Языкознание долган
Творческая тетрадь трилингва
З. Н. Ичин-Норбу
© З. Н. Ичин-Норбу, 2022
ISBN 978-5-0055-4701-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ВВОДНОЕ СЛОВО АВТОРА
Дорогой читатель!
Вы в руках держите действительно уникальную книгу для изучения долганского языка.
В чём же уникальность этой книги?
В ней описаны восемь практических заданий с точки зрения психолого-дидактических принципов обучения.
ЗАДАНИЕ №1. В альбоме для творческой работы нарисовать рисунок, прочитав слово на долганском языке.
Цель – формирование и развитие воображения на основе осознания смыслового значения слова в речевой деятельности.
Задача – в ходе зарисовки ребёнок произносит слово вслух, что ему помогает развивать воображение.
ЗАДАНИЕ №2. По линии стрелки внутри контура прописной буквы провести цветными карандашами по очереди; красным, жёлтым, зелёным и синим.
Цель – запоминание буквы путём её произношения вслух и прописи.
Задача – цветной карандаш выбирается ребёнком в любой последовательности. В ходе обвода прописной буквы ребёнок не только запоминает её, но и развивает мелкую моторику.
Замечу, что в школе «ТРИ-Л» малыши начинали читать после того, как научились писать буквы. Причём они учились писать не печатные буквы, а прописные для того, чтобы у них уже формировалась каллиграфия письма.
ЗАДАНИЕ №3. Под рисунком выписать слово на трёх языках: на долганском, на русском и на английском.
Цель – развивать трилингвальную речь через пополнение словарного запаса.
Задача – развивать речь, память и внимание путём произношения слов со взрослым.
ЗАДАНИЕ №4. СЛОГИ ИЗ БУКВ.
В звукобуквенном квадрате вслух соединить согласную букву со всеми гласными, превращая их в слоги.
Цель – научиться составлять слоги.
Задача – соединять согласную букву с каждой гласной буквой и произносить вслух, поскольку из слогов составляется слово.
Ребёнок видит сам процесс рождения конкретных слов, из которых он потом будет составлять простые предложения. Ребёнку нравится быть открывателем!
ЗАДАНИЕ №5. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.
Проверь самостоятельно все слоги, произнося их вслух.
Цель – самостоятельное произношение слогов вслух подготавливает ребёнка к чтению.
Задача – развивать внимание, память и детскую речь через правильное произношение слогов, что формирует и развивает дикцию.
ЗАДАНИЕ №6. ПРОСТЫЕ СЛОВА ИЗ СЛОГОВ.
Прочитай вслух слова, получившиеся с помощью слогов.
Цель – развитие речи за счёт произношения вслух знакомых или незнакомых слов.
Задача – формировать речевое мышление путём пополнения объёма трилингвального словаря, что способствует развитию речи и мышления.
ЗАДАНИЕ №7. РАБОТА СО СЛОВАРЁМ.
Нарисуй собственный рисунок, который по смыслу означает слово из словарика.
Цель – составление собственного билингвального словарика: долганский язык и русский язык.
Задача – пополнять словарный запас путём составления своего авторского словарика, что способствует развитию речевого мышления и мыслительной речи. Иными словами, ребёнок, с одной стороны, учится говорить, думая. С другой стороны, учится думать, произнося слова вслух.
ЗАДАНИЕ №8. ТРИЛИНГВАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ.
Переведи слова из словарика на английский язык.
Цель – составление трилингвального словаря на основе билингвального словарика.
Задача – развитие кругозора путём развития речи и мышления.
ПРОПИСНЫЕ БУКВЫ ДОЛГАНСКОГО АЛФАВИТА
ПЕЧАТНЫЙ ВАРИАНТ ДОЛГАНСКОГО АЛФАВИТА
ГЛАСНАЯ БУКВА «А»
Задание №1. В альбоме для творческой работы нарисовать рисунок, прочитав слова на долганском языке:
А«н; Алаңа»; Алта»; Ата’ки; Агы’с; Ата’к.
Задание №2. Обвести прописную букву «А» цветными карандашами по очереди: красным, жёлтым, зелёным и синим.
Задание №3. Под рисунком выписать слово на трёх языках, указанных в рамке: на долганском, на русском и на английском.
Ан – Дверь – a door; Алаңа – Лук со стрелой – bow and arrow; Алта – ЦИФРА «6» – six; Атаки – Паук— Spider; Агыс – ЦИФРА «8» – eight; Атак – Нога – leg
ГЛАСНАЯ БУКВА «Ә»
Задание № 1. В альбоме для творческой работы нарисовать рисунок, прочитав слова на долганском языке:
Әӽә’; Әбә’; Әрьби’; Әрьди’; Әльдә’н; Әрьбә’к
Задание №2. Обвести прописную букву цветными карандашами по очереди: красным, жёлтым, зелёным и синим.
Задание № 3. Под рисунком выписать слово на трёх языках, указанных в рамке: на долганском, на русском и на английском.
Әӽә – Дедушка – grandfather; Әбә – Бабушка – grandmother; Әрьби – Пила – saw
Әрьди – весло – paddle; Әльдән – северное сияние – northern Lights; Әрьбәк – Большой палец – thumb
ГЛАСНАЯ БУКВА «Е»
Задание №1. В альбоме для творческой работы нарисовать рисунок, прочитав слова на долганском языке:
ӽарсЕ’рда; дЕ»; бЕ’сь; бЕрь; нЕ’льма; әдЕ»
Задание №2. Обвести прописную букву цветными карандашами по очереди: красным, жёлтым, зелёным и синим.
Задание №3. Под рисунком выписать слово на трёх языках, указанных в рамке: на долганском, на русском и на английском.
ӽарсЕрда – утро – morning; дЕ – Дом – House; бЕсь – цифра «5» – five;
бЕрь – отдай – give it back; нЕльма – Нельма – Nelma; әдЕ – старшая сестра – older sister
ГЛАСНАЯ БУКВА «Ё»
Задание №1. В альбоме для творческой работы нарисовать рисунок, прочитав слова на долганском языке:
дЁ’л; дЁ’гус; тоЁ’н; дЁ’н; гоЁ’бун таба»; дЁӽу»н
Задание №2. Обвести прописную букву цветными карандашами по очереди: красным, жёлтым, зелёным и синим.
Задание №3. Под рисунком выписать слово на трёх языках, указанных в рамке: на долганском, на русском и на английском.
дЁл – выигрыш – gain; дЁгус – лёгкий – light; тоЁн – начальник – Chief
дЁн – людская толпа – crowd of people; гоЁбун таба – раненый олень – wounded deer;
дЁӽун – высокомерный человек – arrogant man
ГЛАСНАЯ БУКВА «И»
Задание №1. В альбоме для творческой работы нарисовать рисунок, прочитав слова на долганском языке:
Иги»; Или»; Икки»; Или’м; Инники»; Ирьгә»
Задание №2. Обвести прописную букву цветными карандашами по очереди: красным, жёлтым, зелёным и синим.
Задание №3. Под рисунком выписать слово на трёх языках, указанных в рамке: на долганском, на русском и на английском.
Иги – напильник – file; Или – рука – hand; Икки – ЦИФРА «2» – two
Илим – рыболовные сети – fishing nets; Инники – второй – second; Ирьгә – мозг – brain
ГЛАСНАЯ БУКВА «О»
Задание №1. В альбоме для творческой работы нарисовать рисунок, прочитав слова на долганском языке:
Ою»; От; Ойбо’н; Ол-ого»; Ору’н; Оӽо»к
Задание №2. Обвести прописную букву цветными карандашами по очереди: красным, жёлтым, зелёным и синим.
Задание №3. Под рисунком выписать слово на трёх языках, указанных в рамке: на долганском, на русском и на английском.
Ою – картина – painting; От – зелёная трава – green grass; Ойбон – лунка – ice hole
Ол-ого – мальчик – boy; Орун – кровать – bed; Оӽок – печка – stove
ГЛАСНАЯ БУКВА «Ɵ»
Задание №1. В альбоме для творческой работы нарисовать рисунок, прочитав слова на долганском языке:
Ɵльдү’н; Ɵльбө’к; Ɵрәктә’к ого»; Ɵрөгө»; Ɵтё’сь ого; Ɵрү»
Задание №2. Обвести прописную букву цветными карандашами по очереди: красным, жёлтым, зелёным и синим.
Задание №3. Под рисунком выписать слово на трёх языках, указанных в рамке: на
долганском, на русском и на английском.
Ɵльдүн – покрытие для чума – plague cover; Ɵльбөк – Стопка книг – stack of books; Ɵрәктәк ого – успешный ребёнок – successful child; Ɵрөгө – рюхо рыбы – fish belly;
Ɵтөсь ого – упрямый мальчик – stubborn boy; Ɵрү – девичья коса – maiden braid
ГЛАСНАЯ БУКВА «У»
Задание №1. В альбоме для творческой работы нарисовать рисунок, прочитав слова на долганском языке:
У; Уӽу’н бэ»; Уча’к; Уска’н; Уллу’ң; У’с киӽи»
Задание №2. Обвести прописную букву цветными карандашами по очереди: красным, жёлтым, зелёным и синим.
Задание №3. Под рисунком выписать слово на трёх языках, указанных в рамке: на долганском, на русском и на английском.
У – Вода – water; Уӽун бэ – длинная верёвка – long rope; Учак – наездник – rider
Ускан – заяц – Hare; Уллуң – подошва – shoe sole; Ус киӽи – умелец – craftsman
ГЛАСНАЯ БУКВА «Ү»
Задание №1. В альбоме для творческой работы нарисовать рисунок, прочитав слова на долганском языке:
Ү«т; Үгү’сь карчи»; Үңкү»; Үрә’к; Урә’рь ити» у’ну; Үнюгә’сь
Задание №2. Обвести прописную букву цветными карандашами по очереди: красным, жёлтым, зелёным и синим.
Задание №3. Под рисунком выписать слово на трёх языках, указанных в рамке: на долганском, на русском и на английском.
Үт – отверстие, дырка – hole; Үгүсь карчи – множество денег – much money
Үңкү – танец – dance; Үрәк – Ручей – Creek; Урәрь ити уну – остужай – cool it down;
Үнюгәсь – щенок – puppy
ГЛАСНАЯ БУКВА «Ы»
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги