Ольга Пикколо
Как с неба пью
© Ольга Пикколо, 2020
© Е. Гладкая, иллюстрации, 2020
© Т. Сергеева, вступительная статья и редакция, 2020
Об Ольге Пикколо
Я познакомилась с Ольгой Пикколо восемь лет назад. Мои мальчики были совсем крохи, когда мы начали посещать ее Детский музыкальный лекторий «Пикколо». Помню, как зачаровали их концерты Ольги. Они проходили по воскресениям в концертном зале музея театрального и музыкального искусства Санкт-Петербурга. Это был прекрасный адрес! Дети понимали, что пришли в особенное место: Ольга, похожая на фею, в длинном платье, встречала их у входа в зал. Она умела создать настроение праздника, очаровывала детей музыкальными придумками, занимательными домашними заданиями, так что мои мальчики с волнением ждали очередного воскресения. Они пересмотрели все спектакли лектория, а я с Ольгой подружились.
И сразу поняла, что она – человек глубокий, сложного душевного строя. Меня глубоко тронула ее любовь к природе, она ее чувствует, как и музыку, во всех оттенках, любит Север, летнее разнотравье в родном Павловске. Ей необходимы длительные прогулки по Павловскому парку, она слышит и знает птиц. Мало кому дана такая особая чуткость в восприятии природы. Меня не удивило, что она пишет стихи. Литературное творчество показалось продолжением богатого духовного мира Ольги, когда созвучия музыки, радость творчества и счастливое содружество с природой соединились в ее душе, чтобы отразиться лирическими стихами.
Стихи очень личные и звучные, в них – большие сильные чувства. Ольгу волнуют встречи с людьми и далекие путешествия. Она умеет во встрече с Алтаем почувствовать эпическое, воспринять природу Алтайского края в грандиозных метафорах. Ее переживания бывают раняще остры, но чувства никогда не утрачивают своего благородства.
Интересно, что даже знаки препинания в стихах она расставляет на свой лад, стараясь таким особенным образом акцентировать, уточнять свои мысли. Вроде бы просится в тексте запятая, но для Ольги она невозможна, и это тоже мета своего пути, своего видения мира и его отражения в своеобразном зеркале, – в поэзии. Ольга может показаться человеком легким, у которого все получается без натуги, но стихи приоткрывают ее и «в минуту жизни трудную», и в момент сомнений, и в день узнавания печальной новости. Ее поддерживает вера, она считает, что ей многое дано, а значит, надо щедро отдавать.
Мы знакомы давно. Я вижу огромный творческий рост Ольги. Не удивляюсь, что ее пригласил Мариинский театр. Она пишет сценарии, режиссирует и ведёт спектакли для детей, а рядом с ней – именитые музыканты и актеры. Ольга придумала интересное сочетание музыкальных спектаклей с песочной анимацией, что так нравится малышам и что облегчает их путь к классической музыке. Ее спектакли удачно дополняют детский репертуар Мариинки, а сама Ольга именно такая, как на фотографии обложки этой книги, – нежный профиль, тонкий силуэт, обаятельная, застенчивая улыбка… Пленительный образ женщины в расцвете лет.
Я думаю, что её стихи, – а это уже второй сборник, – будут отмечены внимательным читательским глазом. Ольга бесстрашно и честно открывает себя читателю. Это ли не жест доверия по отношению к нему?
Доброго пути книге.
Татьяна Сергеева, искусствовед Царскосельской янтарной мастерской.
Как с неба пью. Цикл из девяти встреч
Стихи пишу не я. Но всё равноПишу, как с неба пью. И точно знаю,Что все слова записаны давно,А я их только вспоминаю.Как приходят стихи
Бывает так: какая-то истома…
А. АхматоваЯ знаю известных поэтов, которые пишут стихи каждый день и в определённое время, как идут на работу. Я всегда завидовала таким. Завидую и сейчас. Потому что думаю, что именно они и остаются в памяти поколений.
У меня иначе. И совсем несерьёзно. Непостоянно. Когда стихов надо дождаться. Процесс сочинения нельзя контролировать, создать искусственно, удержать, а если начать анализировать, то исчезнет.
А ещё – нужны условия. Вот их палитра:
– Переключение. Чтобы попасть – как на солнечную кайму у края облака. Часто – просто уехать из привычных мест.
– Влюблённость. В кого-то. Во что-то. С наслаждением и болью, проживая настоящий момент предельно. Вбирать, запоминать, слушать, находиться в переживании, когда сердце нараспашку, разум на замок.
– Тишина в тишине. Тишина во мне – в тишине того, что вокруг меня.
– Обращённость к ритмам космоса. А для этого – освободиться от «я». Подчиниться вселенскому ритму. Вобрать его силы. Раствориться в его гармонии. Стать дырочкой флейты, на которой играет создатель. Стать кисточкой в руках живописца вселенной.
Тогда наступает некая маета. Бередит издалека, чтобы воплотить пережитое в слове, красках, движении, звучании. Подступает ритм. Иногда он магнетичнее слова, сильнее, активнее, опережает его.
Из ритма появилось стихотворение «Лис». Я гуляла, и из-под моих ног вдруг выскочил рыжий лис. И застучал в голове ритм, – отрывистый, стремительный. А потом – слова, вне всякой рифмы, потому что слова приходили быстрее, чем я успевала их рифмовать, они были дикими, вольными, не подчиняющимися никакому насилию.
Словно осенний ветерЛистьев бросил охапку,Словно огонь по снегуДыханием вспыхнул лукавым…Так же родилось и стихотворение «Сныть»: я прикасалась к первой весенней сныти, утопала в ней, собирала в корзину, переполненная её благоуханием. Слова явились из моего внутреннего изобилия и изобилия зелени в корзине:
Окна распахнуты! Солнце, входи!Животворящая сныть в горсти!Охапкой – в салат. ЖитьС ликованьем в груди!Но не всегда стихи приходят именно так. Иногда остро прожитое событие, когда повороты судьбы больно ударяют, выливается в слове лишь спустя много дней, – сразу подняться над ними нет сил. Нужно пространство отстранения, видения сквозь преломляющее стекло времени. «Трещину» я написала спустя много дней после события.
Случается, что стихи приходят после выступления на сцене. Через несколько минут после начала спектакля между мной и сценой раскидывается некий незримый мост, сфера. Зал становится настолько напряжён вниманием, что превращается в одно большое ухо. Тишина зала становится волшебной оправой, истоком, первоначалом, откуда всё идёт и куда всё возвращается. И тогда уже не я как будто, а звучащая тишина зала начинает создавать спектакль.
Разве я создалаМой концерт, мой сонет?Как травинки вплелаНезаметно в букетДетских душ, детских глаз…Разве из тишиныЯ вдохнула в рассказУдивленье и сны?Разве я?Невесомое телоВ оправе тишиПрикоснуться сумелоК обертонам души.Зал грустит и ликует,Сам над сказкой колдует,Сам сонет создаёт.Обнимаю крылами,Провожаю глазами.Только сердце поёт.Почему так тянет к Слову? Словом снимается с мира маска. Слово позволяет вселенной оставаться незамутнённой, девственной, первозданной, хранящей первоначало, тайну и чудо.
«Как с неба пью» – книга о встречах, посланных мне.
Девять витков.
Девять встреч.
Стихи писались с мая 2014 года по август 2020 года.
Встреча изумрудная. Начало
И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее.
Книга БытияВстреча с тем, с кем меня связывает меня жизнь до сих пор. Как связала Иаков и Рахиль, Соломона и Суламифь. Встреча, как бесконечное прорастание друг в друга, как прекрасное путешествие длиною в жизнь. И смысл этого путешествия – в познании Встречи с иным, имя чему – любовь.
День первый
Пришёл он странником ко мне,Но не просил еду и кров.Была легка его сума,Полна росистых лепестков,А на ладони сокол жил.И мир от клёкота оглох,Когда как Бог, из темноты,Переступил он мой порогДень второй
Дарю тебе сладчайший поцелуйИз земляники, солнца и воды.Венчая нас на тысячи веков,Стирает лето прошлого следы.И даже если солнце вдруг затмит,Вложу ладонь в ладони тёплый круг,И слов привычных радость осенит,И ангел пролетит над нами вдруг.День третий
Звезда скатилась в сонный пруд.Волна дохнула в камышиТак тихо, как тебя зовут.И снова – ночь, и ни душиДень четвертый
На груди твоей головой,И становится тело легче.На виске – паутина усов.Прижиматься можно ли крепче?Опрокинемся в сонный полётСтен, дверей и иных вертикалей,И тела наши в светлой печалиАнгел в белую ночь завернётДень пятый
Никогда ещё никомуНе верила так всецело,Никогда ещё никомуВ глаза так не смотрела,Никогда ещё никогоТак до кончиков пальцев не знала,Никогда ещё никогоТак, как мать – дитя – не прощала.Так спокойно не провожала.Каждый раз – насовсемДень шестой
Объятия утро каждое,Как всепрощение, празднуем.Вечность – в минуту,Прижавшись друг к другу.Больше, чем муж.Прикосновение душ.День седьмой
Пьяна – без вина.То – твоя вина.Слияние полноты,Когда со вселенной – на «ты».Ты – мой Соломон.Над нами – апрельский звонРучьёв. Я – твоя Суламифь.А после из рук твоихВ озёрную звонкую гладьСолнце до дна допивать,Песню Песней читатьУ мира на самом краюИли почти что – в раю.Встреча золотая. Гость
Встреча с тем, кто пришёл для некоего светового обмена, для плетения единой чудесной светоносной ткани.
Встреча
Словно тоненькой соломкой,Солнце пьюВ ожиданье встречи звонкойПоутру.Крыльев взмах,И полетела не спеша,И поёт по-птичьи телоИ душа.Оберег
Я не люблю, чтобы жалели,Но кто-то ласковой рукойМеня погладил по затылкуИ возвратил душе покой.И исчезает боль сомненья,Выравнивая сердца звук.Волшебное прикосновенье,Как светлый оберег, несу.Одной крови
Мы с тобою одной кровиИ дыханья одного.Узнаю на полусловеБрата света моего.Всё одно: исток единый,Вдох, и выдох, и шаги.Сохрани меня, родимый.Если сможешь, сбереги.Разговор
Вплетаясь неумелоВ галдеж многоголосый,Я лесу захотелаСвои задать вопросы.Вопросы без ответаРазгадывают птицы,Аукается где-то,И дразнятся синицы…И шепчет мне орешникОтвет… Вдохни! Послушай!Сказал один кудесник:Есть у деревьев души.Прятки
Сердце нараспашку,Разум на замок.Всем делам – отмашка.Шалости глоток.Жить, так без оглядки,Солнечно, сполна.Мы играем в пряткиВ закоулках дня.Спрятался надёжно,Я иду искать.Отправляться можно?Три, четыре, пять.Солнце пусть подскажет,Ветер и сова.Пусть под ноги ляжетВещая трава.Родилась в рубашке,Счастье по пути.Сердце нараспашку,Помоги найти!Светлой точкой счастьеНа разливе луж.Тихое объятье –Это встреча душ.Гость
Шёл…С тонкой удочкой налегке,В солнц сплетенье.Стой!Словно бабочкой по щеке,Прикосновенье.Взлёт!Преображения светлый мигПасхальный.Взгляд:Богом ли посланный родникИли гость случайный?По следам
Иду по твоим следам,Стараюсь ступать точь-в-точь:Ложится под ноги трава,Корону сплетает ночь.Я говорю: – Лес!И лес прорастает у ног.Комната до небесРаскрыла сосновый чертог.Я подержу тишинуВ тёплых ладонях чуть-чуть:Хвойное счастье вдохнуИ отпущу в лёгкий путь.Чу… кто-то крикнул:– В полёт!И прикоснулся к плечу:В неба открывшийся сводПерешагнула.Лечу.Голос звучит: – Я с тобой.Пой, наслаждайся, звучи,Ты осияна судьбой.Верь в чудеса и свети!Лес-круговерть в голове,Крылья – в рассветной росе.В медленном сне, босикомПо непросохшей травеЯ возвратилась в мой дом.Кто-то в одежде простойПерешагнул мой порог.Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги