Книга Искусство Леонардо ДиКаприо. Этюд в светлых тонах - читать онлайн бесплатно, автор Ксения Мира
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Искусство Леонардо ДиКаприо. Этюд в светлых тонах
Искусство Леонардо ДиКаприо. Этюд в светлых тонах
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Искусство Леонардо ДиКаприо. Этюд в светлых тонах

Ксения Мира

Искусство Леонардо ДиКаприо. Этюд в светлых тонах

Моей маме посвящается


«Человек рождается, чтобы сделать этот мир лучше»

Ксения Мира

Предисловие


Уотсон читал газету, когда Шерлок Холмс вошел в гостиную.

– Вы помните, какое число сегодня, доктор? – Шерлок Холмс лучился внутренней энергией.

– Прекрасно помню, Холмс, – полагая, что друг шутит над ним, ледяным тоном сказал доктор, лишь на минуту подняв глаза и снова уткнувшись в страницу серого листа.

– Вы точно помните, Какое сегодня число? – не унимался Холмс.

На этот раз Уотсон резко сложил газету и вынужденно ответил:

– Одиннадцатое Ноября.

Холмс улыбнулся и приподнял брови, выжидающе посмотрев на доктора.

– Ну, я не знаю, – сдался вконец растерянный Уотсон, моргая глазами.

Холмс вздохнул и мягко сказал:

– Сегодня День Рождения Известного актера, Дело о котором мы с Вами исследовали. Давайте вспомним.


И я помню время и место, когда ко мне по вдохновению пришла идея написания Книги об Искусстве Леонардо ДиКаприо.

Был будний августовский день. Я шла и рассуждала о том, что я должна сделать, перечисляя в уме идеи о написании поэмы, научно-фантастического романа и сценария к эстетическому триллеру, и мысли сами собой перешли в область театра и кинематографа.

Вспомнились «Записки покойника» («Театральный роман») Михаила Булгакова. «О да, он был не только лично знаком со Станиславским, но и работал с ним», – подумала я, шлепая босоножками по тротуарной плитке. В романе писатель своей целью поставил критику великого мэтра театра, но не завершил работу. По одной из версий, Михаил Афанасьевич решил оставить критику уважаемого и притом знакомого ему человека, и роман Вы, уважаемый читатель, можете найти в том виде, в каком он находится в библиотеке.

Так вот, мысли мои автоматически переключились на творчество Леонардо ДиКаприо. А почему? Дело в искусстве воплощения. В отличие от других актеров, он не играет, а живет. Термин «играть» явно не о его мастерстве, и я отучила себя от употребления этой фразы в отношении исполнения роли актером. Искусство Леонардо ДиКаприо является своеобразным феноменом. Поэтому я решила, что напишу книгу о творчестве актера в исследовательских целях.

Это не биографическое произведение о личности актера. Это труд о его творчестве, Искусстве, написанный в смешанном литературном стиле – Книга представляет собой художественное произведение с элементами исследования.

Художественный стиль воплощен в детективной истории, сопровождающей исследование Искусства Леонардо ДиКаприо, «Деле об Известном актере», которое в альтернативной реальности расследуют Шерлок Холмс и доктор Уотсон, то есть, которое исследую я. Открою секрет. Это не совсем альтернативная реальность, а комбинация воспоминаний реальных событий в момент написания мной исследования и вымышленных миниатюрных рассказов.

Вторая, связанная с первой, составляющая литературного стиля произведения представлена исследованием Искусства Леонардо ДиКаприо, актерского мастерства и средств актерской выразительности с использованием научных методов.

В своей работе я использовала общие и специальные научные методы, такие как наблюдение, сравнение, анализ, методы науки психологии, применяемый в судебной экспертизе метод установления психологических признаков достоверности по видеозаписи, методы габитоскопии, учения об облике человека в рамках раздела криминалистической техники науки криминалистики (почерк юриста).

Используемые методы повлияли на лексику и стиль изложения материала. Мимика и движения описаны достаточно физиологично, прямо, и, надеюсь, объективно.

Из объектов исследования в моем распоряжении были только фильмы с участием Леонардо ДиКаприо, а средства исследования – мои интеллектуальные способности.

Композиция произведения рамочная, «рассказ в рассказе». Как художественное произведение, Книга содержит предисловие и послесловие, и одновременно, как исследование, – введение и заключение. Таким образом, это научно-художественный стиль, если можно так выразиться.

Сроки написания Книги краткие, от идеи до события – сентябрь – 11 ноября 2017 года, к ее редактированию я приступила лишь в 2019 году.


Итак, дамы и господа, леди и джентльмены! Я постараюсь настроиться на нужную частоту, проникнуть в психологические тонкости личности актера и его героев, и – приятного погружения!


С уважением к Вам,

Ксения Мира.


Глава I. Введение в методологию исследования актерского мастерства.

Феноменология духа Леонардо ДиКаприо


«Из информации он строил

И явь материй созидал…»

(из стихотворения «Интеграция» Ксении Миры)


По словам режиссера Джеймса Кэмерона, Леонардо ДиКаприо для него своеобразный дух. Дух, способный погружаться в такие глубины эфира, что ни одному батискафу не достигнуть отметок, оставленных им там, на недосягаемой глубине, как не доберется космический корабль в отдаленные уголки Вселенной, если можно так говорить о бесконечном пространстве и вечном времени. Как здесь не вспомнить «Волшебную гору» Томаса Манна! Чувствую себя этаким Гансом Касторпом, когда он уединялся в безмолвии природы или в четырех стенах комнаты и «правил». Мыслил, то есть, анализировал.

Вот и первый метод, который я применила, относится к общенаучным методам – это анализ. Любитель творчества сэра Артура Конан Дойла и юрист по образованию, автор, как и литературный герой Шерлок Холмс, сидит сейчас в кресле и «правит».

Дух. Да, наша душа на физическом уровне – это энергия, а энергия – один из носителей информации (колечко дыма из Холмсовской трубки устремилось к потолку. Смеркалось). Это моя сфера исследования. Какую мы информацию вкладываем в нашу душу-энергию, то и получает Вселенная. Здесь же сделаю лирическое отступление о чисто мужском желании Леонардо ДиКаприо «оставить след в истории». Прошу поверить мне, как исследователю информационных технологий, что каждый человек – в частности, и живое существо – в целом, оставляют информационный след в эфире вне зависимости от того, насколько далеко они продвинулись в пути жизни. Но вот сохранить этот информационный след и передать его важно. Еще раз повторюсь, энергия – один из носителей информации. Поэтому комета под названием «Леонардо ДиКаприо» имеет бесконечный энергетический трек, оставляемый за собой.

Поднимаясь на следующий уровень абстрагирования, представим, что, одержимый созданным образом, в хорошем смысле этого слова, Леонардо ДиКаприо из материи превращается в энергию. Его искусство – это феномен, который будут исследовать.

В прошлые века материализация, то есть превращение энергии в материю (transformation of energy in the material thing) была предметом исследований. Этот процесс волновал всех членов научных сообществ, собраний и клубов так же, как и популярные в те времена спиритические сеансы.

А вот превращение материи в энергию и информацию (transformation of material thing in the energy and information), дематериализация, то есть диаметрально противоположный материализации процесс, – не что иное, как «переход в дух», инспирация (от англ. «вдохновение», inspiration, transformation «in spirit») – это и есть воплощение, «вдохновение» жизни в образ. Применимо к искусству Леонардо ДиКаприо, именно приемом инспирации владеет актер.

Итак, вдохновившись (в соответствии с нашим определением – «перейдя в дух»), Леонардо творит. И, поверьте мне, не существует определения в психологии и других науках для тех сложных процессов, которые происходят на уровне нейронов, психосоматики не только у актера – у каждого человека, их попросту невозможно детерминировать. Исследование тела производилось людьми давно, а исследовать душу не удавалось никому. Только там, наверху, откуда мы все пришли, такие талантливые и одаренные (улыбаюсь). И отчасти самому носителю души (серьезно).

Таким образом, мы перешли к вопросу о терминологии, используемой в рамках исследования творчества Леонардо ДиКаприо. Данная терминология может быть также применена в процессе преподавания актерского мастерства.

Только часть терминов я взяла из науки психологии, актерского мастерства, ораторского искусства. Остальные термины определены мной с использованием древнего языка медиков и юристов – вечной латыни. Терминологический словарь актерского мастерства приведен в конце книги (далее – Терминологический словарь).

Для исследования я разработала систему категорий анализа актерского мастерства Леонардо ДиКаприо (см. Приложения «Архив Шерлока Холмса»), определив основные средства актерской выразительности, как точки опоры в исследовании (см. Терминологический словарь).

Таким образом, мной выделены десять основных категорий, к которым относятся:

«Эссенция образа героя»,

«Чувства»,

«Эмоции»,

«Невербальные средства актерской выразительности»,

«Вербальные средства актерской выразительности»,

«Взаимодействие с другими актерами-героями»,

«Взаимодействие с предметами»,

«Рефлексия»,

«Эволюция образа героя»

«Кульминация развития образа героя»,

и определила составляющие актерского мастерства, к которым помимо animadverto – подготовки актера к роли (здесь и далее см. Терминологический словарь), относятся:

средства актерской выразительности,

приемы воплощения,

мимические миниатюры,

как известные, каноны, так и «собственные», разработанные актером или присущие ему, приемы и миниатюры (см. Терминологический словарь).

Приемами воплощения являются комбинации различных средств актерской выразительности, используемых актером для достижения воплощения в образе героя. Мимические миниатюры представляют собой совокупность устойчивых, лаконичных мимических движений актера для непроизвольного или намеренного выражения эмоций и чувств героя (см. Терминологический словарь).

Об объекте и предмете исследования. Объектом исследования являлись кинематографические картины с участием Леонардо ДиКаприо, а предметом исследования – актерское мастерство, которое исследовано в соответствии с разработанной системой категорий анализа средств актерской выразительности.

Как автор, я позволила себе некоторые ограничения (но не дозволения), составив на свой вкус список фильмов для анализа. А так как фильмография велика, приношу свои извинения.

Фактически, я выбрала те фильмы, содержание которых представляет для меня научный и духовный интерес и одновременно дарит интеллектуальное и эстетическое наслаждение. Исключением является безусловный киношедевр «Титаник», который, так сказать, неприкосновенен для меня, и я намеренно не стала его анализировать, позволив себе просто насладиться просмотром. От этого анализ не стал неполным, так как о таланте человека, его мастерстве и искусстве может говорить и одно произведение, и даже часть его.

Таким образом, в число фильмов как объектов анализа вошли кинокартины:

«Жизнь этого парня»,

«Что гложет Гилберта Грэйпа»,

«Дневник баскетболиста»,

«Человек в железной маске»,

«Банды Нью-Йорка»,

«Кровавый алмаз»,

«Поймай меня, если сможешь»,

«Пляж»,

«Отступники»,

«Авиатор»,

«Великий Гэтсби»,

«Пробы».

В ходе просмотра фильма я начинала анализ с категории «эссенция образа героя», воплощаемого Леонардо ДиКаприо, сколько лет было актеру в данной картине и сколько лет по легенде герою, кем является главный герой, какова история его жизни, из чего и каким образом сложилась личность героя.

В образе героя существенна подготовка актера к роли, но специально я не искала информацию об animadverto Леонардо ДиКаприо, равно как и о его биографии, так как данную информацию Вы сами можете найти в других источниках, в которых может быть и правда и ложь. А кинематографические картины объективны, и между ними и мной нет информационной стены. И, повторюсь, что целью написания Книги является не анализ самих фильмов, а исследование применяемых актером средств актерской выразительности, приемов воплощения и мимических миниатюр по фильмам с его участием.

От категории «эссенция образа героя» я переходила к анализу исполнения актером роли по категориям «эмоции», «чувства», «невербальные средства актерской выразительности» (движения, мимика, взгляд), «вербальные средства выразительности» (речь), «взаимодействие с другими актерами-героями», «взаимодействие с предметами» и другим категориям.

Эмоции и чувства – две самостоятельные категории анализа актерского мастерства. Эмоции представляют собой чувственную сознательно-психологическую реакцию человека на внешний раздражитель или внутренний психологический либо физиологический процесс, а также отражение чувств. Чувства – вызванное объективными внешними, физическими факторами (чувство холода) и (или) субъективными внутренними, психическими (чувство гордости, любовь) и физиологическими (чувство голода) процессами, сформированное, осознанное отражение восприятия человеком данных факторов и процессов, например, в виде отношения человека к другому человеку, предмету либо явлению, а также отношения человека к себе. Таким образом, эмоции и чувства сравнимы как суждение и умозаключение. Эмоции переживаются открыто в форме их выражения, от стадии восприятия до стадии наступления реакции. Выражение же чувств зависит от воли человека, и может быть открытым либо скрытым.

Затем анализировались невербальные и вербальные средства актерской выразительности, эволюция и кульминация развития образа героя. Эти и другие категории составили содержание актерского мастерства, которое является предметом данного исследования. Актерское мастерство – это и то, что находится в рамках кинематографической картины, доступно зрителю, и то, что является высшей ступенью развития творчества актера.

Таблица категорий анализа актерского мастерства Леонардо ДиКаприо представлена в конце книги (см. Приложения «Архив Шерлока Холмса»).

Таким образом, по результатам исследования в данной Книге изложен анализ актерского мастерства Леонардо ДиКаприо, а также средств актерской выразительности в фильмах различных периодов жизнедеятельности актера. Анализ является комплексным и учитывающим совокупность основных средств актерской выразительности.

Результатом исследования стала концепция анализа актерского мастерства на примере исследования искусства Леонардо ДиКаприо, система категорий данного анализа и средств актерской выразительности, а также специальная терминология.

Методы исследования. В ходе исследования применялись общенаучные методы наблюдения, описания, сравнения, анализа. Из специальных методов я применяла методы науки криминалистики и ее учения об облике человека, методы психологии и судебной экспертизы. Самопознание как метод познания я тоже применяла в исследовании. Использовались мной и ненаучные методы. Мой метод инспирации – перехода на уровень сознания другого человека – я использовала, когда мысленно ставила себя на место актера и на место его персонажа одновременно. «Став ими», я познавала существо действия, средства актерской выразительности и актерского мастерства в кинематографической картине. Как в известном высказывании «хочешь быть счастливым – стань им» – хочешь познать актерское мастерство, стань актером.

В заключение подчеркиваю, что произведение является художественным с элементами исследования. Надеюсь, Вы найдете для себя тот литературный стиль, который Вам интересен. Приятного Вам чтения! Воплощение совершается…


– Вы спите, Уотсон?! – Шерлок Холмс стоял у изголовья дивана перед спящим доктором. Уотсон резко открыл глаза и сел.

–Уже нет, Холмс, а что случилось?

– Вставайте, нас с Вами ждет Дело об Известном актере. – Холмс открыл книжный шкаф, и на письменном столе материализовалась башня из книг, тетрадей и блокнотов.

– У нас же нет информации! – потирая глаза, Уотсон смотрел, как детектив-консультант достает документы из своего Архива.

– Мы должны завершить это дело, – Холмс тонко улыбался, его глаза блестели, как тогда, когда он был близок к раскрытию загадки, – Поднимайтесь, пора открыть Архив.


И мы открываем Архив – фильмографию Леонардо ДиКаприо.


Глава II. «Жизнь этого парня»





Из числа фильмов с участием Леонардо ДиКаприо я особо отмечаю для себя фильмы «Жизнь этого парня» и «Что гложет Гилберта Грэйпа».

Анализ актерского мастерства Леонардо ДиКаприо в фильме «Жизнь этого парня» («This Boy's Life») 1993 года, одного из первых фильмов с его участием, дает ключ к пониманию актерского мастерства в других фильмах. Например, это мимика, взгляд, движения, которые в разговорном языке называют словом «фирменные». Для удобства обозначения понятия я назвала индивидуальные средства актерской выразительности «собственными», то есть присущими только Леонардо ДиКаприо. Индивидуальная мимика актера сохранилась во всех фильмах, а степень выражения эмоций и чувств со временем менялась.

Перед чтением рекомендую Вам ознакомиться с Таблицей категорий анализа актерского мастерства в Приложениях «Архив Шерлока Холмса» и Терминологическим словарем актерского мастерства в конце книги. Вы предупреждены, значит, вооружены. И я перехожу на разработанный мной язык категорий анализа актерского мастерства.

Я проанализировала перикулум (здесь и далее см. Терминологический словарь актерского мастерства) актера в фильме «Жизнь этого парня».

Начнем с категории «эссенция образа героя» и актера. На момент съемок кинематографической картины актеру 19 лет, он исполняет роль подростка, а также в будущем – юношу младше своего возраста. Это существенно. Представьте себе, что Вы сформировались как взрослый человек, а Вам необходимо вернуться назад, снова ходить раскованной подростковой походкой, бегать, импульсивно реагировать на замечания окружающих, смеяться и плакать, драться, кричать, другими словами, быть живым, не скованным узами социальной действительности, эмоциональным, познающим и входящим во вкус этой жизни ребенком.

Ставший «модным» среди ученых термин рефлексия, является философской категорией, и его применение, по моему мнению, должно иметь меру. Тем не менее, термин применим к процессу познания и отражения действительности главным героем. Сначала герой Леонардо ДиКаприо подражает матери, затем – отчиму. И только потом он становится устойчивой к атакам реальной действительности личностью. Но до этого кульминационного момента главный герой подражает. В рамках психологии разработан прием расположения к себе собеседника, необходимо перенять все: манеры, позу, мимику, жесты. В биологии это называется мимикрия. Подражание свойственно и подростку. Актер об этом знает, либо по собственному опыту, либо интуитивно. Тем не менее, в продолжение кинематографической картины происходит взросление главного героя. В конце фильма главный герой становится ответственным, самостоятельным, решительным, сильным молодым человеком. В фильме высокая степень рефлексии героя, которая выражается как в общем – в развитии и переживании, взрослении, так и в частном – в эмоциях, чувствах, поступках.

Эволюция образа главного героя происходит в течение фильма, точнее, Леонардо ДиКаприо заставляет образ героя эволюционировать. Живой и заглядывающий в глаза матери подросток становится юношей с серьезным взглядом с прямым вызовом, берущим на себя ответственность за принятые решения. Ради счастья матери, главный герой с ясными глазами, твердым взглядом и улыбкой человека, верящего в лучшее, согласился на тяжелую для подростка работу (сцена диалога Двайта и главного героя, когда первый озвучивает условия и спрашивает, согласен ли «этот парень» на всю перечисленную работу). И все это воплотил Леонардо. Вы спросите, как? Каким образом? Точнее, с помощью каких средств выразительности и приемов. Для этого я проанализировала исполнение Леонардо ДиКаприо роли героя фильма в соответствии со всеми другими категориями анализа актерского мастерства.

Эмоции и чувства. Во многих фильмах Леонардо ДиКаприо выражает на экране свои эмоции и чувства aperte (см. Терминологический словарь). Вспомните кинематографические произведения «Титаник», «Ромео + Джульетта». На экране Леонардо ДиКаприо, подвижный, чувствующий, с жизненной энергией, транслируемой через образ главного героя, – Воплощение образа Жизни. Тем не менее, Жизни, «ходящей вокруг» Смерти. «Скорпионы всегда балансируют на грани жизни и смерти», – говорит педагог и психолог, моя мама. И действительно, практически в каждой кинокартине Леонардо ДиКаприо постоянно в крови, в некоторых фильмах, например, в фильмах «Что гложет Гилберта Грэйпа», «Дневник баскетболиста» израненного, измученного актера носят на руках. Жизнь на экране тяжелая. Что уж говорить о реальной Жизни.

В момент переживаний главный герой, подросток, хочет заплакать, но сдерживает себя, дыхание глубокое, учащенное, наблюдается покраснение кожных покровов, актер часто перебирает пальцами – у детей, подростков хорошо развита моторика, но часто неконтролируема в отличие от взрослых людей.

Эмоции и чувства быстро отражаются на главном герое, стремительно развиваются и бурно выражаются. Когда приходит осознание того, что его оппонент обманул его либо совершил несправедливый поступок, глаза актера сужаются, брови сдвигаются, внешние края бровей приподнимаются кверху, между бровей пролегает вертикальная мимическая морщина, вена на лбу вздувается, подбородок заостряется, голова приподнимается, взгляд становится прямым, немигающим. Актер прищуривает один глаз больше другого и смотрит как бы сбоку, начинает подходить ближе к оппоненту, слегка повернув лицо в сторону – смешанное чувство обманутого, подозревающего, обвиняющего человека. Чистое чувство укора без злобы, вызов, готовность к схватке.

Невербальные средства актерской выразительности. Движения подростка, импульсивно порывистые или намеренно медленные, наклон головы вниз, надутые губы, прямой взгляд исподлобья, руки часто держит за спиной. Когда молчит, совершает движения руками. Повышенная подростковая активность. В движении – быстрота, спортивность. «Собственный» прием – упругий бросок хищника с грацией пантеры при атаке на противника, соперника, обидчика, внезапность нападения и «эффект неожиданности», совершение отвлекающего маневра, как в фильме «Дневник баскетболиста», где в сцене драки баскетболистов двух команд возле кафе герой Леонардо ДиКаприо внезапно бросает мяч в лицо одному из персонажей фильма. Движения резкие. Взгляд подвижный. В других фильмах Леонардо ДиКаприо держит паузу, выдерживает взгляд. Играя подростка, актер не задерживает взгляд на взрослых людях, не смотрит им в глаза долго. Ребенок чувствует себя менее защищенным перед взрослым человеком. Но со сверстниками – он на равных. Подростковая психология лидерства.

Речь размеренная, иногда быстрая и эмоциональная, иногда медленная, меняется при смене настроения у подростка.

Мимика. Здесь изобилие «собственных» приемов, мимических миниатюр (см. Терминологический словарь). Например, приподнятые брови, улыбка с опущенными уголками рта, пожимание плечами, легкий наклон головы – «элементарно, Уотсон!», «удивляюсь вашей несообразительности» – говорит образ Леонардо ДиКаприо.

Собственным приемом Леонардо ДиКаприо также является своеобразный «бросок взгляда» из-под бровей с легкой, умной и тонкой улыбкой. Например, когда герой Леонардо ДиКаприо смущен или виноват, актер опускает глаза, и тут же исподтишка дерзко поглядывает на собеседника, как бы говоря «я не могу быть виноватым».

«Собственный», фирменный прием Леонардо ДиКаприо – «кивок вверх» – означает: 1) «ты как? в порядке?» – когда спрашивает взглядом у другого человека, все ли нормально, 2) «что тебе нужно?» – когда бросает вызов сопернику, противнику.

Леонардо ДиКаприо использует два похожих приема – комбинация мимики, взгляда, движений и речи – это «завладение вниманием собеседника» и «убеждение собеседника». Когда Леонардо ДиКаприо в исполняемой им роли героя фильма старается завладеть вниманием собеседника, актер смотрит, не моргая, прямо в глаза, в разговоре взгляд Леонардо ДиКаприо устремлен снизу вверх, газа широко раскрыты, не моргают, голова слегка откинута назад, подбородок приподнят, часто кивает головой. Во время убеждения собеседника – прием «думай, как я» – Леонардо ДиКаприо близко придвигается к тому, кому он хочет внушить свою идею, берет собеседника двумя руками за плечи, смотрит, не моргая, прямо в глаза, но в отличие от приема «завладение вниманием», смотрит сверху вниз как главный в отношениях, кивает головой в подтверждение своих слов, переводит взгляд с одного глаза собеседника на другой.

Еще один прием, мимическая миниатюра, когда Леонардо ДиКаприо критикует кого-либо в роли: глаза сужаются, он слегка прищуривает один глаз больше другого, смотрит на противника сбоку, губы складываются в презрительную улыбку «отвращение» маски театра Но.