Басни и анекдоты XXI века
Том VII
Александр Станиславович Павликов
Корректор Александра Броканова
© Александр Станиславович Павликов, 2018
ISBN 978-5-4490-5222-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Книга «Басни и анекдоты XXI века. Том VII» – это сборник басен рижанина Александра Павликова. Лаконичные и афористичные стихотворные истории занимательны и поучительны, они ярки, наглядны и полны юмора.
© Александр Павликов
Рига, 2017 г.
Предисловие
Вниманию читателей представляется книга басен рижанина Александра Павликова.
Жанр басни стар как мир. Он был любим во все века.
Басни всегда коротки и афористичны. Да и что может быть лучше этих небольших и ёмких сатирических и нравоучительных историй? Лаконичных и вмещающих в себя материал для огромных романов. Дающих повод к размышлениям. Заставляющих задуматься и немедленно сделать выводы. Определить ценности, выделить приоритеты и понять, что есть добро, а что зло. Сразу расставить всё по своим местам, чётко нарисовать плюсы и минусы. Обозначить правильную жизненную позицию. Понять идеалы и пути их достижения, осознать суть хорошего и плохого.
В баснях всё ясно и понятно сразу. И баснописец, рассказывая небольшую забавную историю, всегда предельно собран и понятен читателю. Он воспитывает нравы. Он высказывает мораль. И это критерий ценности, нравственный догмат, непреложная истина. Он учит читателя: вот таким, как этот герой, быть можно и дóлжно, а таким, как другой, – нельзя ни в коем случае.
Басни ценны тем, что добродетель в них всегда хороша и достойна подражания, порок плох и осуждён. И это очень назидательно и важно для самоопределения человека и его поведения в этом мире.
Имена баснописцев – Эзопа, Федра, Лафонтена, Лессинга, Кантемира, Сумарокова, Тредиаковского, Крылова, Михалкова – известны всем. Их произведения любимы и хорошо узнаваемы.
Перед читателем книга басен, написанная в наши дни. Написанная юристом, человеком, которому и пристало учить людей соблюдению законов, правил и норм. И учить иногда именно так – слагая небольшие поучительные истории – басни.
Хочется пожелать всем приятного чтения и удовольствия от знакомства с этой замечательной книгой.
Светлана Данилина
Филолог, дважды лауреат премии «Народный писатель» (www.proza.ru)
392. ЗВЕРИ И ВЕНЕЦ ПРИРОДЫ
(2017-08-25)Венцом природы и вселенной, хозяином земли – так человек
себя считает,
Но что ни день, в просак, в отлуп, он в жизни попадает.
И для него от прадеда, отца и деда, всё было уже написано
и растолковано ему,
Но что ни поколение, то снова чешет репу, и ничего
не понимает,
спорит, ответ один – что в толк никак я не возьму!
Могли бы звери, ну, например, в лесу,
Хоть по одному вопросу так договориться.
Чтобы все были точно – «за», всем было все понятно,
И совпадали мнения, могли по-настоящему сплотиться?
А люди то не звери! О чем бы спор ни шёл, одни «за», а другие
«против»,
Такое впечатление, что часть из них живёт не на земле,
А где-то там, наоборот, напротив,
И не договориться никогда им, да хоть они сойдутся снова
на войне.
Одним все ясно, другим конечно – нет, хотя они себя
считают всех правей,
Все в правоте своей уверены до вига, слёз и домика
насупленных бровей.
По одному, да и тому же делу, мнения противоположны
кардинально,
И все считают, что разбираются во всём, правы и с головой
у них почти нормально.
Но впечатление такое, что одни росли на Марсе, а другие
на Луне,
Сойтись во мнении не могут, готовы даже воевать, воюют, чтоб
только не изменить себе.
В чём смысл этого процесса?
При полном незнании предмета, по одному вопросу такие
разные эксцессы?
Ну, неужели миру и вселенной так необходимо,
Чтобы все люди спорили и воевали по каждой ерунде?
И никогда не соглашались со второй земною половиной?
И нравиться так людям жить в спорах, страданиях, воюя
и в беде?
Да, странно мир устроен, и получается, что точно ничего
не знает человек,
Ни по одной проблеме и вопросу.
Всё что он знает – относительно, неверно, приблизительно,
И поступает так, как делали в чека, по злому, ложному,
случайному доносу.
Да любят люди бить себя в грудки,
И утверждать, что знают и умеют.
На самом деле они от истины и правды далеки,
И никогда и ничего не знали, толком не умели.
393. ТАРАКАНЫ И БОЛВАНЫ
(2017-08-25)Считается, что выжить тараканов с корабля,
Почти что невозможно, только затопить.
А вот пойдут ли все они ко дну, или найдут где же земля,
Тоже вопрос, так как тараканы способны воду и морскую пить.
И если корабль, как Титаник, тараканов полон,
То, может быть, и выплывут они и поплывут по воле волн.
Но тараканы на Титанике тогда ещё и не успели появиться,
Он слишком новый был, на воду только и успел тогда
спуститься.
А если бы они на нём даже и жили,
То, вряд ли бы они прогрызли дно Титаника, его бы утопили.
И не из-за тараканов Титаник утонул,
А потому что айсберг он бортом своим боднул.
Титаник подвела – так слабая всегда, везде, морская, трудовая
дисциплина,
Кто там бинокль позабыл, кто не нашел заклёпок прочных,
длинных.
Кто мирно спал, а кто другим в своей работе пренебрёг,
Весь мир старался, как бы, да вот Титаник он не уберёг.
Да, может быть во многих на земле проблемах виноваты
тараканы,
Но в основном идут ко дну, как корабли, так и самолёты падают.
То только потому что, посмотри, вокруг одни придурки, дураки,
болваны,
Они кругом везде портачат, строят, управляют и командуют.
394. КИТЫ, ДЕЛЬФИНЫ И ПОСТУПКИ
(2017-08-25)Дельфины и киты вопросы спорные по своему решают,
Как Хемингуей, Есенин, подплыли к берегу, и на него с разгона
вылетеют.
И вот лежат на берегу дельфин и кит,
Дельфин киту перед кончиной говорит:
«Да брат, вот видишь, мы с тобою доигрались,
На берегу мы без воды, как вобла к пиву оказались.
Вот так и у людей, когда нет денег, ты на мели, и нечего писать
и есть,
Но опыт отрицательный, тот тоже опыт, какой уж есть.
Когда никто ты, и нигде, и все твои дела в пи-прогаре,
Вот тут на ломке, на границе, в похмелье, в перегаре.
Между грехом и жизнью, смертью и добродетелью,
Ты можешь ощутить себя таким как есть, со всею подноготною».
Дельфин был в стае, как и кит, любовь, друзья, все там
остались,
Ну вот зачем, зачем, ну почему, они так добровольно с жизнью
распрощались?
Да, синий кит, ну тут я что-то понимаю,
Ну, а дельфин, вот почему, с его-то ителлектом, я аргументам
не внимаю.
Вот бы чихнули оба, и уплыли сразу б полегчало,
Но нет, они на берегу, считай, что их уже не стало.
Но что это – к ним люди бегут, бегут, бегут,
Их поднимают и свободу, дорогу в океан дают.
Да, вот, вот оно, свобода и спасенье,
От смерти путь, и от кончины избавленье.
Будь тем ты человеком, кто кита, дельфина, готов от смерти
неминуемой спасти,
Тебе зачтётся это, вот будешь ты тонуть, дельфин тебя до берега
сумеет донести.
И помни, смотрят на тебя, конечно, и твои маленькие дети,
Пример с тебя берут, ведь ты отец – один у них на свете.
А им ещё жить в этом мире, им ещё расти,
Дай им пример, чтобы с хорошими поступками им было
по пути.
395. ВОРОНА, ДЯТЕЛ И МОЗГИ
(2017-08-25)Если не включишь ты мозги,
Не видишь ничего вокруг, и днем тебе темно – не зги.
На дятла будешь ты похож,
Долби тогда еще сильней, хотя и глуп, но как отбойный
молоток – хорош.
Ворона по лесу летала,
И корм себе в лесу искала.
Всё зря, нет корма, не найти,
А надо воронят в гнезде кормить, от голода спасти.
Вдруг слышит – дятел высоко на дереве стучит,
Ворона подлетела и дятлу говорит:
«Ты научи меня, как ты кору долбить,
Чтоб червячков я набрала и воронят могла бы накормить».
Ей дятел говорит: «А ты давай, когтями за дерево цепляйся,
А клювом размахнись, клювом в кору вонзайся.
Долби кору так сильно – что есть сил,
Кора отвалится, а ты личинками и червячками наслаждайся».
Ворона так и сделала – когтями в дерево вцепилась,
Сильнее размахнулась и в дерево клювом своим вонзилась.
От этого удара у вороны перед глазами потемнело,
Ворона сразу поняла – ввязалась она в чужое дело.
Так стукнулась она о дерево, что аж в глазах круги поплыли,
Головка у вороны закружилась.
А коготки ослабли, и дерево конечно отпустили,
Ворона камнем вниз и прямо в кустики, в траву свалилась.
В траве, среди жучков и паучков, ворона очутилась,
В себя пришла она, их тут же поклевала, покормилась.
Их набрала и полетела до гнезда, голодных воронят кормить,
Вот так ворона научилась, как можно с помощью мозгов
прожить.
И стой поры ворона, так как дятел, деревья больше не долбила,
Под деревом кормиться с той поры, в траве она решила.
Пусть долбит дятел и вниз кору с жучками, паучками он кидает,
Ворона то умней, не дура, она внизу всё это спокойно собирает.
Суть басни – железный лоб, и твердый клюв, не обязательно
иметь,
Достаточно пошевелить мозгами, не надо и потеть.
Плоды труда чужого можно собирать,
На них кормиться хорошо и хорошо жиреть.
396. ЛЕСНОЙ КОТ И БАЛАГАН
(2017-08-26)Веселье, ярмарка и балаган любой, закончится и быстро
утихает,
Пустынны площади потом, и мусор только, после всего летает.
Отпрыгал, отгулял народ и к новым удовольствиям рванулся,
О прошлом он забыл, уже едва ли даже оглянулся.
Иного жизнь как ярмарка, веселье, пьянки, драки, гулянки,
балаган,
И смотрит он всю жизнь или в бокал, или в стакан.
А в жизни под конец от этого, одни воспоминания остались,
Лишь мусор, фантики, бутылки и пустые банки завалялись.
Так кот лесной – вообще-то дикий зверь,
Оголодав случайно на базар, и ярмарку, и к балагану может
забрести.
Не ел давно он, и на запах пищи и еды,
Чем там бы поживиться, его четыре лапы могут занести.
Похож он очень на домашнего кота,
Но злей он и крупней, он хищник, и на охоту он идёт.
И хватка у него уж очень не домашняя, не та,
Он затаится, а потом как рысь, врасплох застанет, нападёт.
И на базаре он, все что увидит, наворует, покусает и сожрёт,
От всей души он погуляет, и со скандалом, дракой и погоней
удерёт.
Но сколько ты едой живот себе не набивай,
Один лишь раз поешь, в карман ты не засунешь каравай.
И на неделю, месяц ты как питон не выпьешь, и не съешь,
С собой про запас, на жизнь на всю, еды не унесёшь.
И получается, что только, когда на балагане ты гуляешь,
Тогда ты только по-настоящему живешь, доволен ты бываешь.
Так в жизни человека, приходит срок,
И удовольствия и наслаждения, конечно же кончаются.
А если жил ты только этим, остается пустота,
Остаток жизни только подвиги, базары, пьянки, драки, балаганы
вспоминаются.
397. БЕЛЫЙ ТИГР И ЗАВИСТЬ
(2017-08-26)Завидуют тебе, когда ты не такой как все,
Хоть чем-то из толпы ты выделяешься.
И так все рады, когда ты упадёшь или болеешь,
Идёшь, страдаешь, и на радость им, о камни спотыкаешься.
Приятно вот друзьям подарки делать и родным,
А вот врагам особенно приятно.
Здоровым быть, живым а не холодным и больным,
Они тебя туда, а ты, чтоб не соскучились, всегда обратно.
Для них, ну прямо откровение, тебя всегда счастливым
узнавать,
Хотя, о как бы им хотелось, тебя скорее отпевать.
Как в мире у животных, ты вроде тигра белого – уже всех
истребили,
А нет, ты еще бегаешь, и твои книги издают – вот всем как
насолили.
А белый тигр отряхнулся, да и пошел себе в тайгу,
Он давится от смеха, как и я – я больше не могу!
Какие чудаки вокруг, завистники ей богу,
А сами ничего то толком не умеют, даже понемногу.
Тигр белый тоже не дурак, по радио, что было у туристов,
Рекламу цирка, который приезжает услыхал.
Там тигр ревел, и всех на представленье приглашал,
Куда идти и где его спасенье – тигр узнал.
Когда приехал цирк, пришёл он в город,
Там его конечно же поймали.
И в цирк, конечно, так как тигра некуда девать,
Для выступлений на манеже сразу же отдали.
Те дураки, которые завидуют, но смерти не дождались,
В цирк приходили и с деньгами со своими расставались.
Так умный дурака использует, а глупый только платит,
Дурак завидует и грязью поливает, а умный рот ему заткнул —
довольно, хватит!
398. ЛОЖКА, КОШКА И МАТЕМАТИК
(2017-08-26)Как ложка хороша к обеду,
Так шапка хороша к привету.
Как кошка хороша к мышам,
Так математик – Гена, всегда хорош и сам.
Да, математик хоть и человек,
Но почему-то про себя считает,
Что очень хорошо всё знает,
И всем всегда оценки выставляет.
Он очень много знает и умён,
Не ровня вам и нам, ну очень мудрый он.
Он рассчитал всё и всё предусмотрел,
Что будет – знает, заранее узнать он всё успел.
Люблю я Гену – он мой источник вдохновенья,
Нет тем для басни, но Гена есть, и вдохновенье появляется
в мгновенье.
Приходит он, и тема сразу возникает,
Вот почему для басни, жизнь математика полезна, так бывает.
399. ЛЬВЫ, ДРАКОНЫ, ТОТЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ
(2017-08-27)Чтоб самому не надо было важных решений принимать,
Привыкли люди на домах львов и драконов выставлять.
Каким бы грозным не изображали льва, дракона,
Проблемы основные в человеке, внутри его, ну и, конечно, дома.
И глядя на изображения которые тот дом годами охраняют,
Где львы, драконы как живые и грозно свои пасти разевают.
Мы видим, не могут они справиться с проблемами людей и зло
не испугают,
И видом своим только фотографов, зевак и любопытных
привлекают.
Зная, кто в этом доме жил, ты видишь, что ни львы, и ни
драконы,
Да никого ещё, ни от чего пока не защитили.
Что были на фасаде только грозными они,
Что были, а что не были, зачем вообще тогда там их лепили?
Иллюзии о них уходят в прошлое, к тотемным временам,
Тогда тотема-покровителя везде изображали.
Что защищает он и покровительствует жильцам,
Что легче, безопасней будет жить, они мечтали.
И что? Помог кому-то, ну хоть раз, желаемый тотем?
Да, заплутали люди в лабиринте иллюзий, заблуждений и
проблем.
Бывает, угрожают человеку внешние проблемы,
Но чаще, всего опасней для него, его пороки, личные дилеммы.
От них его никто не освободит и не спасёт,
Ни лев, и ни дракон, пока в душе его гордыня, грех, порок.
Веками существует и живёт,
Сам только человек способен определить своим порокам и
грехам, размер и срок.
400. ЁЖ, ФИНИСТ – ЯСНЫЙ СОКОЛ И СКАЗКИ
(2017-08-27)Наш Финист-ясный сокол хоть и не птица Феникс, не Жар-птица,
Но в трудную минуту он всегда нам пригодится.
Возьми хотя бы сказку ты про сокола и почитай,
Где сокол там и удача, там и выход, так и знай.
Да что нам сказки, кругом сплошные умники,
И постоянно с видом знатока о жизни рассуждают.
А ты копни поглубже их и тему посложней,
Как дальше жить, на самом деле, они не представляют.
Зверушки в зоопарке, те тоже поголовно рычат, скулят и воют,
Но за решёткою живут, и как им дальше жить они
не представляют.
Как ёж живет в вечном тумане и самообмане, блуждает, выхода
не знает,
Кругом решетки, клетки, ямы и овраги, кругом опасность
поджидает.
А у людей – бутылки, сначала полные, а потом битые,
И рожи постоянно пьяные, похмельные и спитые.
И вот пока ты выползаешь из такого бардака,
Уже мозги не те, и голова дурная, как у дурака.
Немудрено там, среди бутылок и остаться,
И с миром остальным надолго, а то навечно распрощаться.
Так вот, пока не растерял, ты где выход, ориентиры, горизонты,
Пусть потерял часы, следи тогда за солнцем, следи за небом
и ходи без зонта.
Сказки читай, как Финист-ясный сокол ото сна проснись,
Найди свою судьбу, и к людям, к счастью своему вернись,
Пусть в сказке ложь, но в ней подсказка и намёк, ты так и знай,
Почаще сказки добрые, да и мои басенки читай.
401. БЫК, ПАСТУХ И ЭДЕМ
(2017-08-27)Вот если человек живёт как сибарит,
Так это ещё не самый худший случай.
Пускай живёт, не вор он, на нём же шапка не горит,
А если хочешь ты жить как помещик, граф или король,
живи, себя не мучай.
Пусть вольному всегда свобода будет, воля,
Спасенному пусть будет рай, пускай живет в Эдеме, и не знает
горя.
Бык в поле, тоже в стаде хочет жить как сибарит,
Травы, коров в достатке у него, башка быка не ноет, не болит.
Но вот хотел бы очень он еще пожить в раю,
Ну очень райской жизни бык попробовать желал.
Как ангелы живут в раю и как там хорошо,
Он краем уха от пастуха узнал.
Пастух, пока пасёт, сидит, вслух книжки умные читает,
Только не знает вот пастух, что бык уже давно на ус мотает.
И вот решился бык пойти и рай самостоятельно искать,
И главное, конечно, было, от пастуха ему удрать.
Бык взял и всех коров по полю разогнал,
Пока пастух то стадо снова собирал.
Он незаметно в лес ближайший убежал,
И так был счастлив бык, что он свободен стал.
Ну а теперь, читатель сам, конечно, может догадаться,
Как будет наша басенка кончаться.
В лесу глухом конечно звери, волки и медведи,
Люди лихие, а бык большой и вкусный, сытный кусок снеди.
О нем таком в лесу уже давно очень мечтали,
Вот как бы только заманить его, себе не представляли.
В лесу же тоже, все мечтают и хотят, жить как в раю, как короли
и снобы,
Чтоб было мяса вдоволь, сметаны, молока и сдобы.
Да, вот как печальна участь того, кто в книгах заблудился,
По книжным истинам который жить решился.
Как только книгу ты закрыл, об этом книжник забывает,
Ты только размечтался и забылся, тебя жестокая реальность
настигает!
402. ВОЛКИ И ЛЮДИ
(2017-08-27)Мальчишку мама поучает – он не игрался с камнем чтоб,
А то получит очень больно камнем в лоб.
Стройна, доступна и понятна очень, система эта воспитанья,
Наглядна, очень доходчива до детского сознанья.
А если дальше будет такое воспитанье продвигаться,
То до каких предметов, оно должно распространяться?
Наверное, до танков, бомб атомных, до пушек и стволов?
Ну что поделаешь, раз мир так непредсказуем и опасен – будь
готов!
Волчат в лесу волчица тоже выживать учила,
Показывала, как быстро в норку прятаться,
И на охоту постепенно выводила,
Чтоб в настоящих хищников волчата стали превращаться.
Так и живут, и существуют разные миры,
И параллельно, разные системы воспитанья.
Растут и люди, растут и волки, и не только,
И встретятся однажды на просторах мирозданья.
А, вот тогда они и вспомнят, что им мама говорила,
Чему с пелёнок мама их учила.
В конце концов, итоги жизни, что в жизни кто-то выбирает,
Чего он в жизни достигает, он с материнским молоком впитает.
Во многом, с детства родителями определяется,
Как кто-то в опасности и безысходности в живых останется.
Когда волк встретит где-то человека, а человек с судьбою
повстречается,
Вот тут, тогда, сейчас, сию секунду, судьба обоих, и не менее,
решается.
403. ОСЁЛ И ВОРЫ
(2017-08-27)Спокойно и размеренно осёл в деревне жил,
Стоял в хлеву себе и мирно корм жевал.
Работал по хозяйству, во дворе, и воду на себе носил,
Не голодал он, не болел, не горевал.
И ничего осла не волновало,
Всё было у него, всего ему-то доставало.
Не знал он кроме деревни ничего,
Да это и не трогало его.
Но вот однажды хозяин вывел осла во двор,
Сбрую с седлом одел, осла он оседлал.
И за ворота на осле он на дорогу выехал,
Поехал в город, как бы потихоньку поскакал.
Так никогда и ничего осёл в своей бы жизни не узнал,
Если бы он так случайно на городской базар бы не попал.
Глаза открылись у осла, как мир огромен и прекрасен,
Осел очнулся как бы ото сна, ещё не знал осёл, как мир опасен.
Осла хозяин на базаре к балке привязал,
Осёл веревку стал от голода жевать, верёвку перегрыз, сжевал.
Вдруг на свободе оказался,
Куда глаза глядят, пошёл, и в городе, конечно, потерялся.
Осёл по городу до самой темноты гулял,
И вот в каком-то тёмном месте, людей каких-то повстречал.
Осла те люди покормили, сначала были добрые, простые,
В сарай потом осла закрыли, и оказалось люди-то – лихие.
Осла заставили мешки, тяжелые ночами на себе таскать,
Осёл тяжелые мешки за корм и воду на себе таскал.
Днем отсыпался он и только по ночам работал,
А оказалось, что он с ворами вместе воровал.
И по следам его, ослиным на земле, а видно их отлично,
Всю банду воровскую и поймали.
Воров, осла, всех скопом и с поличным,
Жандармы, как-то ночью всех их повязали.
Вот так, не только и с ослом, так иногда с людьми бывает,
Огромен мир, разнообразен и человек, вот как осёл, его
опасностей не знает.
В нём много разного всего, и человека он врасплох застанет
и поймает,
Бывает, что того, кто не готов, безжалостно гнёт, давит, бьёт,
ломает.
404. НАГЛАЯ МАКАКА, ТИГР И ГРЕХОПАДЕНИЕ
(2017-09-03)Когда процесс грехопадения приносит наслаждение,
Как и за ним потом – отчаянное покаяние.
И делает все это человек осознанно, и в полном ведении,
В себе, в здравом уме, и вроде бы в сознании.
Когда он знает наперёд, что и его простят, как сына блудного,
Ему приятно это, аж до одурения.
Уже не верит, даже он в ответственность, ни в чём,
Что может вдруг он получить отказ, не получить прощение.
Тогда уже приходит насовсем, привычка падать и грешить,
Отца родного на прочность проверять.
Так может в этом далеко зайти,
Что даже и себе он начинает врать.
Врет всем вокруг, уже не зная в этом меры,
Всех оскорбляет, унижает без предела,
И позволять начнет себе и даже то,
Что и простить уже нельзя, убить мало за что.
Как наглая макака, что тигра в джунглях дразнит, оборзела,
И на лиане с дерева свисая,
Совсем уж распоясалась и обнаглела,
И меры, да и предела в наглости не зная.
В надежде на безнаказанность макака по лианам скачет,
Сорвется, тут ей и конец, и охнуть не успеет, даже не заплачет.
Макаку уж никто тогда не пожалеет,
Макака в беспределе гуляет и наглеет.
Ты – грешник, профессионал, как та макака на лиане,
Блудлив и нагл, развратен, и все делаешь по пьяни.
Ты подл, низок, мерзок, ты лгун и вороват,
А за руку когда поймают, в глаза врёшь – мол не виноват.
Скачи и прыгай дальше на своей лиане,
Наступит очередь твоя и вниз сорвёшься.
Тогда конец, прощению не будет подлой дряни,
За всё ответишь ты, на острый зуб, и клык, в конце ты
попадёшься!
405. КАБАН, МЕДВЕДЬ И ИСТИНА