Книга Индийский Христос. История христианства святого Фомы - читать онлайн бесплатно, автор Аббат Джордж Бюрк (Свами Нирма
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Индийский Христос. История христианства святого Фомы
Индийский Христос. История христианства святого Фомы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Индийский Христос. История христианства святого Фомы

Индийский Христос

История христианства святого Фомы


Аббат Джордж Бюрк (Свами Нирмалананда Гири)

Переводчик Анастасия Александровна Ооржак


© Аббат Джордж Бюрк (Свами Нирмалананда Гири), 2021

© Анастасия Александровна Ооржак, перевод, 2021


ISBN 978-5-0053-0745-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие переводчика

В текстах четырех признанных церковью Евангелий довольно подробно повествуется о жизни Иисуса Христа с рождения до тринадцати лет, а также о времени его проповеди с тридцати до тридцати трех лет. Остальные же годы его жизни не описаны, покрыты тайной и поэтому вызывают интерес как самих верующих, так и исследователей.

В своей удивительной книге «Индийский Христос» Аббат Джордж Бюрк (Свами Нирмалананда Гири) подробно рассказывает нам о том, где Иисус Христос провел «неизвестные» годы своей жизни. Эта публикация не является некой умозрительной гипотезой, поскольку автор провел поистине уникальное исследование на эту тему, в котором опирался на множество источников и свидетельств, как древних, так и современных.

Автор книги «Индийский Христос» Свами Нирмалананда позволяет читателю взглянуть на Иисуса и его учеников совершенно под другим углом: сам Иисус предстает как йогин Иша, многие годы обучавшийся у индийских учителей, миссией которого была проповедь Санатана Дхармы в странах Средиземноморья, а его апостолы – не как основатели новой религии, христианства, а как представители Ишанни сампрадаи – одного из направлений в лоне индуизма, последователей которого в современной Индии называют «христианами святого Фомы». На основе анализа текстов Евангелий автор приходит к выводу, что приведенные в них речи Иисуса изобилуют цитатами из священных писаний индуизма, таких как Бхагавад Гита, Ригведа и т. д.

Данная работа снабжена подробными примечаниями, где упоминаются источники, на которые опирался автор. Это позволяет заинтересованным читателям обратиться к ним для самостоятельного ознакомления. Также в примечаниях разъясняются некоторые понятия и явления индуизма, которые могут быть незнакомыми для читателей-христиан.

Книга призвана не только восполнить пробел информации о «неизвестных» годах жизни Иисуса, но и способствовать укреплению взаимопонимания между представителями индуизма и христианства.

Анастасия Ооржак

Христианство ессеев

Во времена Иисуса внутри иудаизма существовало два крупных течения или секты: фарисеи и саддукеи. Фарисеи были сосредоточены на четком следовании внешним правилам их интерпретации Закона Моисея, ритуальном поклонении и теологии. Со своей стороны, саддукеи почти не заботились о внешнем и склонялись к некой разновидности агностицизма. В наши дни эти две группы можно сравнить с ортодоксальной и реформистской ветвями иудаизма соответственно.

Существовала также третья секта, которая одновременно являлась и не являлась частью иудаизма. Это были ессеи, само название которых означает «чужие»1. Избрали ли они себе такое наименование сами или оно было дано им относящимися к ним с презрением фарисеями и саддукеями, неизвестно. Но было точно известно то, что они плохо вписывались или не вписывались вовсе в обыденную жизнь Израиля тех времен.

Их взгляды на собственное существование были предметом споров, поскольку ессеи утверждали, что их тайное братство внутри иудаизма было создано Моисеем, с Аароном и его потомками во главе. Пророк Иеремия был учителем ессеев, и именно при его жизни они прекратили считаться тайным обществом и стали существовать открыто. С этого времени многие ессеи начали жить общинами. Исаия и святой Иоанн Креститель также были учителями ессеев. Их целью было следование полностью эзотерической религиозной философии и практике, берущей свое начало в египетских мистериях. Будучи внуком фараона, Моисей был посвященным в эти мистерии, и его предназначением было стать главой египетской религии2. Сами эти мистерии происходили от религии Индии – Санатана (или Арья) Дхармы3. По этой причине ессеи всегда поддерживали контакты и взаимообмен с Индией – этот факт вызывал негодование их израильских соотечественников. Об этом Альфред Эдершейм в своем классическом труде XIX века «Жизнь и времена Иисуса Мессии»4 писал так: «Их фундаментальные взгляды были совершенно иными, чем у фарисеев, и сильно выделялись своими восточными особенностями».

О контакте с Индией упоминается в книге Зоар (2:188a-b), собрании древних еврейских мистических традиций и фундаментальном тексте еврейской Каббалы. Она содержит следующий эпизод о знакомстве одного просвещенного раввина с религией Индии и ведическим5 религиозным ритуалом, известным как Сандхья, представляющим собой молитвы на рассвете и закате для достижения просветления.

«Рабби Йоси и рабби Хия шли по дороге. Тем временем настала ночь, они сели. Пока они сидели, начало светать, они встали и продолжили свой путь. Рабби Хия сказал: «Посмотри, как сияет лик Востока! Сейчас все дети Востока [в Индии], обитающие в горах света [Гималаях], совершают поклонение тому свету, который исходит от лика солнца перед его восходом… Теперь ты мог бы сказать: «Это поклонение тщетно!», но с древнейших, изначальных времен это помогало им обретать мудрость».

Их контакты и взаимообмен с индийской религией – в частности, брахманическими практиками – выражались у ессеев в следующем:

1. Они строго придерживались принципа ненасилия.

2. Они были полными вегетарианцами и не употребляли алкоголь ни в какой форме. Также они не вкушали еду, приготовленную не-ессеями. (Эдершейм пишет: «Последователи их учения скорее погибли бы от голода, чем присоединились бы к трапезе людей из внешнего мира». )

3. Они отказывались от одежды, изготовленной из частей тела животных, таких как кожа или шерсть, обычно они изготавливали свои одеяния из льна.

4. Они отвергали жертвоприношения животных, настаивая на том, что первоначально Тора не предписывала жертвоприношения животных, но в дальнейшем текст был подделан – как в отношении этого, так и касательно множества других моментов. В пользу их утверждений свидетельствуют следующие фрагменты писаний: «Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?» (Пс 49:13); «Что́ мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов, и тука агнцев, и крови волов и козлов не хочу» (Ис 1:11); «ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве» (Иер 7:22)6. Цитаты из Исаии наиболее важны, поскольку он сам был учителем ессеев.

Ессеи утверждали, что «животные», когда-то приносимые в жертву, были символическими фигурками животных, представлявшими собой некий недостаток или грех, от которого подносящий их человек желал освободиться. (Аполлоний Тианский учил тому же самому в отношении греческих жертвоприношений и настаивал на возвращении к этой форме жертв. Задолго до этого фигурки из теста подносились в качестве «жертвы» в Индии7. В практике ессеев каждый человек лепил фигурки собственными руками, молясь и глубоко концентрируясь на тех чертах характера, которые желал исправить, ощущая, как они воплощались в объемном изображении. Фигурки делали из пяти веществ: измельченного в порошок ладана, муки, воды, оливкового масла и соли. Когда они затвердевали, их приносили в храм, алтарь которого представлял собой металлическую печь с решеткой наверху и раскаленными углями внутри. Фигурки помещали на эту решетку, и они сгорали от сильного жара. При этом под действием высокой температуры оливковое масло и ладан становились жидкими и кипели или поднимались вверх в виде пара. Эта благоухающая жидкость называлась «кровью» жертвы. Именно таким образом Моисей освящал храм, его утварь и священнослужителей8, а не с помощью крови животных. И именно таким был «агнец», «кровь» которого была нанесена на дверные косяки в Египте9.

Для совершения пасхальных обрядов ессеи пекли фигурки агнца, используя те же самые ингредиенты, лишь заменяя ладан медом и корицей. (В случае отсутствия мёда они использовали сироп из изюма.) Лишь такой пасхальный агнец был приемлемым для них – и, соответственно, для Иисуса и его апостолов.

Вследствие этого ессеи отказывались выполнять поклонение в Иерусалиме, вместо этого они содержали собственный храм на горе Кармель. У них в то время была не каменная постройка, а скиния, возведенная согласно первоначальным указаниям, данным Моисею Господом на горе Синай. Иерусалимский храм не подходил им, так как представлял собой каменную постройку в греко-римском стиле и не был простым и скромным храмом, имеющим форму, данную Моисею, символизирующую одновременно физическое и душевное устроение человека. Также Иерусалимский храм был построен Иродом, который, находясь под властью Рима, презирал иудаизм и придерживался римской веры агностиков. По этой причине, с их точки зрения, храм был ритуально нечистым. Они задабривали священников Иерусалимского храма, отправляя им крупные денежные пожертвования. Иногда они предоставляли животных, необходимых для храма, но лишь с условием, что им дадут прожить отпущенное им время жизни до конца.

5. Они интерпретировали Тору и другие еврейские писания почти исключительно с духовной, символической и метафизической точки зрения (как это делал еврейский философ Филон Александрийский). Они также имели собственные эзотерические писания, которые не показывали не-ессеям. В то время как для других евреев было недопустимо изучать и принимать «чужие» писания – священные писания других религий – и это было столь серьезным проступком, что каралось проклятием, ессеи придерживались универсальных, эклектических взглядов на религию.

6. Воздержание ценилось ими, его часто соблюдали даже в супружестве, и многие ессеи вели монашеский образ жизни с полным отречением.

7. Мужчины и женщины в их общинах – все из которых были грамотными – считались духовно равными, и среди них были пророки и учителя обоих полов. Это было характерно и для индуизма того времени, женщины также носили священный шнур.

8. Они отвергали учение о физическом воскрешении мертвых в конце времен, которого придерживались некоторые фарисеи, верившие в реинкарнацию, и которое позже стало догматом средиземноморского христианства.

9. Они верили в реинкарнацию и закон кармы, а также в окончательное воссоединение души с Богом. На это ясно указывают апостолы, спрашивая Иисуса о слепом человеке: «Учитель, кто согрешил, этот человек или его родители, что он родился слепым?»10.

10. Они верили, что солнце является божественным проявлением и дарует духовную силу телу и сознанию. Стоя лицом к солнцу на восходе и закате, они возносили свои молитвы, отказываясь произносить даже единое слово после пробуждения по утрам до окончания молитв. Они не считали солнце Богом, для них это был символ Единого Бога Света и Жизни. Впрочем, считалось, что подходящие молитвы, обращенные в сторону солнца, приводят к ответу божества (см. ответ Иисуса царю Кашмира в Бхавишья Махапуране, который приводится ниже).

11. Они верили в гадания и пророческий дар.

12. Они верили в силу оккультных формул, или мантр11, так же как и в эзотерические ритуалы, и совершали теургию (духовную «магию») с их использованием.

13. Они верили в астрологию, составляли гороскопы и изготавливали «магические» амулеты из растений и драгоценных камней, соответствующих астрологическим данным. Они также верили, что ангелы обучали Моисея искусству травничества.

14. Они верили, что чудесные исцеления являются естественными следствиями истинной духовной жизни.

15. Они носили только белые одеяния12 в знак того, что они почитают Бога, Который есть Свет, и они облачены Им в свет. Это настолько не нравилось другим израильтянам, что фарисеями и саддукеями был введен запрет на совершение молитв в белых одеяниях, и это было внесено в законы. (Мишна начинается с этого запрета.)

16. Они соблюдали точно такие же правила чистоты (shuddhi), как и брахманы в Индии того времени, часто совершая омовения.

17. Они строго следовали принципу правдивости13. Необходимо отметить, что большинства этих брахманических практик придерживались также и буддисты, поэтому можно сказать, что ессеи – и сам Иисус, и его ученики – имели качества и индуистов, и буддистов одновременно.

Из всего вышесказанного мы можем увидеть, почему Эдершейм констатирует, что «в отношении учения, жизни и поклонения оно [сообщество ессеев] на самом деле было вне иудаизма». Вследствие этих отличий от обычного иудаизма ессеи жили обособленно от своих еврейских соотечественников, обычно в отдельных общинах или общинных домах в городах. (Предполагаемый «общинный эксперимент» в Книге Деяний14 был на самом деле продолжением образа жизни ессеев. Тайная вечеря состоялась в одном из таких «домов» ессеев.)

История Иши Мессии – Иисуса Христа15

На заре христианской эры среди ессеев Израиля никто не был так известен и почитаем, как Иоаким и Анна из Назарета. Иоаким был знаменит своей богобоязненностью, богатством и щедростью. Он был самым богатым человеком в Израиле, и у него было правило делить свой доход на три части: первую часть он жертвовал храмам Кармеля и Иерусалима, вторую отдавал бедным, а третью оставлял себе. Анна была известна среди ессеев как пророчица и учитель. Их дочь Мария [Мириам], зачатая чудесным образом в Святая Святых Храма, провела тринадцать лет своей жизни в храме, оставаясь девственницей, до своей свадьбы с Иосифом из Назарета. Еще до совершения свадебных обрядов стало известно, что она зачала сверхъестественным образом, и в надлежащее время она родила сына в одной из пещер Вифлеема. Ему было наречено имя Иисус (Иешуа на арамейском языке и Иехошуа на иврите).

Сын Мириам был не менее необычным, чем его мать, и невероятные чудеса происходили ежедневно в его жизни, для спасения которой родители увезли его в Египет, где они несколько лет прожили в различных общинах ессеев. Но перед этим бегством, когда мальчику было около трех лет, к нему пришли мудрецы из Индии16, чтобы выразить ему свое почтение и установить связь с ним, потому что ему было предначертано провести бóльшую часть своей жизни на земле Вечной Дхармы перед тем как вернуться в Израиль в качестве учителя просветления, которое изначально являлось сердцевиной [учения] ордена ессеев. Связь с будущим учеником поддерживалась через купцов и путешественников, ездивших в Индию и обратно.

В возрасте двенадцати лет во время пасхальных обрядов на горе Кармель (не в Иерусалиме) Иисус попросил старейшин ессеев даровать ему посвящение, которое давали только взрослым после тщательного обучения и испытания. Зная о его сверхъестественной природе, старейшины решили испытать его. Он не только смог в совершенстве ответить на их вопросы: когда испытание было закончено, он сам принялся проверять их, задавая им такие вопросы и поднимая такие темы, в которых они были совсем не сведущими. Тем самым он показал, что общине ессеев совершенно нечему обучать его и что он не нуждается ни в посвящении, ни в обучении с их стороны.

По возвращении в Назарет начались приготовления к его путешествию в Индию, чтобы там он стал учеником тех учителей, которые посетили его девять лет тому назад. Подготовка заняла чуть больше года, и примерно в тринадцать или четырнадцать лет17 Иисус из Назарета отправился в духовное паломничество, которому предстояло превратить Иисуса Назаретянина в Господа Ишу, Учителя Дхармы и Мессию Израиля.

Духовное обучение Иисуса

В Гималаях Иисус обучался йоге и высшей духовной жизни, получив духовное имя «Иша», обозначающее «Господь», «Учитель» или «Владыка», титул, часто относимый к Богу, как в «Иша Упанишаде». Иша также было одним из особых титулов Шивы18.

Почитание Шивы в форме природного эллиптического камня, известного как Шивалингам (Символ Шивы), было частью духовного наследия Иисуса, поскольку его предок Авраам, отец еврейского народа, почитал Бога в этой форме. Лингам, которому он поклонялся, сегодня бережно хранится в Мекке внутри Каабы. Считается, что черный камень был дарован Аврааму Архангелом Гавриилом, обучившим правильному его почитанию.

Данный способ поклонения не завершился на Аврааме, он также был продолжен его внуком Иаковом, как об этом упоминается в 28-й главе «Бытия». Находясь в темноте, Иаков нечаянно прилег на Шивалингам головой вместо подушки, и ему явился Шива, стоящий рядом с Лингамом, который символически выглядел как лестница на небеса, по которой поднимались и спускались Дэвы (сияющие существа). Вспомнив о преданности Авраама и Исаака, Шива обратился к Иакову и благословил его быть предком Мессии. Проснувшись, Иаков заявил, что в этом месте был Бог, но он не осознал этого. Когда рассвело, он увидел, что его «подушкой» был Шивалингам, он поставил его вертикально и совершил ему омовение маслом, традиционное в поклонении Шиве, назвав это место Вефиль: «Жилище Бога». (В 35-й главе [«Бытия»] говорится, что «поставил Иаков памятник на месте, на котором говорил ему Бог, памятник каменный, и возлил на него возлияние, и возлил на него елей».19

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Ессеи («Essene») – греческий эквивалент ивритского слова Chitsonim – «чужие». С тех пор как Филон и другие еврейские историки стали употреблять слово «ессеи» по отношению к ним в письменных источниках, оно вошло в широкий обиход.

2

По обычаям Египта старший сын фараона наследовал трон, а второй по старшинству сын становился главой египетской религии. Хотя Моисей был единственным сыном дочери фараона, он был приемным, и его происхождение было неизвестно. По этой причине он не мог стать фараоном, но имел возможность занять положение второго по старшинству сына.

3

Санатана Дхарма обозначает «Вечная Религия», а Арья Дхарма значит «религия тех, кто кто устремляются к высшему [Арьи]». Оба слова – Арья и Арийский – являются исключительно духовными терминами, не имеющими ничего общего с [правом] рождения, расой или национальностью. В своих учениях Будда обычно говорил о духовно одаренных людях как об «Арьях». Хотя в английском переводе мы имеем выражения «Четыре Благородные Истины» («The Four Noble Truths») и «Благородный Восьмеричный Путь» («The Noble Eightfold Path»), Будда говорил: «Четыре Арийские Истины» («The Four Aryan Truths») и «Восьмеричный Арийский Путь» («The Eightfold Aryan Path»).

4

Alfred Edersheim The Life and Times of Jesus the Messiah. – Прим. пер.

5

«Ведический» означает «связанный с Ведами» – древнейшими писаниями Индии, рассматриваемыми как самые древние писания в мире, которые были ниспосланы ведическим риши (провидцам) во время медитации.

6

Цитаты приводятся по Синодальному переводу. – Прим. пер.

7

Cм. стр. 42 книги Chitralekha Singh и Prem Nath «Ganesha», опубликованной издательством Crest Publishing House of New Delhi.

8

Исход 24:6,8.

9

Исход 12:7.

10

Ин 9:2. См. нашу публикацию May a Christian Believe in Reincarnation?

11

Мантра – священный слог, слово или сочетание слов, с помощью повторения которых практик достигает совершенства или Самореализации. Буквальный [перевод] – «преобразующая мысль» [manat trayate] или, еще точнее, «мысль, меняющая сущность». Так, мантра является звуковой формулой, изменяющей сознание.

12

Ученики святого Фомы в Индии имели такое же правило и надевали только белую одежду для совершения поклонения.

13

Путешественники прошлых веков свидетельствовали о строгом следовании брахманами принципу правдивости, что воспринималось ими как великое чудо, заслуживающее восхищения.

14

«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее». Деян 4:32. (Цитата приведена по Синодальному переводу. – Прим. пер.)

15

Большая часть данных о жизни Иисуса, упоминаемых далее в этой книге, основана на исторических документах, которые мы надеемся когда-нибудь оформить в виде отдельной книги. Другие подробности из жизни Иисуса базируются на устной традиции, которая не задокументирована.

16

(Мф 2:1,2).

17

В своей монографии «Гималаи» Николай Рерих утверждает, что, согласно тибетским свиткам, обнаруженным им в 1925 году, Иша отправился в Индию в возрасте тринадцати лет. В писании «Натханамавали» йогов-натхов, о котором мы поговорим ниже, указано, что Иша добрался до Индии, когда ему было четырнадцать лет.

18

Шива – имя Бога, обозначающее «Тот, Кто Весь есть Блаженство и Кто дарует счастье всем». Хотя традиционно это имя относили к Абсолютному Брахману, имя «Шива» также может указывать на Бога (Ишвару) в Его аспекте Уничтожителя и Освободителя (часто ошибочно принимаемого за «разрушителя»).

19

Бытие 35:14.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги