Сборник статей
1986—2006 гг.
Андрей Евгеньевич Тихомиров
© Андрей Евгеньевич Тихомиров, 2018
ISBN 978-5-4490-5264-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
1. КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ – ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Газета «Призыв» (Грачевский район Оренбургской области), №121, 9 октября 1986 года.
На школьные темы
СОБИРАТЬ КОЛЛЕКЦИЮ – очень интересное и нужное дело. Сам процесс подбора материалов или экспонатов для коллекции сложен и требует определенных знаний, умения. Поэтому в школе учитель сам что-то коллекционирующий может объяснить учащимся основные затруднения в этом виде внеурочной работы.
Можно организовать кружок, где более целенаправленно вести пропаганду того или иного вида коллекционирования, а, кроме того, способствовать организации и пополнению школьного музея. К сожалению, сейчас коллекционированию не уделяется должного внимания в школах, хотя эта деятельность – очень важный вид досуга. В детстве многие из нас что-то собирали, но не было системы и целеустремленности, знания того, что собирать и как.
У многих дома есть старинные российские или советские монеты, марки, старые открытки либо дореволюционные книги. Все хранится без пользы. А если собрать эти предметы в коллекцию, создать музей, многие люди смогут ознакомиться со старыми предметами быта и техники, денежного обращения в то или иное время. Это будет очень полезно для изучения истории. Еще в начале XVIII века Петр I создал кунсткамеру как основу для российского коллекционирования.
Сам школьный учитель, организующий музей, а также и учащиеся глубже познакомятся с богатой историей нашей страны, других стран, с прошлым разных наук. Это устраняет пробелы в знаниях, приучает работать с дополнительной литературой.
Есть несколько видов коллекционирования. Такой, к примеру, «детский», как собирание оберток от конфет. Казалось бы, не расширяет кругозора, но это только на первый взгляд. При подготовке первого полного собрания сочинений Владимира Маяковского не было некоторых стихов, созданных, когда он работал в РОСТА. Эти стихи – лозунги на обертках конфет – помогли найти коллекционеры, и они вошли в издание, т.к. других экземпляров больше не было.
Важная роль отводится филателии (коллекционированию марок и конвертов): в стране повсеместно можно встретить различные пособия, альбомы для коллекционирования советских и зарубежных марок. Задача учителя состоит в том, чтобы дать целенаправленный и комплексный подход к собирательству. Бесполезно набирать, скажем, марки все подряд, нужно собирать по какой-нибудь теме. Например, история СССР, великие ученые, животный мир, спорт, художественное творчество и др. Знание иностранных языков поможет понять надписи на зарубежных марках.
Очень интересный вид коллекционирования – нумизматика, т. е. подбор по теме советских, дореволюционных или зарубежных монет и медалей, орденов. Значение этого вида трудно переоценить: изучение денежного обращения, денежных металлических знаков, орденов и медалей помогает в изучении истории становления и укрепления экономики СССР, других государств.
К этому коллекционированию тесно примыкает еще один вид – бонистика, т. е. подбор и систематизация бумажных денежных знаков, облигаций. Пока для собирателей мало литературы, нет альбомов, не организуются добровольные общества нумизматов, хотя существует Всесоюзная организация филателистов.
Существует много других видов коллекционирования – филокартия (собирание открыток), библиофилия (подбор книг, журналов, газет), набор значков, предметов старины, статуэток, пластинок и другие.
Особенно полезно, если коллекционер, общаясь с такими же энтузиастами, постоянно пополняет свои знания, всерьез увлекается этим делом.
Следует позаботиться о создании во всех школах кружков по коллекционированию: пусть ребята свое свободное время отдают нужному и интересному делу.
2. ИЗ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ НАШЕГО КРАЯ
Газета «Призыв» (Грачевский район Оренбургской области), №141, 25 ноября 1986 года.
КАК ЖИЛИ ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ на территории Оренбургского края? Для изучения далекого прошлого, его истории в нашей области ежегодно трудятся сотни энтузиастов интересного дела – археологи. А также посланцы музеев городов, педагогических институтов.
И каждый год все больше становится экспонатов, предметов труда и быта той далекой эпохи.
Многие археологические находки на территории Оренбуржья относятся даже к ледниковому периоду (около 20—30 тысяч лет назад). Особенно наглядно видны следы обитания древнего человека около нынешнего села Идельбаево (Кувандыкский район), где была обнаружена стоянка людей древнего каменного века (палеолита).
В 1961 году около устья реки Ток в Бузулукском районе обнаружена стоянка древнего охотника и рыболова. Интересные находки – каменные ножи, кости животных – сделаны под городом Оренбургом, на реке Джарлы (Адамовский район), на берегах реки Киембай (Домбаровский район).
Селились древнейшие охотники и рыболовы у речек, жили родовыми общинами, во главе рода была женщина – хранительница очага. Огонь никогда не должен был угасать. Находили стоянки, где на одном месте люди разжигали костер в течение сотен лет. Тех, кто плохо следил за огнем (и он угасал), убивали: нравы тогда были жестокие.
Постепенно люди научились использовать шкуры убитых животных для изготовления одежды, приучать диких животных. Первыми из них спутниками человека стали собаки. Жили люди в пещерах или на берегах рек.
В настоящее время учеными выдвигается интересная гипотеза о том, что древний человек жил не в самих пещерах, а около них, используя последние как «холодильники» для хранения запасов мяса.
Постепенно менялся климат на планете. Шел к концу ледниковый период. Изменяется и жизнь древних людей. Появляются лук и стрелы, новые приемы в обработке камня – сверление, пиление и полирование.
Тогда же люди научились делать посуду из глины. Менялись и условия жизни человека: он все более удаляется от мира его бывших сородичей – диких зверей. Этот период в истории именуется неолитом (новокаменным веком). Стоянки людей этого периода найдены в Сакмарском, Новоорском, Соль-Илецком, Гайском, Тоцком и других районах.
Человек начинает использовать первый металл – медь, наступает энеолит (меднокаменный век). Найдены при раскопках медные топоры, серпы, копья, относящиеся к той эпохе. В урочище «Родниковские шишки», у реки Бердянки, найдена древняя шахта для добычи медной руды.
Интересны захоронения той эпохи, когда покойник должен был лежать на спине с подогнутыми ногами. Останки его, скелет обычно имеют красный цвет. Так было установлено, что в древности существовал обычай посыпать умерших охрой.
ЛЮДИ НЕОЛИТА ПО-ПРЕЖНЕМУ занимаются охотой и рыболовством, но много внимания уделяют изготовлению медных орудий труда как более производительных, чем каменные. В 1946 году, во время раскопок археологами у села Герасимовки было найдено деревянное колесо с отверстием для оси. Это доказывает, что в неолите развитие древнего человека продвинулось очень далеко.
Постепенно люди научились смешивать медь с оловом и изготовлять бронзовые орудия труда – более надежные по сравнению с медными. А в VIII – VII вв. до нашей эры, кроме бронзы, человек научился плавить железную руду, изготовлять предметы труда из железа.
Затем древние люди начинают заниматься скотоводством, одомашнивания диких коров, кабанов, гусей, уток.
С VII века до нашей эры территорию нашего края заселяют савроматские или сарматские кочевые племена. Их язык был одним из наречий древнеиранских языков.
Савроматы (сарматы) отличались большой воинственностью, их оружие – луки, мечи, копья, кинжалы. Вот как описывает древнегреческий историк Геродот женщин из савроматских племен: «…Савроматские женщины сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами.
Савроматы говорят по-скифски, но исстари неправильно. Что касается брачных обычаев, то вот они какие: девушка не выходит замуж, пока не убьет врага. Некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии выполнить обычай…».
О том, как жили эти племена, помогают узнать находки из курганов на территории Оренбуржья. Например, при раскопках недалеко от села Старый Кумак (Орского района), из курганов урочища Пятимары в Соль-Илецком районе, у села Прохоровки (Шарлыкский район). Здесь сделано важное археологическое открытие – находка двух серебряных блюд IV – III веков до нашей эры с надписью на древнеиранском языке – «Чаша Атромитра». Найдено было также сарматское оружие.
Неподалеку от Орска найден сосуд V века до нашей эры, имеющий сразу 4 надписи – на древнеиранском, эламском, аккадском языках, а кроме того на древнеегипетском: «Артаксеркс, фараон великий». То есть прославлялся древний правитель Персии.
Именно с сарматских племен начинается на территории нашего края распад первобытнообщинного строя. Это было и началом перехода к классовому обществу. Причины крылись в распаде древней родовой общины, зарождении имущественного неравенства, в выделении внутри племени богатых людей (знати). Тогда же возникали религиозные верования, укреплявшие власть вождей над племенем. Благодаря войнам, племена захватывали пленников, которые становились рабами.
3. НА ШКОЛЬНОМ, КОМСОМОЛЬСКОМ
Газета «Призыв» (Грачевский район Оренбургской области), №148, 11 декабря 1986 года.
Это общешкольное собрание комсомольцев было у нас необычным. Перед его началом девятиклассники выступили с импровизацией суда над империализмом. В сценической форме шел рассказ о его преступлениях, выступали обвинители. Были использованы плакаты, многие из них нарисованы школьниками.
Трибунал вынес суровый приговор империализму. Тут же состоялся сбор подписей под воззванием о борьбе за мир на земле. А на собрании шел разговор о подготовке комсомольцев к XX съезду ВЛКСМ. При этом главное внимание – тому, как налажена в школе комсомольская работа.
На собрании заслушаны комсорги каждого комсомольского класса, выступала директор школы Н. К. Маргелова. Разговор шел об учебе и причинах неуспеваемости, об инертности некоторых учащихся в общественных делах. Много говорилось и о перестройке в деятельности комсомола по воспитанию молодежи, о задачах школьных организаций. Намечены пути преодоления недостатков в ходе перестройки.
4. НУМИЗМАТИКА
Газета «Призыв» (Грачевский район Оренбургской области), №151, 18 декабря 1986 года.
ЭТО – ОДНА ИЗ ОБЛАСТЕЙ исторической науки, которая исследует, квалифицирует и изучает монеты и медали, чеканенные как в нашей стране, так и за рубежом. Само слово «нумизматика» переводится с греческого как «монета».
Основными задачами собирателей, самой нумизматики являются поиск и выявление новых монет и медалей, старинных орденов, неизвестных еще науке. А также углубленное изучение определенной эпохи по монетным памятникам культуры.
Наиболее полное и комплексное изучение (особенно древних монет) возможно только с методологических позиций современной науки, когда вместе с изучением монет исследуется эпоха, в которую чеканились эти монеты, общественно-экономический строй древних государств, положение народных масс.
Нумизматика выясняет конкретные формы монет той или иной эпохи, методы чеканки.
Даже в настоящее время существуют очень интересные формы монет: с отверстием в центре – (Папуа – Новой Гвинеи), с волнистым гуртом (Пакистан), квадратные – на островах Фиджи и многие другие.
Нумизматика постоянно в контакте с другими вспомогательными историческими дисциплинами – историей финансового дела, историей искусства, мифологией, геральдикой и др. Поэтому создание научной нумизматической коллекции приобретает важное значение.
Нумизматика появилась давно, еще в эпоху рабовладельческого строя в Древней Греции и Древнем Риме. Но особый подъем коллекционного дела наметился в средние века. Крупным специалистом и любителем нумизматики был знаменитый поэт из Италии Петрарка. Однако в ту эпоху нумизматика еще не была наукой в полном смысле слова: занимались любители коллекционированием для себя.
Только в XIX веке она приобретает характер научных поисков. В России коллекционирование монет начинается в XVII веке, но расцвет нумизматики намечается в начале XVIII века. Например, в основанной Петром I «Кунсткамере» уже в 1742 году имелось 28 862 монеты.
Богатая коллекция монет находится в Эрмитаже. Большой размах нумизматика приобрела после революции. В 1918 году создается комиссия по нумизматике при Академии наук.
В целом советские нумизмату внесли ценный вклад в разработку многих проблем монетного дела: исследования по античным, западноевропейским, российским монетам, классификация кладов, определение года чеканки и др. В 1979 году была создана Нумизматическая комиссия СССР. Постоянно издаются специальные монографии, работы и журналы. Например, «Советский коллекционер» (выходит один раз в год).
Нумизматические коллекции сосредоточены: в Эрмитаже (в Ленинграде), Государственном Историческом музее в Москве. Музее изобразительного искусства имени А. С. Пушкина в Москве и других.
Постоянно развиваются связи советских коллекционеров с энтузиастами этого дела за рубежом, особенно в социалистических странах. Устанавливаются совместные выставки монет, проводятся международные нумизматические конференции.
5. В ГОДЫ ПЕРВОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Газета «Призыв» (Грачевский район Оренбургской области), №154, 25 декабря 1986 года.
Из истории района
СОБЫТИЯ «КРОВАВОГО ВОСКРЕСЕНЬЯ» 9 января 1905 года всколыхнули всю страну: на борьбу с самодержавием поднялись угнетенные классы – пролетариат, крестьянство, а также передовая интеллигенция. В промышленно развитых районах страны эта борьба приняла самые острые формы – возведение баррикад, создание Советов, ниспровержение царских властей. Но как проходила борьба в крестьянских районах страны, непосредственно в Самарской губернии, Бузулукском и Бугурусланском уездах? Об этом можно узнать из архивных документов.
Из рапорта Бузулукского уездного исправника самарскому губернатору о волнениях крестьян в с. Пронькино Пронькинской волости, Бузулукского уезда (15 ноября 1905 года).
«Пристав 4-го стана донес мне, что 10 сего ноября проездом по делам службы по стану он был в с. Пронькино той же волости, где утром к волостному правлению собралась куча людей, десятка два местных крестьян и под руководством крестьянина с. Пронькино Василия Андреяновича Босова стала требовать у волостного старшины и сельского старосты отчета о сдаче податных денег, добавляя при этом, что подати манифестом прощены.
На разъяснения и увещевания пристава предводитель толпы Босов, а с ним и другие крестьяне начали возражать, что им ни старшину, ни старосту не надо, так как они теперь граждане, подати им прощены, а старшина и староста, собранные подати неизвестно куда дели и, кроме того, запрещают делить общественный лес…
Уездный исправник ПОПОВ».
(«Революция 1905 – 1907 гг. в г. Самаре и Самарской губернии». Документы и материалы. Куйбышевское кн. изд., 1955, стр.229).
В годы первой революции в России практиковались среди крестьян поджоги помещичьих имений, самовольные порубки леса; выдвигались требования раздела земли. И что интересно – были антивоенные призывы – закончить войну с Японией. Ведь многие рабочие и крестьяне Оренбуржья были мобилизованы в действующую армию и сражались где-то в Маньчжурии.
Каковы цели этой войны и зачем она вообще нужна, крестьяне не знали. И справедливо требовали от царского правительства прекращения войны с Японией.
В деревнях распространялись листовки членами только что образовавшейся в марте 1905 года оренбургской группы РСДРП,
Вот как звучат слова одной из листовок оренбургской группы РСДРП «К обществу»:
«Решительный момент наступил. По всей России льется кровь: в Москве, Петербурге, Лифляндии и т. д. То рабочий радостно вышел на давно желанный открытый бой! Он понес свою жизнь на алтарь свободы. И в эти минуты, кто не за народ, тот против народа! Кто безучастен, тот отдаляет неизбежный конец. Эту измену искупит лишь новое море крови!
Граждане! Примыкайте к народному движению, пока волна народного негодования не отбросила вас в сторону. Поддержите народ в его великой борьбе: голодный воин революции требует вашей помощи!
(Из фондов Центрального государственного архива).
Кроме листовок большевики распространяли революционные брошюры и воззвания.
В Бугурусланском и Бузулукском уездах крестьянское движение развивалось очень активно, ибо здесь были, в основном, помещичьи уезды. За годы революции 1905 – 1907 гг. в Бузулукском уезде в революционном движении участвовало свыше 83 процентов волостей, а в Бугурусланском – более половины.
Из сводки Самарского Губернского Жандармского Управления о крестьянском движении в Самарской губернии в 1905 году.
«Нападение крестьян с. Могутова той же волости на усадьбу землевладельца с разрушением каменной стены.
Вымогательство денег от управляющего винокуренным заводом дворянки Кошкаровой близ г. Бузулука, с угрозой разгромить завод.
В имении Аржанова в Таллинской волости крестьяне д. Яковлевки и Александровки рубят и увозят лес, оказывают вооруженное сопротивление объездчикам Аржанова, причем одному нанесли побои…
Увоз сена и рубка леса Таллинского-Ключегорского женского монастыря крестьянами д. Тростянки.
Рубка леса в имении Алашева при д. Усакле и с. Таллах крестьянами Тростянки и Талл».
В документе упомянуты и такие действия, как рубка Бузулукского казенного бора, угроза разгромить казенный лесопильный завод крестьянами с. Колтубанки, Елшанки и Палимовки. Рубка казенного леса Пронькино-Тоцкого лесничества крестьянами с. Баклановки, Пронькина, Маховки и Каменной Сармы.
А вот сообщения о выступлениях крестьян по Бугурусланскому уезду:
«В имении Плешанова в Юмуран-Табынской волости крестьяне Бугурусланского уезда, Натальинской волости, с. Никольского и д. Никольской рубят лес с оказанием объездчикам вооруженного сопротивления.
Крестьяне д. Софьевки самовольно разобрали хлеб из общественного магазина и самый магазин продали.
Выжжены постройки в усадьбе землевладельца Х. Х. Роппа при д. Борисовке, Дурасовской волости, скот разобран, и хлеб около 7000 пудов развезен…»
КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ в 1905 – 1907 гг. развернулось по всей стране. Те порядки, которые существовали в деревнях и селах, не устраивали крестьянские массы. Положение в сельской местности было критическое: кабала кулаков и помещиков, разорение, безграмотность крестьян, физические расправы и мордобой. Все это привело к росту революционной активности крестьян, охваченных агитационной работой большевиков, их борьбы за лучшую жизнь.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги