Карина Зеликова
Аптечный ассортимент в продажах
Книга отпечатана с готового оригинал-макета в авторской редакции
Введение
Эта книга посвящена нашим покупателям и нашим аптечным работникам. Красной нитью проходит тема продажи в аптеке, всё что с ней связано. Много примеров, которые вы сможете прочитать, составлены совместно с фармкомпаниями, оригинальными на своём фарм рынке. Все примеры фраз, диалогов изменены под простой язык покупателей. Они написаны, действительно-как фразы из практики, что уже работает, что помогает, что понятно и аптекарям и покупателям.
Также в книге затронута тема ассортимент аптеки. Сейчас форматы аптек и аптечных сетей претерпевают разные изменения. Они хотят быть эксклюзивными, интересными для населения. Потому останавливаюсь именно на этом, что аптеки и аптечные сети продают кроме лекарств.
Вместо предисловия
Работая в аптечной, фармацевтической индустрии уже больше двенадцати лет, хочется поделиться своим опытом, наработками, профессиональными советами. Эта книга посвящена аптекам и аптекарям. Это может быть полезно для новичков – сотрудников, для молодых специалистов фармацевтов и провизоров, для тех, кто уже давно в специальности, но хочется посмотреть другим взглядом на свою работу.
Желанием написать книгу стало то, что сама работала менеджером по продажам, и медицинским представителем, врачом – консультантом и наставником. Сейчас, работая в одной из крупных аптечных сетей «Монастырёв РФ» занимаю должность ведущего специалиста отдела обучения и развития персонала. Моими задачами является обучать сотрудников, коммуницировать с фарм компаниями и их представителями, организовывать совместные обучения и проводить свои мастер-классы, занятия, тренинги. Именно в своей работе, открывается «сундук» знаний и идей, разбираются примеры и ситуационные задачи. На всех уровнях разбираются те моменты, которые действительно «выстрелили» и стали лучшими. На них делается акцент. Аптечная сеть любого города видит огромную конкуренцию. Все стремятся лучше работать, кто – то берёт сервисом, кто-то ассортиментом, кто-то ценами. Нельзя сказать, что только один компонент эффективен. Эффективна работа сплочённой команды, которая работает для пользы своих покупателей, прислушивается к ними анализирует, улучшает свою аптечную работу.
Калейдоскоп аптечной жизни ежедневно мы видим, ощущаем. Это не рутина, когда каждый день одно и тоже. Мы работаем так, что как в калейдоскопе смотря на стёклышки виден разный рисунок. Также и в аптеках – покупатели, касса, инкассация, руководители, смена заведующих, новые сотрудники, студенты на практике, ассортимент уменьшили, ассортимент увеличили, придумали акции, косметики добавили, на обучения пошли, обменялись мнением, выслушали жалобу, решили вопрос доставки, объяснили покупателю как пользоваться сайтом – это и есть калейдоскоп. Когда спрашивают, как можно работать в аптеке – каждый день идут больные и нервные? Ставятся задачи, новые планы, поступают различные товары. Люди делятся улыбками и благодарностями. Если к своей работе относиться именно так, тогда нет рутины, нет однообразия. Всегда нужно добавлять свою творческую идею в работу. Такая атмосфера обязательно чувствуется внутри своего коллектива и передаётся на покупателей. Знания по товару пополняются постоянно. Нельзя стоять на месте, нужно стараться двигаться вперёд, пробуя различные техники, инструменты в работе с покупателями.
Прочитав книгу, аптеки могут взять для себя что-то новое, интересное и надеюсь, полезное.
Покупатели аптек
Раньше, когда аптека была одна на район, потом одна на улице не было понятия портрет покупателя. Сейчас мир движется вперёд и все уровни работы тоже меняются. Меняется аналитика. Раньше считали только сколько чеков было пробито. А сейчас? Сейчас, кроме того, сколько чеков пробито на кассе считают и количество позиций в чеке, и средняя сумма по чеку.
Как часто, работая в аптеке, мы задумываемся над портретом покупателя? И вообще есть ли такое понятие и что оно обозначает? Кажется, пришёл покупатель, что-то купил и аптекарь рад, что совершена покупка. На самом деле, можно подумать глубже- портрет покупателя нужен, от него зависит наша «подстройка» под нашего покупателя, запасы аптеки в товаре, глубина и уходимость товара.
Зная портрет покупателя, можно проанализировать категории лекарств и товаров, которые востребованы именно в аптеке. Если аптеки входят в крупную аптечную сеть, этот анализ проводится обязательно. Согласитесь, если среди ваших покупателей нет беременных женщин, зачем вам держать постоянно в наличии товары для беременных или кормящих? С другой стороны – если вы работаете с покупателями глубокого пенсионного возраста – нужно ли в аптеке на полках крема французских брендов? Конечно, может кто-то и купит, но сколько месяцев будет этот товар стоять и не продаваться? Поэтому анализ своих клиентов, покупателей необходим. Также можно учитывать и расположение аптеки – она может быть расположена в торговом центре, на трассе, возле больницы, в спальном районе. И везде будут покупатели, только товар разный.
Может возникнуть вопрос у молодых специалистов – какая разница? Лекарства и лекарства. Всем нужны цитрамон, парацетамол, смекта, бинты, вата. Да, этот товар необходим, только это маленькая часть. На самом деле, рынок фарминдустрии широк, разнообразен, каждый хочет быть уникальным (или хотя бы стремится к этому). И здесь я подразумеваю не только фармкомпании, но и сами аптеки. Каждая аптека хочет, чтобы приходили и совершали покупки в той аптеке, где работает свой коллектив, своя команда!
Получается, чтобы аптека была успешной, необходимы сотрудники на всех уровнях, которые работают, как сплочённая команда. У команды есть цели, и цели будут разные в разных аптеках. Одни работают с одними производителями, другие пытаются до максимума расширить свой ассортимент, кто – то работает только с люксовым сегментом товара, другие – будут работать только с лекарственными препаратами.
Вторым моментом – нужно анализировать своих клиентов – покупателей.
Третьим моментом – уметь разговаривать с людьми, правильно спрашивать и правильно предлагать товар. Это работа в техниках продаж.
И еще одним пунктом – это профессиональная компетентность в знаниях товара аптеки. Все сотрудники аптек с медицинским, фармацевтическим образованием. В любом случае – это знание фармации. Хочется кратко пройти обзором по ассортименту, который может встречаться в торговом зале. Не лекарственные средства, а именно то, что делает каждую аптеку уникальной- это ортопедические изделия, косметические средства, медицинская техника.
Портрет покупателя – это население, которое является основным и постоянным клиентом конкретной аптеки. Именно конкретной, а не всей аптечной сети. Сеть может быть расположена в разных частях населённого пункта (мегаполиса, города, посёлка).
В зависимости от расположения, аптеки тоже подразделяются по типам (я имею ввиду не АВС анализ)
○ Аптека спального района
Пожилые люди
Семейные пары
Молодые семьи
Дети всех возрастов
○ Аптека ТЦ (аптека расположена в торговых центрах, моллах)
Шопоголики
Любители sale %
Любители акций, подарков за покупку
Ищут «цветные ценники»
○ Аптека CITY
(аптека делового района, бизнес-центра города)
«Офисные воротнички»
Ценят время и быстрое обслуживание
Ценят экспресс-консультацию
Могут быть прижимисты
Иностранцы
○ Аптека ЛПУ
(аптека на территории или рядом с больницами, поликлиниками, травмпунктами, родильными домами, диагностическими центрами)
Болеющие, слабые, жалуются, никуда не спешат
Совместимость лс
«Комплексность покупки»
«Терапевтические цепочки»
○ Аптека путей сообщения
(аптека на территории аэропорта, ж/д вокзала, автовокзала, морского порта)
Пассажиры спешат
Иностранцы
Быстро обслужить, предложить.
Мини-упаковки (в ручную кладь)
Экспресс-лечение
Конечно, мы понимаем, что все люди якобы одинаковые. На самом деле, проводя такой анализ, вы увидите и измените свой ассортимент так, чтобы всё было именно для ваших покупателей.
Типы покупателей
Наши покупатели, клиенты, посетители бывают самые разные. Эти знания нужны, чтобы правильно коммуницировать. Если мы правильно говорим и объясняем, тогда и продажа совершается, и покупатель уходит довольный. Бывает, мы стараемся и рассказываем так хорошо, а покупатель не покупает. С чем это связано? Здесь могут быть следующие ошибки:
○ Мы говорим на своём профессиональном языке
○ Мы не слышим, что от нас хотят
○ Мы не слушаем покупателя о Мы плохо знаем товар
○ Мы используем одинаковый подход к любому покупателю
○ Покупателя раздражает очередь
○ Покупатель хочет быстрее
○ Покупатель не понимает аптекаря
Думаю, посмотрев на эти ошибки, каждый из нас с чем – то сталкивался. У каждого есть «свои грабли».
Давайте разберём основные самые известные и самые понятные типы покупателей. Конечно, все знают, что есть разные классификации людей, какие из них самые актуальные для аптек?
Покупатели и их темперамент
Известны холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики. Кажется, какая разница- пришёл, купил, ушёл. Вспомните, когда покупатель не зашёл в аптеку, а влетел и ещё может накричал, что медленно. Другой случай- аптекарь всё рассказал, а покупатель» на своей волне». Именно, когда вы работаете с покупателем, учитесь «считывать» его темперамент. Когда покупатель очень активный, быстрый, торопливый – это холерик.
Когда покупатель подвижный, живой, но может прислушаться – это сангвиник.
Когда покупатель медленно говорит, медленно ходит и думает также, а сзади «закипает» очередь – это флегматик.
Когда покупатель мнительный, боязливый, вечно сомневающийся, ранимый – это меланхолик.
Покупатели и их степень готовности к покупке
Для аптек можно понаблюдать за покупателями, когда они выбрали товар.
Горячие покупки – пришел в аптеку, знает, что ему нужно. Выбрал, пошёл на кассу, купил.
Теплые покупки – пришёл в аптеку, знает, что ему нужно, но есть вопросы сравнения. Спросит, посоветуется и купит.
Холодные покупатели- заходят в аптеку, идут внимательно изучают, витрины, цены, инструкции, долго изучают побочные действия. И пока не обойдут несколько аптек покупать не станут.
Покупатели и их восприятие информации
Работая в аптеке, общаясь с клиентами мы все говорим. Только в диалоге можно выяснить что хочет клиент, задать правильные вопросы. И тут, снова может возникнуть нестыковочка.
Покупатель: «Мне нужны таблетки для сердца»
Аптекарь: «У нас большой выбор сердечных препаратов»
Покупатель: «Самые простые, в форме сердечка»
* * *Покупатель: «Сколько стоит Конкор?»
Аптекарь: «Конкор есть в дозировке 2,5 мг, 5 мг или 10 мг. Вы помните какой вы пьете?»
Покупатель: «Конечно, мой с зелёной полосой»
В этих диалогах, я показала покупателей, у которых зрительный анализатор (простым языком зрение) работает активнее всего. Эти клиенты нам будут направлять на зрительную картинку, на яркие пятна упаковок, цвета, формы таблеток. Таких клиентов – в психологии, а впоследствии и в продажах называют визу алы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги