Книга Смыслотерапия: проявление личности - читать онлайн бесплатно, автор Александр Сергеевич Шохов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Смыслотерапия: проявление личности
Смыслотерапия: проявление личности
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Смыслотерапия: проявление личности

Александр Шохов

Смыслотерапия: проявление личности

Введение

Сравним личность с музыкальным инструментом. Можно исполнять на нём прекрасную музыку или извлекать случайные негармоничные звуки, а можно положить инструмент на чердак и не пользоваться им. Проявить “дремлющие” качества человеческой личности и помочь человеку обнаружить способ правильно играть на своём прекрасном музыкальном инструменте – в этом цель смыслотерапии.

Создание метода смыслотерапии во многом вдохновлено книгами, жизнью и деятельностью Виктора Франкла и разработанной им технологией логотерапии. Виктор Франкл – философ и психолог, для которого экзистенциальный анализ (работа со смыслами) является частью разработанного им терапевтического подхода. На содержание книги также оказали влияние творчество и исследования Джеймса Бьюдженталя, Абрахама Маслоу, Карла Роджерса, Грегори Бейтсона, Роберта Дилтса, Стивена Гиллингена, Эдгара Морена, Мишеля Фуко, Нассима Талеба, Брюно Латура, Джона Ло, Владимира Ивановича Аршинова, Якова Иосифовича Свирского, Владимира Григорьевича Буданова, Лидии Николаевны Богатой и многих других авторов.

В данной книге речь идёт о смыслотерапии как о новом направлении философской и психологической помощи психически здоровым людям.

Психически здоровые люди переживают различные экзистенциальные кризисы, связанные с утратой смысла своей деятельности, крахом карьеры, дисгармонией в личных отношениях, неспособностью решать творческие задачи, непониманием смысла своей жизни. Предлагаемый в книге подход основывается на авторской концепции личности. По своему духу смыслотерапия является продолжением и развитием работ и творчества Виктора Франкла и его метода логотерапии.

Книга написана как научно-популярная, поэтому в ней нет аппарата ссылок и списка литературы. Тем не менее, некоторые общегуманитарные, философские и психологические представления разъяснены в книге достаточно подробно.

Описанные в книге человеческие судьбы и истории совершенно реальны, но в личную информацию о клиентах намеренно внесены существенные искажения, что служит исключительно для защиты их персональных данных и неприкосновенности частной жизни.

Эта книга адресована людям, которые психически вполне здоровы, и в то же время испытывают дискомфорт при взаимодействии с многоликой и сложной реальностью. Каждый человек время от времени погружается в периоды неуверенности в себе, в ощущение, что он не на своём месте, что всё идёт не так, как должно идти. Как можно понять природу этих состояний? Стандартный ход мысли таков: с человеком, с его личностью что-то не так, нужно найти причины дискомфорта в его личной истории, в том, как функционирует психика человека, какие внутренние конфликты, тайные устремления и бессознательные импульсы вносят свой вклад в ситуацию, проанализировать, как человек строит отношения с самим собой и с окружающими, как он оценивает реальность. В этом состоит главная идея многих направлений психотерапии. Один из самых распространённых стереотипов состоит в том, что если у психически здорового человека что-то идёт не так в жизни, то это связано с дефектами его личности. Предполагается, что личность сформировалась с искажениями и нарушениями. Отсюда произрастает стремление терапевта проникнуть в отношения с родителями, в детские воспоминания и т.д. Мы считаем, что этот стереотип основан на допущении, которое может во многих случаях оказаться неверным.

В этой книге рассматривается альтернативный ход мысли. Что если причина проблем психически здорового человека вовсе не в нарушении функционирования психики и не в работе психологических механизмов личности? Что если с личностью и с психикой всё в порядке, а дело в том, что человек не умеет правильно пользоваться своей личностью и самим собой?

Для пояснения этой идеи целесообразно использовать аналогию. Представьте себе музыкальный инструмент, например, скрипку. Он красив и целостен сам по себе, поскольку он таким создан. Но чтобы на нём была исполнена прекрасная мелодия, чтобы проявились все его особенности и заложенные в нём качества, к нему должен прикоснуться мастер-исполнитель. Иными словами, можно отдельно рассматривать природу музыкального инструмента (то, как он сделан) и так же отдельно анализировать качество звука, музыку, которая на нём исполняется, мастерство исполнителя, талант композитора. Конечно, мы судим о качестве музыкального инструмента по его проявлению (по издаваемым им звукам). Но проявления инструмента (музыка) зависят также и от того, кто, что и как именно играет на данном музыкальном инструменте.

Допустите, что Ваша личность красива и совершенна как музыкальный инструмент, но она не проявляется как совершенная из-за того, что мастерство исполнителей, воздействующих на этот тонкий и изящный инструмент, не так уж и высоко. В числе этих “исполнителей” ведущая роль принадлежит сознанию, интеллекту, самоосознанию (Я-центру), окружающему человека сообществу, общему информационному фону, который преобладает в городе, стране, мире и т.д. Все эти “исполнители” воздействуют на тончайший музыкальный инструмент личности, и они могут создавать какофонию, а то и вообще расстроить музыкальный инструмент, сломать его, или пользоваться им дилетантски. В итоге множество совершенных инструментов не могут выпустить из себя ту красивую и гениальную музыку, которая потенциально в них скрыта, не могут проявить себя в реальности. Можно предположить, что в этом состоит важнейший и наиболее распространённый экзистенциальный кризис современного человека.

Относясь к здоровым людям как к здоровым, мы можем говорить о стратегии правильного использования своей личности, своих талантов, своих характерных особенностей, о том, чтобы действовать и двигаться к целям, – и тогда жизнь этих людей будет подобна прекрасной музыкальной композиции, которая сыграна на уникальном индивидуальном инструменте – их собственной личности.

Когда эта идея посетила мой разум, она показалась необычайно интересной. И я начал использовать её в философских беседах с разными людьми. Оказалось, что сознательный отказ от поиска психологических нарушений в психике и сознании здоровых людей, открывает потрясающе интересные возможности в построении личных целей и стратегий. Мы начали говорить с людьми не о том, что не так в них, не уходили в прошлое и в травматические воспоминания, а говорили о том, как использовать ситуацию “здесь и сейчас” (и себя самого в ней в качестве одного из ресурсов) для достижения целей, для удовлетворения своих интересов, для наполнения своей жизни новыми смыслами. Так начал формироваться подход, который мы назвали “смыслотерапия”.

Вполне может быть, читатель, что Ваша личность является таким же совершенным музыкальным инструментом, которым ни Вы, ни окружающие Вас люди не могут пользоваться достаточно умело и искусно, поэтому процесс Вашей жизни мало напоминает парящую красивую мелодию. Но это поправимо, если правильно построить в Вашем сознании сеть смысловых связей.

Разумеется, если Вы психически нездоровы, то Вам необходимо пройти лекарственную терапию с помощью своего психиатра и, возможно, других специалистов (они помогут Вам починить и реставрировать Ваш прекрасный инструмент), и только затем приступать к смыслотерапии. Смыслотерапия будет полезна Вам, поскольку Вам нужно научиться правильно использовать весь потенциал Вашей личности в текущих ситуациях Вашей жизни, – только в этом случае Вы станете источником реальности и перестанете быть жертвой обстоятельств.

О читателях этой книги

Читатели книги – это люди, которые чувствуют, что с ними всё в порядке, их личность гармонична, целостна и сильна, но в жизни далеко не всё складывается так, как им хочется, они получают меньше, чем заслуживают, они не чувствуют себя самореализованными, свободными и счастливыми, но хотят чувствовать себя такими.

Какой результат может дать чтение этой книги?

1. Истории реальных людей, рассказанные в этой книге, покажут Вам, какими могут быть варианты экзистенциальных кризисов, и какие выходы из них в принципе возможны. Есть небольшой шанс, что Вы найдёте историю, которая похожа на Вашу, но не стоит на это рассчитывать: каждый из нас уникален, и часто, если Вы думаете, что некая история похожа на Вашу, при ближайшем рассмотрении обнаруживаются существенные различия.

2. Вы начнёте понимать фундаментальную причину, по которой Вы не достигаете важных жизненных целей, чувствуете себя несчастным и ненужным. У Вас появится шанс найти ключ к Вашей личности, и проявить её качества. Может быть, Вы поймёте, что проблема не в Вас, не в Вашем детстве, не в Ваших воспоминаниях, а в том, как Вы сами пользуетесь своей личностью, и как ею пользуются окружающие.

3. Ваше сознание и Ваш интеллект обучатся правильно “играть” на музыкальном инструменте Вашей личности, строя Вашу жизнь по принципам музыкальной гармонии, совершенства и красоты.

4. У Вас откроются огромные возможности для экспериментов над собой, для раскрытия потенциала личности, который был спрятан, скрыт под гнётом повседневной рутины, которой Вы заменили свою реальную жизнь.

5. Есть шанс, что благодаря чтению этой книги Вы сможете гармонизировать свои отношения с близкими, родными, друзьями, коллегами.

Что такое личность?

Термин "личность" толкуется по-разному в каждом психологическом учении. Более того, этот термин приобретает особые оттенки смысла в текстах каждого исследователя. Общепринятого определения термина “личность” не существует и, с философской точки зрения, не может существовать, точно так же как не может существовать общепринятого определения терминов “сознание”, “понимание”, “мышление” и даже таких как “общество”, “культура”, “экономика”, “финансы”, “управление” и многих других. Перечисленные понятия не могут получить однозначного и общепринятого определения вовсе не из-за того, что учёные не могут договориться друг с другом. Причина этого явления более фундаментальна. Можно сказать, что способ бытия (лучше использовать словосочетание “модус бытия”) перечисленных выше сущностей отличается от модуса бытия, например, кирпича или ракушки. Кирпич и ракушка – предметы, к которым мы можем притронуться, в существовании которых мало кто будет сомневаться. А вот таких вещественных предметов как личность, сознание, общество, или экономика нет. Понимаете? Нет в мире такой вещи, на которую мы можем указать и сказать: “вот это экономика”, “вот это общество”, “вот это культура”, “вот это личность”. В то же время нельзя же сказать, что экономики, общества, культуры или личности не существует. Они, конечно же существуют, но совершенно иначе, чем кирпич или ракушка, у них другой модус бытия, они существуют как исследовательские конструкты, как концепции, как теоретически описанные денотаты терминов. Их модус бытия как бы находится между реальностью и сознанием, они являются результатом специфической сборки, которую осуществляет каждый исследователь. Можно сказать, что эти понятия собираются каждым учёным с учётом того, какую именно мысль он хочет донести.

Учёный как бы собирает содержание каждого ключевого понятия заново, и часто привносит в это содержание нюансы, которых не было у его коллег и предшественников. Термин “личность” можно рассматривать как такую своеобразную сборку, как исследовательский конструкт. Используя одно и то же слово “личность”, учёные наполняют его совершенно разным содержанием, тем самым подсвечивая разные смыслы. После того, как учёные вводят своё собственное понимание какого-либо термина, оно может либо быть принятым научным сообществом, и тогда другие учёные начнут его использовать в том же значении, либо каждый учёный обогатит этот термин новыми оттенками содержания, тем самым развивая уже сложившееся понятие, производя его новую пересборку.

То, что термин “личность” является исследовательским конструктом, вовсе не означает, что личности как таковой не существует или что личность не является чем-то реальным. Очевидно, что термин “личность” имеет такой же модус бытия, как термины “общество” и “культура”: нет такой вещи, на которую можно указать и сказать: “Это личность”. Личность существует как никогда не останавливающаяся пересборка аспектов, проекций, ипостасей, ролей, характеристик, проявлений непрерывно становящейся целостности человека.

В этой книге личность сравнивается с музыкальным инструментом. А то, насколько хорошо и какие именно музыкальные произведения на нём исполняются – это проявления личности, которые во многом зависят от того, кто и как пользуется этим инструментом, – от сознания человека, а также от других людей, от условий жизни и от факторов, которые могут воздействовать на личность.

Поскольку этот музыкальный инструмент непрерывно находится в состоянии пересборки, некоторые его характеристики выдвигаются на первый план, некоторые тонут в глубине, и только от того, кто играет, зависит, какие именно качества проявятся в следующий момент.

Понять особенности данного Вам природой, воспитанием и обучением музыкального инструмента (личности) можно, отвечая на правильно сформулированные вопросы. Лучше, если Вашим собеседником и человеком, задающим вопросы, будет философ или психолог, получивший квалификацию смыслотерапевта.

Эта книга не заменит Вам общение со смыслотерапевтом, но продемонстрирует некоторые возможности, которые содержит в себе метод смыслотерапии. Кроме того, чтение книги поможет Вам подготовиться к встрече со смыслотерапевтом, если Вы решите овладеть мастерством игры на своём прекрасном музыкальном инструменте.

Было бы хорошо, если бы Вы прямо сейчас описали главные качества Вашей личности, которые Вы в настоящий момент воспринимаете как важные, и зафиксировали имеющийся разрыв между ожиданиями и реальностью, который характеризует Вашу жизнь, – иными словами, сформулировали, что именно раздражает Вас, делает Вас неудовлетворённым своей жизнью, создаёт основания для недовольства собой. Этот разрыв – огромная ценность для старта трансформации, поскольку он является своеобразным топливом для внутренней мотивации к изменениям. Возьмите лист бумаги (а лучше блокнот, тетрадь или создайте новый файл в текстовом редакторе, они Вам ещё понадобятся в процессе чтения) и начните записывать ответы.

Вопросы, ждущие Вашего ответа:

● 

Каковы наиболее яркие качества Вашей личности? Какие из этих ярких качеств активны, а какие неактивны в настоящее время?

Насколько Вы самореализованы в Вашей деятельности?

● 

Готовы ли Вы сформулировать важные жизненные цели на ближайший год, на пять лет, на десять лет? Если не готовы, то что, по Вашему мнению, мешает Вам это сделать?

● 

Каковы Ваши таланты и способности? Что получается у Вас лучше всего? К чему лежит Ваша душа? Какие виды деятельности доставляют Вам удовольствие? Какие из перечисленных талантов и способностей могут, по Вашему мнению, привести Вас к успешному достижению

Ваших важных жизненных целей?

● 

Что мешает сейчас и что может помешать в будущем достижению Ваших важных жизненных целей? Как устранить эти помехи и препятствия или сделать их незначительными?

Отвечая себе на эти вопросы, Вы можете столкнуться с множеством трудностей. Записывайте их в тот же блокнот (тот же файл), в котором накапливаются Ваши ответы. Этот блокнот (файл) станет Вашим смысловым дневником.

Самоописание и сознание: настройка терминов

Что люди обычно отвечают на вопрос: “Кто Вы такой?”. Некоторые называют своё имя, некоторые свою профессию, некоторые – должность или звание. Французский философ Габриэль Марсель, описывая свои ощущения при заполнении анкетных данных в различных бюрократических формулярах, писал: “мне кажется невозможным, заполняя эти формуляры, не испытывать ощущения глубокой абсурдности”. Когда человек сообщает нечто о себе, он как бы одновременно и является тем, о ком он говорит, и не является. Это тонкое замечание Габриэля Марселя свидетельствует о том, что человек, отвечая на вопросы о себе, не является полностью цельным: одна ипостась человека смотрит на его другую ипостась и сообщает то, чем является наблюдаемая ипостась, но при этом ничего не сообщает о себе (наблюдающей). Когда Вы отвечаете на вопрос о том, каковы качества Вашей личности, Вы оказываетесь в похожем положении.

Когда Вы говорите о себе “Я – это я!”, каким образом работает Ваше сознание? Кто и о ком это говорит? А кто может сказать что-либо о говорящем? Чтобы не запутаться в парадоксах, можно принять гипотезу о том, что в Вашем сознании есть особая целостность, “Я-центр”. Главная задача, которую решает Я-центр, состоит в самоосознании, то есть именно благодаря ему Вы осознаёте себя как индивид, отличаете себя от других людей и в каждой ситуации проводите границу между Вашей внутренней и внешней средой. Я-центр также ответственен за понимание, способность соотнести новое с уже известным, осуществить тонкую работу с содержанием и выделить главные смыслы, ему принадлежит право решать, что является правдой, а что нет, чему можно верить, а в чём следует усомниться. Стоит отметить, что “Я-центр” – это термин, описывающий модус бытия некоей целостности, для которой, как и для личности, в материальном мире нет денотата. В то же время каждый из нас со всей определённостью осознаёт, что он существует, что есть граница “Я – не я”, есть элементы мировоззрения, которые приемлемы или неприемлемы. Субъективно я-центр может ощущаться как существующий и хорошо функционирующий составной компонент сознания.

Современная наука не может дать ответ на вопрос о том, как именно осуществляется самоосознание, как происходит понимание содержания и смысла сообщений, ситуаций, событий. Однако это никак не мешает человеку ежедневно пользоваться своим сознанием и связанными с ним способностями.

Сознание можно представить как субъективное внутреннее пространство, в котором возникают те или иные мысли, образы, ощущения, слова, звуки, цвета. Они могут извлекаться из памяти, быть продуктами деятельности ума или возникают в результате взаимодействия с реальностью и как следствие коммуникации с другими людьми.

Где же во всём этом внутреннем театре сознания находится Ваша личность? Безусловно, она связана с Вашим Я-центром, постоянно взаимодействует с ним. Именно основываясь на качествах Вашей личности Я-центр принимает решения о том, что реально, что иллюзорно, что важно, что неважно, что угрожает Вам, что помогает. Ваш Я-центр (постоянно активный, самоотражающий себя агент сознания), можно сказать, является главным исполнителем мелодии на музыкальном инструменте Вашей личности. Именно Ваша личность определяет, какие воспоминания активирует Ваш Я-центр, какие способности и таланты задействует, какие факторы сочтёт позитивными, а какие – негативными в текущей ситуации. Личность – это множество взаимосвязанных друг с другом качеств, в буквальном смысле являющихся источником Вашей уникальности.

О каких же уникальных качествах Вашей личности можно говорить? Это не имя, не профессия, не должность, не национальность, не партийная принадлежность. Это что-то более глубинное и одновременно более простое.

Личность устроена как сеть, в которой между хранящимися в памяти знаниями, воспоминаниями о событиях, правилами деятельности и правилами принятия решений, навыками, умениями, способностями и талантами установлено множество разнообразных ассоциативных связей, и каждая из этих связей актуализируется в ситуациях определённого типа, при этом классификация ситуаций хранится, развивается и осуществляется в этой же самой сети. Вполне можно предположить, что сетевое устройство личности каким-либо образом соотносится с нейронной сетью головного мозга, однако личность не является источником активности, напротив, она выполняет роль своеобразного притягивающего центра, с которым начинают взаимодействовать все способные на это акторы. К этим акторам можно отнести Я-центр, органы чувств, ум, память, воображение, творческие импульсы, переживание разнообразного субъективного опыта. Личность, рассмотренная как сеть, строится (а при необходимости пересобирается, перестраивается), с одной стороны Я-центром, с другой стороны умом, которые подают на входы этой сети определённые импульсы, а также обрабатывают и интерпретируют исходящие из сети личности сигналы, формируя тем самым многочисленные контуры обратной связи.

Всё что в принципе можно сказать о сети личности, будет лишь неполным отображением имеющихся внутри неё ассоциативных связей и условий их активации. Один из способов говорить о своей личности последовательно (но всегда неполно) состоит в том, чтобы рассмотреть её с позиции собственного Я-центра.

Для того, чтобы Ваш Я-центр начал рассматривать Вашу личность и в контакте с ней обнаруживать потенциалы, необходимо ввести Я-центр в особое состояние, которое может быть названо экзистенциальной рефлексией. Далее показано, как и за счёт чего восхождение в состояние экзистенциальной рефлексии происходит в беседах со смыслотерапевтом.

Ниже Вы можете прочесть множество примеров работы смыслотерапевта, некоторые из которых могут оказаться Вам близки. Впрочем, не забывайте, что уникальность человека не является уникальным качеством, – каждый уникален, поэтому не торопитесь отождествлять себя с героями приведённых далее историй даже если Вы увидите сюжеты, похожие на те, что разворачиваются в Вашей жизни.

Клиент

Z

. 38 лет. Что-то идёт не так, хотя внешне всё суперуспешно

Клиент Z, мужчина в возрасте 38 лет, совершенно не понимал самого себя. Он с ранней юности хотел стать обеспеченным человеком, и сейчас он мог себя таким назвать. Не богатым, а именно обеспеченным. Можно сказать, классическим представителем среднего класса. Он хотел работать в крупной международной компании на руководящей должности, – и вот, пожалуйста, уже пятый год он директор по развитию очень крупной фирмы, филиал которой распложен в Москве, а штаб-квартира находится в Швейцарии. Он хотел купить дом в Подмосковье и квартиру в Москве, – и всё получилось: в квартире он уже живёт, а в доме идут интерьерные работы. Уже два года он женат, у него красивая 25-тилетняя жена, которая год назад родила ему очаровательных мальчиков-близняшек. Клиент Z получил от жизни всё, чего хотел. И в то же время чувствовал, что его жизнь идёт совершенно не так, как могла бы идти.

Клиент Z: – До того, как прийти к Вам, я был у четырёх разных психологов. У гипнотерапевта, у гештальт-психолога, у психоаналитика и у психолога, который занимается телесной терапией. Все они помогли мне, но эффект был недолгим.

Смыслотерапевт: – Что помогло лучше всего?

Клиент Z: – Гипнотерапия. Эффект продолжался два месяца.

Смыслотерапевт: – А потом?

Клиент Z: – Стало ещё хуже. Честно признаюсь, я подумываю о бегстве или самоубийстве. Листаю вакансии типа “обходчик острова с западной стороны”, “переворачиватель пингвинов”, “экскурсовод на Гоа”…

Смыслотерапевт: – Вы явно недоговариваете что-то. Где-то в Вашей жизни потерялись смыслы. Нужно понять, какие смыслы потерялись. При внешнем благополучии Вы можете чувствовать себя несчастным только из-за какой-то глубокой, экзистенциальной причины.

Клиент Z: – Я это понимаю. Может быть, мне самому страшно признаться в этом, но, возможно, я не хочу вести ту жизнь, какую веду сейчас.

Смыслотерапевт: – То есть, если бы у Вас была такая возможность, Вы бы ничего из своей сегодняшней жизни не взяли в новую?

Клиент Z: – Ничего бы не взял.

Клиент Z сказал эти слова тихо, потом посмотрел на смыслотерапевта, словно ожидал от него осуждения.

Смыслотерапевт: – Продолжайте.

Клиент Z: – Я всегда служил компании, своим родителям, сейчас служу своей семье, я пренебрегал своими собственными интересами. Делал то, что нужно сделать, то, что от меня ожидали окружающие, важные для меня люди. Я не жил своей жизнью. Я не могу сказать, что в этом не было радости и счастья. Эти моменты были. Я был счастлив, когда мы поженились, когда Катя родила близняшек и осталась жива. Это было счастье, но оно не было полным. Оно было как бы дежурным, ожидаемым, не захватывающим…

Клиент Z надолго замолчал.

Смыслотерапевт: – Вы говорили, что живёте с ощущением абсолютной катастрофы, хотя внешне всё в Вашей жизни складывается просто замечательно.

Клиент Z: – Да, так и есть. Уже боле трёх лет ощущение глубокой личной катастрофы не покидает меня. Женитьба два года назад была своеобразным экспериментом, попыткой договориться с самим собой и со своими внутренними демонами. Я не понимал причину постоянно нарастающего ощущения личной катастрофы и предположил, что всё дело было именно в моём внутреннем одиночестве. Если женюсь, думал я, и это ощущение ослабнет или исчезнет, значит, я на верном пути.