Интеллектуальный капитал: содержание и формирование
Мини-пособие
Владимир Александрович Дресвянников
© Владимир Александрович Дресвянников, 2017
ISBN 978-5-4483-8985-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в информационном обществе или, говоря более широко, в обществе знаний. В структуре нашего времени нематериальная деятельность как рабочая, так и связанная с развлечением и отдыхом занимает значительную и всевозрастающую долю. Увеличивается количество профессий, которые основаны преимущественно на работе с информацией. Качество воспринимаемой и используемой человеком информации определяет не только качество его жизни, но и ее направленность.
Информация является предметом и продуктом труда в интеллектуальной деятельности человека. Она проясняет ситуацию в окружающем нас мире, уменьшает неопределенность среды, снижает риски жизнедеятельности. Получив необходимую информацию, мы можем принимать решения.
Знания являются средством отображения реального мира (системные знания) и средством труда в интеллектуальной деятельности человека (процессуальные знания).
Те, информацию и знания, которые создаем, накапливаем и используем с выгодой, частью отчуждаем от себя, формализуем и фиксируем, как объект интеллектуальной собственности, представляют собой интеллектуальный капитал.
В интеллектуальный капитал включается также интеллект человека – его социально-психологические способности к познанию и творчеству, материальным носителем которых является мозг.
Кроме того, в его содержание входят продуктивные социально-экономические отношения, которые приносят нам определенную выгоду, дают благо.
В основе жизнедеятельности человека находится его интеллектуальная деятельность, которая является:
1) операционной трудовой деятельностью (технологии) – прежде чем реально, материально сделать что-то мы думаем, как это сделать;
2) операционной познавательно-креативной деятельностью – познаем реальный мир, отражаем его в форме информационных моделей и, затем, создаем новые модели;
3) управляющей деятельностью относительно двух первых видов деятельности.
Целью данного краткого пособия является формирование общего понимания предметной области – информация, знания, продуктивные социально-экономические отношения, интеллектуальный капитал с отображением связей между ними, а также процессов формирования.
Пособие, кроме того, содержит ссылки на тематические интернет-ресурсы, тесты и словарь.
Пособие предназначено для людей, которые по роду профессиональной деятельности работают с информацией и для тех, кто интересуется вопросами интеллектуального развития.
1. Основные понятия и их классификация
1.1. Понятия «информация», «знания», «продуктивные социально-экономические отношения», «интеллектуальный капитал»
Информация и знания отличаются от других видов ресурсов, используемых человеком, являются «общественным благом» и не убывают по мере их тиражирования и социализации.
Представим понятия «информация» и «знание», раскроем их базовые свойства.
Информация (от лат. informatio – разъяснение, изложение) – это продукт исследовательско-поисковой интеллектуальной деятельности человека (группы людей, организации), представляющий собой изложение смыслового содержания элемента реальной действительности – сущности, явления, объекта, процесса – в определенной нематериальной форме, ценность которого для пользователя заключается в повышении содержательности отраженной в сознании действительности и в снижении неопределенности конкретной ситуации с учетом контекста его деятельности.
Отсюда можно выделить базовые свойства информации:
– является результатом исследовательско-поисковой деятельности человека;
– имеет определенное содержание, отражающее отдельные аспекты объективной реальности, дискретна;
– нематериальна;
– формализована – представлена на определенных языке и носителе;
– для практического применения требует интеллектуальной деятельности, применения тех или иных знаний;
– обладает ценностью и полезностью для пользователя;
– быстро устаревает;
– является внешней по отношению к интеллекту (сознанию) человеку, поступая из определенного источника;
– является объектом коммуникации, безгранично и свободно распространяясь в информационной среде;
– служит «сырьем» для создания знаний.
Знания – это продукт познавательно-созидательной интеллектуальной деятельности человека (группы людей, организации), на основе полученной информации системно отражающий реальную действительность и позволяющий ему более эффективно выполнять определенную практическую деятельность, т.е. формирующий его экономический потенциал.
Исходя из определения, основные свойства знаний:
– являются результатом познавательно-созидательной, т.е. исследовательско-аналитической и проектной деятельности человека;
– системно отражают реальность, объективную действительность;
– нематериальны;
– могут быть формализованы в определенном объеме (части) и форме;
– обладают возможностью безграничного распространения в социальной среде (социализация);
– имеют жизненный цикл развития – онтогенез знаний;
– обладают экономическим значением, возможностью практического применения и, вследствие этого, ценностью для человека, принося ему определенную пользу;
– становятся неотъемлемой частью интеллекта человека;
– возможность создания знаний и эффективность их использования определяются социально-психологическими характеристиками их владельца, его генетическими данными.
Интеллектуальный капитал – это вид капитала, являющийся проявлением интеллекта социального субъекта, и представляющий собой результаты его деятельности – информацию, знания и продуктивные отношения, имеющие социально-экономическую ценность, обеспечивающие ему благо и конкурентные преимущества.
Основные свойства интеллектуального капитала:
– является результатом социально-экономической деятельности;
– комплексность – сочетание интеллекта, информации, знаний, продуктивных социально-экономических отношений;
– нематериален;
– частью неформализован (интеллект, неявные знания), частью детально формализован для практического использования (продукты интеллектуальной деятельности);
– предназначен как для внутреннего использования (натуральный), так и для внешнего (продуктовый);
– онтогенез (жизненный цикл) во многом связанный с развитием науки и техники;
– имеет определенную социально-экономическую ценность, является объектом социально-экономических отношений;
– частью (объекты интеллектуальной собственности) имеет собственника и правовую защиту;
– предоставляет собственнику определенное экономическое и неэкономическое благо;
– может накапливаться;
– является объектом инвестиций.
Поскольку в состав интеллектуального капитала мы включаем и продуктивные социально-экономические отношения, которые в отличие от информации и знаний, не являются информационным ресурсом, то дадим определение данному понятию, являющимся видовым понятием по отношению к понятию «общественные отношения» и к категории «отношения».
Продуктивные социально-экономические отношения – это взаимосвязи, возникающие между разноролевыми субъектами в процессе их социально-экономической деятельности, неформальных и формальных коммуникаций, зависящие от уровня развития их интеллекта и носящие положительный (продуктивный, синергетический) характер и дающие данным субъектам благо.
Основные свойства продуктивных социально-экономических отношений:
– являются результатом взаимодействия субъектов;
– имеют как неформальный, так и формальный характер;
– зависят от социальных и экономических ролей субъектов, их статуса, выполняемых ими функций;
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги