#тыжмузыкант
Сергей Самсошко
© Сергей Самсошко, 2021
ISBN 978-5-0055-7682-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
#тыжмузыкант
Форма и содержание – это всё, что тебе нужно знать, душа моя.
Я так говорю о тебе потому, что наполнен тобой до краёв.
Моя душа, ты же знаешь, как мне нравится, когда ты балуешься моей нервной системой. Ведь, ты для меня не только источник интеллектуального наслаждения – но и радости! Той самой, от которой я пьянею без вина и веду себя – как маленький!
Ребёнок.
Однако, когда ты глуха ко мне, то я чувствую в себе надёжную опору, поддержку, уверенность.
Не знаю, как мне выразить огорчение, возникающее, когда вижу, что тебя, вдруг, нет.
Подходят, спрашивают чего я такой печальный, а у меня слёзы в глазах стоят. Слово вымолвить не могу – сплошное звучание.
Миии…
Ля весёлая нота – совсем не слышишь звуков?
Ля!
Ля!
Глубже…
Ля!
Звонко…
Ля!
Словно капл-ля! падает по весне.
Инструменты отличаются лишь тембром звучания и механикой звукоизвлечения.
Ты должен уметь слушать музыку изнутри.
Разумеется, я стараюсь уходить от подобных разговоров.
Всем известно, что скрипичный ключ – это регистр высоких звучаний.
А басовый, соответственно…
И, что диез повышает звук на полтона.
А бемоль, соответственно…
Не знаю, почему, но мне кажется, что это самое дорогое, что у меня есть – душа человеческая.
Спой со мной.
Спой на любую предсказуемую тему. Ты же знаешь, как я люблю, когда ты перебираешь своими аккуратными пальчиками на струнах моей нервной системы. Греешь сердце. Томишь, согласно кварто-квинтовому кругу.
Ты же знаешь, какие бывают интервалы.
Просто выражай эмоции.
Заниматься музыкой неописуемо скучно. Целый день долбить эти гаммы справа налево, арпеджио, хоть длинные, хоть короткие. Играть этюды, в которых одна комбинация, только в разных тональностях. Исполнять произведения композиторов, которые жили чёрти когда и их музыка уже давно не цепляет. Особенно, когда не слышишь педали.
Создавать музыку неописуемо тяжело. Если бы сейчас спросили Шопена, как он писал, то вероятно, он бы ответил примерно так: «Я умирал за роялем, а более меня ничто не волновало» И всё это он бы сказал на своём родном польском языке. Или нечто вроде того.
Да – писать музыку дело непростое. Сначала придумывается ритмический рисунок. К примеру, всем известный вальс пишется на три четверти.
Раз – два – три
Раз – два – три
Раз – два – три
Однако, в обычных произведениях чаще используется четыре четверти.
Раз – два – три – четыре
Раз – два – три – четыре
И так далее…
Затем, подбирается форма. Или фактура сопровождения, если вы уже укушены джазом. Допустим одна из классических форм – венецианская – тоника, доминанта, субдоминанта и снова тоника.
Нажмите: До – Фа – Соль – До, или Ми – Ля – Си – Ми
Дофасольдо…
Милясими…
Почти японский язык.
Правда, те, кому уже надоело писать в классической форме, просто двигаются по кварто-квинтовому кругу. Иногда, перелетая через две, три, а может и больше тональностей.
Далее, накладывается лад.
Плохо помню, как они строятся, (последнее время, я музыкант только на словах), что-то вроде, тон/полутон/три тона/полутон/тон – это минорный европейский лад. А мажорный, по-моему, три тона/полутон/три тона/полутон/тон.
Нечто вроде того.
В блюзовых композициях часто использую пентатоничный лад. Что означает – пять тоник. То бишь, из обычного европейского лада выбросили вторую и шестую ступень, понизив седьмую и третью. И, хотя говорят, что пентатоника не имеет полутонов, но в джазовой пентатонике уже давно появилась пятая пониженная ступень.
Музыкальных ладов существует великое множество. И композиторы, которые не слишком загружены концертной работой, бывает, разрабатывают новые лады, либо они это делают, чтобы выразить нечто такое в своих композициях, что не получается обыкновенным путём.
И вот, как-то так получается, что, вдруг, возникает мелодия.
Что ещё сказать?…
Подбирается скорость ритма, настроение, прописывается полифония, одним словом – происходит обогащение композиции с использованием специальных приёмов.
Джаз – это отдельная тема, там масса нюансов, которые сильно раздвигают рамки.
Например?
Ну, что например?!
Например, там качающийся ритм – свинг. Потом, там куча всяких ладов, которые плодятся едва ли не во время исполнения. Там часто меняется конусир йиксечимтир. Гораздо чаще, чем в классических произведениях. Трёхтоновая замена – долго объяснять, что это такое.
Ах, вот что я забыл сказать!
Композиция делится на партии: вступление, развитие, кульминация, замирание, угасание, развязка, каденция. Тра – пару – пам… – пабам!
Аппликатура – это детский сад. Это когда детям помогают расставить пальчики, чтобы им удобней было играть.
Откройте концерт Шопена, с которым он выпустился из консерватории – там нет ни одной цифры, обозначающей каким пальцем играть.
Табулатура, табы – наверное, правильно говорить – партитура, партия.
Легатто, стаккато, маркато, крещендо, диминуэндо, прима вольта – в музыке полторы тысячи терминов, разве всё запомнишь.
Да, и не надо.
Что?!
Шопен выпустился гением?!
Согласен, в это трудно поверить. Особенно, когда слушаешь ту ерунду, которую он сочинил для будущих поколений. Однако, реакция критиков была именно такова. Не знаю, может, это всё сплетни.
В то время было больше энтузиастов-романтиков, нежели сегодня. Люди стали похожи на роботов. Их перестало волновать будущее. И, что ещё хуже, они перестали о нём заботиться.
Как Шопен, вообще, мог написать целый концерт, будучи студентом?
Слишком хорошо учился. Усидчивый был парень. Волевой. Однако, в юности характер у него, говорят, был весьма колкий. Все, конечно, терпели, старались не выказывать виду. Куда ж тут денешься, если он музыку такую сочиняет. Впрочем, возможно, и ему было трудно среди людей, просто мало кто замечал. Он, кстати, всю жизнь тосковал о родине, живя в Париже.
Кому-то я нечто подобное рассказывал, но мне послышалось – «Ой, блин, давай уже сменим тему»
Давай.
В словах тоже музыка слышится. Появляются песни. Порой, довольно красивые. Но, что толку, когда тебя никто слушать не желает, когда только зависть и ненависть – а ты поёшь.
Для кого, если не для души?
Ну, серенада девушке под окном.
Она не оценит.
Скажет, зарплата маленькая – иди на стройку.
Там тоже можно петь, если никто не слышит.
Сегодняшняя музыка – это наушники и отрешённость.
Весёлая, грустная, задумчивая – почти ничего не слышно.
Шекспир говорил, что музыка услада для души, что она лечит сердечные раны.
Толстой что-то философское находил в этих гармониях, и писал по четыре тома войны.
Древние греки считали, что смысл жизни только лишь в музыке.
Нынче смысл жизни совсем в другом.
Греки имели ввиду другое.
Они имели ввиду вселенскую гармонию.
Здесь речь шла не о самой музыке, а о том, какое впечатление она окажет на человека.
В пятнадцать лет, конечно, это весьма тёмное впечатление.
Никакой жизни, всё старо и банально, осталось только напиться.
Раньше я умел наслаждаться звуками.
Переслушал множество композиций, как простых, так и сложных композиторов и музыкантов.
Сейчас мне даже не интересно включить.
Слушаю себе тишину.
Размышляю обо всякой поэзии.
Обо всякой ерунде, если подумать, рассуждаю.
Музыканты, кстати, весьма быстро добиваются успеха в жизни.
Сначала, они командой, группой, где всегда присутствует лидер, который принимает все важные решения, которые ведёт за собой группу и всех слушателей.
Ещё быстрее добиваются успеха те, кто заканчивают консерваторию.
У таких, обыкновенно, есть большой опыт работы на сцене, и они быстро себя проявляют.
Но всё пустое, если нет интереса к делу.
Начни изучать все эти нотные станы и сразу всё желание пропадает.
Всё, что я там наплёл про эти круги и прочие системы понимания гармонии – смело выкидывайте из головы и играйте, как хотите.
Я так редко стал слушать музыку, что уже и забыл название любимых песен.
Хотя, раньше мог одну и ту же композицию круглыми сутками.
Сейчас всё больше одно на уме – заработать.
Даже сексом перестал заниматься.
Вдвоём, я имею ввиду.
Самым самостоятельным, как обычно, занимаюсь, когда крепко приспичит.
А так, неужели кому-то нравится слушать Валерия Гергиева.
Какой-то старик тарахтит на узбекском, то ли татарском, то чёрт знает на каком языке.
Мешает, если честно, работать над книгой.
В словах тоже много музыки.
Если их музыкально слагать.
Основа букв – это звук.
Даже ноты называются словами.
Представляете, сколько нот можно использовать, которые ещё не открыты слушателю?!
Появляются новые гармонии.
Правда, к такой музыке необходимо привыкнуть.
Всё новое понимается не сразу.
Это только опытный слушатель может распознать в новаторстве нечто изящное, приятное уху.
Почти вся известная попса лезет на ум, но я твёрдо решил не говорить о ней в данной публикации.
Я буду говорить только о музыке, которая доставляет духовное наслаждение.
И такой музыки гораздо больше, чем попсы.
Ну, рэп, это вообще не музыка, – чудовище некое, выползающее из ушных отверстий.
Оно.
Что ни говори, а любую высокую эстетику побеждает гонорар.
Где больше банкнот, туда и женщина побежит.
Ей нет дела, кто сочинил банкнотную серенаду.
Хрустит банкнотная серенада, ласкает слух.
Музыкант, который ничего не зарабатывает, который не в состоянии оплатить поездку в Сочи, его никто не будет слушать.
Будь он хоть гений, хоть наладчик инструмента, хоть обыкновенный грузчик.
Хотя, грузчики не могут себе позволить шикарный отдых на море.
Бизнесмены – лучшие музыканты на свете.
Такие песни петь умею – закачаешься.
Кто-то скажет, что сейчас с дурру унижаю достоинство порядочных женщин, но это не так.
Мне уже всё объяснили на Казанском.
Сколько стоит любовь, и кому она нужна.
Любовь и музыка – это синонимы.
Вон они – надрываются скрипачи у входа в метрополитен.
Музыка мчащейся электрички – вот услада сердечным ранам.
Один проезд стоит шестьдесят рублей.
За час можно заработать миллион.
За два – три.
Кто станет слушать больного на ухо музыканта со скрипкой, если самые приятные мелодии – «Привет! Ну, как, деньги упали? Вот и хорошо. Завтра постарайся закончить покраску – я ещё тебе подкину»
Спросите любого психолога, чем занимается музыкант.
Побирается, конечно же.
Чем ещё он может заниматься.
«Меняйте профессию, если эта вам денег не приносит» – скажет любой здравомыслящий человек.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги