Книга Рассказы для любознательных ребят. Все, что вашему ребенку действительно интересно. Сборник - читать онлайн бесплатно, автор Лилия Шайхатарова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Рассказы для любознательных ребят. Все, что вашему ребенку действительно интересно. Сборник
Рассказы для любознательных ребят. Все, что вашему ребенку действительно интересно. Сборник
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Рассказы для любознательных ребят. Все, что вашему ребенку действительно интересно. Сборник

Рассказы для любознательных ребят

Все, что вашему ребенку действительно интересно. Сборник

Лилия Ильгизаровна Шайхатарова

© Лилия Ильгизаровна Шайхатарова, 2016


ISBN 978-5-4483-5256-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Благодарность

Выражаю огромную благодарность моим родителям, папе Ильгизару и маме Луизе, за то, что очень многому меня научили. А еще за их бесконечную любовь, искреннюю веру и поддержку.

Я также очень признательна сыну Анвару и мужу Артуру за участие в подготовке книги и слова поддержки.

Благодарю Абикай, брата Тимура, тетю Нурию, сестренку Дину и подругу Олесю за интерес, проявленный к моему труду.

Большое спасибо всем-всем, кто помог реализовать мои детские мечты.

Рассказы для любознательных ребят

Посвящается светлой памяти бабая Тимерхана, бабая Ислама и абикай Разие

Древние славяне

Иван Петрович – это мой дедушка. Дедушка как дедушка, старенький, с длинной белой бородой и в больших круглых очках. Каждый день он встает ровно в пять утра, делает зарядку, а потом смотрит новости и садится читать.

Он постоянно читает книги, много читает, а еще – разные научные журналы. И при этом он помнит все-все, что когда-либо прочел. И всегда с большим удовольствием, а главное, невероятно легко и увлекательно обо всем этом рассказывает мне.

Я сказал дедушке:

– Сегодня я буду слушать тебя не один.

И как раз в этот самый момент раздался дверной звонок, к нам пришел наш сосед Мишка – это мой одноклассник и самый лучший друг. Мишка быстро скинул шапку, ловко управился с пальто, снял обувь, и, пройдя в комнату, он громко и задорно произнес:

– Здравствуйте, Иван Петрович! Как поживаете?! – Мишка тут же протянул деду правую руку.

Дед крепко сжал ее, добродушно поздоровавшись с гостем, и дал как всегда бодрый утвердительный ответ:

– Лучше всех! – указав при этом Мишке на кресло возле себя.

– Ну что, хлопцы, готовы слушать рассказ о прошлом? Наша история сохранила множество славных имен…

Мы одобряющее кивнули.

Дедушка начал свой рассказ. Он говорил спокойным, плавным голосом. Глаза его излучали мудрость и доброту.

– Своя история есть у каждого человека… – начал он издалека. – Владение знаниями о прошлом – это признак разумности, – продолжал дед, ласково потрепав меня по голове. – События прошлого влияют на нашу сегодняшнюю жизнь. Жизнь развивается по законам, которые складываются веками, и время каждый раз подтверждает их правоту. Да, было всякое… и жестокие войны, разорительные нашествия, распри и упадок, – дед тяжело вздохнул. – Но были и времена подъема, боевых побед и культурных достижений, – глаза его вновь засверкали от счастья. – Знать историю – это не значит помнить наизусть все даты и события, все выучить просто невозможно. Главное здесь – научиться понимать смысл происходящего.

И Иван Петрович, подбадривая, подмигнул моему товарищу.

– Славяне, слышали о таких?! Этому народу принадлежит важная роль в истории Европы. Историки, археологи и лингвисты до сих пор не могут прийти к общему мнению, так все еще и спорят о том, когда и где сформировался славянский народ. Когда-то предки славян занимали территорию от верхнего течения Эльбы (Лабы) до среднего течения Днепра. Но со временем они расселились в разные стороны, разделившись на три ветви: западных, восточных и южных славян. Ветвь западных славян – это чехи, словаки, поляки. Восточные славяне – предки русского, украинского и белорусского народов. К южным славянам относятся болгары, сербы, хорваты и некоторые другие народы. Древние славяне жили родовым строем, то есть все они были кровными родственниками. А слово «государство» вам знакомо? – Иван Петрович взял паузу, ожидая от нас ответа.

– Знакомо, – неуверенно ответил Мишка.

А я добавил:

– Знакомо-то знакомо, давно как знакомо. А вот что оно означает, и знать не знаем. Расскажи, а деда!

Дедушка добродушно рассмеялся.

– Эх вы, отличники! Пятерки-то за что вам ставят? Государство – это, мои хорошие, организация общества. Политическая организация общества с определенной формой правления. Монархия, скажем, или республика. Но о республиках и монархиях, мы с вами еще побеседуем, – он вновь ласково подмигнул нам, глядя на Мишку.

Дед продолжил свой рассказ.

– Так вот, хлопцы, запомните: основы первых государств были заложены все ими же – славянами. В VI – VII веках отдельные славянские племена стали объединяться в союзы племен, заложив тем самым основы первых государств. Что еще интересного можно вам поведать, хлопцы? – Иван Петрович коснулся бороды и погрузился в воспоминания. – Славяне путешествовали по рекам и морям на больших ладьях под парусом.

– Ого, вот это да! – Мишка был восхищен услышанным и тут же выпалил: – А я знаю, что такое ладья! Это лодки такие, верно?

– Верно! – подтвердил кивком головы дед.

– Кто ж не знает, что это лодки. Все знают, – буркнул я, досадуя, что Мишка опередил меня с ответом.

– Ну, полно, полно щеки дуть, – ободрил меня дед. – Как известно, на обиженных воду возят, – с улыбкой произнес он и вновь подмигнул Мишке.

Я сразу же представил, как на меня взвалили два огромных ведра воды, и вот я, сгорбившись под тяжестью этой невыносимой ноши, плетусь медленно вперед… На душе стало от этого очень грустно, но я мигом пересилил себя – и перестал обижаться.

Не прошло и пяти минут, как след от моей обиды и вовсе безвозвратно растворился в уголках нашей комнаты. И мы уже как и прежде были с Мишкой лучшими друзьями. А Мишка, как выяснилось позже, даже не уловил мои пятиминутные перепады настроения. Он внимательно слушал Ивана Петровича и не сводил с него глаз ни на минуту, боясь пропустить что-то очень интересное в его словах и жестах.

– Алексей! – обратился ко мне по-отцовски дед. – Как ты думаешь, Алексей? – он снова назвал меня по имени, поднимая мой авторитет в глазах друга, – с чем еще может быть связано образование славянских государств? Как ты сам считаешь?

Я задумался. В голове разом возникла тысяча мыслей, и как всегда ни одной такой, которую бы не стыдно было произнести вслух. Я почесал затылок. Потом подумал еще минуты две. И все же решил сделать предположение:

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги