Livewriting
Как перестать копировать и начать писать #живыетексты
Александр Давыдов
© Александр Давыдов, 2021
ISBN 978-5-4496-2421-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Зачем читать эту книгу?
Это не учебник по созданию крутых текстов, прочитав который, вы станете Эрнестом Хемингуэем, или хотя бы Максимом Ильяховым.
Это сборник полезных и максимально практических советов, идей, подсказок, провокаций и лайфхаков для всех, кто уже пишет в соцсетях, или хочет набраться смелости и начать писать.
Если вы хотите писать в соцсетях (и вообще – писать), но боитесь, – эта книга добавит вам авторской смелости и вколет большую порцию мотивации.
Если вы уже пишете, но получается как-то скучно, и читателей не цепляет, – книга не просто откроет глаза на то, как писать по-другому, но ещё и покажет, как это реализовать на практике.
Если вы эксперт, продвигающий себя в сети Интернет, или предприниматель, копирайтер, SMMщик, или только хотите текстами зарабатывать, – эта книга укажет в нужном направлении. А чтобы вы дошли туда быстрее, положит вам в дорожный мешок порцию лайфхаков.
В общем, как ни крути, книга полезная.
Главы короткие, читается легко, всё по делу и с юмором.
Вы всё еще думаете?
Или уже читаете?
Livewriting VS Copуwriting
Я не люблю копирайтинг. Использую его в своей работе, но не люблю. Признаю, что он работает, и дает результаты, но чувства мои к нему не становятся лучше.
Для меня копирайтинг – это жесткие модели, которые встраивают в себя авторов, как машина для стрижки из старого анекдота, делающая все головы одинаковыми.
Я знаю талантливых копирайтеров, которые пишут легко, вдохновенно и ярко, но это исключение из общего правила.
Я убежден в том, что человек намного интереснее, многограннее и богаче любой шаблонной модели, и именно поэтому я придумал livewriting, где каждый автор идет от себя. Использует модели, применяет шаблоны, но пишет свои, авторские тексты.
Это как чашки Ikea и handmade с Ярмарки Мастеров или Etsy. Чашек Ikea миллионы, и они все практически одинаковые. Они удобны, решают свою задачу, их просто заменить, и без вякой жалости выбросить.
А выбросите ли вы с такой же легкостью сделанную руками мастера авторскую кружку? Если вы безжалостный человек, или сильно не привязаны к материальным вещам, то да. В остальных случаях – согласитесь, вряд ли?
Так вот, копирайтинг – это чашки Ikea (в лучшем случае), а livewriting – авторский handmade.
Сделаете свою «чашку»?
Предисловие (и пара слов про автора)
Я начал писать еще в 8 классе.
«Тоже мне, удивил! – воскликнет скептически настроенный читатель. – Я в 5-м начал, и что?»
Но я вам не сказал, с чего именно я начал. Я написал не просто маленький детский стих, или смешной и милый рассказ, а целый научно-фантастический роман.
Я тогда ещё не писал книги профессионально, поэтому мне было нужно вдохновение на такой труд. Меня вдохновила девочка из соседней школы по имени Олеся, в которую я тогда, наверное, влюбился.
Компьютеров тогда не было, поэтому роман напечатала на машинке в двух экземплярах моя мама. А в полноценную печатную книгу я сам превратил его в библиотечном кружке.
«Путешествие в отель «Интерконтинентал» – я помню только название той книги, а больше ни слова.
Один экземпляр я подарил Олесе, второй оставил у себя. С Олесей у нас ничего не получилось, да и моя книга затерялась где-то на питерских просторах. Но начало было положено. Дверь в авторскую Вселенную открылась, и так широко, как только можно себе представить. Кстати, осилить художественную повесть или роман с той поры у меня так и не получилось – тот подвиг пока остался единичным.
Я писал стихи, сказки, рассказы и даже небольшие циклы, но делал это только время от времени, довольно редко. Хотя мне нравилось ощущение, которое я испытывал от создания историй. Я как будто рождал их, отпуская в мир жить какой-то своей жизнью, и они обретали вечную жизнь (в отличие от меня самого, к сожалению).
Шанс стать профессионалом в авторском деле представился мне в 2009 году, когда я начал активно продвигать себя и свои тренинги в Интернете. Email-рассылки (много) сменились ВК-рассылками (тоже несколько). А ещё из-под моего пера стали одна за другой появляться нехудожественные книги.
Сначала я адски халтурил: просто записывал аудиоматериал, а потом переводил его в текст и слегка редактировал. Однако несколько лет назад я решил делать всё по совести, и теперь все мои книги написаны честно. А старые книги я безжалостно удалил. Вот такой я суровый иногда.
В 2017 году до меня дошло, что я могу не только писать сам, но и помогать экспертам облекать свои мысли в слова. Так, чтобы читатели не засыпали на втором-третьем абзаце. И тогда я открыл проект «Живые Тексты».
Оказалось, что я ошибся.
В «Живые Тексты» стали приходить не только эксперты, желающие научиться писать по-человечески, но и совершенно обычные люди, без экспертных амбиций. Одни хотели вылезти из рутины и вспомнить былое творчество, другие – начать вести блог и получить признание читателей, третьи – потренироваться писать, а потом набраться смелости и пойти зарабатывать своими текстами.
Сейчас я обучаю этих людей писать Живые Тексты на тренингах и семинарах своего образовательного проекта. И для них я написал эту книгу.
У меня есть мечта. И даже не одна.
Я мечтаю о том, чтобы каждый человек, обладающий знаниями и опытом, нужными людям, мог рассказать и передать свои знания и опыт через Живые Тексты. Тогда эти знания смогут сделать много полезного в мире.
Я мечтаю о том, чтобы рекламные тексты были не похожи один на другой, как богатыри из группировки Черномора. Чтобы они писались не по затасканным копирайтинговым шаблонам, а шли от живого человека, от автора. Чтобы они разговаривали с читателем, а не тащили его за руку к кассе.
Я мечтаю о том, чтобы, начав учиться писать, люди снова захотели читать. А начав читать, стали размышлять, развивать свое мышление. И вообще, пользоваться головой не только для еды и ношения шапки, но ещё и для выдачи в мир классных идей, красивых и уникальных образов, и создания авторских Живых Текстов.
Думаете, мои мечты утопичны? Возможно.
Скорее всего, у меня не получится совершить революцию в сознании людей. Но я точно запущу (и уже начал это делать) круги по воде, которые разойдутся так широко, что я не смогу увидеть всех, кого они коснулись. И Живых Текстов в мире станет больше.
Да, и давайте, прежде чем вы откроете первую главу, я внесу ясность в понятие «Живые Тексты».
Живые Тексты – это тексты, в которых есть жизнь.
В них присутствует автор и его личность, эмоции и чувства, – но при этом есть структура и логика повествования. Это тексты, в которых автор разговаривает с читателями, а не выступает перед ними.
Это тексты, которые цепляют, запоминаются, влюбляют в себя, раздражают и вызывают желание поспорить, вдохновляют и мотивируют, красиво продают и рассказывают интересные истории.
И последнее.
Я обучаю писать нехудожественные тексты.
В Живых Текстах может быть художественная составляющая – но только для того, чтобы подвести к важному выводу, или для иллюстрации ключевого тезиса.
Я замечательно отношусь к художественным текстам, но не считаю себя компетентным в том, чтобы учить вас их создавать.
Ну вот, всё прояснили, пора начинать. До встречи в первой главе!
И да пребудет с вами Сила Живых Текстов!
Часть 1. 12 советов по пробуждению авторской смелости
Глава 1. Начните думать и жить интересно
Вы пишете ровно так же, как вы мыслите.
Если вы пишете хаотично, эмоционально и без малейшего намёка на логическую структуру, – возможно, вы так же и мыслите? И в вашей голове нет четких дорог, а лишь направления (чем-то похоже на некоторые российские дороги в Сибири), а моментами исчезают даже они, и вам остается лишь ждать потока божественного вдохновения?
Если вы скучно и однообразно пишете, спросите себя: «А не мыслю ли я так же скучно и однообразно?» Возможно, 95 процентов ваших мыслей о том, как заработать денег/наладить быт/справиться с маленьким ребенком/вытянуть бизнес из кризиса?
Если ваши тексты занудны и скучны даже для вас самих, то, может, и вся ваша жизнь полна занудства – рутинной работы, малоприятных дел, людей, с которыми вы вынуждены общаться? А единственная радостная мысль в вашей голове – про ближайший отпуск (до которого, впрочем, еще 8 месяцев)?
Если ваша жизнь скучна и однообразна, то о чём вы напишете в своих постах? Если в вашей жизни нет огня, или нечем дышать, то сможете ли вы сделать ваши тексты легкими и воздушными, или зажигательными и мотивирующими?
Если ваше постоянное состояние – усталость, найдутся ли у вас силы что-то выдать в мир?
Представьте вашу жизнь, как квартиру. А ещё лучше – как дом.
Большой он будет или маленький? Тесный или просторный? Сколько в нём комнат? Достаточно ли света проникает через окна, или он больше похож на склеп, логово вампиров? Вам радостно в нём, или тревожно, или грустно? Есть время отдохнуть и насладиться уютом своего дома, или вечные хлопоты не дают даже головы поднять?
Много ли книг в библиотеке вашего дома? Вы их читаете, или они просто выставлены красиво в ряд – зелёное с зеленым, а красное с красным, как в квартирах у настоящих мещан?
Много ли интересных и приятных для вас вещей в этом доме, или вы пользуетесь одной и той же чайной чашкой с отбитой ручкой, потрепанной маленькой кастрюлькой и сковородкой с напрочь стёртым тефлоновым покрытием?
Полноценную медитацию-погружение я делать тут не планировал – уверен, что дальше вы сможете без проблем продолжить сами. Когда вы ответите на этот вопрос, у вас могут появиться идеи. Следуйте за ними, как Алиса за Белым Кроликом.
Вывод для Автора
Бесполезно пытаться изменить стиль своих текстов, оставив всё, как есть, в жизни и в голове. Исключение – если вы талантливый литератор, который может спокойно жить одной жизнью, а в текстах быть совершенно другим. Если вы – не он, то для революции (или эволюции) в текстах нужно будет совершить революцию (или эволюцию) в голове и в жизни.
Например, для начала прочитать художественную книгу (для тех, у кого «нет на это времени») или провести выходной день так, как вы хотите (а не как «надо»).
Или отправиться в небольшое путешествие.
Или, наконец, уволиться с опостылевшей работы, и найти себе новую.
Глава 2. Начните с малого
«Нуу, мне никогда не научиться писать так, как это делает…» (подставить фамилию легенды).
Не могу сосчитать, сколько раз слышал эту фразу от начинающих авторов. Она обычно открывала собой целый пассаж, выводом из которого было: «Всё так сложно, нечего даже и пытаться. С талантом нужно родиться».
Самое цензурное, что я смогу сказать про убеждение «С талантом нужно родиться»: это чушь.
Как человек, обладающий некоторым литературным талантом, могу смело сказать – ценность таланта не превышает 5—10 процентов, остальные 90—95 процентов результатов приносят дисциплина, умение учиться и внедрять изученное, и вообще всё то, о чем я пишу в этой книге. Даже если у вас нет врождённого таланта, вы вполне способны писать интересные и Живые Тексты. Если займётесь делом, конечно, а не будете заламывать руки и открывать рот в беззвучном крике в стиле картин Мунка.
Но я полностью согласен с тем, что для начинающего автора дорога в литературное творчество может быть сродни узкому серпантину в горах, по которому его вот-вот повезет слегка нетрезвый водитель на раздолбанном такси. Страшно, в общем. И непонятно, куда идти и что делать.
Именно поэтому совет в этой главе очень прост: если вы раньше ничего не писали, или делали это редко, или у вас это плохо получается – начните с малого.
Поделитесь мыслями о просмотренном фильме или прочитанной книге.
Расскажите про уютный ресторанчик с красивым видом и обаятельным официантом Давидом.
Сообщите о курьёзном случае с вашим ребенком, спросите читателей, было ли такое с ними, и что они делали в этой ситуации.
Когда вы покупаете новую шариковую ручку, её, как правило, нужно немного расписать, чтобы чернила пошли.
С вами, как с автором, нужно сделать то же самое – «расписать» вас.
Пока вы пишете один пост в месяц, каждый материал будет подвигом. Когда вы привыкнете писать каждый день, или через день (хотя бы маленькие посты), вас будет трудно остановить.
Тут работает такой же принцип, как в фитнес-зале.
Если вы пришли хиленьким и чахлым, то адекватный тренер никогда не даст вам штангу в 100 килограмм – сначала вы получите две крошечные гантели по килограмму каждая. И даже если вы захотите «бросить себе вызов», он вас непременно остановит.
От передозировки текстами в больничку вас, конечно, не увезут. Но вы рискуете выжечь себя как автора, пытаясь взять слишком большую высоту.
Мне это, знаете ли, совсем не выгодно. Мне ещё вас созданию Живых Текстов обучать на своих программах. А кого мне учить, если вы себя выжжете?
Задание для Автора
Есть очень простой формат для «расписывания ручки».
1. Напишите список тем, которые в целом вас интересуют. Например:
– сопротивление материалов,
– аргентинцы,
– текила,
– Джон Леннон
– и маленькие визгливые собачки.
2. Возьмите первый пункт из списка и напишите текст, первой фразой которого будет «Что я думаю о…». И дальше выдавайте поток сознания по этой теме.
3. Если хотите сделать более продуманно, то сначала сформулируйте тезис (идею) вашего текста, потом докажите его, а затем приведите примеры. Например: «Я ненавижу маленьких визгливых собачек (тезис), потому что они мерзко лают и кусаются (обоснование). Например, недавно меня облаял и укусил йоркширский терьер, когда я просто проходил мимо него, никого не трогая (пример)».
Текст можно, конечно, сделать чуть объёмнее, чем в примере.
Готово. Вы великолепны!
Глава 3. Напишите новую историю
Какой у вас любимый жанр кино?
Боевики, где всё взрывается, а мускулистые герои спасают дев и побеждают злобных врагов?
Или мелодрамы, где Он и Она, преодолев море препятствий, наконец-то соединяют вместе свои сердца… или расстаются навсегда?
А может, это детективы, где проницательный главный герой с нездоровым образом жизни и сбитым графиком сна выводит на чистую воду самых хитроумных преступников?
Сколько фильмов этого жанра уже снято (примерно)?
Тысяча? Десять тысяч? Или, возможно, тридцать? А если добавить малобюджетные и любительские?
Так зачем же вам смотреть новые фильмы, когда вы уже посмотрели с десяток (или сотню) старых? Ведь сюжеты фильмов всё равно похожи, а набор сюжетов вообще строго ограничен.
«Но ведь это новый (!) фильм» – скажете вы. И будете правы.
Вы уже посмотрели сто фильмов, и в момент просмотра они стали старыми, а теперь вы лицезреете 101-й (и новый) фильм. А потом посмотрите 102-й и 103-й. И пересмотрите 76-й.
К чему такая длинная подводка?
К убеждению «Всё уже написано, зачем что-то писать?», которое вертится в голове у многих авторов, не давая им написать вообще ничего, даже ручку к бумаге поднести.
И это – чистая правда. Всё уже написано. Все сюжеты многократно описаны и экранизированы. Вы не сможете создать новый сюжет – разве что расскажете отчасти новую историю, построенную на старом сюжете.
Но сюжет не равен истории.
Сюжетов мало – историй миллионы. Не верите? Вспомните Ромео и Джульетту, и только попробуйте сказать, что этот сюжет больше никогда не повторялся!
Вы можете рассказать свою историю, наполнив один из старых сюжетов новым смыслом. Вашим смыслом. Вы повторите сюжет, но ваша история, в любом случае, неповторима. Потому, что она соткана из событий вашей жизни, из ваших чувств, мыслей и эмоций, ценностей и взглядов, падений и взлётов, талантов и особенностей.
Как вам такая идея?
Вывод для Автора
Не переживайте насчет сюжетов – их набор конечен.
Лучше возьмите один из старых сюжетов, и вложите в него свои мысли и истории, чувства и переживания, идеи и знания.
Глава 4. Разрешите себе лажать
Да-да, именно лажать, а не интеллигентно «ошибаться».
Благодаря нашей потрясающей системе образования (и не менее впечатляющей системе воспитания), умы большинства людей обоих полов разлинованы, разделены на отсеки и набиты огромным количеством противоречащих друг другу установок, инструкций и внушений.
С одной стороны, вроде как нужно по-взрослому мыслить, думать своей головой, иметь свои взгляды. А с другой стороны, есть «правильные» взгляды, а есть «неправильные». И если вы мыслите самостоятельно, но «неправильно», то вам обязательно кто-нибудь строго погрозит пальцем.
Вспомните для примера школьные сочинения.
Мало кто может похвастаться тем, что учителя литературы не ставили тройки и не смотрели хмуро, если вы высказывали позицию, не совпадающую с «генеральной линией партии». Мне вот Базаров в «Отцах и детях» сильно не нравился. Я считал его, если выразиться максимально интеллигентно, пустозвоном и бездельником. И был всеми руками за Павла Павловича. Но ведь это были «неправильные» взгляды, не так ли? Принято было поддерживать революционную и смелую фигуру Базарова, бросающую вызов прогнившему царскому строю.
И таких примеров можно вспомнить много.
Что происходит в итоге?
Приучившись думать согласно «генеральной линии», человек привыкает ходить «по коридору», никуда не сворачивая. Ведь любая попытка свернуть, как минимум, ошибочна.
Например, пишете вы изо дня в день унылые психологические тексты о том, что «все мы родом из детства», нашпигованные фразами вроде «родительских паттернов» и «когнитивных процессов». Пишете, публикуете, получаете целых три лайка, грустите, и пишете снова. Может, вам давно хочется на три буквы послать все правила, и начать писать резко, дерзко, смело, но … «так же нельзя».
Или в ваших текстах порой проскакивают ошибки, а суровые граммар-наци тут же надевают свои сверкающие пенсне, и кааак начинают выносить вам вердикты, аж всё желание писать пропадает.
Вы можете это называть «перфекционизм», или «комплекс отличницы». Я называю это более грубо и просто – страх облажаться (а по какой конкретно причине вы это сделаете, не очень важно).
Вывод для Автора
Ошибкой для вас будет любой отход от «генеральной линии». И чтобы страх облажаться не висел над вами каждый раз, когда вы садитесь писать пост, попробуйте наделать этих самых ошибок побольше, и притом совершенно осознанно.
Замочили ноги? Уберите зонтик, дайте себе вымокнуть и успокойтесь))
Можно сделать это в совершенно безопасном пространстве – на моих обучающих программах (там я не позволяю нападки на авторов в принципе), или в основной группе проекта в ВК – vk.com/lifetext (те же правила).
А можно начать это делать на своей собственной странице в соцсети.
И банить всех, кто придёт к вам с учительской указкой и попытается стукнуть ею по вашим пальцам.
Глава 5. Не ждите вдохновения
Вдохновение. Поток. Муза.
На их приход надеются, их хотят, о них мечтают.
А стоит ли это делать?
Все зависит от того, в каком состоянии вы (автор) находитесь.
Если вы устали, у вас мало жизненной энергии, большая часть вашей жизни забита хламом и унылыми недалёкими людьми, то без вдохновения вам никак. Оно вам нужно больше, чем воздух.
Творчество требует ресурса энергии, и если у вас внутри его нет, за ним стоит сходить куда-нибудь.
Лично я за своим ресурсом отправляюсь в путешествия.
Аэропорт, очередь на регистрацию. Вид из иллюминатора самолета, который разгоняется по взлетной полосе. Узкие улочки старых европейских городов, маленькие уличные кафе, где можно пить кофе и наблюдать за проходящими мимо. Вкусная еда в крошечных забегаловках. Случайные встречи с интересными людьми. Каждое путешествие дает мне много энергии и приятных воспоминаний.
Но путешествия – не универсальный способ «зарядиться». Мне они подходят идеально, вам могут не подойти совсем. В любом случае, вам стоит перестать ждать вдохновения, а вместо этого пойти за ним туда, где оно есть.
Вдохновляют путешествия? Берите билеты.
Получаете ресурс от похода в кинотеатр? Киноафиша в помощь.
Испытываете радость от встреч с конкретными людьми? Вы позвоните им, или напишете в соцсетях?
Не ждите вдохновения (можно ведь не дождаться), а лучше идите за ним сами.
А если жизненного ресурса у вас и так достаточно, то вам вообще грех зависеть от вдохновения извне. Как вам идея заменить наркотическую зависимость от внешнего потока и вдохновения опорой на свои собственные силы, знания, чувства и мысли? Овладеть авторской самодисциплиной и научиться находить ресурс внутри себя.
Вам все равно понадобится внешний мир и люди в нем – но не для того, чтобы они пришли и зарядили вас энергией и желанием писать, а для того, чтобы вы потянулись во внешний мир, как в окно вашего дома, сорвали с ветки вкусное сочное яблоко (идею или тему для поста, например). А потом совершенно самостоятельно написали классный и Живой Текст.
Задание для Автора
От чего (или от кого) вы зарядитесь сегодня? Есть варианты?
Вперёд, на их реализацию!
Глава 6. Слезайте с табуреточки
Помните, как это было?
Детский сад (или младшие классы школы).
«Даша, расскажи нам стишок!» – И десятки глаз взрослых устремлены на вас.
А вы – то краснеете, то бледнеете, ноги подкашиваются, по спине холодный пот течет, глаза почти ничего не видят. Из последних сил забираетесь на табуреточку (или на сцену), прокашливаетесь и еле слышным голоском начинаете декламировать. Хотя «декламировать», пожалуй, слишком сильное слово для вашего выступления.
Вы так сильно волнуетесь, что сами себя не слышите, а на лицах взрослых застыли вежливые улыбки, которые не предвещают ничего хорошего. К вашему ужасу, на середине стихотворения вы сбиваетесь и теряетесь – сначала путаете куплеты, а потом вообще забываете текст.
Вас поддерживают аплодисментами, когда вы, красная, как пионерский значок, слезаете с табуретки, а мама обнимает и говорит, что «ты была молодцом». Но вы-то понимаете, что всё было ужасно.
Даже если с вами такого не было (со мной не было, к слову) – возможно, вы смогли это представить.
Когда я вижу, что делают многие авторы в соцсетях, – особенно те, кто только начинает учиться писать тексты, – образ красной от неловкости и стыда Даши на табуреточке возникает в моей голове.
Автор очень старается, пыхтит и краснеет от натуги, и одновременно бледнеет от страха. Вы скажете: «Ну а как же не стараться? Неужели писать что попало, даже если это бред?».
Я давно заметил, что люди, которые пишут всякий бред, часто вообще не переживают и не напрягаются. Они позволяют своей (порой немного безумной) фантазии смело выходить наружу. И даже гордятся тем, что написали.
А вот как раз те люди, которым есть что сказать, – краснеют, смущаются, потеют, оправдываются, прямо как Даша на табуретке. Только, вместо глаз родителей и учителей, тут – безымянная толпа интернет-зрителей.
И автор старается.
Ему может показаться, что он старается написать лучше, но на самом деле это не так.
Он думает не про текст, а про то, кто что подумает и скажет. И как посмотрит.
Он думает, как не обидеть никого, как сгладить формулировки, убрать всё, что может не понравиться. Поэтому решает, что не стоит высказывать своё мнение, а лучше сослаться на авторитеты. Хотя (о, ужас!) и авторитетные мнения ведь оспорить могут. В общем, стресс один, а не пост.