Социалистический Лаос
Восстанавливая истину
Автор-составитель Андрей Тихомиров
ISBN 978-5-0056-4117-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Реестр рекордов России Рекордсмен Наибольшее количество тематических книг, изданных одним автором:
https://reestrrekordov.ru/naibolshee-kolichestvo-tematicheskih-knig-izdannyh-odnim-avtorom/
Сайт автора:
http://gazetavseti.narod.ru/
Введение
Лаосцы (лао) относятся к тайским народам. Лао – этническая группа в Юго-Восточной Азии, большинство представителей которой проживают в Таиланде (25% населения страны) и Лаосе (50% населения страны), Мьянме, Вьетнаме, в Камбодже. Таиландские лао в основном проживают в северо-восточном регионе Исан, хотя многие из них сейчас – трудовые мигранты в другой части страны. Лао говорят на различных диалектах лаосского языка, близкого к языку тайскому, и языку исан. Иногда лаосский язык также называют тайско-лаосским. Лаосский язык имеет диалекты: вьентьянский, луангпхабангский, южный, северный. Письменность – южноиндийского происхождения (с 14 в.); существует в двух разновидностях – туа тхам, или священное письмо (для религиозных текстов), и туа лао – бытовое. Религия – буддизм тхеравады. Тайские народы, к которым относятся лао, переселились в долину Меконга с нагорьев на территории нынешней южнокитайской провинции Юньнань. Первые раннефеодальные государства на территории Лаоса – Мыанг Син, Мыанг Сай, Мыанг Хун, Мыанг На, Мыанг Суа (нынешний Луангпхабанг, Мыанг Камсут, Бассак и др.). В середине 14 века образовалось единое государство Лан Санг. В социальной организации страна делилась на округа, возглавляемые тассенгами (или цюонами), округа состояли из уездов, во главе которых стояли фиа. Более низкие должности – кхун си и кхун пет – главы общин соответственно из 4 и 8 посёлков. Традиционным занятием лао, как и других народов Юго-Восточной Азии, является земледелие. Основная культура – рис. Выращивают также чай, перец, кофе и другие культуры. Земледелие – поливное, но в некоторых районах есть и подсечно-огневое. Земель достаточно, но среди них мало обводнённых. В животноводстве есть два направления – разведение тяглового скота (буйволов, быков), разведение мелкого скота и птицы (свиней, собак, коз, кур, уток). Животноводство играет вспомогательную роль. Другим вспомогательным промыслом является собирание кореньев и трав. Существует праздник лова рыбы (10-й месяц лунного календаря). В отличие от соседних стран, где собирают по два – три урожая в год, в Лаосе собирают только один. Поселения состоят из беспорядочно разбросанных домов. Деревни обычно небольшие, 8—10 домов. Чтобы избавиться от сырости и наводнений, дома ставят на высокие сваи. В доме 2—3 входа, 2 очага, крыша двускатная. Один очаг – для основных членов семьи, другой – общий, «гостевой». Очаг делается из бамбуковой рамы, заполненной землей и глиной. Используется тренога и крюк для котла. Внутри используются нары, деревянные скамеечки, табуретки из бамбука, циновки. Циновка – основной предмет мебели. Постельные принадлежности – подушки-валики, циновки, одеяла. Кроме свайных сельских есть и другие типы домов. Дома мелкой аристократии строились из тика, поэтому чаще имеют коричневый цвет. Высшая аристократия жила в белокаменных дворцах, которые включали систему водных сооружений (озёра, каналы), и были окружены садами, лужайками, деревьями.
В каждом поселке есть храмовый комплекс ват, внутри которой находится статуя Будды.
Города также небольшие. Основное население – торговцы, ремесленники, чиновники и буддийские монахи. Из одежды мужчины лао носят простые холщовые рубахи и штаны, куртки. Иногда это не штаны, а саронг (юбка), замотанный наподобие штанов. Иногда используется кусок ткани, обернутый вокруг пояса (сампот). У женщин одежда более украшена: платья ярких цветов, богато орнаментированные, с вышивкой, или короткие кофты со стоячим воротником и несшитые юбки (син) с рукотворным узором на полах из разноцветных ниток. Подпоясываются шарфами. Головные уборы – повязки, соломенные шляпы. Пища такая же, как в соседних странах. Основу кухни составляет рис. Широко употребляется рыба, свежая и сушеная, овощи. Северные лао едят мясо.
Из ремесел развиты фресковая живопись, ювелирное дело, резьба по дереву, строительство храмовой архитектуры и другие. Ремесла подразделяются на мужские и женские. Мужчины традиционно производили орудия труда, утварь, бамбуковую посуду, строительные материалы, занимались плетением из ротанга, ювелирным искусством, кузнечным делом, резьбой по камню и кости, производством транспортных средств. Из последних главные – двухколесная арба, лодки – долблёнки. Женскими ремеслами были прядение хлопка, ткачество, вышивка, плетение из рисовой соломы, изготовление обуви и гончарство. Практически все ремесла были направлены на нужды семьи. Лаосцы могли полностью обеспечить себя всем необходимым, не покупая чужой товар, что было замечено уже давно европейскими путешественниками.
Читайте по теме:
Тихомиров А. Е., Тайские народы. Языки, народы, миграции, обычаи. Ridero, Екатеринбург, 2018: https://ridero.ru/books/taiskie_narody/
Из истории Лаоса
Древний человеческий череп был обнаружен в 2009 году в пещере Там Па Линг в Аннамитских горах на севере Лаоса; возраст черепа составляет не менее 46 000 лет, что делает его самым старым современным человеческим ископаемым, найденным на сегодняшний день в Юго-Восточной Азии. Каменные артефакты, включая хоабиньские типы, были найдены на участках, датируемыхпоздний плейстоцен в северном Лаосе. Археологические данные свидетельствуют о том, что земледельческое общество развивалось в 4-м тысячелетии до нашей эры. Погребальные кувшины и другие виды гробниц предполагают сложное общество, в котором бронзовые предметы появились около 1500 года до нашей эры, а железные орудия были известны с 700 года до нашей эры. Протоисторический период характеризуется контактами с китайской и индийской цивилизациями. Согласно лингвистическим и другим историческим свидетельствам, племена, говорящие на языке тай, мигрировали на юго-запад на современные территории Лаоса и Таиланда из Гуанси где-то между 8 и 10 веками. Королевство Лаос образовалось в VIII в. н. э. Затем было создано в XIV веке королевства Лан Ксанг («миллион слонов»), принцем Фа Нгумом: 223, чей отец изгнал свою семью из Кхмерской империи. Фа Нгум с 10 000 кхмерскими войсками завоевал многие лаосские княжества в бассейне реки Меконг, кульминацией которого стал захват Вьентьяна. Нгум происходил из длинной династии лаосских царей, восходившей к Кхун Булому. Он сделал буддизм тхеравады государственной религией, и Лан Ксанг процветал. Его министры, не в силах терпеть его безжалостность, вынудили его в 1373 году отправиться в ссылку в современную тайскую провинцию Нан, где он и умер. Старший сын Фа Нгума, Оун Хеуан, взошел на трон под именем Самсенетай и правил 43 года. Во время правления Самсентхая Ланьсан стал важным торговым центром, но после его смерти в 1421 году он почти столетие распадался на враждующие группировки.
В 1520 году Фотисарат вступил на престол и перенес столицу из Луангпхабанга во Вьентьян, чтобы избежать бирманского вторжения. Сетатхират стал королем в 1548 году, после того как его отец был убит, и приказал построить то, что стало символом Лаоса, что Луанг. Сеттатхират исчез в горах на обратном пути из военной экспедиции в Камбоджу, и Лан Ксанг впал в более чем семидесятилетнюю нестабильность, связанную как с бирманским вторжением, так и с гражданской войной.
В 1637 году, когда на трон взошла Суринья Вонгса, Лан Сан еще больше расширил свои границы. Его правление часто считается золотым веком Лаоса. Когда он умер, не оставив наследника, королевство разделилось на три княжества. Между 1763 и 1769 годами бирманские армии захватили северный Лаос и аннексировали Луангпхабанг, в то время как Чампасак в конечном итоге перешел под сиамский сюзеренитет.
Чао Анувонг был установлен в качестве вассального короля Вьентьяна сиамцами. Он поощрял возрождение лаосского изобразительного искусства и литературы и улучшил отношения с Луанг Пхрабангом. Под давлением вьетнамцев он восстал против сиамцев в 1826 году. Восстание провалилось, и Вьентьян был разграблен. Анувонг был взят в плен в Бангкоке, где и умер.
Сиамская военная кампания в Лаосе в 1876 году была описана британским наблюдателем как «превращенная в рейды по охоте на рабов в больших масштабах».
В конце 19 века Луангпхабанг был разграблен китайской армией Черного флага. Франция спасла короля Оун Кхама и добавила Луангпхрабанг в протекторат Французского Индокитая. Вскоре к протекторату были присоединены Королевство Чампасак и территория Вьентьян. Король Луангпрабанга Сисаванг Вонг стал правителем объединенного Лаоса, а Вьентьян снова стал столицей.
Борьба против империалистических стран
В 1893 г. Франция объявила его своим протекторатом. Во время второй мировой войны страну оккупировала Япония.
После капитуляции Японии, к октябрю 1945 г., власть в Лаосе постепенно перешла в руки органа «Освобождения Лаоса» – Народного комитета, который возглавили принцы Петсарат, Каммао, Суваняа Фума, Суфанувонг и др. Созданное ими во Вьентьяне Временное правительство провозгласило 12 октября 1945 г. независимость единого Лаоса. Тогда же была обнародована первая конституция.
Однако король Лаоса Сисаванг Вонг, который стоял за сохранение над Лаосом французского протектората, опубликовал 10 ноября декларацию, в которой признал конституцию и Временное правительство. Лаос отныне стал называться Патет Лао (страна Лао).
«Освобождение Лаоса», однако, не имело достаточно широкой опоры в массах: его поддерживало лишь городское население. В руководстве движения не было единства. Поэтому вернувшиеся в Индокитай французские колонизаторы легко разгромили силы Патет Лао (21 марта 1946 г. у г. Такек) и вновь захватили страну. Временное правительство и многие руководители «Освобождения Лаоса» эмигрировали в Сиам (Таиланд). Но, восстановив свое господство, колонизаторы не смогли полностью подавить освободительную борьбу народов Лаоса. Во многих районах страны продолжали вести вооруженную партизанскую борьбу укрывшиеся в джунглях участники движения.
Одновременно ширилась борьба крестьян различных горных районов страны против колонизаторов. Все более настойчиво высказывались за единство и независимость Лаоса и те круги, которые ранее были настроены профранцузски. Со всем этим колонизаторы были вынуждены считаться.
27 августа 1946 г. французские власти подписали с королем Сисаванг Вонгом временное соглашение и дополнительные конвенции к нему. Лаос был признан единым королевством с некоторыми правами на самоуправление в рамках Индокитайской федерации и Французского союза. Франция давала согласие на введение в Лаосе конституции, создание парламента и политических партий.
По соглашению, подписанному 17 ноября 1946 г. между Францией и Сиамом, Лаосу были возвращены провинции Саябури и Чампассак, захваченные в 1941 г.
В марте 1947 г. было сформировано правительство Лаоса. 11 мая король обнародовал конституцию, в которой Лаос был объявлен конституционной монархией.
Первые политические партии в Лаосе появились в 1947 г. Независимая партия выражала интересы представителей высшего и среднего чиновничества, военных и коммерсантов, которые были тесно связаны с французскими властями и французским капиталом и полностью поддерживали политику Франции в Лаосе. Несколько иную позицию занимали Демократическая партия и Национальный союз Лаоса, отражавшие интересы мелкой буржуазии, интеллигенции и чиновничества. Хотя эти партии и поддерживали официальный курс королевского правительства, но вместе с тем требовали от него более независимой от Франции политики.
Пытаясь предотвратить нарастание национально-освободительного движения, правительство Франции 19 июля 1949 г. подписало с королем Лаоса соглашение, по которому Лаос был признан независимым «присоединившимся государством», входящим во Французский союз. Однако Франция сохранила за собой исключительное право решать вопросы обороны, внешней политики, внешней торговли и финансов.
Первая половина 50-х годов была отмечена расширением национально-освободительного движения, возглавляемого Народно-революционной партией Лаоса и связанного с освободительной борьбой всех народов Индокитая. В августе 1950 г. на I съезде народных представителей в провинции Самныа был создан Единый фронт освобождения Лаоса, объединивший все патриотические силы страны на общенациональной основе, выработаны программа и устав фронта и избраны Центральный исполнительный комитет и правительство национального сопротивления во главе с принцем Суфанувонгом. Партизанские отряды были объединены в боевые части Патет Лао. В марте 1951 г. Лаос в соответствии с провозглашенной программой стал членом объединенного антиимпериалистического фронта сопротивления стран Индокитая – Вьетнама, Лаоса и Камбоджи.
Испытывая натиск со стороны патриотических сил и стремясь ослабить союз трех индокитайских народов, французское правительство пошло на маневр и 22 октября 1953 г. подписало с королевским правительством Лаоса договор «о дружбе и сотрудничестве», в котором Лаос формально признавался независимым и суверенным государством. Это признание, однако, сопровождалось рядом условий, которые фактически сохраняли экономическую и военную зависимость Лаоса от Франции. В ответ Народно-освободительная армия усилила боевые действия и к началу 1954 г. освободила от колонизаторов зону в 100 тыс. кв. км с населением около 1 млн. человек, в том числе северные провинции Самныа и Пхонгсали, ставшие базой патриотической борьбы.
В результате соглашений, достигнутых на Женевском совещании 1954 г., Лаос впервые получил международное признание как независимое, суверенное государство. С его территории выводились все иностранные войска, предусматривалось политическое урегулирование путем проведения в 1955 г. всеобщих выборов в Национальное собрание страны, создание единых национальных вооруженных сил, недопущение на территории Лаоса иностранных военных баз (временно с целью обучения лаосской армии сохранялись лишь две французские базы с 1,5 тыс. солдат). Лаос обязывался не вступать в военные союзы и не прибегать к иностранной военной помощи сверх потребностей национальной обороны. Части Патет Лао временно отводились в провинции Самныа и Пхонгсали. Женевские соглашения закрепляли независимость Лаоса и закладывали базу для его мирного развития.
Во второй половине 50-х годов усилилась борьба патриотических сил страны с западными правящими кругами, объединявшими высшее и среднее чиновничество, реакционное офицерство, представителей аристократии и торгового капитала и пытавшимися подавить национально-освободительное движение лаосского народа. Правые силы пользовались поддержкой международной реакции, в первую очередь США, которые стремились превратить Лаос в свой военно-стратегический плацдарм в Юго-Восточной Азии, вмешиваясь в его внутренние дела и нарушая Женевские соглашения.
В сентябре 1954 г. состоялась первая встреча премьер-министра Лаоса Суванна Фумы и главы Единого фронта Суфанувонга по вопросу урегулирования политического положения в стране. На этой встрече был назначен срок совместного совещания – октябрь 1954 г. Однако оно было сорвано в результате вмешательства СШАГ оказавших политическое и экономическое давление на правительство Лаоса и вынудивших Суванна Фуму уйти в отставку. Его сменил на посту премьер-министра Катай Дон Сасорит – ставленник США и проводник их политики в Лаосе.
Катай начал наступление на патриотические силы страны, развязав военные действия против боевых частей Патет Лао, преследуя сторонников и бывших участников сопротивления и устранив их в дальнейшем от участия в выборах в Национальное собрание Лаоса. Широкое недовольство его политикой внутри страны вынудило Катая пойти на серию переговоров с руководством Единого фронта, в результате которых в марте 1955 г. были подписаны совместные декларации о прекращении военных действий, которые, однако, непрерывно нарушались правительственными войсками.
Для усиления борьбы с реакцией и укрепления рядов патриотических сил в январе 1956 г. в Самныа был созван II съезд Единого фронта, преобразованного в Патриотический фронт Лаоса, который вновь возглавил Суфанувонг. На съезде была утверждена политическая программа строительства мирного, независимого, демократического и единого Лаоса с участием широких масс трудящихся, интеллигенции, всех демократических сил страны. В соответствии с новой программой ПФЛ активизировал свою работу в массах.
20 марта 1956 г. правительство вновь возглавил Суванна Фума. В конце июля – начале августа состоялась вторая встреча между Суванна Фумой и Суфану-вонгом. В совместном коммюнике признавалась необходимость прекращения военных действий в стране в целях создания благоприятных условий для политического урегулирования и объединения всех граждан Лаоса в единое государство. Сторонники Патриотического фронта и бывшие участники движения сопротивления получали гарантии демократических прав и свобод наравне со всеми гражданами страны. Было также достигнуто соглашение о передаче провинций Самныа и Пхонгсали под верховную власть короля и реорганизации вооруженных сил Патет Лао по образцу королевской армии. В заключительной совместной декларации от 10 августа 1956 г. обе стороны договорились о проведении дополнительных выборов в Национальное собрание и сформировании правительства национального единства с участием представителей Патриотического фронта. В итоге третьей встречи Суванна Фумы и Суфанувонга, 28 декабря 1956 г., было подписано совместное коммюнике о мерах политического урегулирования в стране. В этих целях был разработан новый избирательный закон, по которому к участию в выборах допускались все граждане обоего пола, достигшие 18 лет, а имущественный и возрастной цензы для кандидатов в депутаты были значительно снижены. Новый закон был утвержден Национальным собранием 19 апреля 1957 г. Суванна Фума объявил о сформировании в течение ближайшего месяца правительства национального единства.
Курс Суванна Фумы на политическое урегулирование в стране с участием патриотических сил вызвал сопротивление внутренней и внешней реакции. США пригрозили лаосскому правительству задержкой экономической помощи, которую они начали предоставлять Лаосу с 1955 г. в соответствии с соглашением 1951 г. в размере около 40 млн. долл. в год. Опираясь на реакционные круги Лаоса во главе с Катаем, США вынудили Суванна Фуму подать в отставку. Однако новое правительство опять возглавил Суванна Фума, который возобновил переговоры с Патриотическим фронтом. Они завершились подписанием 2 ноября 1957 г. политических и военных соглашений, получивших название Вьентьянских. Соглашения были одобрены Национальным собранием 12 ноября 1957 г., а 19 ноября было утверждено первое коалиционное правительство, возглавленное Суванна Фумой, с участием двух представителей от ПФЛ: Суфанувонга – министра планирования и городского строительства, Вонгвичита – министра культуры. Провинции Самныа и Пхонгсали в соответствии с Вьентьянскими соглашениями подлежали передаче под управление королевской администрации, а воинские части патриотических сил включались в королевскую армию. Патриотический фронт получил статус легальной партии (ноябрь 1957 г.). 4 мая 1958 г. были проведены всеобщие дополнительные выборы в Национальное собрание, на которых Фронт получил 9 депутатских мандатов из 21. Воссоединение страны означало крупную победу лаосского народа.
Успехи прогрессивных сил Лаоса и мирное политическое урегулирование вызвали новую активизацию и консолидацию реакционных сил в стране, подстрекаемых США. Летом 1958 г. правые силы, получив большинство в Национальном собрании, добились отставки Суванна Фумы и передачи поста премьер-министра Фуи Сананикону, стороннику проамериканской политики, председателю созданной в июне 1958 г. антидемократической партии Объединение народа Лаоса. В это же время был создан так называемый «Комитет защиты национальных интересов», ядро которого также составляли проамерикански настроенные высшие чиновники и офицеры армии.
Правительство Фуи Сананикона, отражавшее интересы сложившегося блока старой феодальной аристократии и нарождавшейся национальной буржуазии, пошло по пути отказа от политики мира и нейтралитета, и срыва Женевских и Вьентьянских соглашений, проводя курс на подчинение страны американскому империализму. В Лаос из США и Таиланда – члена агрессивного блока СЕАТО – стали открыто ввозиться военные материалы, увеличилось число американских военных миссий. В 1958 г. в нарушение Женевских соглашений 1954 г. была достигнута франко-лаосская договоренность о предоставлении лаосской армии возможности использовать американских военных специалистов в счет контингента, разрешенного для Франции по Женевским соглашениям. К середине 1959 г. лаосская армия полностью контролировалась американской военщиной. Ухудшилось экономическое положение Лаоса и одновременно усилилась его зависимость от американской помощи, использовавшейся главным образом на строительство стратегических дорог, аэродромов и оплату импорта продовольствия.
12 мая 1959 г. правительство Фуи Сананикона развязало гражданскую войну в Лаосе, начав военные действия против вооруженных частей Патет Лао, подлежавших включению в королевскую армию, и перешло к открытому террору и репрессиям против демократических элементов в районах Самныа, Пхонгсали, Сиангкхуанг, Луангпрабанг и Кхаммуан. В июне была арестована группа лидеров ПФЛ во главе с Суфанувонгом (большинство из них имели депутатские мандаты). Стремясь завуалировать свое намерение включить Лаос в агрессивный блок СЕАТО и снять с себя вину за развязывание в стране гражданской войны, правительство Фуи Сананикона обратилось в Совет Безопасности ООН с клеветнической жалобой на «агрессию» со стороны ДРВ. Комиссия ООН, работавшая в Лаосе с 15 сентября по 14 ноября 1959 г., признала полную необоснованность этой жалобы. Это не устраивало ни агрессивные круги США, ни правящую верхушку Лаоса в лице «Комитета защиты национальных интересов», настаивавших на более решительных мерах против патриотических сил страны. В декабре 1959 г. комитет совершил военный переворот в Лаосе, поставив у власти своего представителя.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги