Об авторе:
Андреева Ольга Борисовна – адвокат с высокой квалификацией и большим опытом работы в сфере гражданского, жилищного, семейного и иных отраслей права, а также административного и уголовного права.
В 1993 году окончила дневное отделение юридического факультета Томского государственного университета по специальности правоведение.
Имеет большой практический опыт работы в правоохранительных органах города Новосибирска:
8 лет в качестве судьи, в том числе в качестве федерального судьи по гражданским и административным делам;
более 15 лет в качестве адвоката (с декабря 2008 года по настоящее время как адвокат специализируется только на гражданских и административных делах различных категорий, работе с гражданами и юридическими лицами).
Адвокат Ольга Андреева о своей работе:
«Я люблю свою работу и для меня адвокатская практика – это любимое дело, а не исполнение набора обязанностей.
Есть только две профессии, которые позволяют юристу работать совершенно автономно, без вертикального подчинения, самостоятельно определяя направления и объем работы, и одна из них – профессия адвоката.
Для меня это лучшая профессия, поскольку именно в этом качестве мне уже удалось реально помочь сотням людей. Слова благодарности, которые я слышу от своих клиентов почти ежедневно, обращения людей ко мне за помощью по рекомендациям от моих клиентов – самая значительная профессиональная награда.
Мне дорог каждый мой клиент и каждый из них вправе рассчитывать на полную самоотдачу с моей стороны, на максимум моих профессиональных возможностей, когда речь идет о защите их интересов!»
Предисловие
Сегодня уже трудно найти семью, которая не имела бы машины. Поэтому вполне объяснимо, что ежедневно тысячи людей продают и покупают автомобили. Разные автомобили. Часто – очень недешевые. И каждый раз мы надеемся, что машина окажется именно такой, какую мы планировали приобрести – именно того качества, на которое мы рассчитывали, без любых правовых обременений и проблем. Каждый раз мы верим, что кто угодно может купить машину, которая окажется залоговой, только не мы. А выясниться это может и через год, и через два. Спросите, где? Да, обычно, в суде, где "счастливый обладатель" такого авто оказывается ответчиком по иску банка-залогодержателя об истребовании автомобиля. Того самого, на который он так долго копил деньги, того самого, о котором он мечтал.
А еще мы даже не думаем, что нам может попасться машина с перебитыми номерами. Нам и в кошмарном сне не может присниться, что у нас изъяли купленное нами авто, поместили его на штрафстоянку, а в отношении нас же возбудили уголовное дело по факту подделки идентификационного номера ТС.
Но в силу своей работы я с такими людьми сталкиваюсь часто… Не нужно иметь слишком развитого воображения, чтобы представить, в каком подавленном состоянии они пребывают и сколько здоровья у них отнимают эти машины. Но на самом деле – не машины, а их же собственная неосмотрительность и нежелание даже предположить наличие потенциальных проблем с приобретаемым авто. Вот лишь некоторые из писем, пришедших мне на электронку от таких «везунчиков»:
«…Помогите!!! Купил машину Mazda СХ – 7 с переваренными номерами кузова и перебитым движком, машину забрала полиция, что делать не денег не машины??? …»
«… купил авто говорят две последние цифры перебиты. В России 2 хозяина, оба на связи никто из них не перебивал. Машина из Германии, растаможивалась и ставилась 2 раза и снималась два раза. При моей постановке говорят перебиты. Что делать?…»
«…Машине 15 лет, из Германии, растаможивалась уже с перебитыми номерами кузова. Я – вторая владелица, то есть купила и поставила ее на учет уже в таком виде. Что делать? хочу продать, как ?…»
«… сегодня получил иск в суд, из которого узнал, что Honda CRV, купленная мной на авторынке два года назад, оказалась в залоге у банка по чьему-то кредиту … Я в шоке, просто не знаю, что делать. Банк просит истребовать у меня эту машину. ПОМОГИТЕ!…»
… И это только капля в море бесконечных слёз «счастливчиков», которым не повезло купить залоговую машину или авто с перебитыми номерами. Ко мне на личный прием клиенты с такими проблемами стали обращаться все чаще и чаще…
Убедила вас задуматься над тем, что проблема купить «чистую» машину есть? Отлично!
Как же избежать всех проблем и максимально обезопасить себя при покупке автомобиля? Это действительно проблема. Я вас точно расстрою, поскольку скажу, что на 100% гарантировать себя от названных недостатков автомобиля (а это именно недостатки, поскольку сам автомобиль является товаром) при его приобретении просто невозможно. Даже если Вы покупаете автомобиль в салоне! Я абсолютно ответственно это заявляю, как давно практикующий в этой сфере юрист. Просто поверьте мне, поскольку я изначально придерживаюсь принципа никогда и ни в чем не обманывать своих клиентов. Кстати, не только клиентов.
Но сделать, по крайней мере, все от вас зависящее, чтобы не попасть в идиотскую ситуацию при покупке авто и бесконечно не обвинять себя в том, что Вы с вероятностью 90% могли её предотвратить, но не предотвратили, вы просто обязаны. И отличным помощником, уверена, здесь станет для вас эта работа.
Итак! Перед вами практическое руководство, четкий и ясный инструктаж о том, какие конкретно действия вам необходимо предпринять:
покупателю автомобиля – чтобы не приобрести проблемный автомобиль
владельцу проблемного автомобиля – как максимально эффективно решить свои проблемы.
Друзья, я писала эту книгу для вас с удовольствием и желанием помочь хотя бы кому-то (может быть, конкретно Вам?..) не оступиться и не купить автомобиль, который не украсит, а только омрачит вашу жизнь бесконечными походами «за правдой» в правоохранительные органы.
Итак, вперед!!!
Покупателю автомобиля:
Хотите максимально обезопасить себя при покупке автомобиля? Сделайте эти ТРИ ШАГА!
Шаг первый: Проверяем автомобиль на залоговые обременения
Во-первых, чем они так опасны, эти обременения, спросите вы? Да тем, что купленный вами на честно заработанные деньги автомобиль могут у вас отобрать по решению суда по иску банка об истребовании предмета залога (автомобиля!). Как и по иску любого залогодержателя этого автомобиля…
Дело в том, что залог всегда является обеспечительным обязательством к другому обязательству – основному, и призван гарантировать его исполнение (ст. 334 Гражданского кодекса РФ). Залог может обеспечивать, в принципе, любые возмездные обязательства, но чаще всего, конечно, залогами подкрепляются кредитные, заемные договоры с банками. Залогодателем, кстати, может быть как сам должник по кредитному договору, так и третье лицо.
Уже давно распространена схема мошенничества с кредитными автомобилями, тем более, что банки охотно такие кредиты выдают. Охотно, потому что залог автомобиля гарантирует возврат кредита, поэтому банк ничем не рискует, выдавая его. Или почти ничем (имея в виду, что автомобиль может быть поврежден вплоть до утраты им своей потребительской стоимости). Кредит можно взять как на покупку нового автомобиля, так и бывшего в употреблении. Машина может быть куплена и у автодилера по программе автокредитования, разницы никакой.
Мошенники этим легко пользуются и, купив в кредит автомобиль с небольшим первоначальным взносом за него (в основном, до 20%), выставляют его на продажу за полную стоимость, поимев, т.о., от 80% стоимости автомобиля. После чего кредит, как вы уже догадались, выплачивать банку благополучно перестают. Банк же не всегда забирает на хранение ПТС, но если это и происходит, жулик, как собственник автомобиля, пишет заявление в ГИБДД о выдаче ему дубликата ПТС в связи с утратой по той или иной причине (потерял, украли и т.п., на что хватит фантазии). Т.о., никаких формальных препятствий к продаже авто нет.
Купив залоговый автомобиль, вы почти всегда рискуете заполучить статус ответчика в суде по иску банка об истребовании у вас залогового автомобиля. Ранее, к тому же, суды общей юрисдикции и арбитражные суды вопрос об истребовании залоговых автомобилей у добросовестных приобретателей решали по-разному.
Практика арбитражных судов с 17 февраля 2011 года складывалась в пользу покупателей залоговых автомобилей:
« …Исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости (пункт 2 статьи 6 ГК РФ), не может быть обращено взыскание на заложенное движимое имущество, возмездно приобретенное у залогодателя лицом, которое не знало и не должно было знать о том, что приобретаемое им имущество является предметом залога. При этом суды должны оценивать обстоятельства приобретения заложенного имущества, исходя из которых покупатель должен был предположить, что он приобретает имущество, находящееся в залоге. В частности, суды должны установить, был ли вручен приобретателю первоначальный экземпляр документа, свидетельствующего о праве продавца на продаваемое имущество (например, паспорт транспортного средства), либо его дубликат; имелись ли на заложенном имуществе в момент его передачи приобретателю знаки о залоге (пункт 25 Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 года № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о залоге… »).
Подход судов общей юрисдикции был прямопротивоположным только что описанному подходу системы арбитражных судов…
«… такое основание к прекращению залога, как приобретение заложенного имущества лицом, которое не знало о его обременении залогом, не указано и в статье 352 ГК РФ, регулирующей прекращение залога. Следовательно, переход права собственности не прекращает право залога, поскольку правопреемник залогодателя становится на его место. При этом не предусмотрено каких-либо исключений, позволяющих освободить лицо, приобретшее заложенное имущество, от перешедших к нему обязанностей по договору залога на основании того, что при заключении договора купли-продажи оно не знало о наложенных на имущество обременениях… » (см. Определения Верховного Суда РФ от 10 апреля 2007 года N 11В07-12, от 20 марта 2012 года N 16-В11-24 и другие).
С 1 июля 2014 года действует новая редакция ст. 352 Гражданского кодекса РФ, регламентирующая основания прекращения залога, в соответствии с пунктом вторым части первой которой залог прекращается если заложенное имущество возмездно приобретено лицом, которое не знало и не должно было знать, что это имущество является предметом залога.
Судебная практика придерживается такого подхода в части квалификации покупателя автомобиля как добросовестного приобретателя (ч. 1 ст. 302 ГК РФ).
Президиум Верховного Суда РФ в Обзоре судебной практики № 1 за 2015 год (утвержден 4 марта 2015 года) при ответе на Вопрос № 4 указал, что Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 367-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" изменена редакция ст. 352 ГК РФ. Согласно подп. 2 п. 1 данной статьи залог прекращается, если заложенное имущество возмездно приобретено лицом, которое не знало и не должно было знать, что это имущество является предметом залога. В соответствии с пп. 1, 3 ст. 3 Федерального закона N 367-ФЗ измененные положения ГК РФ вступают в силу с 1 июля 2014 г. и применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу этого федерального закона. Поскольку правоотношения, регулируемые подп. 2 п. 1 ст. 352 ГК РФ, возникают в связи с возмездным приобретением заложенного имущества по сделке, указанная норма применяется к сделкам по отчуждению заложенного имущества, которые совершены после 1 июля 2014 г.
Т.о., если договор купли-продажи спорного автомобиля заключен после указанной даты, залог прекращается с момента его заключения по основанию подп. 2 п. 1 ст. 352 ГК РФ. Правда, при условии, что покупатель не знал и не должен был знать, что автомобиль является предметом залога.
К сделкам, совершенным до 1 июля 2014 года, применяется ранее действовавшее законодательство с учетом сложившейся практики его применения. Справедливо?… Нет, но таков подход судебной практики к разрешению подобных вопросов в принципе.
Что значит «не знал и не должен был знать»?
В силу разъяснений, данных в абз. 3 и абз. 4 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следует иметь в виду, что бремя доказывания статуса добросовестного приобретателя при рассмотрении судами дел по искам об истребовании автомобилей залогодержателями возложено на самих покупателей.
С 2014 года на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты начал формироваться реестр уведомлений о залоге движимого имущества, сведения в котором носят публичный характер (www.reestr-zalogov.ru).
Автомобили квалифицируются как движимое имущество и сведения об их залоговых обременениях содержатся в этом реестре.
Подача нотариусу уведомления о залоге движимого имущества (в том числе, о залоге автомобилей) является делом сугубо добровольным как со стороны залогодателя, так и со стороны залогодержателя. И только в случае, если случае, если договор о залоге движимого имущества или иной договор, содержащий условия о залоге движимого имущества, нотариально удостоверяется, уведомление о залоге движимого имущества направляется в обязательном порядке.
Судебная практика при разрешении дел об истребовании залоговых автомобилей исходит из того, что если при заключении договора купли-продажи покупатель сделал запрос в реестр залогов и сведений о залоге приобретаемого автомобиля в нем не оказалось, априори покупатель доказал свою добросовестность. Оговорюсь, что при отсутствии иных доказательственно подтвержденных сведений, свидетельствующих об обратном.
Большая проблема состоит в том, что действующим законодательством, вопреки здравому смыслу, не предусмотрена обязательная регистрация залога автомобилей (ни в регистрационных подразделениях доблестной ГИБДД, ни в какой-либо специальной базе данных). Это тем более, странно, что сами автомобили регистрируют. Соответственно, в отсутствие государственной регистрации залога или требования об обязательном регистрации залога в названном реестре нотариата, убедиться с достоверностью в 100%, что перед вами автомобиль, не обремененный залогом, невозможно.
Но в большинстве случаев по косвенным признакам выявить залоговый автомобиль все же можно с довольно большой вероятностью.
Каким образом?…
Итак, теперь несложная четкая инструкция на тему:
Как распознать залоговый автомобиль?
сделайте запрос в реестр уведомлений о залоге движимого имущества www.reestr-zalogov.ru, убедитесь, что интересующего вас автомобиля в этом реестре нет.
«Пробейте» по этому реестру не только автомобиль, и собственника автомобиля, поскольку имущество продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность, может быть заложено полностью, без идентификации (п. 2 ст. 339 ГК РФ). В этом случае вы не найдете сведений о залоге по идентифицирующим автомобиль данным.
попросите у продавца паспорт, оригиналы свидетельства о регистрации ТС и паспорта транспортного средства (ПТС), а также полис КАСКО и убедитесь в следующем:
перед вами – собственник автомобиля, а не лицо, действующее по его доверенности (часто залоговые авто продаются не собственниками, а доверенными лицами на основании договора поручения);
у продавца имеется оригинал ПТС (поскольку банки часто забирают на хранение оригиналы ПТС залоговых автомобилей и мошенники представляют покупателям их дубликаты). На дубликате обязательно имеется отметка о том, когда и каким подразделением ГИБДД он выдан, а также штамп «ДУБЛИКАТ».
Иногда банк ставит в ПТС свою отметку о том, что автомобиль является залоговым, посмотрите, нет ли такой отметки.
Если дубликат выдан взамен сданного ПТС, а не взамен утраченного, то ничего страшного. Об основаниях выдачи ПТС также должна быть отметка. Если её нет – откажитесь от покупки этого автомобиля;
в полисе КАСКО нет отметки об обременении автомобиля залогом (иногда и там эти отметки бывают)
посмотрите, сколько времени ваш продавец автомобиля является его собственником, особенно если автомобиль куплен у автодилера (если автомобиль принадлежит продавцу незначительное количество времени – от нескольких дней до шести месяцев, с большой вероятностью данный автомобиль кредитный). Дату совершения договора купли-продажи автомобиля вы найдете в техпаспорте.
Если продавец автомобиля купил его в автосалоне, не поленитесь заехать в этот автосалон (указан в ПТС как предыдущий продавец!) и узнайте, приобретен ли автомобиль в кредит или за наличные. Если в кредит, рассчитался ли за него ваш продавец? У самого собственника авто до поездки к дилеру попросите документы об оплате за авто. Не стесняйтесь задавать эти вопросы и требовать указанные документы, выказывая недоверие продавцу, ведь речь идет о ваших деньгах! Не доверять незнакомому продавцу автомобиля нормально, и если ваши вопросы и просьбы показать все названные документы вызывают раздражение, просто откажитесь от покупки данного автомобиля. Вряд ли он так уникален в сравнении с вашими эксклюзивными деньгами!
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги