Книга Картины из сухих цветов - читать онлайн бесплатно, автор Виктор Григорьевич Стецюк
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Картины из сухих цветов
Картины из сухих цветов
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Картины из сухих цветов

Моим дорогим помощникам – жене Гале, сыну Максиму и дочке Оксане посвящаю



Книга посвящена удивительному ремеслу, ставшему самостоятельным разделом в современном прикладном искусстве, – флористике. В ней даны практические советы по технике создания различных композиций из засушенных цветов, листьев и других растительных материалов. Предназначена как для начинающих флористов, независимо от их возраста, так и для преподавателей флористики в школах, лицеях, гимназиях, воспитателей детских садов, а также для самостоятельных занятий флористикой.


От автора

В проходящих реформах во всех сферах жизни большая роль отводится эстетическому воспитанию. Одним из действенных средств является искусство флористики. Растения и цветы и созданные из них художественные композиции вызывают у людей восхищение и радостные эмоции, желание самим из природного материала создавать красоту. За последние годы в различных изданиях печатались работы отдельных художников-флористов, во многих городах России успешно проходят выставки их произведений. Ширится сеть кружков, где любители прекрасного могут знакомиться с этим искусством.

Трудно переоценить значение приобщения к творчеству детей и подростков для их эстетического и экологического воспитания. Занятия флористикой воспитывают художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, рождают желание оберегать и сохранять ее.

Книга призвана оказать помощь в овладении искусством флористики, познакомить читателей с навыками, которые будут полезны в их практической деятельности.

Композиции, показанные на цветных репродукциях, выполнены автором самостоятельно. В основном использован как природный материал Подмосковья, так и растения из других стран.


Глава 1

Понятие о флористике и ее видах

Слово «флористика» происходит от имени древнеримской богини цветов, весны и юности – Флоры. Интересные пейзажи, натюрморты, портреты, сложные композиции из комбинаций цветов, листьев, трав, соломы и других материалов живой природы любовно и с большим мастерством могут быть созданы без кисти и красок и как бы в новом виде продолжают новую, вторую жизнь.

Флористика соединяет в себе элементы профессионального искусства и индивидуального творчества. Композиции, создаваемые флористами, классифицируются как традиционные виды и жанры изобразительного искусства: живопись, графика, натюрморт, пейзаж, портрет. Флористы опираются на законы и опыт, существующие в изобразительном искусстве. Они нередко копируют живописные и графические произведения, художественные фотографии, открытки. Необычная фактура применяемых материалов, своеобразная техника исполнения позволяют создавать оригинальные произведения. Как любое искусство, флористика также имеет свои секреты.

Это увлечение известно еще со времен А. С. Пушкина.



Флористика психотерапевтически, целительно воздействует на душу человека. Занятие флористикой открывает новые возможности перед теми, кто перегружен заботами, неприятностями, отключиться от житейских тягот, проникая в мир чисто духовных радостей, использовать природную интуицию, защититься от шумного напора современности.

Зачинатель нового вида изобразительного искусства – москвичка 3. А. Мамонтова.

Прекрасная художница считала, что «истинный флоризм» – это прежде всего работа с цветами, то есть живопись с помощью растений. Зинаида Алексеевна неутомимо искала свои краски и формы повсюду и всегда. Вся ее комната была наполнена цветами, листьями, мхом, ветками, корой, лепестками. Особенно любила она использовать для работы тронутую тленом опавшую листву, сорняки, расцвеченные осенью причудливыми красками, белоснежную болотную пушицу. В своих находках она открывала изысканную красоту и своим искусством давала им поистине вторую жизнь.

3. А. Мамонтова нашла способ и разработала технологию засушивания растений с сохранением их естественной окраски и формы. Позже у нее появилось много учеников и последователей. В 1961 году при Московском городском обществе охраны природы была организована секция художников-флористов, а затем такие же секции возникли и в других городах страны.

В последние годы значительно усложнилась техника выполнения работ флористами. Разнообразие растительного мира позволяет создавать как декоративные композиции и панно из цветов и листьев, так и натюрморты, пейзажи, портреты, изображения архитектурных памятников, животных и птиц.

Произведения флористов пользуются заслуженным успехом у поклонников этого искусства в России, Америке и Западной Европе.

Флористика привлекает всех – от мала до велика. Занятие ею позволяет испытать подлинную радость творчества.


С чего начать работу?


При создании декоративных композиций флористы пользуются засушенными растениями: листьями, ветками, цветами и их лепестками, различным мхом, пленками и султанчиками от кукурузных початков, тополиным пухом, березовой корой и т. д.

Для начала флористу нужно заготовить и засушить разнообразные растения, чтобы в дальнейшем иметь достаточный их запас.

При засушке цветов и других растений важно знать их особенности относительно продолжительности сохранения цвета и сушить главным образом те, которые долго его сохраняют.

По стойкости сохранения цвета растения делятся на три группы:



Стойкие – сохраняют цвет в течение нескольких десятков лет: пионы, георгины летние и осенние, астры, мальвы, васильки, синие подснежники, маргаритки, керсопсис, анафалис, статице (кермек, лимониум), гелихризум, гипсофила, гладиолусы (особого способа засушки), дельфиниум (шпорник), кошачьи лапки, пестрые тюльпаны, все осенние листья, а также чистец, обратная сторона листа серебристого тополя, мать-и-мачеха, терн.



Средней стойкости – сохраняют цвет десять и более лет: гайлардия, гелениумы, годеция, рудбекия, жасмин, черемуха, космея, сальвия, розы, бархатцы (тагетес), ромашки садовые.



Малостойкие – сохраняют цвет до нескольких лет: виола (анютины глазки), флоксы, настурция, лютики, тигровая лилия и др.

При работе можно использовать цветы всех групп и видов. При этом следует строить композицию так, чтобы малостойкие, выцветая, не мешали, а, возможно даже, улучшали цветовое решение.




Зелеными листьями можно пользоваться, если учесть, что они побуреют или станут коричневыми (запарятся) и, собранные в композиции, не испортят ее, а, возможно, придадут ей новое интересное звучание.

Первый этап подготовки материала прост и приятен – это сбор цветов, веток, листьев. Но он не может быть произвольным.

Заготовками надо заниматься с ранней весны до поздней осени, так как одни виды интересны в бутонах, другие – в полном цвету, третьи – в плодах, четвертые имеют нарядную осеннюю листву.

Форма цветов может быть самая разнообразная (см. рис. на с. 14).

Растения собирают в сухую погоду, на них не должно быть капель росы. Влажные при сушке буреют.

Собранные увядшие цветы после засушки придают композиции графичность и живописность. Лепестки, листья, стебли сушат отдельно друг от друга.

Если растения собраны вдали от дома, то их сразу же нужно положить в книгу или в газету. При этом лучше сохраняется форма цветов, листьев и стеблей.



Листья могут быть различной формы (простые и сложные), с разными краями и жилкованием. Обязательно используйте осенние листья. Перед тем как положить на сушку, очистите их от пыли и грязи мокрой ваткой, мягкой тряпочкой.



Засушивание растений

Сбор окончен. Следующий этап работы – самый ответственный – обработка и сушка растений. Вначале он покажется довольно трудоемким и кропотливым, но с приобретением навыков становится несложным.

Листья, травы, декоративные ветки засушиваются следующим образом:

Лист тонкой бумаги (газеты) складывается пополам или дважды – это прокладка. Затем берется полгазеты или четверть и складывается пополам – это закладка. В закладки растения помещаются не очень плотно друг к другу. На толстый картон или фанерную дощечку укладывается прокладка, а на нее помещается закладка с растениями и закрывается опять прокладкой (или несколькими, в зависимости от растительного материала). Можно заложить 5–6 закладок. Все это сверху также закрывается фанеркой или плотным картоном. Подготовленный материал помещается под пресс.



В настоящее время флористы используют для этих целей специальные прессы, состоящие из двух досок: нижняя – с двумя стержнями с нарезанной на них резьбой и верхняя – с отверстиями для стержней. Верхняя доска прижимается к нижней «барашками» или гайками. Таким образом сжимаются закладки с прокладками.

При засушивании под прессом свежей листвы обязательна ежедневная замена отсыревшей прокладки, а старые растения просушиваются на солнце, батареях или проглаживаются утюгом. Закладки не меняют до конца сушки. Однако сами растения перекладывать в новую сухую газету не рекомендуется (можно только грубые, и то один раз). Тонкие цветки и листья вообще не открывают до конца сушки.



Начинающий флорист в качестве пресса может использовать обшитые тканью кирпичи (по 4 кг), число которых варьируется, а также различные металлические плиты.

Нельзя вместе закладывать нежные и грубые части растений, так как для них необходим разный груз: для тонких – 8-16 кг, для плотных – 20–40 кг и более.

Большинство растений хорошо засушивается в вате, но для опушенных ее кладут только вниз, а сверху не покрывают.

Известно несколько способов плоскостной сушки: в бумаге, вате, гербарной сетке, книгах, под прессом, горячим утюгом. Но каким бы вы ни воспользовались, надо твердо усвоить общее правило – сушить как можно быстрее. В этом случае сохраняется естественная окраска.



Чтобы сочные стебли (тюльпан, нарцисс, дицентра) сохранили окраску, перед закладкой в гербарий их надо разрезать лезвием бритвы или острым ножом продольно, а сердцевину выскоблить. Толстые или деревянистые стебли (лук, гвоздика, гербера, роза) просто разделяют пополам. Плотные, кожистые, сочные листья, а также яркие осенние хорошо сушить, проглаживая горячим утюгом через бумагу.

В сухую погоду растения сохнут три-четыре дня, при влажной – дольше.

При сушке цветов и листьев не следует прибегать к утюгу, так как растения от этого теряют в цвете.

Горячим утюгом сушат только очень толстые сочные листья рогоза, ириса, лилий, магнолий, фикуса, ландыша, камыша и других подобных растений.

Гладят листья через газету до полного их высыхания. Нужно следить за тем, чтобы растения не были пересушенными, потому что они могут стать ломкими или изменить свою окраску.

Цветы утюгом не сушат. Исключение составляет василек, который можно сушить утюгом. Делается три-четыре закладки, и примерно в течение часа они проглаживаются утюгом (сильно нагревать утюг не следует). Как только лепестки станут сухими, прекращается проглаживание, остальная часть василька сохнет сама по себе. При такой сушке василек сохраняет свой цвет и живет долго.

У таких пышных цветов, как астры, георгины, пионы, розы, стебли и листья засушиваются отдельно. С цветочных головок удаляются все зеленые части, кроме тех, что непосредственно держат лепестки. Медицинским пинцетом ряд за рядом лепестки приподнимают и прокладывают между ними тонкие слои ваты. Обработанный цветок (или три-четыре) помещают в закладку под пресс.

Для сохранения яркости и чистоты цвета прокладки в первые несколько суток меняют два раза. Часть лепестков кладут и засушивают отдельно под грузом 5-10 кг.

Пионы разрезаются (разрываются) на 4–8 частей, прокладываются также ватой и засушиваются. В дальнейшем из таких частей можно легко и быстро монтировать целые цветы.

При засушивании осенних георгин нужно выбрать экземпляры, у которых как можно больше распустилось лепестков. При этом сама середина цветка удаляется и заполняется ваткой. Дальше лепестки рядами приподнимаются, прокладываются тонким слоем ваты и весь цветок с лицевой и обратной стороны покрывается ватой.

Тюльпаны можно сушить отдельными лепестками (удаляя середину), а потом монтировать цветок. Лепестки сушат, как листья, а если сушить цветок тюльпана целиком, ему нужно дать подвянуть.

Розы сушат отдельными лепестками, а если целыми, то полностью увядшими.

У воронкообразных цветов (гладиолусы, мак, калы, колокольчики и др.) воронку заполняют ватой, изолировав ею все отвороты лепестков. Положенный сверху груз не должен превышать 2–3 кг, при большей нагрузке лепестки обесцвечиваются.

Ромашки, герберы, однолетние георгины, ноготки и другие подобные цветы кладут на газету стеблем вверх, лепестки вокруг плодоножки полностью закрывают валиком из ваты, сушат в закладках с прокладками под грузом не менее 15 кг.

Ветки люпина, дельфиниума со множеством цветков на них разрезают острым ножом от основания до верхушки, несколько подвяливают и закладывают под пресс. Сушат в закладках с прокладками под грузом 10–15 кг.

Особенно трудно засушить нежные белые и розовые лепестки. Их помещают в белую закладку или между бумажными салфетками без рисунка и часто меняют газеты, между которыми они расположены.

Автор для закладок всех цветов и растений использует исключительно белую, мягкую бумагу, легко впитывающую влагу, а не только для засушки нежных белых и розовых лепестков. Делать закладки из газет не рекомендуется, так как напечатанный текст часто остается на засушенных растениях.

Различные мелкие полевые и лесные цветки, необходимые для создания миниатюр и пейзажей, засушивают целиком. Незабудки, лютики, болиголов, тысячелистник, цветущую рябину, цветки жасмина и черемухи укладывают в газетную закладку вместе с веточкой, накрывают газетными прокладками, картоном (фанерой) и сушат под прессом не менее 15–20 кг.

Листья также кладут на газету, сразу же придавая им нужную форму – изгибают, заворачивают край и т. д., накрывают слоем сухих газет и сверху помещают груз. Большинство осенних листьев, например дикого винограда, яблони, явора, боярышника, чабреца, бодана, хорошо сохраняют яркую, красивую окраску. Листья каприфоли используют для имитации неба, дальних гор, синеющей полоски леса на горизонте.

Белую, серую, серо-голубоватую окраску имеют с нижней стороны листья серебристого тополя, осенней малины, мать-и-мачехи, остролистного клена, девясила. Листья клена обыкновенного бывают разных цветов и оттенков, что позволяет создавать прекрасные фоны для композиций.

Лучше засушивать мягкие и полые стебли растений, например одуванчика. Гибкие, длинные, они легко принимают требуемый изгиб. Сушат их под грузом 10–15 кг. Газеты меняют два-три раза.

В первый день после закладывания цветов для сушки газеты обязательно дважды меняют, так как причиной побурения лепестков и листьев является влага, которую они в себя вбирают.

После засушки растения становятся достаточно прочными, и из них можно вырезать элементы различной конфигурации.

Раньше так же засушивали растения в гербарной сетке. В настоящее время основная масса флористов ею не пользуется.

Хранение материала

Засушенный материал хранится в закладках, вата снимается с каждого цветка по мере необходимости. Чтобы легче было ориентироваться в накопленном материале, закладки укладывают в картонные папки, которые пронумеровывают, и составляют опись по видам. Затем в блокноте или тетради делают оглавление, заносят туда каждую папку (журнал) с указанием растений.

Папки кладут горизонтально одна на другую. Периодически надо проверять, не завелась ли в папках моль или другие насекомые.

Заготовив материал, можно приступать к работе.


Глава 2

Техника воплощения замысла

Прежде всего придумайте название, содержание будущей картины, нарисуйте эскиз, а затем начинайте претворять свою идею в жизнь.

Красота, своеобразие, изящество композиции в значительной степени зависят от фона. Наиболее эффектный фон получается из самих растений. Подбирая цвет листьев, цветков, трав, добиваются тонких цветовых переходов – от светлых к темным. Фон не должен быть очень ярким, пестрым. Его назначение – оттенять и подчеркивать главные элементы композиции. На темном фоне лучше выделяются светлые цветы, и наоборот. Когда цветы выдерживаются в одной тональности с фоном, панно называется пастельным. Выклеивают фон целыми листьями.

В качестве фона возможен грунтованный картон, шелк, хлопок, бархат, сукно, полотно, цветная бумага и др.

Если, подбирая фон, вы зашли в тупик, вспомните о нейтральном сером – он подойдет почти для всех случаев.

Для того чтобы сделать композицию из сухих растений, необходимы следующие инструменты и приспособления: ножницы большие и маленькие, острые ножи и резаки, толстые иголки, пинцет, стеклорез, карандаши, кисти средней мягкости шириной 1 см и 0,5 см, линейки и угольник. В процессе работы каждый может найти новые инструменты и приспособления, исходя из своего опыта и возможностей.



Кроме того, для работы понадобятся следующие материалы: картон тонкий или ватман, картон с гофрированной прокладкой (из картонных ящиков), шпон, оконное стекло толщиной 2 мм, гуашь, девинил, оберточная бумага для окантовки картин (коричневая), бархатная бумага всех цветов, водоэмульсионка, калька, копировальная бумага, газеты, белая писчая бумага, клей ПВА, кусок поролона, багеты, ножовка по дереву.

Во флористике высушенные растительные материалы используются как краски в живописи. Задача флориста – показать красоту обычных растений и создать из них яркие произведения: декоративные панно, орнаменты, натюрморты, пейзажи, изображения птиц и животных, миниатюры, портреты и т. д.

При создании любой композиции во флористике нужно всегда учитывать такие важнейшие факторы, как цвет, фактура, акцент, контраст, пространство и фон.


Цвет

Цвет во флористике – тоже один из важнейших элементов. Создание гармоничного цветового звучания – предмет особого внимания флористов.

Различные цвета по-разному действуют на человека, вызывая у него ту или иную реакцию, эмоцию, настроение, это довольно сильное средство создания выразительной композиции, которая может определенным образом взволновать зрителя.

Во флористике следует избегать ставить в одну вазу растения многих окрасок.

Известно, что ощущение теплоты, света, радости вызывают желтый, оранжевый, красный цвета, трудно приглушаемые другими. Они приближают предметы, зрительно увеличивая их объем. Холодные – фиолетовые, синие, голубые – оттенки отдаляют предметы, делают их более тяжелыми. Фиолетовый цвет, имеющий много оттенков, легко подавляется другими. Зеленый – пассивный, но может нейтрализовать несогласованность между другими красками, служить как бы связующим звеном между ними. Белый и черный – нейтральные цвета, между ними лежит целый ряд промежуточных оттенков серого. Как и последние два, другие цвета имеют много оттенков и тональностей, отличающихся по силе и характеру воздействия на человека. Белый цвет зрительно увеличивает объем предметов, при его присутствии другие цвета становятся активней, оживленней. Черный цвет уменьшает объем и создает строгие и торжественные сочетания со всеми другими, особенно с красным и оранжевым.

В композиции больше внимания обращается на сочетание окраски цветов и вазы, цветов и фона. Ценится повторение или сходство окраски вазы с основными компонентами композиции. Этим подчеркивается единство растений и вазы. Очень ценится также гармоничное сочетание окраски вазы и растений.

Выразительны монохромные композиции, в которых используются различные оттенки какого-либо одного цвета; присутствие другого цвета здесь будет неуместно. Так, хорошо выглядят композиции, например, из приглушенных осенних оттенков коричневого цвета, гаммы оттенков фиолетового (от сиреневого до темно-фиолетового), красного (от бледно-розового до вишнево-красного), желтого (от кремового до оранжевого). По такому принципу могут быть подобраны сорта одного вида цветов, например астр, роз, гладиолусов и др.

Красивы сочетания контрастных или дополнительных цветов: желтого и фиолетового; оранжевого и голубого; красного и сине-зеленого; зелено-желтого и пурпурно-фиолетового; желто-оранжевого и фиолетово-синего и т. д.

Фактура или характер поверхности листьев, цветов, стеблей, плодов играют немаловажную роль в декоративной характеристике растений, придают им особые индивидуальные признаки, вызывая у человека различные ассоциации и эмоции. Мы глазами воспринимаем поверхность как мягкую или жесткую, блестящую или матовую, бархатистую, шелковистую и т. д. Большое значение фактура растений имеет при выборе ваз, а также при создании гармоничных и контрастных сочетаний.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги