Валентина Новикова, Лидия Тихонова
Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. Игровые занятия с детьми в детском саду и начальной школе. Методическое пособие
От авторов
Часто от школьных педагогов можно услышать упреки в адрес родителей: «У вашего ребенка леность ума». Ленивый ум. Что это такое? По словам В. Даля, «лень – это отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью». Значит, леность ума – отсутствие подвижности мысли, нежелание «пошевелить, поработать мозгами» – мешает человеку быть умным, сообразительным, догадливым, смекалистым, находчивым, проницательным. Но все эти качества умного человека редко рождаются вместе с ребенком, они приходят, как правило, если родители и воспитатели заботливо развивают их в процессе роста и развития. То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Мы что-то понимаем, о чем-то догадываемся, но это не формирует нашу культуру – физическую, умственную, которая лежит в основе культуры познания, общечеловеческой (познавательной) культуры в целом. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.
Формирование культуры ума является залогом успешного обучения в школе. Неслучайно в школе введен специальный курс информатики, который предоставляет учащимся следующие возможности:
– получить представления об источниках информации, способах поиска;
– приобрести опыт получения информации из различных источников;
– анализировать и оценивать полученную информацию, используя различные схемы;
– переводить информацию в личные знания, использовать ее в своей деятельности, для принятия самостоятельных решений.
Знаково-символическая деятельность – необходимое условие высокого уровня развития мышления ребенка 5–7 лет. Обновление образовательных программ нового поколения ориентирует нас на расширение информационного поля, направленного на личность ребенка, его развитие. В дошкольных учреждениях и начальной школе успешно используются такие виды получения информации, как знаки, слова, изображения, иллюстрации, аудио– и видеозаписи. Детей учат пользоваться источниками получения информации: книгой, журналом, радио, телевидением, телефоном; предлагают справочники, энциклопедии различных областей знаний. Компьютеры, к сожалению, есть далеко не в каждом дошкольном учреждении. Однако во многих школах курс информатики включает компьютерные программы, и дети испытывают значительные трудности в восприятии и усвоении курса из-за кратковременной подготовки.
Познакомившись с программой информатики для первого класса начальной школы, вы удивитесь тому, как много времени тратится на изучение того, что дети должны знать еще до школы. Мы имеем в виду представления о цвете, форме, размере, признаках, составе предмета, ориентировочные понятия. А вот такие разделы, как «Множество и его элементы», «Графы» и другие, требуют актуализации этих тем в педагогической практике, но только в разумных пределах, прежде всего как пропедевтика к восприятию этих понятий детьми в школе.
В поиске новых образовательных средств, обеспечивающих преемственность и системность в образовании и развитии детей, не следует забывать о старых. Среди них большую ценность представляет всем известная мозаика – специальные наборы геометрических фигур. Это достаточно яркий, красочный полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребенка.
Мозаика – это не только ритмический рисунок, чередование цвета и формы, уложенных в узор, хаотично разнообразные геометрические фигуры, но и создание своеобразной абстрактной композиции, где геометрические фигуры непроизвольно объединяются с помощью детского воображения в детали отдельных предметов, цветовых пятен, широких зигзагообразных линий, выполненных на плате. Платой может служить плотный картон, ограниченный определенным размером в зависимости от изображаемой модели, например, 20–29 см.
Знакомя детей с геометрической мозаикой, желательно дать им представление о том, что мозаика – одна из разновидностей монументальной живописи. В мозаике создаются изображения из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней, глушеного стекла, керамики, дерева и других материалов. Существует два типа мозаичных произведений: составленные из малых кубиков смальты или камни (античная, так называемая римская мозаика) и получаемые из тонких пластов разноцветного мрамора и яшмы (так называемая флорентийская мозаика). Мозаика с античных времен применяется для украшения стен, полов, храмов.
Уже первые занятия с использованием геометрической мозаики в учебно-воспитательном процессе, апробированные в ГОУ № 1078 Восточного округа и в ГОУ № 1755 Западного округа, показали его удивительную возможность развивать у детей такую систему анализа и переработки знаний, которая сохранит свою эффективность и в последующих возрастах, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса, развития творческого мышления и других психических процессов, столь необходимых для восприятия информационных технологий.
Предлагаем вам использовать в работе с детьми специально разработанное наглядно-дидактическое пособие: Новикова В. П., Тихонова Л. И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. Раздаточный материал. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Развивающие возможности геометрической мозаикиДля воспитателей детского сада геометрическая мозаика является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и решений.
Геометрическая мозаика способствует решению задач всестороннего развития, воспитания, образования в:
• развитии речи;
• математике;
• конструировании;
• компьютерных играх;
• рисовании;
• элементарных историко-географических представлениях;
• экологическом воспитании;
• ознакомлении с окружающим.
Геометрическая мозаика является незаменимым средством в коррекционной работе с детьми психолога детского сада, так как оказывает влияние на все аспекты развития личности ребенка.
Мозаика в умелых руках педагога – воспитательное средство, которое помогает объединить усилия детского сада и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка.
Примерные конспекты занятий
Разноцветные шарики
Цель. Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее – короче, разные по длине), раскладывать правой рукой слева – направо.
Материал. Плата или карточка, на которой с левой стороны расположены два кружка один под другим (точка отсчета); 5 квадратов одного и 4 квадрата другого цвета (на каждого ребенка).
ОписаниеПедагог предлагает детям разложить по кучкам: в одну положить желтые, в другую зеленые. Уточняет количество квадратов в каждой группе.
Предлагает детям: «Когда на улице холодно все утепляют горло, завязывают шарфы. Давайте сделаем шарфики. Положите желтые квадраты в ряд. У вас получился шарф, покажите рукой длину шарфа. (Дети пальчиком проводят по квадратам.) Под желтым сделайте зеленый шарф. Покажите его длину».
Вопросы
– Какой шарф длиннее желтый или зеленый?
– Какой шарф короче зеленый или желтый?
– Покажите с помощью рук длину длинного шарфа. (Дети разводят руки в стороны.)
– Какую длину шарфа показываете?
– А теперь покажите длину короткого шарфа.
– Кому нужен длинный шарф взрослому или ребенку? Кому подойдет короткий шарф?
Ключевые слова. Длиннее, короче.
Столбики
Цель. Учить детей сравнивать два предмета по высоте, обозначить словами результат сравнения (выше – ниже), упражнять в ориентировке в пространстве.
Материал. Плата или карточка; 4 синих и 5 красных квадратов (на каждого ребенка).
ОписаниеНа подносе лежат синие и красные квадраты.
Воспитатель спрашивает у детей: «Какие фигуры лежат на столе? Сколько их?»
Предлагает детям выложить из квадратов внизу карточки столбик красного цвета, а рядом – столбик синего цвета.
Вопросы
– Сколько столбиков?
– Какого цвета столбики выше, ниже?
– С какой стороны высокий столбик, слева или справа?
– С какой стороны низкий столбик, справа или слева?
Можно предложить детям поиграть в игру «Что выше?»
Например: «Трава низкая. Что выше? (Куст.) Куст низкий, что выше? (Дерево.) И так далее.
Ключевые слова. Выше – ниже, справа, слева.
Светофор
Цель. Учить детей ориентироваться в пространстве, используя слова: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «над», «под», «между». Закреплять названия цветов: красный, желтый, зеленый.
Материал. Плата; круги красного, желтого, зеленого цветов (на каждого ребенка).
ОписаниеВоспитатель предлагает детям левой рукой придерживать карточку, а правой выложить детали по словесной инструкции: «Положите красный круг. Под ним положите желтый круг, а под ним зеленый круг. Отгадайте, что я загадала?»
Дети отвечают: «Светофор.»
Вопросы
– Какого цвета глазок сверху?
– Внизу какого цвета глазок?
– Желтый глазок где расположен? Между какими цветами?
– Красный глазок где? А зеленый? Сделайте так, чтобы красный глазок был слева. Что надо сделать, чтобы он там был? (Повернуть.) Руками перекладывать кружки нельзя.
– Сделайте так, чтобы красный круг был внизу.
– Желтый круг где?
Ключевые слова. Слева, справа, внизу.
Гномики
Цель. Учить детей устанавливать равенство – неравенство между двумя группами предметов, пользоваться словами: «столько – сколько», «поровну», «одинаковое»; классифицировать предметы по форме.
Материал. Плата; 5 кругов и 5 равнобедренных треугольников (на каждого ребенка).
ОписаниеВопросы и задания
– Какой формы фигуры на подносе?
– Сколько кругов? Сколько треугольников? (Много.)
Положите круги в ряд. Это головы гномиков. А треугольники (показывает) их колпачки. Наденьте на каждую голову колпачок.
– Сколько получилось гномиков? (Много.)
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги