Вот и до кишлака Кучкак дошла проклятая война
Шавкат Туйгунович Ахмедов
© Шавкат Туйгунович Ахмедов, 2020
ISBN 978-5-0051-5096-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Шавкат Туйгунович Ахмедов
Вот и до кишлака Кучкак дошла проклятая война
В один из летних дней, я с родителями снова просмотрел драматический художественный фильм советского периода «Ты не сирота» и как всегда с комком в горле…
Фильм был экранизирован в 1962 году на основе реальных событий. Он рассказывает о кузнеце Шохахмаде и его супруге Бахри из города Ташкент, которые в годы Великой Отечественной войны усыновили и удочерили 14 детей разных национальностей, эвакуированных в Узбекскую ССР.
После окончания фильма мы некоторое время сидели молча. Мать кончиком платка, как бы невзначай, утирала слезы. Отец сидел молча, отвернувшись к окну, и смотрел в одну точку, а я в очередной раз еле сдерживал слезы. Отец попросил налить чай. Мать, держа левую руку перед грудью, вежливо правой рукой протянула ему пиалу. Папа сделал глоток и тихо произнес:
– В годы войны, у нас в кишлаке Кучкак тоже жили эвакуированные.
Это меня удивило.
– Как, в Кучкаке, в Таджикистане? – я об этом не знал.
– В Кучкаке? – тоже с удивлением переспросила мама.
– Да, Мамлакат Таджибаевна, в Кучкаке.
– Расскажите, отец.
– Да… Но… Я не думаю, что помню все подробности тех дней. Все таки, прошло почти 70 лет.
– Расскажите что помните.
Отец начал говорить:
– Об эвакуированных я помню не так уж много, в основном, по рассказам родителей, односельчан и моего брата Мансура. После войны, чаше всего, об эвакуированных вспоминала моя мать, а твоя бабушка Анорабегим.
Итак… шла война. В те годы, твой дедушка Ахмад работал журналистом в редакции партийной газеты Канибадамского района «Рохи Сталин» («Путь Сталина»). Кстати, ты знаешь, что он с 1960-го года был членом союза журналистов СССР?
– Да, конечно, – растерянно ответил я, хотя, к своему стыду, об этом факте совсем не помнил.
Отец задумался, наверное, сосредоточился на воспоминаниях. Сделал глоток чая, поставил пиалу на стол, глубоко вздохнул и продолжил свой рассказ:
– Твой дедушка Ахмад рассказывал как в конце 1941-го года, в районном центре Канибадам распространился слух о том, что из прифронтовых районов к нам должны были прибыть эвакуированные. Руководство района активно готовилось их принять и разместить.
– Как мне рассказывала мама, в один из поздних вечеров из райцентра отец прискакал верхом на коне. Я уже спал, но, услышав отца, вскочил с теплой постели и подбежал к нему. Он обнял, поцеловал, достал из кармана конфету и протянул мне. Я счастливый, вернулся в постель. В комнату зашли твои прадедушка Абдуали и прабабушка Эргашой. Поздорововашись, они сели за сандали (таджикский и узбекский национальный квадратный стол шириной в метр, высотой 50 сантиметров, накрытый одеялом, под которым, в небольшую яму в полу насыпается тлеющий уголь либо дрова. – Прим. автора.), и отец сообщил, что вернулся в кишлак по указанию первого секретаря райкома партии, где он с рабочей группой из Канибадама и с активом кишлака Кучкак, должны подготовить условия для расселения в домах у наших односельчан эвакуированных людей из прифронтовых районов.
– Вот и до кишлака Кучкак дошла проклятая война – сказала бабушка Эргашой.
– Это случилось раньше, в тот день когда в наш кишлак пришла первая «хати сиёх» (похоронка – тадж. черное письмо. — Прим. автора.) – поправил ее дедушка Абдуали,
И потом добавил:
– Нет. В тот день, когда первые джигиты ушли на фронт. Именно в тот день и пришла проклятая война в наш кишлак.
Затем отец продолжил:
– Но эти эвакуированные не обычные люди.
– Как не обычные люди? – с удивлением спросила бабушка Эргашой.
– Это немцы.
– Кто? Пленные что ли? – в недоумении переспросил дедушка Абдуали.
– Нет, это советские люди, только по национальности немцы, они жили на берегу Волги.
– Вы хорошо подумали? Народ может принять их неоднозначно. Сохрани нас, Аллах.
– Это решения принято руководством района. Как мне сказали, в основном это старики, женщины и дети. Они тоже советские люди, и они тоже спасаются от войны. Эвакуированные прибудут в ближайшие дни и надо разместить их в семьях односельчан. В первую очередь у одиноких с лишней жилплощадью.
Затем отец, долго обсуждал со стариками и мамой список жителей, которые смогли бы принять у себя беженцев.
Через несколько дней в наш кишлак Кучкак привезли 20 семей эвакуированных немцев. Неоднозначно был воспринят их приезд жителями кишлака. Что еще стоило ожидать от населения, у которого отцы, братья были на фронте. Многие получили извещения о смерти близких, либо сообщения о пропавших без вести. Так, двое – мои родные дяди, братья моей матери воевали на фронте. Вернулся Исокбай, а старший Абдуалибай погиб.
– А у меня три дяди: Абдукаюм и Нишонбай вернулись с ранениями, а Абдулло пропал без вести, – перебив рассказчика, сказала мама, глядя на меня. И в глазах ее сверкнула слеза.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги