Елена Каминская
Мозаика своими руками
Введение
В современном мире вещи, сделанные своими руками, очень ценятся и играют важную роль в нашей жизни. Если при этом они не только красивы, но и полезны, то становится приятно вдвойне.
Мозаика как украшение предметов интерьера, дома, сада является удачной идеей. С ее помощью можно воплотить любые творческие замыслы, например создать простую геометрическую фигуру или сложный узор и даже картину. Правильно подобранная мозаика делает дом, сад стильными и эксклюзивными.
Мозаику для отделки и декорирования помещения и сада используют уже тысячи лет. Технология ее выполнения не очень сложна. Для нее нужен совершенно обычный набор инструментов (ножи и щипцы для разрезания плитки на мелкие элементы, набор щупов для установки зазоров между чипсами, специальный шпатель для нанесения клея, мягкий шпатель для затирки, губка, емкость для разведения клея), большой запас материалов и в первую очередь желание сделать что-то красивое собственноручно.
Сама мозаика напоминает паззлы, в которых надо собрать картинку из небольших кусочков, т. е. изображение складывается из маленьких деталей (чипсов) и закрепляется на поверхности. Для этого вида технологии можно использовать самые разнообразные материалы. Это кусочки классической смальты, керамики, стекла или натурального камня. И нетрадиционные – золото, керамогранит, драгоценные камни, пластик, дерево, ракушки, камешки, речная галька, осколки стекла, плиток, пуговицы, стеклянные и каменные бусинки и даже яичная скорлупа. Для декорирования небольших предметов собирают осколки цветного стекла, черепки фаянсовой, фарфоровой и керамической посуды, кусочки кафеля, зеркал, металла, яркой пластмассы. Цветовая палитра безгранична и может быть строгой, монохромной или вызывающе яркой.
По своим размерам и форме мозаика бывает традиционной и нетрадиционной. Форма традиционной мозаики – квадрат со стороной 25–50 мм. Форма и размер нетрадиционной могут быть различными в зависимости от вашего желания.
Мозаику используют везде, так как она очень удобна практична и красива. Чаще всего ее увидишь в виде панно, в бассейнах и на различных криволинейных поверхностях.
Хорошо подобранное панно является превосходным украшением интерьера в любом стиле. Оно бывает разного размера – от больших картин, занимающих всю стену, до крошечных миниатюр. Его можно класть на любые поверхности в доме, как горизонтальные (на пол, потолок, подоконники), так и вертикальные (стены, камин, обрамление зеркал).
Красиво изогнутые формы в современном интерьере встречаются довольно часто. Мозаика может подчеркнуть или, наоборот, сгладить эти неровности. Элементы мозаики очень малы, и ими покрывают любую форму. Колонны, арки, барные стойки, пилястры, внутренние перегородки – все это украшают мозаикой. Подвластны ей и небольшие предметы интерьера, такие как рамки для картин, фотографий, цветочные горшки, вазы, подносы, поверхности стола, шкафа, стула и других предметов мебели. Кроме того, мозаикой декорируют, например, женские украшения.
Для отделки бассейна мозаика подходит идеально. Она водонепроницаемая, прочная и нескользкая, что для поверхности бассейна очень важно. Кроме того, в нем она выглядит потрясающе, так как чередование углублений и выпуклостей делает рисунок объемным.
Мозаикой украшают самые разные предметы в саду – дорожки, крупные валуны, ограждения грядок и цветников, стены домов и беседок. При этом необязательно оформлять всю поверхность – достаточно вставить небольшой фрагмент в виде, например, цветка или стрекозы, который будет оживлять предмет и окрестности ярким пятном.
Перед выполнением мозаики необходимо определить место, размеры и характер полотна. При этом надо иметь в виду, что в вашей работе должны быть пластика, гармония, колорит, т. е. все, что присуще живописи.
Следующим этапом должно быть выполнение цветного эскиза и рисунка в натуральную величину. После этого подготавливают место для мозаики, очистив его от остатков краски, пыли, грязи, выровняв ее и немного увлажнив. После этого раствор набрасывают на поверхность, разглаживают при помощи мастерка, накладывают рисунок и продавливают контуры изображения. Рисунок после этого снимают и начинают выполнять узор. Надо знать, что для больших предметов предназначены крупные элементы, а для маленьких модулей – мелкие чипсы.
Если изделие крупное, то мозаику выполняют по частям: сначала наносят раствор на один участок, выкладывают мозаику, затем переходят к следующему куску. Пока раствор не затвердеет, полотно надо смачивать водой в течение дня несколько раз. Элементы мозаики следует заранее наложить на рисунок, чтобы не задерживать работу при выкладывании. Этот способ довольно трудоемкий. Поэтому в настоящее время чаще используют другой – метод обратного набора.
На лист бумаги наносят клей, кладут элементы мозаики лицевой стороной вниз, заливают раствором. Мозаику переворачивают после того, как раствор полностью затвердеет. Чаще всего мозаики выполняют законченными или в виде плит размером 100 ́ 100 см, которые потом монтируются на поверхности.
Глава 1
Древняя мозаика
Мозаика в переводе с итальянского языка mosaico (франц. Mosaique, лат. musivum) означает «посвященное музам», т. е. эти картины должны быть так же вечны, как и музы. По другой версии opus musivum – одна из разновидностей кладки пола или стены из мелких камешков. Это один из древнейших и красивых видов декоративно-прикладного и декоративно-монументального искусства. Мозаикой называется узор, который выкладывают на любой поверхности.
В последнее время стало очень модно делать не только кормушки для птиц в саду, но и маленькие, украшенные мозаикой бассейны для купания птиц. Они являются прекрасным декором для сада.Древнейшая мозаика
Истоки этого вида искусства восходят к III тысячелетию до н. э., когда на Ближнем Востоке правили шумерские династии. В те времена глиняные и деревянные изделия инструктировали слоновой костью, ракушками, ляпис-лазурью и другими материалами, которые приклеивали к предмету смолой. До нас с тех времен дошли прекрасные персидские шкатулки, выполненные в этой технике.
Сначала мозаикой выкладывали пол, чтобы он был гладким и ровным, и особого внимания на красоту не обращали. Затем люди поняли большие защитные свойства мозаики и ее декоративные возможности и расширили сферу применения мозаичных покрытий. Ею стали декорировать мебель, музыкальные инструменты, посуду, стены храмов.
Древние шумеры в своих работах отражали самые разные темы – от фантастических и мифологических сюжетов до военных сцен. В Национальном музее в Багдаде хранится арфа царицы Шубад, которую нашли в Уре в ее погребении.
В Лондоне в Британском национальном музее есть шкатулка «Штандарт Ура». Обе вещи датируются 2500 г. до н. э., украшены золотом, перламутром и ляпис-лазурью. Можно отметить знаменитый мозаичный дворец, стены которого покрывала ромбовидная мозаика, а также мозаики дворцов фараонов Рамсесов и Сети, которые до наших дней не сохранились. Уже в те времена мозаика применяли не только для практических целей, но и как украшение.
В 1540–1000 г. до н. э. во времена Нового царства в Египте началось повсеместное строительство из камня огромных гробниц, храмов, дворцов для представителей высших слоев общества. В этих зданиях полы и стены были украшены великолепной мозаикой.
Античная мозаика
Искусство мозаики достигло наибольшего расцвета в эпоху эллинизма (323–27 г. до н. э.) в Древней Греции. В это время строились новые города, интенсивно развивались мореплавание, различные отрасли науки, философия, возникла военная техника. Все это способствовало расцвету мозаики как декоративно-прикладного и декоративно-монументального искусства. Во многих городах возводят дворцы, интерьеры и полы которых украшают мозаичными покрытиями. Особенно часто этот вид декорирования использовали во внутренних двориках.
Иногда мозаику применяли совсем в неожиданных местах. Например, по приказу греческого тирана на Сицилии Гиерона его роскошный корабль украсили мозаичной живописью со сценами из «Илиады» Гомера. Над этой картиной работали 360 мастеров-мозаичников и художников.
Особо можно выделить мозаику в Помпеях, которую нашли в так называемом Доме фавна. Она изображает конец битвы Александра Македонского с Дарием при Иссе. Эта картина очень выразительно передает чувства и мысли главных героев. Мозаика расположена на полу в одной из комнат. Ее размер – 15 м2. На ее изготовление потребовалось больше полумиллиона кубиков из горных пород. В картине использовали только четыре цвета – белый, черный, красный, желтый.
Кроме данного произведения, были найдено еще несколько мозаик с геометрическим, растительным узором и с различной тематикой, например изображение групп странствующих актеров или музыкантов, морское дно, портрет женщины. Все произведения выполнены очень реалистично.
Для подгонки частей мозаики часто применяют тальон, инструмент, который делают из обычного напильника нужного размера. Один его конец остро затачивают.Мозаика как вид декоративно-прикладного искусства быстро распространился по Римской империи. В качестве материала использовали мрамор и смальту, кроме них, также брали мелкие камешки и гальку в виде маленьких кубиков или столбиков. При императоре Андриане, во время своих путешествий возившего с собой художников и архитекторов, которые украшали здания, возводившиеся по приказу императора во всех городах империи, в первой половине II в. этот вид искусства достиг наибольшего развития. В некоторых из них были созданы мозаичные мастерские.
Роскошь декоративной отделки дворцов, храмов, домов, общественных зданий резко возрастает. Мода на декорирование мозаикой распространяется очень быстро. Каждый зажиточный человек стремится иметь хотя бы небольшую мозаичную картину. Цезарь всегда в поход берет с собой мозаичные плиты, которыми по его приказу устилают дно его палатки.
Римская мозаика отличалась своим реализмом. В картинах и панно изображали пейзажи, бытовые, мифологические, исторические сцены. Наиболее известны произведение из Неаполя «Уличные музыканты», огромнейшее полотно «Пол из Пренесты», «Палестрины», на которых изображена долина реки Нил, чаша с мозаикой «Голуби на чаше». Самая крупная коллекция римской мозаики I–III вв. расположена в музее Бардо и музее Сусса в Тунисе, в именно здесь господство римлян продолжалось около 5 веков.
Византийская мозаика
В Византии изобрели для мозаики особый сплав очень плотного и непрозрачного стекла – смальту. Кусочки из смальты и драгоценных камней не шлифовали, благодаря этому в помещениях создавался оптический эффект расширения, где золотистые искорки таинственно блестели в полумраке, придавая комнате особую торжественность. Кроме того, именно они первыми начали декорировать мозаикой не только пол, но и стены с потолком. Художники предпочитают зеленые, нежно-голубые, ярко-синие цвета, различные оттенки красного, розового, лилового. Для фона используют золотистый цвет, который символизирует богатство.
В Византии мозаикой на заре христианства чаще всего украшали храмы, убранство которых обладало большой силой воздействия благодаря своей мерцающей поверхности и золотистому фону. Здесь надо отметить такие сооружения с мозаикой, как храм Софии в Константинополе, которые отличался звучностью и глубиной цвета, особой образностью мозаик. До наших дней дошел еще один архитектурный и исторический памятник с византийскими мозаиками V–VII вв. – мозаичный ансамбль Ровены, которая была столицей Западной Византийской империи с 402 по 476 гг. Мозаики в церкви Св. Дмитрия в Солуни относят к VII в. Но в отличие от вышеупомянутых храмов они выполнены в другой манере. Все лица выглядят застывшими, композиция строго симметричная.
Фоновую мозаику изготовляют из обычной плитки размером 300 x 300 мм. На ней выполняют различные пропилы, сохраняя структуру плитки. При этом поверхность выглядит так, как будто ее выложили чипсами.В VIII–IX вв. в Византии запретили иконопись, что повлекло за собой изменение сюжетов в мозаичной живописи. В храмах стали изображать животных, птиц, архитектурные мотивы, в светских домах – придворные церемонии, жанровые сюжеты с императором.
Постепенно фреска заменила мозаику в храмах, хотя ее надо было постоянно обновлять, так как краски тускнели или обесцвечивались.
Византийскую мозаику применяли в Италии и Грузии в более поздние века, в XII в.
Майоликовая мозаика
На Среднем и Ближнем Востоке с XII–XIV вв. украшение зданий мозаикой встречалось повсеместно, причем орнамент покрывал практически всю их поверхность. Исламские художники были великолепными специалистами в области мозаичного искусства. Основной темой их сюжетов были геометрические и растительные орнаменты. Людей они никогда не изображали, так как это запрещалось мусульманской религией. Из материалов мастера использовали резаную терракотовую плитку, поливную керамику (майолику).
Частицы мозаики изготавливали строго по одному шаблону. Из них составляли сложные арабески, которые гармонировали с архитектурой здания. Сначала использовали только один цвет, но с XIII в. орнамент стал полихромным, но чаще преобладают два цвета – терракотово-желтый и сине-голубой, так как они символизировали землю и небо городов. До сих пор существует множество памятников орнаментальной майоликовой мозаики в Самарканде, Бухаре, Хорезме, Ургенче, созданной в IV–XV вв.
Майоликовая мозаика развивалась в Португалии и в средневековой Испании.
Флорентийская мозаика
Самой сложной из всех техник является флорентийская мозаика, которая появилась в XII в. Мастера Флоренции первыми стали использовать для своих картин природный рисунок камня, обычно мрамора и яшмы. В XVI в. эта технология была настолько разработана, что в последующие века совершенно не изменилась.
Особенность флорентийской мозаики – очень тщательная, практически без швов подгонка довольно тонких каменных пластинок. Изображение получают, сочетая поделочные камни нужных цветов, оттенков и форм, которые идеально подбирают, используя их естественный рисунок.
Великолепные мозаичные картины можно увидеть в главном венецианском соборе – базилике Сан-Марко. На фасаде выполнена композиция «Страшный суд».
В более позднее время в XIX в. известные мастера, такие как М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Гауди, Г. Климт, часто применяли в своем творчестве технику мозаики.
На могиле известного танцовщика Рудольфа Нуриева создали единственную в мире мозаику в виде восточного ковра, спускающегося с постамента. Она была выполнена итальянской мастерской Акомена Спацио Мозаико по эскизам художника парижской Гранд-опера Энцо Фриджерио.Мозаика в России
Мозаика появилась на Руси только после принятия христианства, в X в. Но особого развития в те времена мозаичное искусство не получило, так как смальту приходилось доставлять из других стран, поэтому она была очень дорогой.
Самыми известными мозаиками того времени являются мозаики в Михайло-Златоверхом монастыре и в церкви Св. Софии в Киеве, которые датируются XI в.
После монголо-татарского ига мозаики не создавали совсем, так как технология ее изготовления была забыта вплоть до XVIII в.
Великий русский ученый М. В. Ломоносов в 1750-х гг. «еще раз изобрел» технологию отливки и шлифовки смальты. Под Санкт-Петербургом был построен завод, на котором к началу 1760-х гг. выпускали свыше 100 основных тонов смальты и более 1000 их оттенков. В то время это было единственное подобное предприятие в России.
Ломоносов разработал свою собственную технику мозаики. За 15 лет он создал портреты многих выдающихся людей России – Петра I, Александра Невского, Елизаветы Петровны, грандиозную картину «Полтавская битва». После смерти ученого развитие мозаики прервалось практически на целый век.
В XIX в. была открыта мозаичная мастерская Императорской академии художеств для создания мозаичных икон для Исаакиевского собора. Художники были посланы на учебу в Италию. В Россию пригласили химиков ватиканских мастерских братьев Бонафеде, которые наладили производство более 17 000 различных по окраске видов смальты. Потом многие страны закупали в России коллекции этого материала.
На Урале также начали развиваться мозаичные мастерские, которые продолжили традиции флорентийской мозаики, причем для ее изготовления они применяют не только драгоценные камни и мрамор, но и полудрагоценные камни, такие как малахит, лазурит.
В 1890 г. открылась частная мастерская Фроловых для развития мозаики в области монументальной архитектуры, которую курировала Академия художеств. В дореволюционный период было выполнено практически все внутреннее и внешнее (что было впервые) мозаичное декорирование храма Спаса на Крови. Кроме того, эта мастерская занималось созданием убранства многих других церквей Санкт-Петербурга, России и стран Европы.
Мастерская работала совместно со многими выдающимися художниками и архитекторами того времени – В. М. Васнецовым, Л. Н. Бенуа, Н. К. Рерихом, В. А. Косяковым, А. В. Щусевым и др.
В послереволюционные годы мозаичные полотна отображают революционные сюжеты. В 1930-е гг. работа в мастерской Флоровых возобновляется уже под руководством президента Академии художеств СССР И. И. Бродского. Мастерская изготавливает полотна для театра им. В. Э. Мейерхольда, герб для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже, создает мозаики для метрополитена Москвы. Привлекают к работе многих советских художников. В 1950–1960-е гг. выполняют мозаики для Ленинградского метрополитена. В 1990-е гг. вновь начинают делать мозаики для церквей и часовен.
В настоящее время в стране существует много мастерских, которые выполняют заказы как для государства, так и для частных лиц.
Дорожки, полы, тротуары часто выкладывают клинкерной плиткой. Она создается из глазурованной керамической плитки, которая прочна, практична, красива и имеет водоотталкивающие свойства.Глава 2
Материалы и инструменты для мозаики
Материалы для мозаики, как мы упоминали выше, могут быть самыми разнообразными. Традиционными для изготовления изделий этого вида декоративно-прикладного искусства являются природный и искусственный камень, керамическая плитка, стекло, смальта. Из нетрадиционный для выкладывания мозаики можно применять любые подручные материалы – кусочки зеркала, плиток, бисер, дерево, кожу, пуговицы, яичную скорлупу, паззлы, крышки от бутылок, зубочистки и гвозди.
Керамическая мозаика
Керамическая мозаика напоминает обычную плитку только гораздо меньшего размера. Она может быть различного цвета, глазурованной или с разводами, мелкими трещинами, вкраплениями. Керамические чипсы бывают квадратной или прямоугольной формы. Этот вид мозаики очень прочный и износоустойчивый, поэтому его применяют при облицовки зданий, фасадов, стен и пола кухонь и ванных комнат, коридоров, бассейнов.
Но у неглазурованной керамической плитки есть недостаток – пористая структура. Есть и малопористая керамическая плитка. Она отличается низким поглощением воды, морозоустойчивостью, поэтому ее чаще применяют для бассейнов. Этот материал покрыт специальной глазурью, который не дает на поверхности керамики образовываться водному камню, сохраняет цвет.
Каменная мозаика
Природный камень как материал для мозаики в декорировании применяется с давних времен. Панно, созданные из него, отличаются долговечностью, практичностью и используются практически везде. Любое жилое или общественное помещение внутри может быть украшено настенной или напольной мозаикой. Каменную мозаику выкладывают и на дорожке или патио, во двориках, на площадках для пикников. Из нее создают красивые и изысканные композиции в саду, из обычного бассейна делают что-то уникальное, используя камни, которые не впитывают влагу.
Для мозаики подходят различные виды камня – природный туф, кварцы, известняки, песчаники, граниты, сланцы, мрамор и яшмы. Цвет и фактура природного материала неповторима, что делает изображение особенным. При выборе породы камня следует учитывать не только цвет и схожесть, но и другие характеристики. Поверхность камня подвергают различным способам обработки. Его можно отполировать так, чтобы он сверкал, а можно и состарить, немного приглушив цвет и сделав края более гладкими.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги