоге самым важным являетсяповышение благосостояния жителей государства и обеспечение полноценного качества жизни.
Для успешного достижения этой цели главы государств, политики и чиновники всех рангов по своей компетенции, нравственным качествам должны соответствовать своему статусу.
Если нынешние результаты государственного управления неудовлетворительны, то каждый разумный и дееспособный человек анализирует ситуацию, ищет причины негаций, старается оценить их по возможности более объективно и выявить допущенные ошибки. Исходя из этого, делает всё необходимое для устранения констатированных промахов: корректирует свои действия, пересматривает отношение, поведенческие мотивы, совершенствует методы работы и используемые средства. В случае необходимости, также настаивая на смене правления.
Но такие целенаправленные, осознанные и естественные действия во многих странах по-прежнему пытаются ограничить власть имущие субъекты:
• с помощью подконтрольных режиму власти СМИ, всегда и везде прославляя любую деятельность глав государств, беспрестанно превознося каждое их решение;
• навязывая заказанные элитой власти объяснения или принятые политиками решений, изложения версий событий, их интерпретации;
• ища и находя якобы объективные, но, по сути, вымышленные оправдания или малозначащие причины невыполнения данных народу обещаний;
• посредством агитации и пропаганды или репрессивных нормативных актов мотивируя граждан на безоговорочное повиновение проводимой властью политике;
• ограничивая доступность информации и подвергая ее цензуре;
• препятствуя проведению объективного анализа происходящего на фоне монополизации истины;
• жестко ограничивая возможности выбора избирателей;
• различными способами манипулируя разумом людей;
• игнорируя законные требования граждан;
• направляя общественную деятельность в желаемое себе русло, при этом социально сознательных, непримиримых с проводимой политикой членов общества – маргинализируя и объявляя экстремистами, иностранными агентами.
Всё это продвигается и стимулируется, общественное мнение подвергается воздействию, а шаблонное восприятие людей формируется и укрепляется за счёт массово распространяемой практики использования:
некорректных утверждений;
сомнительных аналогий;
неадекватных интерпретаций конкретной ситуации;
вымышленных, тенденциозных версий и неправды.
Это делается легко воспринимаемым для народа, красноречивым образом (в форме демагогии, популизма, фольклора, сарказма, иронии, сатиры, абсурда или демонизации):
• примитивизируя объяснения происходящего;
• нивелируя обстоятельства;
• банализируя аргументы;
• игнорируя взаимодействия различных факторов и их взаимосвязь;
• занимаясь констатацией состояния дел, разглагольствованием, созерцанием ситуаций или их формальным описанием.
Тем самым фактически паразитируя на доверии людей, их эмоциональном восприятии и традиции не подвергать сомнению опубликованную и преподнесенную по ТВ информацию, а также на их привычке не искать альтернативные источники информации.
Это означает необъективное отражение событий, когда используется ангажированная аргументация и профессионально подобранные, давно проверенные на практике приемы манипулирования общественным мнением, человеческим разумом. При этом не пытаясь выяснить и проанализировать истинные причинные связи и последствия происходящего, искать подлинные мотивы действующих лиц и их корни. Таким образом умело маскируя несоответствие политических деклараций делам – когда говорится одно, а делается другое!
Публикации заказного характера и якобы взглядов экспертов, шоу имитированных дискуссий, т. е. изложение мнения в соответствии с мировоззрением и ценностной ориентацией авторов и продюсеров или интересами платежеспособного заказчика, – целенаправленно вводят людей в заблуждение, играют на человеческих эмоциях и стереотипах. К тому же, оппоненты и диссиденты попрекаются в проповедовании лжи и неправды, в то время как сами широко используют и применяют всевозможные изощренные методы очковтирательства.
Изучение объективных причинных связей подменяется вычурным краснословием, примитивными рассуждениями, заезженной полемикой, однобокими суждениями, головоломками. Которые препятствуют восприятию реальности, не позволяют выяснить истинные причины нежелательных процессов. Мешают активно и целенаправленно работать над успешным устранением допускаемых истеблишментом негаций.
Поэтому подбираются мнимые оправдания политических действий, замалчивается или искажается правда, ретушируется реальность, а причины зачастую приравниваются к последствиям.
Это делается с целью направить недовольство народных масс в выгодное власти русло – пытаясь скрыть промахи вождей, их вину. Переложить бремя ответственности за неудачи и бедствия на плечи внешних или внутренних противников, недружественных партнеров, иноагентов.
Таким образом в народе разжигается агрессивное отношение к провозглашенным лидерами власти врагам государства. Отвлекается внимание от настоящих виновников, людей заставляют примиряться с проводимой руководством государства политикой, претерпевать различные проявления зла. В случае острой необходимости подчас происходят попытки как-то лечить последствия принятых ранее и зачастую противоречивых, репрессивных, агрессивных, иррациональных решений и корыстных действий самих представителей власти. Но при этом не устраняются, а сохраняются первичные политические причины неблагоприятных процессов.
Обеспечиваемое властью и богатством осознание превосходства и безнаказанности, инфицирование синдромом высокомерия и спеси порождают людей-монстров, которые воспринимают своих сограждан как недалеких услужников. Как объектов эксплуатации и манипулирования, которых следует хитроумно использовать в интересах власти, для удовлетворения своих прихотей и капризов.
Наделенные полномочиями власти такого типа люди становятся социально особо опасными, поскольку укореняют бесчеловечность, создают дискриминацию, подпитывают резкое неравенство, распространяют нетерпимость и ненависть, разжигают агрессию, множа социальные бедствия и трагедии. И это, по своей сути, становится приоритетной причиной дефицита гуманизма в мире.
В результате социальной дискриминации сохраняется и растет слой вытиснутых из нормальной жизни. Множится количество отчаявшихся, загнанных в нищету людей, которые вынуждены мириться с существованием в плачевных условиях. Или выбирают пойти преступным путем, чтобы обеспечить качество жизни за счет сограждан – продолжая сеять несправедливость, бесчеловечность, коверкая свою жизнь и жизни других.
В условиях дефицита демократии люди – разумные, мыслящие, доброжелательные, порядочные, дееспособные, которые прочувствовали зло власти, вопиющую несправедливость, – по-прежнему продолжают неравную борьбу с машинерией власти. Жертвуют своей жизнью на благо многих пассивных сограждан, но в конечном итоге подвергаются суровому наказанию, маргинализируются, провозглашаются радикалами, иностранными агентами, даже террористами и врагами народа.
Для этих самоотверженных протестующих неописуемо тяжело и психологически глубоко травматично сталкиваться с зачастую безразличным отношением, пассивностью, апатией и даже осуждающе-агрессивным отношением со стороны окружающего общества.
Почувствовать нежелание окружающих людей осознать и воспринять, что именно они – это те, кто всем сердцем активно борется против антинародных проявлений власти, за правое дело для всех нас!
Только у одурманенных сторонников режима власти, лояльных приспешников и подкупленных услужников имеются, казалось бы, непреодолимые трудности с осознанием и пониманием того, что борьба протестующих и диссидентов как раз таки направлена на предотвращение рецидивов фальсификации демократии, обеспечение достойных условий жизни для всего народа! На сдерживание демонов тоталитаризма! На минимизирование рисков агрессии и ликвидацию экзистенциальных угроз! И это жизненно важно для каждого из нас!
Поддерживаемая государством социальная среда, созданные условия, отношение большинства людей, их политическое простодушие и пассивность являются гарантом дальнейшего произвола власти, репрессий, обреченности коренящегося в гуманизме будущего.
Настал решающий момент осознать, что в результате вспышки конфликтов, развязанных обманом насажденными, навязанными народу агрессивными лидерами, привычная, относительно спокойная жизнь в один роковой момент может быть разрушена. Что может быть уничтожено всё, что до сего времени было обретено, достигнуто упорным трудом, полностью разрушено будущее наших детей и внуков.
И такой ужасающий жизненный сценарий становится реальным – как результат сегодняшнего примиренчества, молчания, терпимости, попыток приспособиться к различным проявлениям зла, недальновидной беспечности многих, наслаждающихся обывательским образом жизни, ориентированным на алчное потребительство.
Это зловещее предупреждение людям об опасности игнорировать и забывать суровые уроки недавнего прошлого. Замыкаться в свой индивидуальный мирок и стараться выжить в затворничестве. Реально не пытаясь преодолеть укоренённые политической номенклатурой страхи и избегая активных протестов против нарушений гражданских прав и свобод. Продолжая быть легко манипулируемыми субъектами в руках противонародной власти: полагаясь и доверяя разного ранга диктаторам, деспотам, т. е. хозяевам государства, которые в интересах сохранения своей власти спекулируют на национал-патриотических эмоциях, разжигают милитаризм, навязывают окружающим свое мировоззрение, используют слабость и пороки других, играют на религиозных чувствах, системно и бессовестно дурачат народ.
Такие действия заполучивших государственную власть деспотов загоняют народ в тиски тоталитаризма, приносят бедствия всему обществу, настраивают людей против людей, противопоставляют свой народ другим народам, вызывают чувство взаимной ненависти, затуманивают людские умы, рано или поздно порождают ужасы войны и претворяют в реальность риски уничтожения цивилизации.
В такой ситуации здравый смысл заставляет искать и выбирать новые, более эффективные и более соответствующие современным условиям возможности, методы и способы протеста.
К сожалению, и сегодня подавляющее большинство критиков власти и оппозиционеров по-прежнему упорно, по инерции продолжают идти традиционным путем протеста и борьбы. Хотя насыщенный угрозами репрессий, горький, суровый жизненный опыт показывает, что всё же недостаточно лишь вдохновляющих деклараций, страстных лозунгов, резко осуждающих и разоблачающих действия властей публикаций, даже ограниченных массовых демонстраций.
Привычные консервативные формы протеста гражданского общества по-прежнему вызывают, стимулируют и усиливают репрессивную обратную реакцию со стороны находящихся в распоряжении правительства силовых структур. Они малоэффективны, часто не оправдывают себя, губят жизни патриотов и диссидентов, не приносят ожидаемого результата. Это приводит к ненужным жертвам, когда – без видимой и реальной выгоды – уже и без того немногие настоящие патриоты своей страны ограничиваются в своих гражданских правах, попадают в список экстремистов, лишаются своего скромного качества жизни или даже арестовываются и подвергаются пыткам.
Поэтому в настоящий момент для любого борца против гнета власти, за счастливое и правовое государство благосостояния главное — уловить объективную необходимость творческого применения более подходящих для цифрового общества форм борьбы. С этой целью произвести поиск, найти и использовать прогрессивные методы социальных перемен. Пока что это весьма малосильные попытки использовать более эффективные инструменты протеста, искать и внедрять более действенные формы легальной борьбы (как, например, «Умное голосование»).
В этом контексте более подходящим ходу оцифровки общества инструментом для оценки соответствия политического руководства государства и реализации актуальных демократических перемен могла бы стать характеристика социальной идентичности политиков в виде карты или Паспорта, то есть инициатива ПСИ.
Претворение в жизнь такой инициативы следует начать с апробации предложенной методики. И после успешной проверки методики и ее необходимого усовершенствования политики-демократы совместно с совокупностью социально активных граждан должны настоять на легализации ПСИ с целью предоставления каждому избирателю возможности перед голосованием объективно оценить наиболее существенные, определяющие поведение черты и качества личности политиков и любого претендента на народные полномочия.
Здесь важно подчеркнуть, что уже сейчас при посредничестве транснациональных интернет-компаний осуществляется слабо контролируемый со стороны общества, но обширный и всесторонний сбор, обработка, систематизация частной информации с подробной характеристикой личностей граждан. Также ее целенаправленное использование в первую очередь для организации эффективного маркетинга.
Но также – и это особо опасная угроза приватности жизни и свободному выбору каждого гражданина – спецслужбы различных стран системно и конфиденциально организуют создание частных профилей (досье) жителей для всестороннего надзора и в конечном итоге полного контроля, регулирования всей их жизненной деятельности в интересах руководства автократических и тоталитарных государств.
Чтобы предотвратить, не допустить этого, недостаточно лишь строгой защиты личных данных и регулирования их использования. В эпоху оцифровывания приватность становится всё более относительной. Любые меры по мониторингу данных, их защите не являются непреодолимым препятствием для аккумулирования и системной обработки данных граждан. Особенно в странах с недемократическим политическим режимом.
Поэтому гораздо важнее и существеннее уметь органично и естественно включаться в ход прогресса оцифровки общества. Однако ни в коем случае не допуская концентрации личных данных граждан в одних руках и монопольных прав государства на обобщение, обработку и использование этих данных.
Это возможно лишь обеспечивая последовательные и равные законные права как для представителей власти, так и для каждого члена общества на закрытость (открытость) их личных данных и (не)прозрачность личности. То есть – легитимизировав требование гражданского общества о том, чтобы у каждого политика, представителя власти была обязанность раскрывать свои личные данные в таком же объеме, количестве и качестве, в каком они находятся в распоряжении государства по отношению к другим гражданам страны. Желательно – в том же объеме и количестве, в каком это необходимо электорату, чтобы можно было с уверенностью принять решение о выражении доверия конкретному претенденту на получение народных полномочий.
Одновременно следует обеспечить неограниченный и свободный доступ каждого гражданина к своей частной базе данных, а также его полный надзор и контроль над ней.
Обязательной предпосылкой, обеспечением и основой для такого решения проблемы приватности информации является нахождение оптимального баланса между общими социально-экономическими интересами общества и требованиями к неприкосновенности частной жизни граждан государства.
Только тогда сотрудничество и кооперация между людьми станут гармоничными, естественными – в интересах всего общества и каждого из его членов. Государственный аппарат обретет истинное гуманистическое содержание и будет реально функционировать в интересах каждого жителя своей страны: государство будет для людей, а не люди для государства и узурпаторов его власти!
Роль государственных лидеров в ценностной ориентации и мотивации поведения людей
Каждый из нас может стать и станет ТВОРЦОМ СВОЕЙ СУДЬБЫ, ЕСЛИ ОСОЗНАЁТ СВОЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ СУЩНОСТЬ И СПОСОБЕН МОБИЛИЗОВАТЬ СИЛУ ВОЛИ, ЧТОБЫ УСТРАНИТЬ УСЛОВИЯ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА (ТАЛАНТОВ, УМЕНИЙ, ДАРОВАНИЙ) СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ. Этого можно достичь, допустимо адаптируясь, но в то же время не примиряясь и целенаправленно пытаясь изменить условия, не всегда благоприятные для развития своей личности. Постоянно оценивая и анализируя свое поведение – как путем поиска (прежде всего, в себе!) и выявления существенных причин, вызывающих конфликтные жизненные ситуации, так и путем исследования условий, сопутствующих успешным достижениям или неудачам.
В результате такого самоанализа все мыслящие люди рано или поздно приходят к выводу, что мотивы их деятельности, ориентация жизненных ценностей в первую очередь определяются средой, в которой индивид рос, получал образование, становился личностью.
И это и семья, и своеобразие унаследованных от родителей генов, а также взаимоотношения с другими людьми. Но превыше всего – это влияние господствующего в конкретной стране уклада. Системы, которая исторически сложилась и которую находящаяся у власти политическая элита продолжает по своему усмотрению совершенствовать и поддерживать всеми доступными способами. То есть – это политики, уполномоченные гражданами страны. Которые в действительности – зачастую в результате различных политтехнологических манипуляций – оказываются обманом насажденными и навязанными народу представителями и ставленниками высокомерных олигархов и милитаристов.
Партийные лидеры, группировки политкоммерсантов и силовых структур, однажды оказавшись у рычагов власти, начинают использовать все ресурсы власти и возможные агитационные, пропагандистские и репрессивные средства для удержания власти любой ценой.