Книга Театр в античности - читать онлайн бесплатно, автор Даниил Муха
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Театр в античности
Театр в античности
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Театр в античности

Театр в античности


Даниил Муха

© Даниил Муха, 2021


ISBN 978-5-0053-2100-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Мы, люди современности, часто посещаем театр, мало задумываясь о том, откуда он взялся, этот элемент культуры, кому мы обязаны возникновением этого замечательного явления. Сам термин «театр» возник от древнегреческого theatron – место для зрелищ – зрелище, род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра – в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. Но театр, помимо своего буквального определения (здание, его атрибуты, которые необходимы актерам, чтобы играть свои роли), еще и означает само явление духовной культуры, искусство выступать на сцене, волновать души, заставлять трепетать сердца, смеяться и плакать.

Актуальность проблемы в том, что мы под воздействием массовой культуры, ориентирующейся на неискушенного потребителя, теряем возможность по достоинству оценить прелести живой игры на сцене с уникальными, не повторяющимися ситуациями в ходе исполнения, без применения посредников (электронных носителей), аудио и видеозаписей. Дабы не потерять такое интересное явление культуры как театр, мы должны сохранить то, что нам досталось от наших далеких предшественников – жителей Древнего Востока, греков, римлян и других представителей Древнего мира. Если мы не будем знать свою историю, мы легко ее забудем, забудем богатый исторический опыт, этот ценный кладезь теоретических знаний, практических умений, полезных технологий, а без этого бесценного багажа из прошлого нам не построить будущее на основе почитания красоты физической и нравственной, на идеалах добра и справедливости.

Проблема античного театра хорошо изучена в отечественной и зарубежной историографии. Вышло достаточно книг-монографий, посвященных театру, его зарождению, развитию и упадку, причем материал подкреплен обильными данными из достаточного числа драматических произведений, доставшихся нам по наследству от драматургов античности.

Объект исследования – античный театр в период наивысшего расцвета античной культуры (с V в до н. э. по II в н. э.), предмет исследования – это как археологические слои для археолога. В данном случае, для меня – это произведения древних авторов (научные трактаты, драматургические произведения), а также рисунки, эскизы в книгах на тему античного театра. Но я имел дело, конечно же, не с оригиналами, а только копиями. Цель исследования отражена в названии доклада, оно звучит так: «Театр в античную эпоху». Поэтому я старался больше внимания уделить проблемам зарождения и расцвета театра у греков и римлян, старался я и подчеркнуть связь между греческой и римской культурами, при этом, не умаляя достоинств их предшественников – народов Древнего Востока и этрусков. Спешу отметить, что по теме зарождения и развития театра в античности мы имеем достаточно источников. Далее. Я отделил понятия – «театр как явление культуры» и «театр как здание со своей атрибутикой»; на основании этого разделения я построил план этой работы.

Хронологические рамки этой научной проблемы следующие. Но надо понимать, что театр этот, занимающий в истории более тысячи лет и географически охватывающий весь бассейн Средиземного моря, представляется нам единой могущественной и цельной системой. На всем протяжении его действуют одни и те же движущие силы. Все же без большого насилия можно установить в этой системе четыре основных периода:


1) Греческий театр эпохи независимости. От основания греческих полисов до потери ими самостоятельности (с VI в. до середины IV в. до н. э.).


2) Театр эллинистических монархий. От походов Александра до завоевания Востока римлянами (середина IV в. – II век. до н. э.).


3) Римский республиканский театр. От пунических войн до социально-политической революции: (III – I вв. до н. э.).


4) Театр Римской империи (I—V вв.)


О географических рамках. Это бассейн Средиземного моря (преимущественно Балканская Греция, Малая Азия, Италия и Сицилия) и некоторые регионы Центральной Европы (Черное море и часть континентальной Европы, входивших в зону влияния сначала греков, потом римлян).

Моя методология, которой я пользовался при изучении этой научной проблемы, основывается на дедуктивном методе (от общего к частному, от теоретического материала к фактам, коих я нашел немало). Объясняю: я ориентировался на монографии наиболее компетентных исследователей, находил в них основные факты, ссылки на источники, по которым (по ссылкам) я попадал на древних авторов, живых свидетелей античности. Использовал я и университетские учебники (учебник С. Ковалева), а также свои записи лекций в МГУ доцента Т. Гвоздевой в бытность студентом Университета Российской Академии Образования. Определенную роль сыграла и помощь мне Интернет-ресурсов (источники, сведения древних авторов), терминология. Но основную помощь мне оказал богатейший фонд Государственной публичной исторической библиотеки.

Обзор источников по научной проблеме

По истории античного театра мы имеем два принципиальных типа источников: а) письменные (нарративные); б) художественно-изобразительные.

Важнейший исследовательский материал – сообщения и сведения античных авторов и художественные произведения самих корифеев драмы и театра. Это Эсхил, Еврипид, Софокл, Аристофан (V—IV в. в. до н. э.). От других авторов осталось очень мало сведений, что снижает наши возможности. От IV в. до н. э. у нас есть пьесы Менандра. Что касается римлян, что здесь нужно упомянуть произведения Плавта из Умбрии, Теренция из Карфагена (II в. до н. э.) и ничтожные фрагменты римских трудов по театру. А исключения здесь составляют труды Сенеки (I в. н. э.). Но есть и другие авторы, которые часто упоминали о театре. Это Аристотель со своей «Поэтикой» и «Риторикой». Автор сообщает ценные данные о возникновении и развитии комедии и трагедии. Из других трудов по театру остались обрывки в виде анонимных изложений содержания пьес, в виде так называемых схолий к сохранившимся или потерянным пьесам, в биографиях великих драматургов и позднейших словарях, в которых есть краткие сведения о театре.

Свидетель и творец «золотого века» римской культуры Витрувий в своем трактате «Об архитектуре» описал экстерьер и интерьер греческого и римского театра. Во II в. греческий лингвист Полидевк в словаре поместил свой индекс масок и нашел все существующие данные об элементах театра, об устройстве сцены и о театральных реквизитах. Ряд сведений по драматургии и театру содержится еще и в произведениях греческого писателя II в. Афинея и знаменитого писателя Лукиана из Самосаты, то которого также остался имеющий принципиальную роль трактат «О пляске».

Отдельные данные по театру мы находим у других авторов, которые были, казалось, далеки от забот театра – Платона, Плутарха, Цицерона, Тита Ливия, Горация. Ряд сведений о театре дают в своих обличительных памфлетах христианские писатели поздней античности Тертуллиан из Карфагена (II—III в. в.) и отец церкви – Августин Блаженный (IV—V в. в.).

И, разумеется, до нас дошли памятники изобразительного искусства – это руины античных театров (в Митилене, Эпидавре, Риме, Арелате и в других местах). Также нужно упомянуть и изображения на артефактах той эпохи (живопись в Помпеях, статуэтки из разных материалов, рисунки в эскизах Плавта и Теренция Афра). Интересны так называемые «дидаскалии» – каменные плиты, которые содержали в себе информацию о проведении театральных представлений с указанием имени драматурга, названия драмы, места и времени проведения. Заслуга в сохранении столь ценного источника принадлежит Аристотелю, который опубликовал их. По хронологии древнегреческой истории большую ценность представляет так называемый «Паросский мрамор» – название мраморной таблицы, которая представляет собой один из важнейших источников греческой хронологии.

Что касается меня, то я использовал следующие источники. По проблеме возникновения театра у греков я почерпнул сведения из трудов: «Поэтика» Аристотеля, текст так называемого Паросского мрамора, «Наука поэзии» Горация. По V—IV в.в. до н. э. я использовал выдержки из «Науки поэзии», трагедию Эсхила «Персы», «О пляске» Лукиана. По эллинистическому периоду мне немного помог Гораций со своей «Наукой поэзии». По римскому театру мне помогли произведения: конечно же, Тита Ливия (о возникновении театра у римлян); «Римские вопросы» Плутарха; «Сочинения» Тертуллина. И, наконец, по устройству театрального здания я обращался к «Архитектуре» Витрувия. Но основные сведения я черпал из монографий и учебников.

Основная часть

Зарождение театра и его расцвет в Древней Греции

Начало античного театра, вопрос о его происхождении был поднят Аристотелем в его произведениях «Поэтика» и «Риторика». Греческий философ указывает, что театр возник не без влияния поэтов и драматургов, которые превратили массовые гуляния в честь Диониса в сценическое представление. А раз так, значит поэзия и драма неотделимы от сцены. Драма (трагедия и комедия) возникли из-за подражания. Ещё в древнейшие времена были люди, от природы способные воспроизводить подражания, используя чувство такта и музыкальные инструменты. Поэзия распалась на части: более серьезные люди использовали героическую тематику с богами и героями, творя гимны и оды; а другие высмеивали пороки, сочиняя насмешливые песни и острые шутки. Так родились комедия и трагедия.

Когда же появились трагедия и комедия те, которые имели природный дар к определенному роду поэзии, вместо ямбических стихов (ямб – стихотворный размер, прим.) стали писать комедии, а вместо эпических стихов – трагедии, потому что последние формы поэтических произведений значительнее и в большем почете, чем первые.1

Представления у греков начались, конечно же, с празднеств в честь Диониса, в этом нет никаких сомнений. Эти сведения можно почерпнуть из надписей на так называемом «Паросском мраморе».

Вот текст надписи (цитирую дословно): «С тех пор, как поэт Феспид (Феспис), который поставил пьесу в городе, был первым, кто (начал говорить диалогами), и (в качестве приза) был введён козёл, а произошло это, когда первый … (имя архонта – прим.) был архонтом в Аф [инах], прошло 2 [7.] лет».2

У Горация мы читаем:

«Первым творения свои посвятил трагической музе

Феспис, который возил представленья свои на телеге,

А исполнителям он суслом вымазывал лица».3

Исследователи вычислили год первого представления в Афинах – 534 г. до н. э. Начиная с этой даты, драматические состязания становятся ежегодными.

Об этом прямо заявляет и Аристотель в своей «Поэтике». Философ использует понятие «дифирамб» по той причине, что их распевали на праздниках Диониса. Празднество в честь Диониса с кровавыми жертвоприношениями нужно рассматривать как пережиток архаического прошлого (возможно, первобытного характера), олицетворяющий цикличность сельскохозяйственных сезонов (умирание и воскрешение божества) со сценками посева, жатвы и охоты.

Драма как литературный жанр, включающий в себя и трагедию, и комедию, возникла путем импровизации (трагедия – от запевал дифирамба, а комедия – от запевал фаллических песен) и развилась как жанр.4

По Аристотелю трагедия состоит (по объёму) из: а) пролога; б) эписодия (эпизода); в) эксода; г) хоровой части; д) коммоса. Хоровая часть подразделяется в свою очередь на пародос (пародия) и стасим.5

Возьмем в качестве примера трагедию Эсхила «Персы», в которой есть парод, 2 эписодия, 2 стасима, эксод и прослеживается следующая закономерность: в пароде выступает только хор персидских старейшин (предводитель молчит); первый эписодий начинает предводитель хора, также в этой части участвуют Атосса – царица, супруга покойного Дария и гонец, который принес плохую весть о поражении персидского войска Ксеркса. Далее следует стасим, в котором выступает только хор персидских старейшин. Во втором эписодии мы опять видим Атоссу, хор (в которой задает темп предводитель – корифей), и ним присоединяется призрак Дария. Во втором стасиме играет роль хор (причем корифей молчит). В эксоде сюжет доходит до кульминации – появляется виновник ужасного поражения – Ксеркс, который причитает, а за ним не отстаёт и хор персидских старейшин.6 Эта трагедия имела оглушительный успех в Афинах по той причине, что аппелировала к патриотическим чувствам греков, да и поставлена была на славу.

Этимология популярных слов «комедия» и «трагедия» такова. Комедия происходит от составных частей: «комос» – фаллическое шествие и «одэ» – песня; трагедия – это результат слияния слов: «трагос» – козел и «одэ» – песня. По поводу трагедии есть ссылка на Горация:

«А трагедийный поэт, за козла состязаясь в театре,

Стал заголять сатиров лихих, деревенскою шуткою

Неколебимую строгость смягчив, – и все потому, что

Были приманки нужны и новинки, которые любит

Зритель, после священных пиров и пьяный и буйный.

Впрочем, даже самих сатиров, насмешников едких,

Так надлежит представлять, так смешивать важность и легкость,

Чтобы герой или бог, являясь меж ними на сцене,

Где он за час до того блистал в багрянице и злате,

Не опускался в своих речах до убогих притонов

И не витал в облаках, не чуя земли под ногами».7

Аристотель писал, что воспроизведение дурных привычек, но вполне терпимых, не причиняющих страдания никому из людей, на сцене породило комедию.

Зачинателем комедии у греков были Эпихарм и Формис (V в. до н. э.), в таком виде комедия попала на Балканы из Сицилии, в Афинах Кратес (Кратет) первым от ямбических стихов перешел к диалогу и мифам.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Аристотель, Поэтика, IV

2

Паросский мрамор (Оксфордская часть), 43

3

Гораций, Наука поэзии, 275—277

4

Аристотель, Поэтика, IV

5

Аристотель, Поэтика, XII

6

Эсхил, Персы

7

Гораций, Наука поэзии, 220—230

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги