Книга Иран: 100 и 1 персидская история - читать онлайн бесплатно, автор Павла Рипинская
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Иран: 100 и 1 персидская история
Иран: 100 и 1 персидская история
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Иран: 100 и 1 персидская история

Павла Рипинская, Бехруз Бахадорифар

Иран: 100 и 1 персидская история

ВВЕДЕНИЕ

В 2010 году нам, молодой и полной надежд русско-иранской паре, успевшей пожить и в Исламской Республике Иран, и в Российской Федерации, поступило предложение, от которого невозможно было отказаться. В то время Посол Ирана в России, господин Сейед Махмуд Реза Саджади, ученый, которого привлекали все новые тенденции, решил через Интернет «выйти к людям» – в соцсети. Причем собирался не просто вещать сам, но и чутко прислушиваться к мнению российской (да и в целом – русскоязычной) аудитории. Нас господину Послу представил в то время атташе по культуре и глава Иранского культурного центра господин Абузар Эбрахими Торкаман, за что мы очень ему благодарны.

Кто станет лучшим связующим звеном между двумя народами, говорящими на двух разных языках, чем два человека, с полуслова понимающие друг друга?

Мы оба к тому времени знали горькую правду: в Иране не жалуют Россию, в России не слишком любят Иран. И это грустно, ведь менталитет иранцев и россиян во многом схож. Две большие страны, где вместе сосуществуют много этносов и много религий. Две страны, обладающие огромными природными богатствами, на которые завистливо посматривают соседи (а значит, границы надо охранять от недоброжелателей). Две страны, где немалая доля населения живет в суровых природных условиях: в окружении жарких пустынь в Иране и холодных снегов в России.

Но наши народы ничего не знают друг о друге. А неизвестное вызывает страх и неприятие. Нужно строить между нами мост. И мы давно мечтали вложить в этот мост и свой кирпичик.

Ранее наша автономная некоммерческая организация «Культурный центр «УМАНА» проводила в России лекции и презентации, посвященные искусству Ирана, публиковала книги, рассказывавшие о культуре страны. Параллельно на фарси велись публикации о музыке, литературе, кино, истории и традициях России в рамках проекта «IloveRussia» (ныне alfarus.org – библиотека материалов о России на персидском языке, включающая сотни статей). Через несколько лет в Иране мы запустили образовательный сайт «Данабин»: сегодня преподаватели российских университетов читают иранцам лекции по истории и искусству России, знакомят их с русскими культурными богатствами.

Вот почему в блоге Посла (sajjadi.livejournal.com) мы взяли на себя культурную часть (политика – не для нас): писали об искусстве, музыке и литературе, о традициях и обрядах. Не забывали рассказывать и о природных красотах и туристических достопримечательностях. Конечно, речь, в основном, шла об Иране. Но господин Посол делился также своими впечатлениями о России и местах, которые он посещал. В дальнейшем проводились различные встречи блогеров с Послом, а также другие культурные мероприятия. Совместно с «Культурным центром «УМАНА» Посольство провело фотовыставку «Диалектика постороннего взгляда: Иран»: известные фотографы из России и СНГ демонстрировали свои работы, сделанные в Иране в московской художественной галерее.

Господин Реза Саджади внес огромный вклад в развитие блога, не жалел личного времени на общение с друзьями из Интернета. Если бы не его яркая индивидуальность, искренность и энтузиазм, блог не обрел бы такой популярности. А материалы действительно полюбились читателям – мы ежедневно получали массу благодарных откликов. Россияне рассказывали, как их недоверие к Ирану и иранцам постепенно сменилось интересом, и многих статьи даже побудили совершить туристическую поездку в страну.

Бесценную помощь в ведении данного блога сразу на нескольких площадках нам оказала иранист Диана Адырхаева.

Мы продолжили вести проект и после отъезда господина Резы Саджади в Иран в связи с окончанием его дипломатической командировки в Москву. Блог существовал около 8 лет. Накопился большой массив статей, рассказывающих о самых важных реалиях иранской жизни, малоизвестных жителям России. Будет жаль, если весь этот материал постепенно затеряется в недрах Интернета.

Вот почему было решено издать серию сборников на основе публикаций в блоге – и первую книгу серии вы держите в руках.


Павла Рипинская

Бехруз Бахадорифар

Москва, февраль 2021 г.

14 МИФОВ ПРО ИРАН

Все, что вы хотели знать об Иране, но боялись спросить

Иран – арабская страна?

Нет, арабы составляют не более 2% населения Ирана. Как и Россия, Иран является многонациональным государством – в разных его частях проживают разные народы. При этом собственно персов в стране проживает 48 млн. человек (при общем населении Ирана около 83 млн. чел.). «Азери» – так называют иранских азербайджанцев. В рубрику «Другие» включены такие национальности, как таты, армяне, евреи, ассирийцы, грузины и др.



Стоит отметить, что языковое разнообразие страны даже больше этнического. Так, например, предполагается, что иранские курды говорят на курдском языке. Однако сам язык курдов в Иране подразделяется на множество групп и диалектов, и различия порой разительные. Также жители Шираза, Исфахана, Йезда и Кермана чаще всего являются персами по национальности – но диалекты фарси в этих городах и провинциях звучат по-разному.

Прибавим сюда также разнообразие принятых в Иране религий – в основном, это шиизм, суннизм, иудаизм, христианство и зороастризм – и становится ясно, почему культура страны столь многослойна и многообразна.

Запрещены ли в Иране изображения живых существ? Запрещены ли в Иране скульптурные изображения человеческого тела и скульптура в целом?

Нет, не запрещены. В исламском мире существует 5 основных философских школ (или религиозно-юридических толков) – мазхабов: ханбалитский, шафиитский, ханафитский, маликитский и джафаритский. Последователей первых 4 школ называют суннитами. Последователей пятого мазхаба – шиитами, и большинство иранцев следует именно джафаритскому мазхабу (шиизму).

Согласно джафаритскому (или шиитскому) толку фотография, рисование портретов и скульптура не запрещены. При этом, разумеется, не позволяется рисовать обнаженных мужчин или женщин.

Когда вы слышите, что Ислам запрещает изображать людей – вы слышите голос других мазхабов, а не джафаритского, и значит, это не касается Ирана. В Иране не существует запрета на изображение живых существ.

Иранки носят никаб (т. е. закрывают свое лицо)?

Нет. Подобное встречается только в небольших арабских селениях на юге Ирана (например, на острове Кешм). Но и там никаб носят, в основном, пожилые женщины. Там же существует любопытная традиция закрывать лица (скорее, от жаркого солнца, чем от любопытных взглядов) особым родом масок, которые иранцы несколько веков назад подсмотрели у… португальцев.





Имеют ли иранки право водить машину?

Да. Многие девушки получают права в том же возрасте, что и юноши. А некоторые даже начинают заниматься профессиональным автоспортом – например, автослаломом. В автослаломе могут принимать участие обычные городские автомобили: каждый из водителей проходит «полосу препятствий» отдельно и побеждает тот, кому удастся сделать это быстрее всех.



В целом, говоря об автогонках, следует отметить Лале Седдинг – профессора университета и чемпионку Ирана по автоспорту среди женщин. Лале занимает первое место среди гонщиц Ближнего Востока и официально признана третьей среди гонщиц всего мира. Лале нередко называют «маленьким Шумахером».

Могут ли иранские девушки поступать в университеты?

Да. Около 60% студентов иранских вузов – девушки, то есть их даже больше, чем юношей. Социальные реформы позволили девушкам Ирана получать образование в разных отраслях, а затем работать по профессии и подниматься вверх по карьерной лестнице. Уже никого нельзя удивить, что высокую должность в полиции, судебной системе или политике может занимать именно женщина.

Но у этого социального достижения есть и обратная сторона медали. Достаточно часто девушки поступают в высшие учебные заведения, чтобы повысить свои шансы на рынке невест: в Иране считается престижным, если жена имеет узкое профильное образование. Поэтому в 2012 годы вышел закон, который запрещает девушкам поступать на определенные факультеты. Государству просто не выгодно готовить профильных специалистов, которые не придут на предприятие после окончания вуза. Официальная версия гласит, что эти профессии не востребованы и количество рабочих мест ограничено.

Могут ли иранки работать полный день и занимать руководящие должности?

Да. Женщины могут быть членами Парламента, министрами, работать в Городском совете и т. д.


В Иране есть состоятельные бизнесвумен, самостоятельно создавшие свой капитал. Есть известные спортсменки, а женщина-профессор в университете или известный ученый уже давно никого не удивляет.

Имеют ли иранки право голосовать?

Да, разумеется! Право на всеобщее и равное голосование закреплено в Конституции Исламской Республики Иран и женщины неизменно голосуют наравне с мужчинами.

Если у туристки в Иране вдруг выпадет локон волос из-под платка, ее тут же расстреляют?

Нет, ей только улыбнутся. Хиджаб для иностранца – дань уважения традициям страны и не более того. Иран – не мечеть, где мусульманкам полагается тщательно скрывать каждый волос. Слегка накинутого на волосы платка будет достаточно. В крупных городах даже иранки не слишком тщательно соблюдают хиджаб.

Иранские мужчины носят длинные белые рубахи (дишдаши)?

Нет. Их носят только арабы – жители небольших арабских селений на юге Ирана (например, на острове Кешм).

Иранские мужчины носят тюрбаны и длинные бороды?

Нет. Только представители духовенства – это их «униформа», предписанная традицией. Впрочем, духовные лица помоложе одевают тюрбан только во время выполнения своих религиозных обязанностей.

В Иране нет ничего, кроме пустынь?

В Иране есть все. Гандом-Берьян – самое жаркое место на планете, расположено на юго-востоке Ирана. Но в то же время, можно от души покататься на лыжах на горнолыжном курорте Дизин, в окрестностях Тегерана. В процессе 6-10 часов автомобильного путешествия с севера на юг Ирана можно наблюдать все четыре времени года. Вас ждут и снег, и дождь, и финиковые пальмы, и пустыни, и верблюды, и мандарины, и виноград, и плодородные равнины, и горы, и леса…

Христианам и иудеям в Иране запрещают исповедовать свою религию?

И к иудеям, и к христианам в Иране относятся с уважением – у них есть свои представители в Парламенте, свои газеты, клубы, школы и храмы. Всего в Иране имеется около 30 синагог и 600 христианских церквей. Особо стоит ответить православный Свято-Николаевский собор в Тегеране и русское православное кладбище при нем.

Численность иранской христианской общины, по разным оценкам, составляет от 200 000 до 300 000 человек. Сотни христианских церквей находятся в самых разных уголках страны. В основном, конечно, храмы здесь армяно-грегорианские, поскольку армяне являются самым крупным христианским меньшинством в стране. Особенно известны и красивы собор Ванк (Исфахан) и Кафедральный собор св. Саркиса (Тегеран).

В Иране проживает 20 000 евреев – это самая крупная еврейская диаспора на Ближнем Востоке за пределами Израиля, и на их религиозную практику не налагается никаких ограничений. Кроме того, один из представителей еврейства, согласно Конституции, неизменно избирается в меджлис, несмотря на то, что общее число евреев в Иране относительно невелико.

В Иране в качестве транспортного средства используются верблюды?

Конечно, в качестве туриста можно, развлечения ради, отправиться в экскурсию на верблюде. Но вообще-то для внутригородского и междугороднего сообщения иранцы используют автомобили, автобусы, метро, поезда, самолеты и т.д.

Агд-наме – иранское свидетельство о браке

В традиционном иранском обществе браку всегда придавалось огромное значение. Под ним понималось не просто соединение мужчины и женщины – это было объединение двух семей, важнейшее событие в жизни. Недаром до сих пор в иных городах Ирана свадьбы празднуются по несколько дней и на них семьи тратят огромные средства. Брак был невозможен без важного документа – брачного свидетельство, которое правильнее было бы назвать «брачным договором». И появились такие договора в Иране еще несколько сотен лет назад.











В стандартном агд-наме, которым ограничивались бедняки или семьи среднего достатка, указывалось самое необходимое: имена молодоженов, дата совершения обряда, присутствовавшие при нем свидетели. В богатых слоях общества важно было даже изобразительное оформление агд-наме. У состоятельных и знатных семей документ включал также массу дополнительных условий, о которых договаривались заранее.

Но вне зависимости от уровня достатка брачующихся, ключевым вопросом, который протоколировался в подобном брачном свидетельстве, оставался вопрос о «мехре» (брачном даре). Согласно иранским традициям и законодательству, с целью защиты финансовых прав женщины в браке, при заключении брака невеста (хотя в давние времена все, конечно же, решала ее семья) просит жениха вписать в агд-наме определенную денежную сумму (исчисляемую обычно в золотых монетах) или же определенное имущество – в качестве своего мехра. Пока они состоят в браке, эти деньги и/или имущество супруг обязан предоставить ей по первому требованию. Не предоставит – его вынудит сделать это суд, по требованию жены. Более того, супруг не имеет права на развод с женой «по собственному желанию», пока не полностью не выплатит ей весь полагающийся мехр. Правда, если развода пожелает сама женщина, не имея на то веских причин (измена мужа, его неподобающее поведение, плохое обращение с ней и даже бесплодие супруга) мехр ей уже не достанется…

Размер мехра напрямую зависел от социального уровня супругов. Богачам приходилось в буквальном смысле обещать любимым горы золота.  Исламская традиция диктовала и другое важное условие: когда девушка перейдет из дома отца в дом мужа, она не должна лишится привычного комфорта. Именно поэтому в некоторых агд-наме появился пункт о том, что жена имеет право не заниматься домашним хозяйством – или «по привычке» (в доме отца все делали служанки), или «по невозможности» (например, из-за болезни). Хочешь – не хочешь, а приходилось мужчинам нанимать прислугу… В утешение можно сказать, что дополнительные условия в агд-наме имели право вносить и будущие мужья – вот только не все невесты соглашались ставить под ними свою подпись!

В современных агд-наме вопрос о прислуге так остро уже не стоит. На первый план вышли финансовые вопросы и некоторые другие моменты: место проживания, вопрос о том, к кому перейдут дети в случае развода и т.п. Правда, внесение в агд-наме того или иного условия еще не гарантирует его обязательного исполнения. В случае развода недовольный супруг/супруга может подать в суд, а из-за нечеткой формулировки того или иного пункта тяжба может длиться годами.

Современное агд-намепредставляет собой небольшую брошюру, где перечислены общие условия брака, свидетели  и все необходимое. Кроме того, по закону жених и невеста имеют право, каждый со своей стороны, добавить дополнительные условия. Очень упрощенный перевод условий, согласно которым жена имеет право немедленно подать на развод:

1) Если муж не в состоянии или отказывается оплачивать жене ее бытовые нужды (дом, питание, одежду, мебель и предметы быта, медицинское обслуживание и т.п.), жена имеет право с ним развестись.

2) Если муж проявит плохое отношение к жене, жена имеет право с ним развестись.

3) Если муж заболеет тяжелой, плохо поддающейся лечению болезнью, жена имеет право с ним развестись.

4) Если муж будет страдать от слабоумия (или другого психического заболевания, в связи с которым не сможет вести дела семьи, включая финансовые), жена имеет право с ним развестись.

5) Если работа мужа навлекает позор на семью, и он отказывается сменить род занятий или прислушаться к решению суда, жена имеет право с ним развестись.

6) Если доказано, что муж совершал позорные уголовные преступления, жена имеет право с ним развестись.

7) Если муж является наркозависимым (алкоголиком), жена имеет право с ним развестись.

8) Если муж покинет свой дом, жена имеет право с ним развестись.

9) Если муж будет приговорен к 5 годам тюрьмы (и более), жена имеет право с ним развестись.

10) Если муж не в состоянии иметь детей, жена имеет право с ним развестись.

11) Если муж пропал и его не удалось найти в течение 6 месяцев после обращения в суд, жена имеет право с ним развестись.

12) Если муж возьмет в жены другую женщину, первая жена имеет право с ним развестись.

Акс – развитие фотографии и старинные фото Ирана

В Иране имя Насреддин-шаха из династии Каджаров тесно связывают с историей фотографией. Он правил Персией почти полвека: с 1848 г. вплоть до 1 мая 1896 г., когда был убит. Несмотря на то, что в период его правления страна сталкивалась с серьезными проблемами, Насреддин-шах познакомил Иран с несколькими западными изобретениями.



Благодаря ему в Иране появился телеграф и почтовые службы, было построено множество дорог, открылась первая школа, с образовательной программой, соответствующим западным стандартам, и начала печататься первая в стране газета. Кроме того, Насреддин-шах стал первым персидским монархом, который писал и публиковал свои дневники (мемуары).

Он также стал первым сфотографированным иранцем (специально для этого шах выписал из Франции одного из первых фотографов)! В дальнейшем были сделаны сотни фото Насреддин-шаха, ведь он стал главным покровителем искусства фотографии в Иране. Насреддин-шах поощрял подданных (а нередко и давал им специальные заказы), чтобы те путешествовали по всем уголкам страны и фотографировали все, что только можно: людей, природу, улицы и базары, сценки из повседневной жизни и многое другое. Самому ему очень нравилось фотографировать религиозные церемонии, охоту, развлечения и даже… красавиц из своего гарема. Благодаря любопытству Насреддин-шаха и его любви к фотографии, сегодня мы так много знаем об этом периоде иранской истории.

Рассказывая о фотографии в Иране следует также особое внимание уделить Антону Севрюгину – подданному Российской империи, которое многое сделал для развития этого искусства.

Антон Севрюгин (1830? – 1933) был фотографом в Иране в период правления династии Каджаров (1785 – 1925). Родился он в армяно-русской семье: его отец, Василий Севрюгин, служил дипломатом в посольстве России в Тегеране. Антон учился рисованию, но, после гибели отца в результате несчастного случая во время верховой езды, ему пришлось забросить искусство и переключиться на фотографию, чтобы кормить семью. Братья Николай и Иммануил помогли ему основать первую фотостудию в Тегеране.



Большинство фотографий Антона были сделаны в 1870 – 1930 гг. Поскольку Севрюгин свободно говорил на персидском и еще нескольких языках, он мог общаться с людьми из самых разных социальных слоев и племен со всего Ирана. Фотографии королевского двора, гарема, мечетей и других религиозных памятников, сделанные Севрюгиным, сравнивали с лучшими образцами работ западных фотографов, снимавших в Персии. Многие этнологические музеи Европы приобретали портреты работы Севрюгина для пополнения своих научных собраний. Музеи собирали фотографии купцов на базаре, спортсменов из «зурхане», дервишей, толп народу, собиравшегося на традиционные представления-мистерии, участников шиитских ритуалов и т.п.



К сожалению, в 1908 г. тысячи негативов из богатого архива Севрюгина сгорели в результате бомбардировки – спасти удалось лишь 2 000 экземпляров, из которых до сего дня сохранилось 696 негативов. Ниже приведена выборка фотографий – так выглядел Иран около 100 лет тому назад:

Насреддин-шах тщательно отбирал снимки разных фотографов и с большим старанием составлял из них фотоальбомы (уделяя особое внимание бумаге, переплету и т.п.), после чего дарил эти альбомы представителям элиты тех времен. Здесь представлен один из личных фотоальбомов Насреддин-шаха, выставленный в Лондоне –он передавался из поколения в поколения в семье Каве Голестана, выдающегося иранского фотографа, ныне живущего в Великобритании.

Аламат – фигуры с золотыми нитями

С давних пор, для религиозных церемоний (в частности, для Ашуры, дней поминовения Имама Хоссейна) в Иране изготавливали огромные стальные «аламаты» – широкие перекладины, украшенные копьями, мечами, щитами и множеством фигур в виде птиц, лошадей, оленей, львов, голубей, павлинов – все эти предметы были расцвечены сложнейшими узорами из золотых и серебряных нитей.



Позднее отдельные части украшений и искусство создание таких чудесных фигур также стало называться «аламат». Поначалу каждую фигуру (полую внутри) отливают из стали, поделив на две половинки, каждая из которых обрабатывается кузнецом вручную. Затем, в тех местах, куда позднее будут вплетаться нити, художник наносит ножом микро-трещины, за которые нить и будет цепляться.

Саму нить делают из золота или серебра особым старинным способом, а затем, «вбивая» ее внутрь подготовленного металла, создают на фигуре роскошные узоры. После этого участки с нитями полируются нефритом, и все изделие обрабатывается особой кислотой, что придает стали характерный черный цвет – чтобы золото/серебро заиграло всеми красками.

Хоссейн Ализаде – иранский композитор и музыкант

Хоссейн Ализаде – иранский композитор, исследователь музыки, преподаватель, инструменталист и импровизатор, виртуозно играющий на таре и сетаре, является одной из ведущих фигур в мире иранской классической музыки. Он не раз записывал диски, в том числе с такими известными музыкантами, как Шаджариан, Назери, Халадж и Гаспарян.

Хоссейн Ализаде родился в Тегеране, в 1951 г. В 1975 г. он закончил Консерваторию и поступил в Высшую школу изящных искусств при Тегеранском университете, где изучал композицию и персидскую музыку. Свое образование он продолжил в Берлинском Университете искусств, занимаясь там композицией и музыкологией. Ализаде учился и у таких мастеров традиционной персидской музыки, как Хушанг Зариф, Али Акбар Шахнази, Нур-Али Боруманд, Махмуд Карими, Абдолла Давами, Юсеф Форутан и Саид Хормози. Позднее Ализаде уже сам преподавал в Тегеранском университете и Тегеранской консерватории.



Музыкант исполняет композиции на таре и сетаре, а не так давно изобрел два новых инструмента «саллане» и «шурангиз», происходящие от древней персидской лютни («барбат»).

Музыкант выступал не только в Иране, но и в Северной Америке, Европе и Азии. Ализаде являлся дирижером и солистом Иранского Национального Оркестра Радио и Телевидения. Он основал знаменитый ансамбль «Ариф», а также работаль с ансамблем «Шайда». Первое профессиональное выступление Ализаде в Европе: работа в оркестре знаменитого балета Мориса Бежара, на постановке «Гулистана».

В 1989 г. музыкант основал ансамбль «Хамавайян», по-новому подойдя к иранскому хоровому пению. Ансамбль, чьи исполнители не только поют, но и играют на традиционных персидских инструментах, участвовал в создании многих композиций Хоссейна Ализаде, включая «Новый секрет», «Габбе», «Песни сострадания» и «Бесконечное видение».

В 2007 г., вместе с армянским музыкантом Дживавном Гаспаряном, с которым был записан совместный альбом «Бесконечное видение», музыкант номинировался на премию «Грэмми». В 2008 г. Ализаде объявили «музыкантом года» в Иране. Кроме того, Хоссейн Ализаде сочинил музыку к нескольким иранским фильмам.