Книга Шахматная логоритмика. Для дошкольных учреждений - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Ратушный
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Шахматная логоритмика. Для дошкольных учреждений
Шахматная логоритмика. Для дошкольных учреждений
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Шахматная логоритмика. Для дошкольных учреждений

Шахматная логоритмика

Для дошкольных учреждений


Алексей Ратушный

© Алексей Ратушный, 2020


ISBN 978-5-4498-1970-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ШАХМАТНАЯ ЛОГОРИТМИКА. Раскроем содержание терминов

Общие принципы построения Шахматной Логоритмики в дошкольном учреждении – раскрываем содержание терминов.

Цикличность

Образовательный процесс протекает циклично. Каждый цикл имеет собственную амплитуду развития. Мы различаем несколько основных циклов: годичный, сезонный, состязательный. В дошкольном учреждении можно выделить четыре годичных цикла: для трехлеток, для четырехлеток, для пятилеток и для шестилеток. Сезонных цикла четыре: осенне-зимний (подготовка к Новому году), зимний (подготовка к 8-е Марта), весенний (подготовка к выпуску) и летний (для тех, кто не поехал с родителями).

Цикличность позволяет поддерживать преемственность и традиции, создает рабочую атмосферу в дошкольном учреждении, она ясна для родителей и сотрудников и понятна окружающим и проверяющим. Годичный цикл – это общая стратегия движения ребёнка в проекте в течение учебного года.

Сезонный цикл – это общая стратегия движения ребёнка в проекте в течение сезона.

Ритмичность

У каждого из нас бьётся сердце. Нет ничего страшнее, чем нарушения ритма сердцебиений. Нет ничего страшнее для нормального движения ребенка, чем аритмия его занятий в тех или иных областях развития. Ритм – основа нормального развития и созревания. Ритм – основа формирования личности.

Поэтому правильный выбор ритма – одна из основных задач современной педагогики. Избираемый ритм занятий должен быть адекватен растущему организму и его реальным а не «теоретическим» потребностям.

Поэтому огромное значение педагог преподающий шахматы в детском саду обязан уделять подготовке воспитателей, которые необходимым образом включаются в процесс «замены» занятий в случаях разнообразных «карантинов» и заболеваний ребёнка.

Бичом ритма являются неритмичные наезды разнообразных театров в дошкольное учреждение, многообразные мероприятия самых разных уровней, учебные пожарные и иные тревоги.

Учению о построении ритмичности циклов мы посвящаем большое число своих собственных исследований. Это большая, сложная разветвлённая наука, но при соответствующей систематической проработке этих вопросов с родителями, воспитателями и администрацией дошкольного учреждения – капля камень точит! – постепенно удается выработать достаточно устойчиво функционирующую ритмологически обеспеченную систему.

Последовательность

Одна из больших ошибок начинающих шахматных педагогов, работающих с дошкольниками – невольная подмена понятий «внешняя последовательность» и «необходимая последовательность». Последовательность, как принцип заключается в неуклонном последовательном проведении всех остальных принципов в жизнь, а не во внешнем следовании внешне заданной но методологически абсолютно не обеспеченной, я бы сказал «мнимой», «последовательности» типа: ладья, слон, конь, пешка и т. д.

Ребенок дошкольного возраста – это «тело инкогнито».

Нам он абсолютно неведом.

В силу генетических, геоморфологических, геомагнитных, вирусологических и географических особенностей каждый конкретный организм развивается абсолютно индивидуально. Органы и органеллы созревают с разным ритмом, головной мозг конфигурируется совершенно различными и в большей части неизвестными нам путями. Мы можем предполагать всё что угодно и теоретизировать как угодно, но достижение глубокого понимания личности растущего малыша – задача нетривиальная и в большинстве случаев недостижимая. Задача педагога здесь стандартная: тщательное продуманно организованное наблюдение и мягкая и мягчайшая коррекция в самых крайних случаях. У ребенка достаточно мощно влияющих на него обстоятельств и личностей кроме нас. Он приходит к нам на занятия с целью постижения некоторых базовых основ одного из универсумов внешнего мира. Не надо ставить перед собой недостижимых и нереальных задач.

Принцип «Не повреди!» здесь как и во всей нормальной педагогике – ведущий. Впереди у малыша огромная прекрасная чудесная фантастическая волшебная жизнь. Вы – путник, случайно встретившийся ему на пути.

Помогите ему выбрать хорошую гальку на берегу океана, помогите ему увидеть как прекрасны некоторые детали на горизонте, пожелайте ему здоровья и счастья, похвалите его за удачное движение и отправьте дальше. Будьте лучиком добра в его сердце, станьте добрым словом в его памяти.

Предъявление ребенку разнообразных продуманных красивых последовательностей, последовательное проведение его через систему ритуалов, обрядов, традиций, последовательное формирование у него набора базовых категорий высшего порядка дисциплинирующих его собственное мышление – наисложнейшая и наиответственнейшая задача и один из ведущих принципов в нашей повседневной работе.

Разнообразность

В процессе занятий мы должны сформировать у ребенка три базовых универсальных понятия:

Ход

Фигура

Поле

К сожалению большинство авторов не только не прорабатывают этот аппарат категорий, но и сами недостаточно тщательно вникают в его ценностное и логическое содержание.

Нам спешить некуда!

Лучше совсем ничего, чем что-то плохо или недоработано.

Микеланджело сформулировал это так: «Мастер обязан являться миру в совершенных своих творениях».

Каждое из формируемых понятий мы предъявляем ребенку максимально разнообразно.

Мы не только показываем ему «клеточку» доски, но мы демонстрируем ему целый набор представлений этой самой клеточки. Это и клеточка на полу, и по ней он бегает, ползает, прыгает, скачет, попадает в неё, замирает на ней. Он видит её и горизонтальной и вертикальной и на экране и на разнообразных досках и рисунках. Он слышит её многочисленные «названия»: «домик», «полянка», «квадратик», «пятнышко», «клеточка», «клетка», «огородик», «поле». Он тысячи и десятки тысяч раз проговаривает и пропевает эти слова. Он употребляет их активно и вполне «осмысленно».

Поле как фрагмент плоско структурированного двумерного пространства – это абстракция наивысшего из доступных мышлению малыша ряда.

Его мышление начинает понемногу оперировать с этим «включением», играть с этим «почти понятием». Ему предстоит очень долгий путь к постижению игры комплексов полей. Ему предстоит увидеть миллионы абстрактных изображений на своём внутреннем «мониторе» прежде чем он сможет осознанно пожертвовать ферзя за спёртый мат королю партнёра где-нибудь на аш семь. Нам некуда спешить! Каждое предъявление «поля» должно быть тщательно продуманно и вербально надёжно обеспечено.

Всё то же самое можно повторить и о двух других категориях, подлежащих базовому усвоению в детском саду. Разнообразие предъявлений, использование всех доступных нам возможностей превращает процесс постижения в радостный, волшебный, приятный, воодушевляющий, заразительный, комфортный. Задействованы и глаза, и уши, и обоняние ребенка, и всё предъявляемое должно быть красивым, прекрасным, гармоничным. Таков в общем виде этот принцип.

Разносторонность

Топика Аристотеля построена на рассматривании объектов внешнего мира с разных сторон. Разносторонность – это принцип рассмотрения и представления ребенку шахматных искусств с различных сторон. И не в последнюю очередь со сторон внешних человеческих восприятий.

Вот человек улыбается: а чему это он улыбнулся?

Вот человек задумался: а над чем это он задумался?

В указанном смысле разнообразные мультипликационные представления шахмат позволяют увидеть и «фигурки» с разных сторон. И как эстетические объекты, и как носителей сил и энергии, и как своеобразные экономические инструменты.

Для разносторонности необходима такая обстановка, которая позволяет ребенку не только видеть объекты «со стороны», но и «вращать их», воздействовать на них, проникать в них, представлять себя таким объектом как бы изнутри.

Ребенок в игре проживает десятки тысяч различных ролей и представляет себя то королём, то пешкой, то сказочным героем.

Поэтому технология обеспечения разносторонности, разнообразия, разночтения – это одна из важнейших составляющих всего процесса организации первоначального знакомства и базового постижения ребёнком мира шахмат.

Всеохватность

Сочетание принципов разнообразия и разносторонности позволяет выйти на последовательное проведение принципа всеохватности. Ребенок в какой-то момент поднимаясь по этой горе ощущений и представлений наконец может как бы разом охватить всю картину шахматного мира. Он схватывает его весь одним взором и воспринимает как нечто огромное и прекрасное.

Нельзя объять необъятное, но увидеть земной шар разом издали всё-таки можно.

Да, многие детали тогда теряются, но общее представление формируется достаточно чётко.

И только это всеохватное видение подводит ребенка к Целостному восприятию приобретаемого представления.

Целостность

Фигура, ход и поле представляются ребёнку целостно, в одном акте движения. Ребёнок танцует перемещаясь с поля на поле и в этот момент он сам и фигура и её «ход».

Ребёнок перемещает фигурку с поля на поле на шахматной доске.

Ни в один момент от не «изучает» отдельно шахматную клеточку, шахматную фигурку и шахматный ход. Все три элемента присутствуют в его игре и в его восприятиях игры одномоментно.

Последовательность

Ребенок последовательно проводится через ряд состояний игры. При этом движение осуществляется от простого к сложному, от однофигурной игры к многофигурной. Каждая следующая микроигра сложнее предыдущей.

Педагог строго соблюдает порядок увеличения числа фигур, числа полей и числа ходов.

При этом в каждой микроигре ставятся последовательно возникающие цели.

Например сначала ставится цель на достижение определенной позиции или на «съедание» одной конкретной фигуры.

Сначала ставится цель простого окружения короля. И только потом задание усложняется.

Логическая ясность

Ни в один момент перед ребенком не ставятся неясные, сложные, проблемные вопросы и позиции. Напротив, каждая микроигра содержит в себе абсолютно ясную цель, совершенно понятную логику достижения цели.

Логическая законченность

Каждая микроигра доводится до логического конца. Никаких «развилок» итога, никаких «неясных» окончаний. Лисичка либо съедает всех курочек, либо одна из них прорывается в домик и спасает тем самым всех остальных.


Краткость в словах (вербальная лаконичность)


Никаких «многостраничных» разглагольствований. Каждая микроигра содержит законченный исчерпывающий внутренний словарь комментариев.

Основа занятия – логическая формула подлежащая безусловному усвоению ребенком.

Отметим, что многословием грешат и многие мультфильмы и многие «обучающие» программы. Классика «жанра» – «Динозаврики».

Обратим внимание на действительную классику. При демонстрации дебютной схемы №1 мы произносим четко делая ходы:

«Пешка! Конь! Слон! Рокировка!»

Ни одного лишнего слова или движения!

Невербальность

Большинство идей транслируется детям невербально (бессловесно!).

Демонстрируем движение ладьи – перемещаем её по вертикали. По горизонтали. Всё! Ни одного лишнего слова или даже звука!

Следует иметь ввиду также эмоциональный фон демонстраций.

Дети остро ощущают не слова, а именно эмоцию, а в словах – интонацию!

Интонационное и эмоциональное обеспечение контакта с ребёнком – важнейшая составляющая успеха.

Конкретная абстрактность

Ни в один момент мы не должны забывать, что игра с шахматным материалом – это игра мышления с абстракциями самого верхнего уровня.

Ребёнку еще только предстоит на этот уровень вскарабкаться.

И при этом не поскользнуться, не упасть и не получить травму.

Здесь ведущей является великая Гегелевская формула: всеобщее познаётся в единичном через особенное.

Ход – это всеобщая универсалия играющего мышления.

Перемещение фигурки с клеточки на клеточку доски по определённой траектории – это единичное.

Конкретизация фигурки и траектории есть предъявление особенного.

Ни в один момент мы не позволяем себе «философствовать» перед ребёнком.

Истина конкретна!

– Лисичка хочет скушать курочку. Вот как она подкрадывается сзади!

Мы демонстрируем ход ладьи.

Мы демонстрируем эффективную стратегию подрыва базы пешечной цепи.

Но для ребенка мы формируем конкретный текст, в котором отсутствуют невербально формируемые понятия.

Словами мы опираемся на уже доступное мышлению малыша и демонстрируем то, что превращает внешние слова в конкретное и вполне усвояемое действие. Слов малыш повторить быть может и не сумеет, а вот действие он повторяет уверенно.

Жёсткость логических формул

В работе с ребёнком дошкольного возраста необходима чудовищная проработка текстов. Не только ни одного лишнего слова, но и капитальный подбор максимально эффективных слов и порядка их предъявления.

Всё чем мы располагаем – это одной – максимум – двумя минутами внимания малыша на старте. Малейший «расслабон» и ребёнок улетел в свои мысли и переживания. Чем ярче и жестче логическая формула и процедура её предъявления, тем быстрее и успешнее малыш сможет повторить задание.

Успех вызывает в нём положительную эмоцию и он готов повторять успешное действие много-много раз!

Якорность позиций

Один из труднейших к освоению принципов.

Ребёнок не прощает ошибок.

Он просто ещё не умеет терпеть и прощать.

Поэтому каждую достигнутую с ним успешно позицию необходимо закрепить особым знаком (словом, жестом, движением) – «якорем».

Якорь не является опорным сигналом.

Опорным сигналом является как раз конструкция из демонстрирующего жеста (движения) и элемента логической формулы.

А якорь – это внешний по отношению к опорному сигналу знак, который позволяет ребенку быстро восстановить утраченную было позицию.

Например переходя к изучению базовых дебютных схем я не забываю с чувством и придыханием повторять: «Ай-яй-яй! Мы же совсем забыли!»

Или, приступая к теме малых игр я восклицаю: «Ой-ёй-ёй! Какие мы маленькие!» Так вот: «Ай-яй-яй!» и «Ой-ёй-ёй!» – якоря!

Якоря – отдельная большая тема в наших практиках и к ней мы попробуем успеть вернуться ещё до того, как.

Постижимость

Одна из больших проблем – вести ребенка на грани постижимости.

Если предъявленная ему игра им не постижима – её следует заменять на более простую и понятную. Это (как и последующее) вполне корреспондирует с идеей «зоны ближайшего развития».

Достижимость

Цель изучаемой игры должна быть посильна и вполне достижима ребёнком.

Постановка перед малышом недостижимой цели – одна из больших стратегических ошибок педагога.

Предельная структурированность

Доска поделена на клеточки. Но и весь предлагаемый ребенку материал должен быть глубочайшим образом структурирован и «разложен по полочкам». В одно занятие – максимум – три единицы новой информации.

Позитивная составляющая процесса заключается в том, чтобы эмоциональная радостная составляющая превалировала надо всем остальным.

Поэтому каждый микроэлемент превращается в микроигру в которой ребенок в предельной онтологии занятий обязательно должен стать победителем.

Многократная повторимость

Чувства, которые испытывает играющий ребенок, достигающий поставленной цели являются величайшей самоценностью. И ребенок стремится испытать постигшую его радость достижения вновь и вновь.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги