Искусство. Современное
Тетрадь пятая
Вита Хан-Магомедова
© Вита Хан-Магомедова, 2017
ISBN 978-5-4485-1789-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Художественный рынок сегодня
«Горячка» спадёт?
Художественный рынок обладает специфическими особенностями, которые определяются агентами, формирующими его. Как и любой другой рынок, он зависит от подъемов и падений цен на его продукты – произведения искусства и от его производителей—художников, работающих в условиях, обусловленных последними тенденциями. Но стабильность арт-рынка зависит не только от моды. В моменты подъема на рынке неожиданное вмешательство военных событий может многое изменить. Как, например, в 2001-м во время войны в Заливе. 1987—1997-й были золотыми годами на художественном рынке. Затем наступил кризис. То же самое случилось после уничтожения Башен-Близнецов в 2001-м, из-за чего произошли многочисленные отказы от сделанных ранее крупных заказов на произведения искусства.
Искусство и рынок – первые сферы, где ощущаются последствия от кризиса в политике, социальной сфере, экономике. И в то же время они являются последним убежищем для сохранения денег, когда наступает экономический застой. Так произошло в Японии в 1990-е, когда японские предприятия вкладывали в искусство большие средства и установили беспрецедентные цены на произведения импрессионистов и постимпрессионистов. В 1980-е художественный рынок пережил свой звёздный час. Было установлено много рекордов на произведения модернистов. На аукционах также миллионы долларов выплачивались за произведения живущих художников, таких, как, например, Джаспер Джонс. Активно продвигались и молодые художники – Мигель Барсело, Жан-Мишель Баскья и Кейт Херинг, которые после участия в 1982-м в кассельской выставке Documenta стали котироваться как знаменитые современные мастера. На международной арт-сцене родился новый феномен: крупные выставки.
Горячие времена наступили на современном художественном рынке 10 лет назад. В июле 2007-го за 3,4 млн. долларов была продана гигантская фотография запасника с долларами немецкого художника Андреаса Гурски. Это самая дорогая фотография, когда-либо приобретённая на аукционе. За 11,3 млн. долларов ушла с торгов в 2007-м картина с изображением белого каноэ на озере шотландского художника Питера Дойга. Из живущих художников лишь произведения американца Джаспера Джонса продавались за такие высокие суммы.
В прошлые периоды горячка, ажиотаж на художественном рынке скрывала опасность: после продажи произведений молодых художников по высоким ценам они пребывали в безвестности и забвении. Бум на арт-рынке может также вызвать значительные понижения цен на произведения известных художников. Тот факт, что на современном рынке появились все виды искусства – позитивное изменение по сравнению с ранним, более избирательным художественным рынком. В наши дни галереи не боятся идти на большой риск, открывая двери для художников, на которых ранее не обращали внимания. Всё это привело к разнообразию стилей, манер, видов, жанров, форм искусства на современном художественном рынке.
Кажется, что горячка на рынке – блестящая возможность для обнаружения и проявления молодых талантов. Но как долго это продлится? Такие изменения на арт-рынке позволили демонстрировать и продавать широкий круг произведений. Это разнообразие осознали и использовали молодые коллекционеры, число которых постоянно растет. И у различных художников появляется больше оснований для успеха. Однако стабильности в такой ситуации на арт-рынке нет.
Характерная особенность современного художественного рынка – отсутствие предпочтений к определенным формам искусства. В 2007-м традиционные по манере исполнения, реалистические и концептуальные произведения уходили с торгов за миллионы долларов. Фотографии и инсталляции продавались за высокие суммы наравне с традиционными картинами в технике масляной живописи. Коллекционеры, дилеры и кураторы предпочитают разнообразие. Главное направление в современном мире искусства – действовать наугад, переходя от одного типа произведения к другому, руководствоваться стратегией случайности. Как в приобретении работ, так и в курировании, предпочитают разнообразие.
Так, на Венецианской Биеннале в 2007-м полотна ветерана абстракции, немецкого мастера Герхарда Рихтера демонстрировались рядом с фигуративными работами в манере народного искусства уличного художника-граффитиста. Обычно представители мира искусства жаловались на то, что любое произведение имеет шанс на успех, если у его автора есть поддержка узкого круга влиятельных арбитров. Сегодня всё иначе. Может быть, такой новый необязательный подход, лишенный жёстко обоснованной стратегии – проявление очень странного факта: несмотря на все усилия, никто не заявляет, что произведения, получившие недавно очень высокие оценки, могут оказать сильное влияние на историю искусства или оставят в ней глубокий след.
Искусство на Западе подошло к понятию консюмеристского выбора, который берется за основу модели искусства. В прежние времена арт-рынок ориентировался на мнение известных художников, крупных экспертов. Деньги не играли никакой роли. В наши дни всё определяют доллары. И царит не определенный, хорошо продуманный выбор, а выбор наугад. Конечно, на любом солидном рынке обращают внимание на цены на произведения, что может привлечь многих покупателей.
Типы коллекционеров
Традиционный стереотип коллекционера – богатый пожилой аристократ и его жена, владеющие галереями, предназначенными и для крупных вещей. Сегодня дополнительно к аристократическому типу коллекционера-джентльмена появились также хипповые молодые типы собирателей искусства. Многие из них имеют дело с молодыми художниками и продают их произведения по доступным ценам. Это позволило более широкой публике участвовать в формировании коллекций, не затрачивая значительных средств. Большой вклад в новое начинание также внесла всё более возрастающая популярность художников, делающих отпечатки со своих работ и продающих ограниченные тиражи по 100 долларов за штуку.
Иногда новые коллекционеры сосредотачиваются на ограниченном круге художников, способствуя быстрому росту цен на произведения послевоенных американских художников – Джексон Поллок, Дональд Джадд, Уорхол – и на работы молодых художников.
Горячий художественный рынок искушает музеи. Продавать или нет?
Всё большее число музеев и других учреждений по искусству действуют как горячий «белый» художественный рынок. В результате картины и скульптуры из их собраний всё менее напоминают шедевры, которые сохраняют на все времена, а выглядят, как некие «драгоценные изделия», которые можно превратить в солидные деньги. Одно из таких учреждений, руководители которого видят на своих стенах не произведения, а знаки доллара, – Университет Фиск (Нэшвиль, Теннесси). В поисках денег университет хотел продать два лучших произведения из своего собрания: «Американский радиатор ночью» (1927) (одна из самых известных работ Джорджии О’Киф) и «Картина №3» (1913) американского модерниста Марсдена Хартли. Но такие устремления администрации вступают в противоречие с законом и гражданской гордостью.
В сентябре 2008-го британец Дэмьен Хёрст нарушил все существующие на арт-рынке правила распределения произведений через галереи. Он непосредственно заключил партнёрский договор с аукционным домом Сотбис, который успешно продал более 200 его работ и художник в период глобального экономического кризиса заработал более 110 млн фунтов. Никто и представить не мог, что на рынке можно продать на аукционе за 24 часа 223 лота одного художника. Тем не менее 97% работ Хёрста ушли с торгов. Работы из серии «Красивый» (1998) были проданы за 11 млн фунтов. 39% покупателей никогда ранее не приобретали современное искусство, 24% были новичками на Сотбисе. Из европейцев приобрели лоты 74% (включая коллекционеров из России), 17,7% – прибывшие из Америк, 8,3% прилетели из Азии и Ближнего Востока. Мьючча Прада, итальянский дизайнер, в течение многих лет коллекционирующая работы Хёрста, купила трёх его фирменных животных в формалине. Среди покупателей из России и Украины – Мария Байбакова, Владислав Доронин, Виктор Пинчук, Гари Татинцян.
Эксперты разделяют художественный рынок на «первичный» – новые работы, распространяющиеся через галереи и «вторичный», буквально искусство «секонд хэнд», операции на котором часто проходят минуя аукционы. Обозреватели британского журнала «Экономист» сравнивают Хёрста с американцем Джеффом Кунсом, ставшим самым дорогим живущим художником, когда работа Кунса «Подвешенное сердце» в ноябре 2007-го была продана на Сотбис за 23,6 млн долларов. Но Кунс – консервативный игрок на мировом художественном рынке, предпочитающий осуществлять контроль за появлением его работ на рынке через посредничество дилеров и галерей. Конечно, уже богатый и знаменитый Хёрст стал ещё богаче и ещё более известным. Но его инвесторы никакой выгоды от этого не имеют. Через два года после столь знаменательного аукциона торговля работами Хёрста на рынке «секонд хэнд» превратилась в мелкий ручеек.
Внесли ли равновесие в арт-рынок китайские покупатели искусства?
Китайские покупатели искусства оказали огромное влияние на азиатский художественный рынок и внесли большой дисбаланс, чтобы совершать набеги на международную арт-сцену для приобретения произведений с высокими котировками. Это мнение нового исполнительного директора филиала «Сотбис» в Азии в Гонконге Кевина Чиня. Одна из главных его целей – увидеть первые азиатские цены на произведения европейских импрессионистов. И он нашел потенциальных покупателей. В апреле 2007-го китайские покупатели доминировали на четырехдневной распродаже азиатского искусства на аукционе Сотбис (исторические артефакты, часы, ювелирные изделия). Впервые всё собрание парижского знатока китайского искусства было продано китайскому покупателю за 128 млн. долларов. За день до этого на том же аукционе был установлен новый рекорд цен на китайскую живопись: картина Ксю Бейхонга на политическую тему ушла с торгов за 72 млн. долларов. Эти продажи иллюстрируют рост в мире интереса к азиатскому искусству. Только на Сотбисе ежегодные продажи на аукционах азиатского искусства в Гонконге выросли с 400 млн. долларов в 2000-м до двух млрд. долларов в 2006-м. На Гонконг приходится 70% всех аукционов Сотбис по азиатскому искусству. На торгах 6 апреля 2015-го на Сотбисе в Гонконге общая выручка от продажи модернистского и современного азиатского искусства составила 110,7 млн долларов.
Чинь считает неправомочными заявления о том, что большинство произведений современных китайских художников были переоценены из-за того, что неразборчивые китайские покупатели скупали в больших количествах новые работы своих соотечественников из патриотических чувств. «На современном арт-рынке большинство покупателей с Запада, не китайцы, поэтому такой аргумент не работает, – считает он. – Во многих произведениях китайских художников используется тип коммунистической образности и культурной революции, который восхищает западных покупателей, а китайские покупатели считают избитыми и банальными». Тем не менее, по его мнению, патриотизм сыграл свою роль в развитии ориентации арт-рынка на более глубокие произведения китайцев на историческую тему, на старинные предметы искусства. Поскольку многие китайцы разбогатели, они стали отождествлять себя с могущественным прошлым Китая. Поэтому покупают артефакты периода китайских императоров. И конечно они приобретают искусство, чтобы делать выгодные вложения.
Художественный рынок и история искусства
Важное значение имеют отношения между историей искусства и историей художественного рынка, которые в последние 10 лет значительно модифицировались. Традиционно две сферы развивались параллельно. Посвящение (признание, оценка) художника сначала происходило через демонстрацию его произведений в музее или через появление статей арт-критиков, а затем на художественном рынке. То есть рынок ратифицировал (одобрял, санкционировал, подтверждал) выбор соответствующих достойных художников, осуществлённый «за пределами» функционирования рынка. Так произошло с появлением крупных художественных движений – арте повера. Коммерческое посвящение художника происходило – частично происходит сегодня – сначала на институциональном уровне или, точнее, благодаря историку искусства или критику, а потом получало подтверждение со стороны деятелей коммерческих структур и коллекционеров, которые, воздействуя на цены на каждое произведение, тем не менее не оказывали влияния на присущую самому произведению художественную ценность или реноме его автора, но оказывали влияние только на стоимость покупки.
В наши дни произошли эпохальные изменения: прослеживаются очень сильные, прочные связи между историей искусства и художественным рынком. И почти всегда рынок оказывает влияние на институциональный мир или оценки историка искусства; не существует современного художника, признанного крупным творцом, который сначала не получил бы посвящения на арт-рынке и у коллекционеров в момент, когда они решили приобрести или узнать цены на его произведения. В становлении художника «фактор» признания на рынке имеет достаточный вес, обычно это означает международное признание, за которым уже следует признание ценности, значимости продукции художника со стороны музея.
Так, в то время, как Альберто Бурри (1915—1995) сначала получил признание у историков искусства и у некоторых государственных институтов, и только затем утвердился в истории арт-рынка, в наши дни такие художники как Джефф Кунс, Маурицио Каттелан или Дэмьен Хёрст, являются полностью порождениями арт-рынка. Их посвящение на рынке подтверждают аукционы и выставки их произведений на мировых ярмарках искусства, лишь позже их посвящение происходит также и в истории искусства с персональными выставками в музеях. Такова новая реальность в мире искусства: не существует художника, который вошёл бы в историю искусства, если сначала он не «отметился» в той или иной степени в истории художественного рынка.
Список использованных источников
1.http://entertainment.timesonline.co.uk/tol/arts_and_entertainment/visual_arts/article15…
2.[битая ссылка] http://indianartnews01.blogspot.com/2007/07/art-market-hot-nobody-knows-whats.html
3. [битая ссылка] www.nysun.com/article/53102
4. [битая ссылка] http://circuitodearte.blogspot.com/2007/07/el-mercado-internacional-del-arte-una.html
5.[битая ссылка] www.myartspace.com/blog2007/07/art-market-is-burning-all-art-is-hot.html
6.http://news.sawf.org/Lifestyle/35695.aspx
7. [битая ссылка] www.goethe.de/kue/bku/dos/kmd/en2317311.htm
8. [битая ссылка] www.artnews.com/issues/article.asp?art_id=2268
9.[битая ссылка] www.artefiera.bolognafiere.it/page.asp?m=2&1+1&a=&ma=68&c=952&sc=15…
10.www.ohio.com/mld/ohio/news/nation/17290650.htm?template=contentModules…
11.www.sgallery.net/artnews/2007/01/18/can-museums-play-in-today-s-art-market…
12.http://blog.overstockart.com/category/hot-news-from-the-art-community/
13.http://arts.guardian.co.uk/art/visualart/story/0,,2049546,00.html
14.[битая ссылка] www.myartspace.com/blog/2007/07/art-market-is-burning-all-art-is-hot.html
15.[битая ссылка] http://circuitodearte.blogspot.com/2007/07/el-mercado-internacional-del-arte-una.html
16.[битая ссылка] http://indianartnews01.blogspot.com/2007/07/art-market-hot-but-nobody-knows
–whats.html
17. [битая ссылка] http://news.sawf.org/Lifestyle/35695.aspx
18. [битая ссылка] www.nysun.com/article/53102
19. [битая ссылка] www.artnews.com/issues/article.asp?art_id=2268
20.[битая ссылка] www.treccani.it/enciclopedia/it-mercato-dellarte_(XX1-Secolo
Художественный рынок и децентрализация
Еще с эпохи Первой мировой войны многие выдающиеся художники начали переезжать в Нью-Йорк, который в течение десятилетий занимал лидирующее положение в мире искусства. Здесь концентрировались высококачественные произведения и происходил активный творческий обмен идеями в художественном сообществе. Нью-Йорк стал также главным местом притяжения для коллекционеров. Однако несколько лет назад ситуация изменилась. Несмотря на все еще распространенное мнение о существовании единого центра в сфере искусства, новыми всемирными его центрами специалисты называют и Лондон, и Берлин, и другие города. В результате возникли сомнения по поводу доминирования Нью-Йорка на мировой арт-сцене.
Сегодня художники нередко получают образование и выставляются в различных частях планеты. Децентрализация влияет не только на арт-бизнес, но и на формы, способы существования самого искусства. Согласно прежней модели международного центра искусства, крупные художники, критики, коллекционеры сосредоточивались в одном городе. Поэтому арт-дилер мог добиться признания, выставляя новых радикальных художников, оказываясь в центре внимания внутри этого сообщества. В наши дни коллекционеры из Азии, Ближнего Востока, Восточной Европы стали настолько влиятельными, что изменили ситуацию на арт-рынке. И художники отныне могут вступать в диалог с критиками, кураторами, галеристами, находясь в любой части планеты.
Бесспорным королем арт-дилерства за последние 20—30 лет продолжает оставаться нью-йоркский галерист Ларри Гагосян, приспособившийся к новой ситуации и создавший модель арт-дилерства в эпоху децентрализации в мире искусства. В 2000-е он открыл 12 филиалов своей галереи в крупных городах семи стран. Так он сотворил свой тренд в международной империи искусства. Сегодня коллекционеры могут покупать произведения у Гагосяна в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Лондоне, Париже, Риме, Гонконге, Афинах. Таким образом коллекция стала доступной для покупателей из других стран, что обеспечивает международный рынок ее художникам и контроль галериста над другими игроками на этом поле.
Многие нью-йоркские галеристы открыли свои филиалы в Лондоне: Пейс, Скарстед, Дэвид Цвирнер… Их переезд в Лондон укрепил позицию британской столицы как динамического центра для коллекционеров из Восточной Европы, Азии, с Ближнего Востока, многие из которых имеют дома в Англии.
Один из способов, с помощью которого дилеры противостоят децентрализации – создание ярмарок искусства, позволяющих заявить о себе на международном художественном рынке и таким образом расширить базу клиентов. Произведения с оплаченной страховкой и доставкой, предоставленные этими дилерами, участвуют в ярмарках искусства и бросают вызов даже самым крупным местным галерей.
Немаловажную роль на художественном рынке играют аукционные дома. Весьма любопытно, что Кристи и Сотбис, изначально находившиеся в Британии, много лет назад открыли филиалы в Нью-Йорке, а теперь имеют офисы во многих странах мира. Крупный аукционный дом Артнет – мультинациональная корпорация с филиалами в Берлине, Нью-Йорке и Париже.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги