О синагогах, раввине и еврейском кладбище Бобруйска
Маргарита Акулич
© Маргарита Акулич, 2018
ISBN 978-5-4485-6130-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Вначале я собиралась писать совершенно другую книгу под названием «Бобруйск и евреи». Но вдруг начала находить в Интернете много интересной информации о Бобруйских синагогах, стала писать о синагогах.
Затем начали мне попадаться статьи о раввине Бобруйска – Шауле Хабабо. Очень интересная личность. И похоже, он действительно изменил Бобруйск. Я подумала, что о нем стоит написать много. Ведь у человека и судьба интересная, и семья, и проекты. И на самом деле он с народом и в радости, и в печали.
Внесла еще в эту книгу материал о Бобруйском еврейском кладбище. Ведь у евреев кладбище – это место священное.
Наверное о Бобруйске и евреях я книгу еще напишу. А пока подготовила вот эту. Надеюсь, что она заинтересует людей.
Данная книга имеет информационный, образовательный и культурный характер.
I. О синагогах Бобруйска
1.1 Об истории бобруйских синагог. О Синагоге на Социалистической улице
Об истории бобруйских синагог
Фото из источника в списке литературы [1]
Слово «синагога», если взять его перевод с греческого, означает «собрание», с идиша переводится оно как «школа», с иврита оно переводится как «дом собрания».
После того, как был разрушен Иерусалимский храм, синагогой стали называть главный институт религии евреев, помещение, в котором совершаются общественные богослужения, а также центр религиозной жизни еврейской общины.
Появление синагог произошло в Вавилоне примерно двадцать пять столетий назад после того, как был разрушен Первый Храм и началось Вавилонское пленение. Когда евреев изгнали в Вавилон, начался их сбор в домах, принадлежащих им самим. Они собирались друг у друга дома для молитв и изучения Торы. Позднее стали строиться для этого особые здания для молитв – синагоги.
С начала 14-го столетия великими князьями литовскими на земли Беларуси стали приглашаться западноевропейские ремесленники, в том числе евреи.
В 14-м и 15-м столетиях происходило массовое переселение евреев из городов Германии на земли Польши и ВКЛ (Великого княжества литовского). Евреи переселялись целыми общинами, перевозя свои капиталы, особенности кагального строя, свои навыки торговли, свой язык идиш, свою систему религиозного воспитания и собственные традиции. В 14-м столетии (в его начале) в Бобруйске евреи уже проживали.
К периоду окончания 15-го столетия в Польше и ВКЛ проживало, как минимум, двадцать тысяч евреев.
Грамоту Витовта, датированную 1383-м годом, адресованную еврейскому брестскому кагалу, считают первым датированным источником, имеющим отношение к началу распространения иудаизма.
Фото из источника в списке литературы [2]
Екатерина Вторая в 1794-м году издала указ, согласно которому евреям запрещалось переселение за пределы тех губерний, которые были присоединены к России недавно. Указами 1823-го года и 1882-го года был наложен запрет на поселение евреев вне местечек (штетлов) и городов, а также заниматься приобретением и арендой земельных участков. Поэтому в беларуских городах, в том числе в Бобруйске, евреев было много, а они распространяли иудаизм и возводили синагоги.
В соответствии с переписью 1897-го года, населения в Бобруйске насчитывалось 28 700 человек, в том числе 20 400 (то есть, 71 процент от всего населения города) – евреев. Число действовавших синагог в Бобруйске в это время составляло сорок.
В 1917-м году в городе Бобруйске насчитывалось ни много, ни мало – сорок две действовавших синагоги. Перед войной синагог было несколько десятков. Почти все они оказались уничтоженными.
Фото из источника в списке литературы [2]
Если опираться на данные по состоянию на первое января 1946-го года, все синагоги, которым удалось уцелеть, стали превращаться в учреждения культурно-просветительского свойства (три синагоги), в дома под склады и производственные постройки (три синагоги), и также жилые дома (жилыми домами стали четыре синагоги). Одна из синагог, располагавшаяся на улице К. Либнехта, была в полуразрушенном состоянии.
В 1960-х годах (в их конце) были закрыты две самые крупные из синагог (на улицах Социалистической и Либнехта). Их передали в пользование бобруйскому спортивно-физкультурному клубу и областному могилевскому архиву.
В Бобруйске в разные периоды времени жили известные далеко за пределами города и страны раввины. Можно к примеру назвать:
• руководителя хабадского хасидизма Мордехая Баруха Эттингера,
• Хилела из Паричей,
• Йехиэля Михаля Эпштейна,
• Шмарию Ноаха Шнеерсона и др.
Издательством Яакова Кохена Гинзбурга, находившегося на улице Скобелевской, выпускалась на еврейских языках религиозная литература до конца 1920-х годов. Выход последнего в СССР произведения религиозной еврейской литературы («Ягдия Тора») произошел как раз в данном издательстве.
В конце 1980-х годов – начале годов 1990-х многие из евреев-бобруйчан эмигрировали в такие страны как США, Австралия, Канада и Государство Израиль. Однако и сегодня еврейскую бобруйскую общину никак нельзя назвать незначительной, в стране она является одной из крупнейших.
Сегодня в Бобруйске осуществляется деятельность трех религиозных иудейских общин:
• Иудейской религиозной общины;
• Иудейской религиозной общины «Бейс Исроэль»;
• Религиозной общины прогрессивного иудаизма под названием «Атиква».
О синагоге на Социалистической улице
Большая синагога на ул. Муравьёвской, теперь ул. Социалистическая Фото из источника в списке литературы [3]
Создание здания бывшей иешивы (это высшее еврейское учебное заведение) относится к началу 20-го столетия (хотя есть и другие данные, согласно которым зданию более двух сотен лет).
В 1937-м году хасидская иешива была закрыта, а в здании расположился военный склад. Затем в этом здании работало ателье под названием «Ромашка». И только в 2002-м году его передали религиозной еврейской общине.
Если говорить об основном помещении синагоги – молитвенном зале, то оно представляет собой просторную комнату, имеющую площадь сто пятьдесят квадратных метров.
В синагоге проходят не только богослужения, но также и занятия, на них верующие изучают еврейские традиции, законы и, конечно же, Тору. Когда проходят значимые праздники, в ней порой собирается порядка трех сотен верующих.
Раввин Шауль Хабабо. Фото из источника в списке литературы [3]
Синагога в настоящее время возглавляется уроженцем Израиля раввином Шаулем Хабабо, которого воспитывала религиозная семья.
1.2 О синагогах на улицах Пушкина и Комсомольской
О синагоге на улице Пушкина в Бобруйске
Фото из источника в списке литературы [3]
Здание синагоги на улице Пушкина было возведено в конце девятнадцатого столетия. В начале столетия двадцатого синагога эта была «советами» запрещена. И в ее здании имело место размещение на протяжении длительного времени онкодиспансера.
Сегодня в здании данной синагоги размещается беларуский Отдел медицинских судебных экспертиз межрайонного Бобруйского отдела Госкомитета судебных экспертиз.
О синагоге на улице Комсомольской
Бывшая синагога по ул. Комсомольская. Фото из источника в списке литературы [3]
Здание синагоги было возведено в конце девятнадцатого столетия – начале столетия двадцатого.
Когда завершилась война, в ней имело место размещение городского Дома культуры. Сейчас здание никакая организация не занимает, оно просто потихоньку все больше разрушается.
1.3 О синагоге на улице и Дзержинского. О синагоге и музее на улице Чонгарской
О синагоге на улице Дзержинского в Бобруйске
Фото из источника в списке литературы [3]
Здание синагоги было возведено в конце девятнадцатого столетия – в начале столетия двадцатого. Когда синагогу закрыли, в ее здании имело место размещение тюрьмы МГБ, а также «Бабрани», являвшимся центром краеведения, экскурсий и туризма детей и молодежи.
Фото из источника в списке литературы [4]
Дорога на Слуцк была широкой и обсаженной березами. Она в городе начиналась с улицы под названием Слуцкая. В середине 17-го столетия на ней стояло двадцать три дома, в которых в основном жили мещане.
Намного позднее, в конце 19-го столетия, когда улицу населяли преимущественно евреи, эта улица превратилась в улицу имевших свои лавки торговцев.
В 1901-м году произошел пожар, полностью уничтоживший дома и постройки города. Жителям пришлось строить новые здания, они уже были кирпичными. Здесь памятники архитектуры и истории отсутствуют.
В конце 19-го столетия Бобруйск считался городом читающим и «просвещённым». В нем официально были типографии (шесть), типолитографии (две). Однако типографии были и нелегальные (тайные). Так в 1904-м году в принадлежащем Гельфанду доме (расположенном на Слуцкой улице) в квартире, где проживал Арон Лиокумович, была именно такая нелегальная типография, в которой печатали прокламации и листовки.
Фото из источника в списке литературы [4]
В 1930-е годы в Бобруйске наиболее популярной, но дефицитной обувью были галоши. В целях нормализации отпуска этого товара в 1932-м году (в апреле месяце) руководителями бобруйских контор «Белторга» (неким Фрейнкманом) и «Белутиля» (Симкиным) имело место принятие решения о том что в торговле приоритетным направлением должно быть направление торговли галошами. Галоши новые выдавались лишь тем, кто сдавал старые, принимаемые в пяти бобруйских ларьках, один из которых был как раз на Слуцкой улице. А Рабкин в написанной им книге «Вниз по Шоссейной» написал о том что, на углу этой улицы в прежние времена располагалась «синагога Аврома Юдула, а теперь в ней стал клуб НКВД».
Одной из наиболее мощных фигур сталинских времен была фигура Феликса Дзержинского, поэтому улицу Слуцкую переименовали и она стала в 1930-е годы улицей Дзержинского. На ней и стояло здание синагоги.
Когда завершилась война, в первые годы после этого на указанной улице, в здании бывшей синагоги разместили тюрьму МГБ.
В настоящее время в том здании, которое когда-то было зданием синагоги, размещается детско-юношеский центр «Бабраня», являющийся центром краеведения и путешествий. Также в нем есть и жилые помещения.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги