Алексей Салтыков
Вавилонские страсти
Драма в стихах.
В двух действиях и четырёх частях. 18+
По мотивам вавилонского эпоса
Редакция 16 июня 2022 года
Санкт-Петербург
Предисловие к данному изданию
Говорят, что клинописная табличка, расшифрованная немецкими и израильскими учёными, свидетельствует о том, что жителей Древнего Вавилона больше всего занимали три темы – секс, алкоголь и политика. А разве что-то изменилось в обществе за последние три, пять тысяч лет? Разве, включая новости, или новый трэш-сериал, вы видите не тоже самое? Но каково же должно быть наше изумление, если и столько тысячелетий спустя сохранилась неповторимая аура великой цивилизации древности, с таким сложным разнообразием отношений, верований, летописей, сказаний, притч и загадок? Попробуйте хотя бы отгадать три из них: «Он вырвал ему глаза, но человек ещё не умер. Он разрезал ему горло, теперь человек умер. Кто это?», или «В твой рот и твои зубы постоянно смотрит измерительный сосуд богов. Что это?», или «Отцветшая девушка больше не забеременеет, но не начавшая цвести стала беременной. Кто это?». Ну, и конечно же, следует избавляться от навязчивого библейского толкования слова Вавилон. Никто – ни в то время, ни в нынешнее не был более «блудницей», чем прочие мегаполисы всех времён и народов, в которых бурлила простая человеческая страсть, данная человеку богами и матерью природой!
Список действующих лиц:
Царь Суму-Абум – типаж брутальный, 45 – 50 лет
Звездочёт – слуга Царя, 60 лет
Служанка Царя – старушка
Знатный воин – лет 40, брутальный типаж
Второй воин – лет 40, брутальный типаж
Писец Аддар – седой старик, 60-70 лет, слуга Заккара
Господин Заккар – типаж брутальный, 45 – 50 лет
Стража-охрана с мечами – два человека
Раб Унар – слуга Заккара, 20 – 25 лет
Рабыня Анни – служанка Заккара, 20 – 25 лет
Служанка Ульмила – служанка Заккара, старушка, 50 – 60 лет
Ансамбль – три человека: лира, систр и флейта
Танцовщицы, они же прислужницы – три человека
Раб с зонтиком – темнокожий
Действие первое. Часть первая
Пролог
Наши дни. На сцене в белой тунике за столом сидит писец. Перед ним лежат глиняные таблички, над которыми он замер, выводя свою клинопись. Появляется группа молодых людей вместе с экскурсоводом.
Экскурсовод:
– Перед нами реконструкция способа нанесения клинописного письма на глиняные таблички. Взгляните на писца, который записывает историю своего времени – в руках его палочка с помощью которой на мягкой глине он выводит аккуратные клинышки.
Кто-то из молодых людей:
– А писец-то – как живой!
Группа удаляется в другой зал. Наступает тишина. В окно проглядывает полная Луна. Свет её всё ближе и ближе перемещается к столу писца, и, наконец, освещает его весь. Писец чихает, поднимая клубы пыли. Оглядывается – все ли ушли, и начинает:
– Есть драма драм, пять тысяч лет
Забытая в песках.
В табличках глиняных поэт
Донёс её в стихах.
Уже пронёсся Гильгамеш,
Герои полегли,
И где-то в сумерках надежд
Иные дни пришли.
Издалека несёт Евфрат
Преданья старины,
Дворцы руинами лежат –
Их дни завершены.
Но, если мы прочтём их сны,
На глиняных листах,
То ощутим, – чей яд вины
Себя же ввергнул в прах…
Занавес открывается, и невидимая машина времени переносит нас в далёкое прошлое.
Междуречье. Вавилон. 2-е тысячелетие до Рождества Христова. Белокаменный дворец знатного господина. Просторный зал. На возвышении из ступенек стоит трон, на котором восседает хозяин – знатный гражданин города. Поодаль на войлочной подушке сидит раб. Играет вавилонская музыка – лира, систр и флейта. Небольшой ансамбль расположился в одном углу залы. В другом углу горит жертвенный огонь. Перед господином танцуют пять полуобнажённых рабынь. Их босые ноги скользят в танце по каменному мозаичному полу, на котором изображены сцены охоты на львов. Господин здоров и статен, на вид ему уже лет пятьдесят, но что-то тяготит его душу, какое-то долгое раздумье. Курчавая седая борода закрывает его шею. Одет он в богатую расписную тунику, отороченную шкурой гепарда. Раб силён и красив, выглядит лет на двадцать пять. Голый торс открывает рельефы его мускул. На теле есть шрамы от ударов мечом или когтей льва. На нём только набедренная повязка.
Сцена 1
Действующие лица: Заккар, Унар, Аддар.
Хозяин встаёт и хлопает в ладоши. Делает вид, что ему всё это наскучило. Жестом он приказывает танцовщицам удалиться. Остановившимся музыкантам приказывает играть дальше. Обращается к рабу:
ЗАККАР – Иди ко мне, служи мне, раб!
Что, плохо ли звучит?
К чему свобода тем, кто слаб,
Кто ей не дорожит?
Ну, дам тебе свободу я,
Так ты ж её пропьёшь!
УНАР – Пропить её – мечта моя!
Но ты же не даёшь!
ЗАККАР – Лукавишь, раб!
УНАР – К чему таить? Лукавлю, господин!
Хотел бы я с тобой дожить
До старческих седин!
ЗАККАР – И тут лукавишь ты, шутник,
Но я к тебе ведь добр!
Тебя ж я спас от страшных пик,
Проткнутых между рёбр!
Послушай, раб, я не о том, -
Поговори со мной,
Хоть мы не ровня, но отцом
Я был тебе порой.
Я не таю – мне страшен путь
За гробом, что ведёт
К пространству вечному примкнуть
Однажды позовёт.
Но ты мне верь, я дам тебе
Свободу, лишь со мной
Ты вступишь в царствие теней:
Вот выбор тебе мой!
УНАР – Да, снова выбор не велик!
Не годен я опять!
А ну, издам трусливый крик –
Могу всех распугать!
ЗАККАР – Болван ты, раб!
УНАР – Да, хуже нет!
ЗАККАР – Молчи!
УНАР – Уже молчу!
ЗАККАР – Послушай, дай же мне совет –
Жениться я хочу…
УНАР – Неужто мало здесь рабынь,
Что ублажат тебя?
ЗАККАР –Хочу на равных – бой гордынь,
Почувствовать, любя!
УНАР– Женись, женись, мой господин!
Хозяйка в дом нужна!
Жить одиноко до седин –
Как праздник без вина.
ЗАККАР– Болван ты, раб!
УНАР – Да, хуже нет!
ЗАККАР – Молчи!
УНАР – Уже молчу!
ЗАККАР – Увы, не годен твой совет –
Жениться не хочу!
(Раб подходит к сидящему за столом Аддару, который что-то записывает в свои таблички)
УНАР – Что ж, не женись, мой господин!
От жён одна беда!
Проест всю плешь, и до седин
Не добегут года!
(раб от него отходит)
ЗАККАР – Постой, иди опять ко мне,
И слушай же, ворчун:
От добрых дел я стал бедней –
Злодеем быть хочу!
УНАР – Злодеем? Стань, и будет нам
Еда всем и вино!
ЗАККАР – Нет, не хочу. Построю храм –
Злодеем быть грешно.
УНАР – Построй, построй – для нищеты
И паперть как дворец!
ЗАККАР – Не буду строить. Красоты
Не разберёт подлец.
УНАР – Не строй, не строй, зачем тебе
Растраты и долги?
ЗАККАР – Велю ка я подать обед!
УНАР – Бегу уже
ЗАККАР – Беги!
Сцена 2
Действующие лица: Заккар, Унар, Аддар, два раба, служанки-рабыни. Полуголые рабы вносят стол, служанки-рабыни приносят амфоры, чаши, тарелки, на которых разложены всевозможные яства. Хозяин смотрит на всё с тоской, раб подзадоривает остальных слуг и продолжает разговор:
УНАР – Обед же, что ни говори –
Желаньям всем предел.
А, если дожил до зари –
Вновь думай о еде!
ЗАККАР – Болван ты, раб!
УНАР – Да, хуже нет!
ЗАККАР – Молчи!
УНАР – Уже молчу!
ЗАККАР –Увы, не годен твой совет –
Обедать не хочу!
(Даёт указание слугам убрать стол с яствами, что те и исполняют, раб игриво хватает одну из служанок за лёгкую набедренную повязку, и та остаётся в его руке, обнажённая убегает, обернувшись с улыбкой в сторону раба)
ЗАККАР – Готовь-ка, лучше, лошадей –
В пустыню я помчу!
УНАР – Помчись! То место для идей,
Там голод поврачуй!
ЗАККАР – Вели всё это отменить.
Не еду никуда!
УНАР – Что ж, господин – тому и быть,
В пустыне всем беда!
ЗАККАР – А не пойти ль мне во дворец –
Слугою стать Царю?
УНАР – Пойди! И станешь, наконец,
В делах встречать зарю…
ЗАККАР – Нет, не хочу на службу я
УНАР – А правда – не ходи!
На ней забудешь ты себя,
Дождёшься ли седин?
(игриво одевает себе на голову полупрозрачную повязку рабыни)
ЗАККАР – Болван ты, раб!
УНАР – Да, хуже нет!
ЗАККАР – Молчи!
УНАР – Уже молчу!
(снимает с головы повязку)
ЗАККАР – Опять не годен твой совет –
Я подвига хочу!
(приглашает раба выйти из дома)
Сцена 3
Действующие лица: Заккар, Унар. Выходят. Виден фасад дома с колоннами на возвышении из ступенек. Другой раб открывает зонтик, загораживая хозяина от ослепительного Солнца. Тот показывая на юго-восток продолжает оживлённо:
ЗАККАР – Пойду, разрушу я Урук,
Трофей отдам Царю!
УНАР – За благо примет то Мардук,
И всё зачтёт в раю
(Меняя настроение)
ЗАККАР – Нет, раб, тот подвиг не по мне,
К чему война где мир?
(раб сочувственно)
УНАР – Сегодня подвиг не в цене,
С судьбой не будь в надир.
(Приказывает уйти рабу с зонтиком, и продолжает эмоционально)
ЗАККАР – Так в чём же благо, раб, скажи?
В чём счастье для меня?
Давать и брать – всё миражи,
Всё – тленье без огня!
УНАР – Твои я мысли повторил,
Мой господин – тебе,
Твой дух пресыщенный молил
Ограды у небес.
Но я, увы, не небеса, -
Тебе я только раб!
Ты от свободы лишь устал,
А я от рабства слаб.
Мы рОзны так, что примирить
Не сможет нас и смерть
В нас благу общему не быть –
Обоим нам терпеть…
ЗАККАР – Тебя хочу убить я, раб!
УНАР – Убей, к чему мне жизнь?
Благому делу если рад –
То сам к нему стремись.
А долго ль путь свой без меня
Продолжишь господин?
Задела хватит на три дня
(Господин отмахивается от раба в отчаянии и непонимании, так, что ветром у него из рук сдувает повязку рабыни и они оба видят, как она летит послушная ветру. Они оба смотрят ей вслед. Господин заканчивает разговор)
ЗАККАР – Уйди же раб! Уйди!
Раб спускается по ступенькам и поднимает улетевшую повязку. Господин уходит в свой дом. Унар остаётся один. Снова играет музыка.
Сцена 4. Ария Унара.
Я волею судьбы рождён был птицей в клетке,
И добрых слов, увы, я слышал редко!
Живя среди волков, я стал гиеной,
И лишь любовь, и лишь любовь
Мою терзает кровь, текущую по венам!
Ах, где найти мне храм мечты,
Куда ведут заветные дороги,
Где в каждом доброты и красоты
Отмерено свободою немного!
Но горше сознавать, что ты живёшь в неволе,
Возлюбленная – нет страшнее боли…
Я б всё отдал, но лишь тебя бы видеть –
В полёте птиц, в полёте птиц –
Судьбы своей продёргивая нити!
Занавес
Действие первое. Часть вторая
Сцена 1
Действующие лица: Царь, Звездочёт, стражники царя, служанка царя, Заккар, его слуги. Поздний вечер. Тронный зал. Горят факелы. На троне сидит Царь. В зале стоит стол. Входит служанка и ставит на стол тарелку с виноградом. Открываются двери и входит Заккар. Он кланяется Царю. Царь его встречает как почтенного гостя.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги