Ирина Тушева
Аксиосфера Античности
Вводные замечания
В современном значении термин «аксиология» был впервые употреблён французом П. Лапи, назвавшим так раздел философии, охватывающий все вопросы, касающиеся ценностей. Слово происходит от греческого «άξιος», что в переводе означает «заслуживающий», «стоящий чего-либо», «достойный»1. Прилагательное «αξιόλογος» переводится как «значительный, знаменательный, памятный». Глагол «αξιολογώ» значит «оцениваю». Толковый словарь греческого языка определяет «άξιος» как «способный качественно выполнять», «показавший, что достоин того, что обозначается словом, следующим за данной лексической единицей» (доверия, восхищения и т.д.)2.
В русском языке аксиология определяется как учение о ценностях, в связи с чем возникает необходимость отделить терминологическое использование слова «ценность» от бытового его употребления. Так, Ожегов С.И. определяет значение данной лексической единицы следующим образом: во-первых, «цена», «стоимость»; во-вторых, «важность», «значение». (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка М.: Азбуковник, 1999) Очевидно, что в контексте педагогики нас интересует не материальное, а моральное значение. Можно заметить, что во многих случаях то, что имеет значение, достоинство, ценность, в русском языке более однозначно может быть передано словами «благо» или «значимость».
Аксиосфера Гомера
Европейская культура обращается к аксиологической проблематике, начиная со времён Античности, которая традиционно подразделяется на эпоху античной классики (с шестого по четвёртый век до нашей эры), ранний эллинизм (с третьего по первый век до нашей эры) и (в интерпретации А. Лосева) поздний эллинизм (с первого по пятый век нашей эры)3. В эпических произведениях Гомера можно видеть, какие именно понятия и явления представляются как нечто ценное само по себе, важность чего является самоочевидной истиной. Такими базовыми, не сводимыми к другим, ценностями у Гомера являются: храбрость, воинская доблесть, преданность, мудрость, ум. Будем считать такие базовые, далее не членимые и не сводимые к другим, ценности единицами аксиологии и назовём их аксиомами, продолжая ряд: единица морфологии – морфема, единица фонологии – фонема и так далее. Это тем более обосновано, что изначально слово «аксиома» имело значение «истина, очевидная сама по себе». С другой стороны, термин «аксиома» привычен в том значении, в каком он употребляется в математике – утверждение, истинность которого принимается без доказательства. Если проводить параллель с математикой, то единица аксиологии не тождественна аксиоме в математическом понимании, а является основным понятием, то есть понятием, не определяемым через другие понятия (например, точка). При этом нас особенно интересуют педагогически значимые ценности: либо как свойства личности, воспитание которых является целью педагогического процесса (честность, смелость, благородство и т.д.), либо как понятия, которые должны осознаваться воспитуемым как важные (Родина, жизнь и тому подобное), либо как условие осуществления педагогического процесса. Поэтому здесь мы будем говорить только о педагогически значимых аксиомах, не вторгаясь в математическое значение этого термина.
Система ценностей в понимании Гомера не во всём совпадает с современными представлениями. Нас разделяют не только несколько веков, но и различие общественного строя. То, что для поэта древности военная доблесть достойна похвалы, – совпадает и с нашими представлениями. Но для него и разграбление завоёванных городов, жестокое обращение с побеждёнными является само собой разумеющимся делом, не вызывающим порицания.
Для Гомера на первом плане – воинская доблесть, храбрость, гордость, преданность. Однако и мудрость, разум, рассудительность, знание также ценятся. Античный идеал наглядно передан тем, о какой участи мечтает Гектор для своего сына:
«Зевс и бессмертные боги! о, сотворите, да будет
Сей мой возлюбленный сын, как и я, знаменит среди граждан;
Так же и силою крепок, и в Трое да царствует мощно.
Пусть о нём некогда скажут, из боя идущего видя:
Он и отца превосходит! И пусть он с кровавой корыстью
Входит, врагов сокрушитель, и радует матери сердце!»4
Разумность характерна для эпического героя. Так, про Одиссея говорится, что он отличен «в сонме людей» умом5. О Менелае также говорится, что он значительно, очень разумен. Упоминается и о благоразумии Пенелопы. Отражена в эпическом произведении и явно педагогическая тематика, вопрос воспитания, представление о должном поведения младшего в присутствии старших. Так, Телемах отвечает Афине:
«Но, – отвечал рассудительный сын Одиссеев богине, -
Как подойти мне? Какое скажу я приветствие, Ментор?
Мало ещё в разговорах разумных с людьми я искусен;
Также не знаю, прилично ли младшим расспрашивать старших?»6
Кроме того, Гомер сосредотачивается на описании противостояния разума и импульсивности, воплощённых в образах Гектора и Ахиллеса7.
Таким образом, из творчества Гомера мы можем выделить следующие педагогически значимые аксиомы: разум, знание, мудрость, ум, благоразумие, храбрость, доблесть. Они сохраняют важность и по сей день, в том числе и в воспитательных задачах педагогического процесса.
Аксиосфера Фалеса Милетского
До нас дошли аксиологические представления Фалеса Милетского, известного нам теоремой из школьного курса геометрии. В истории общенаучной мысли его роль состоит в том, что он нанёс удар по традиционному греческому политеизму8. Примерные даты его жизни (точные неизвестны) – 640/624 – 548/545 г.г. до н. э. Высшими ценностями, в его понимании, являются чистое знание, разум, мудрость. Представления Фалеса о том, что является, в его понимании, истинной ценностью, а что – нет, запечатлено в дошедшей до нас истории. Вопрошаемому согражданами, почему он бедный, если такой умный, наблюдения за звёздами однажды показали ему грядущий богатый урожай маслин. Фалес уже зимой поспешил скупить маслодавильни в Милете и на Хиосе: причём, за бесценок, так как большую цену никто не давал. А когда собрали урожай и спрос на них вырос, сдавал в аренду по высокой цене, получив тем самым большую прибыль. Таким образом, он показал, что теоретические знания принести практическую выгоду могут, но ему не это важно. Эту притчу любил повторять Аристотель, подчёркивая, что обогатиться помогло именно теоретическое знание, ведь Фалес предсказал высокий урожай маслин в результате наблюдения за звёздами9. «Лучшее – мера», – утверждал античный мыслитель10.
Можно сказать, что до нашего времени не утратили значения те ценности, которые осознавались таковыми Фалесом Милетским. Это знание, (а именно – научное знание), а также разум. Характерно для его аксиологической системы отсутствие в ней представления о богатстве как о ценности. Мирское богатство у Фалеса не просто не присутствует в перечне того, что важно. Оно блещет отсутствием, его значение определено как нулевое.
Аксиосфера Пифагора
Интересна аксиологическая система Пифагора (570 – 490 г.г. до н.э.). Нам он известен как автор теоремы из школьного курса геометрии. Однако его научные, философские и практические интересы выходили очень далеко за пределы прямоугольного треугольника. В истории он известен не только своей научной, но также и мистической школой. Из этого ясно, что аксиологическая тематика не могла оставить его безучастным. Основными аксиомами его системы ценностей были следующие: знание, благоразумие, дисциплина, умеренность. Известно, что Пифагор был вегетарианцем, из чего очевидно придание им высокого значения ценности жизни, и не только человеческой. Кроме того, он не ел и не считал допустимым топтать бобы. Предание гласит, что даже угроза смерти не вынудила его бежать через бобовое поле. Само по себе такое почитание бобов нам сейчас трудно понять, однако здесь характерна верность принципам даже перед угрозой смерти.
У Пифагора не просто была научная школа в значении множества последователей его взглядов, но и реальная школа в её практическом воплощении. Причём это не были отдельные ученики, а коллектив, связанный не одними лишь общими научными взглядами, но и общим бытом. Пифагор, таким образом, не только передавал своё представление о должном, истинном, правильном, но и контролировал ежедневную жизнь своих учеников. Такое пересечение двух плоскостей (идеального представления и практического воплощения) и давало, по существу, область педагогической аксиологии. Сущность аксиологических представлений передана такими правилами пифагорейцев: «Беги от всякой хитрости. Отсекай огнём или железом: от тела – болезнь, от души – невежество, от утробы – роскошество, от города – смуту, от семьи – ссору; от всего, что есть – неумеренность. Есть три достойные вещи: 1. прекрасное и славное; 2. полезное для жизни; 3. доставляющее наслаждение (не пошлое и обманчивое, но прочное, важное, очищающее»11
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Mandeson Νέο Ελληνορωσικό και Ρωσοελληνικό λεξικό. Διαγορας Εκδοσεις, 2014
2
Portal for the Greek language, http://www.greek-language.gr άξιος
3
Лосев А. Плутарх. Очерк жизни и творчества. М. Художественная литература, 1983, с.12
4
Гомер. Илиада. Пер. с древнегреческого Н. Гнедича – М.: Дюна, 1993 – 432с., стр.110
5
Гомер Одиссея. Пер с древнегреческого В. Жуковского. – М.: Художественная литература, 1986, 270с., стр. 4
6
Гомер Одиссея. Пер с древнегреческого В. Жуковского. – М.: Художественная литература, 1986, 270с., стр. 22
7
Назиров А.Э., Маслиева О.В. О становлении духовной культуры. Сборник трудов III конференции АРСИИ им. Г.Р. Державина, С-Пб, 2006 http://www.kirshin.ru/about/arsii/03_02.html#back11
8
«традиционному греческому политеизму был нанесён смертельный удар в тот самый день, когда Фалес Милетский провозгласил воду источником и первоначалом всего сущего» Рожанский Е.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. – М.: 1979. – с.124
9
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философок. пер. Гаспаров М.Л.; ред. тома А.Ф. Лосев – М.: Мысль, 1986. – с. 61-68
10
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель, М.: Молодая гвардия, 1993, с.9
11
Сигачёв А. А. Пифагор (научно-популярный очерк ) http://www.zpu-journal.ru/
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги