Жэнь Сяошу
Воздушные змеи
© ООО «Международная издательская компания «Шанс», перевод, оформление, 2021
© «Издательство изящных искусств провинции Хубэй», 2021
Все права защищены.
История воздушных змеев
Воздушные змеи появились в Китае много веков назад и оказали огромное влияние на все сферы жизни: от военного мастерства и научных исследований до прикладного искусства, медицины и даже местных обычаев и традиций.
Китай считается родиной воздушных змеев. В древности на севере Китая их называли «коршунами» (юань), а на юге – «ястребами» (яо). По легенде, самый первый воздушный змей был изготовлен мудрецом Мо-цзы[1], – таким образом, история воздушных змеев сегодня насчитывает около двух с половиной тысяч лет. В трактате «Хань Фэй-цзы» сохранилась история о том, как Мо-цзы делал своего змея: «через три года змей был готов, один день он летал по небу, а потом упал».
Изначально воздушных змеев использовали в военных целях. До наших дней дошли записи эпохи Чуньцю[2] о Лу Бане[3], который изготовил бумажного змея на деревянном каркасе, чтобы заглянуть за стены сунской крепости. Чжан Лян[4] во время войны между царствами Чу и Хань сделал змея из бамбука и бычьей кожи; глубокой ночью воины поднялись на этом аппарате в воздух и перелетели в лагерь Чу, где принялись играть скорбные и печальные чуские мелодии. Это пошатнуло боевой дух чуской армии, и она пала без боя. Именно тогда генералу Сян Юю пришлось проститься со своей наложницей Юй Цзи[5]. Этот эпизод также лег в основу выражения «со всех сторон слышны чуские песни»[6]. В эпохи Сун и Мин к змеям прикрепляли порох, переправляли его во вражеский лагерь по воздуху и взрывали – так этот удивительный аппарат помог свершиться множеству военных побед.
С момента изобретения воздушные змеи использовались для ведения боя, разведки и научных экспериментов, но главным их предназначением стало разгонять грусть и веселить простых людей.
В начале эпохи Тан «бумажные коршуны» постепенно стали выполнять роль игрушек. После эпох Суй и Тан змеи превратились в развлечение для членов императорской семьи и аристократов. Тогда же их образ стал фигурировать в разнообразных литературных произведениях.
С концом эпохи Северная Сун большую популярность в народе приобрели змеи из бумаги. Известное полотно эпохи Северная Сун «По реке в день поминовения усопших» изображает запуск воздушных змеев. В периоды правления династий Мин и Цин змеи стали выполнять не только развлекательную функцию: с их помощью люди выражали свою грусть на праздник поминовения усопших Цинмин, и обычай запускать воздушных змеев в этот день превратился в настоящую традицию.
Воздушные змеи завоевали народную любовь не только благодаря своей доступности и простоте в изготовлении: запуск змеев является одним из видов активного отдыха, что особенно полезно для детей. Так, Фуча Дун-чун в труде «Лета и сезоны Яньцзина»[7] пишет, что, запуская змеев, можно улучшить зрение и унять внутренний жар, что положительно отражается на здоровье.
Лавка воздушных змеев семьи Ха
1920 год
Хранитель традиции семьи Ха – Ха Куймин – за изготовлением воздушных змеев у себя дома
1980 год
Змей в форме тощей ласточки «Пять драконов»
Ха Куймин
1951 год
90×85 см
Но главное, за что человечество должно быть благодарно воздушным змеям – их вклад в науку: змеи вдохновили на великие открытия множество ученых[8]. Британский исследователь Джозеф Нидэм[9] считал воздушных змеев одним из величайших научных изобретений, проникших в Европу из Китая. Более пятисот лет назад в эпоху Мин развитие международных связей привело к тому, что китайские воздушные змеи распространились по всем уголкам мира: сначала в соседние Чосон[10] и Японию, затем через моря и океаны в Мьянму, Малайзию, Индонезию, Новую Зеландию и на самые отдаленные восточные острова. Одновременно с этим по великому Шелковому пути и в ходе монгольских завоеваний они достигли арабских государств и Западной Европы.
Змей с твердыми крыльями, изготовленный по мотивам сюжета «Трое нападают на демона белой кости»
Ха Куймин
1968 год
32×31 см
Сегодня запуск воздушных змеев – это не просто народное развлечение, но и популярный вид спорта. Проводится немало соревнований по запуску воздушных змеев, что способствует развитию этого искусства и укреплению дружеских связей между странами.
Виды воздушных змеев и география мастерских
Китайские воздушные змеи отличаются многообразием видов и форм. В каждом регионе существуют собственные традиции их изготовления, используются свои материалы и технологии. Воздушных змеев можно классифицировать по различным признакам. Ниже приведены самые распространенные:
1. По тематике оформления: счастливые талисманы, изображения персонажей, фауна, флора, предметы быта, иероглифы и т. п.
2. По конструкции: с твердыми крыльями, с мягкими крыльями, простые твердые, простые мягкие, змеи-парасоль, составные и объемные.
3. По размеру: крупные, средние, малые и микрозмеи.
За долгую историю существования воздушных змеев во всех регионах Поднебесной сложились собственные школы, в каждой из которых змеи изготавливаются по уникальной технологии. Самые известные расположены в Пекине, Тяньцзине, Вэйфане (провинция Шаньдун) и Наньтуне (провинция Цзянсу) – их называют Четырьмя Великими школами.
Для пекинской школы характерно сильное влияние придворной культуры: это очень яркие и искусно выполненные изделия. Мастера-представители этой школы в совершенстве владеют технологией связывания, склеивания, раскрашивания и запуска змеев и создают объекты высочайшей художественной и эстетической ценности. Их наиболее выразительные изделия – змеи семьи Ха, змеи семьи Цао, змеи Фэй Баолина и змеи Лэн Шисяна.
Богатая старость
Нанкин, провинция Цзянсу
Процветание круглый год
Наньтун, провинция Цзянсу
Тяньцзиньская школа славится змеями семьи Вэй: для них характерны реалистичность и красота форм, изящество исполнения. Особенность конструкции таких змеев в том, что бамбуковые оси каркаса не накладываются друг на друга в местах пересечений; они продеваются одна через другую, как нить через игольное ушко, и змей выглядит полностью плоским. Для изготовления самого змея чаще всего используется шелк – легкий, но очень прочный материал, а каркас делается из прочного, длинного и упругого Листоколосника бамбукового[11] высшего качества. Материалы подбираются очень тщательно, а затем их искусно и красочно оформляют.
Вэйфанская школа существует уже не первую сотню лет – профессиональные мастера изготавливали здесь змеев еще при цинском императоре Цяньлуне[12] (1735–1796). Вэйфанские змеи отличаются глубиной и контрастностью цветового оформления, цельностью композиции и свободой в выборе узоров. Особенностью изделий этой школы является также сочетание традиционной технологии изготовления воздушных змеев с техникой создания новогодних лубочных картинок няньхуа.
Наньтунских змеев часто называют «плоскими ястребами». Самые крупные достигают больше одного чжана (3,33 м – Примеч. пер.) в длину, в то время как размеры самых маленьких не превышают одного чи (ок. 33 см – Примеч. пер.). Форма этих змеев может быть самой разной: квадратной, прямоугольной, восьмиугольной, однако чаще всего встречаются «ястребы» с шестью углами. Оформляют их в стиле гунби чжунцай – «тщательная кисть и яркие цвета» а в качестве сюжетов чаще всего берутся истории о Восьми бессмертных[13], изображения фениксов и пионов, эпизоды из «Троецарствия»[14] и многое другое. В цветовой гамме преобладают красный, черный, бирюзовый и фиолетовый – так художники добиваются максимального контраста. Змеи украшаются квадратными «свистками» и круглыми «ротиками» разного размера – их число может достигать нескольких тысяч. Когда змей взмывает в небеса, «свистки» начинают петь – это наслаждение не только для глаз, но и для ушей.
Энциклопедия масок на иероглифе 寿 (шоу, «Долголетие»)
Тяньцзинь
Сокол
Шаньдунская фабрика воздушных змеев «Пристань семьи Ян»
Сохранение и передача художественной традиции изготовления воздушных змеев
Ха Ици, хранитель ремесленных традиций рода Ха, с любителями воздушных змеев на фестивале воздушных змеев в г. Сандерленд (Великобритания)
2000 год
Традиции изготовления китайских воздушных змеев уже несколько тысяч лет. В древности запуск змеев был одной из главных забав во время выездов на природу, а также был распространенным видом физической активности и культурного времяпрепровождения. Из поколения в поколение передается технология связывания, склеивания, раскрашивания и запуска воздушных змеев, и именно здесь таится главная трудность – чтобы освоить эти этапы, требуется время и терпение, а молодые люди долгое время не хотели учиться ремеслу. Только в последние годы с развитием деятельности по сохранению нематериального наследия увеличилось число желающих научиться изготавливать и запускать змеев, а также тех, кто с удовольствием коллекционирует эти изделия.
Ха Ици с юными любителями воздушных змеев на Ибице (Испания)
Октябрь 2007 года
Ха Ици выступает с лекцией на выставке результатов Программы по сохранению нематериального культурного наследия в Национальном Музее Китая
Февраль 2006 года
Ха Ици с любителями воздушных змеев из разных стран в г. Сандерленд (Великобритания)
2002 год
Воздушный змей в форме береговой ласточки, сделанный Ха Ици в мастерской семьи Ха в Пекине. Полностью готов к запуску
Как правило, для запуска такого змея в форме сколопендры с головой дракона требуются совместные усилия пяти‒шести человек
Наследник традиции «воздушных змеев Ха» Ха Ици принимает участие в экспозиции нематериального культурного наследия на Международной книжной ярмарке во Франкфурте (Германия)
Лучшие воздушные змеи: художественный анализ
Воздушные змеи пекинской школы
Счастье в облакахЭтого змея часто называют «ласточкой тысячи благополучий». Он имеет форму ласточки с узором в виде нескольких десятков ярких и разнообразных летучих мышей на бледном фоне[15]. Мыши, покрывающие крылья и ножки ласточки, изображены очень живо – с помощью этого элемента мастер продемонстрировал свое искусство и одновременно сделал изображение более динамичным. Такая техника изображения летучих мышей характерна именно для змеев семьи Ха: сначала рисуется голова, а затем крылья – получается обобщенный, но в то же время реалистичный образ, удивительно похожий на настоящую летучую мышь.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Мо-цзы (ок. 475–399 гг до н. э.) – философ, основатель школы моистов. Выступал за отказ от завоевательных войн, ритуала и музыки, считал идеальным общество, построенное на добродетели, естественности и взаимном уважении. Его доктрина несколько веков соперничала с концфуцианством, пока последнее не было признано (в эпоху Хань) официальной идеологией. – Здесь и далее, если не указано иное, примечания редактора.
2
Подробнее о периодах и хронологии китайской истории см. таблицу на стр. 114–115.
3
Современник Мо-цзы, философ и изобретатель, прославившийся как искусный ремесленник и инженер. В Китае почитается как божество-покровитель строителей.
4
Советник и стратег Гао-цзу (Лю Бана) – основателя и первого императора династии Хань.
5
Согласно легенде, после поражения в битве при Гайся (203 г. до н. э.) Сян Юй проводил вечер в шатре со своей любимой наложницей Юй Цзи за вином, печальными стихами и рассуждениями о том, что Небо оставило его. Чтобы возлюбленный не отвлекался на сердечные привязанности, в конце вечера девушка покончила с собой.
6
В значении «оказаться в безвыходном положении, быть в окружении врагов». – Примеч. пер.
7
Яньцзин – старое литературное название Пекина. Книга была впервые издана в 1906 году и посвящена традициям и искусству столичного региона в эпоху Цин. – Примеч. пер.
8
С помощью воздушных змеев проводили свои эксперименты, например, Михаил Ломоносов, Бенджамин Франклин и Александр Вильсон.
9
Джозеф Нидем (1900–1995) – ученый, известен своими исследованиями китайской цивилизации и традиционной науки.
10
Корейское государство, существовавшее в период с 1392 до 1897 год. – Примеч. пер.
11
Листоколосник бамбуковый (лат. Phyllóstachys bambusoídes) – один из наиболее быстрорастущих видов бамбука: отдельные побеги могут прибавлять до 2 метров в сутки. Помимо воздушных змеев, используется для изготовления традиционной мебели, флейт и вееров.
12
Императоров эпох Мин и Цин в историографии чаще называют не личными именами, а согласно девизу правления. Цяньлун («Непоколебимое и славное») – девиз правления императора Айсиньгьоро Хунли.
13
Восемь святых даосского пантеона. Люй Дунбинь – покровитель литературы; Ли Тегуай – врач, защитник больных, покровитель магов и астрологов; Хань Чжунли – покровитель солдат, обладатель элексира бессмертия; Хань Сянцзы – покровитель музыкантов; Цао Гоцзю – покровитель актеров и мимов; Чжан Голао – покровитель стариков; Лан Цайхэ – покровитель торговцев цветами и садовников; Хэ Сяньгу – покровительница домашнего очага.
14
Один из четырех классических китайских романов, написанный предположительно в XIV веке. Повествует о событиях периода Троецарствия (220–280) и борьбе трех царств, Вэй, У и Шу за власть в Поднебесной.
15
В китайском языке летучая мышь (蝠, фу) является омофоном слова «благополучие» (福, фу) и поэтому часто фигурирует в искусстве как счастливый символ. – Примеч. пер.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги