Книга Приход № 13 (декабрь 2014). Введение во Храм - читать онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Приход № 13 (декабрь 2014). Введение во Храм
Приход № 13 (декабрь 2014). Введение во Храм
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Приход № 13 (декабрь 2014). Введение во Храм

Приход № 13. Введение во Храм

Навигатор

Открываем газету календарной историей про Андрея Первозванного. В миссионерской рубрике рассказ из далекой Мексики, о том, как многодетная семья, бросив обычный образ жизни, занимается сложными подростками в, наверное, самом бандитском районе страны – Тихуане. Священник Томас Хопко продолжает знакомить нас с особенностями служения литургии и на этот раз говорит о том, зачем так много поминаний во время богослужения, и что такое поминание вообще. В завершении «Миссионерской школы» забегаем немного вперед и смотрим на январский праздник еще одного апостола. Как это, поклоняться веригам Петра?

Евангелие и Апостол как обычно встречаем в лекциях и проповеди архимандрита Ианнуария Ивлиева. Для рассмотрения берем не такой уж простой эпизод Богоявления. Разбираемся, где в повествовании евангелиста Луки факты, а где – образы.

Очень сложный и трогательный текст в «Полемике». Что делать, если убили ребенка? Можно ли простить и понять убийцу, его родителей? Как жить с этой ношей? Можно ли увидеть свет в самом страшном кошмаре любых родителей?

В рубрике «Вызов» философ Максим Горюнов задается важными вопросами, связанными с жизнью современной российской церкви. Еще размышляем, совместим ли национализм – в любом виде – с православием. А вы как думаете?

Миссионерская школа

Календарь

Юрий Рубан, кандидат исторических наук, кандидат богословия, доцент СПбГУ


Листая декабрьские страницы Православного календаря (декабря по новому стилю, по которому мы реально живем), невольно задерживаешь взгляд на имени апостола Андрея (13 декабря). Как и в случае с «Осенней Казанской», эта дата имеет не только церковное значение. Без сомнения, каждый слышал об Андреевском ордене и видел (хотя бы на экране телевизора) Андреевский флаг, украшающий наши суда. Многие знают, что в своих неутомимых миссионерских путешествиях апостол пересек границы Вселенной, Ойкумены, как называли тогда Римскую империю, и посетил берега Днепра, а затем побывал еще и в Новгородских землях, почему и стал позднее «Патроном Руси-России»… Многие образованные люди относят эти сказания лишь к области наивной христианской мифологии, забывая, что такие национальные легенды – не плод мистификатора одиночки. В их основе должна лежать какая-то импонирующая народному сознанию реальность, лежащая если не в области исторической фактологии, то в области веры и национального самосознания, формирующегося по своим особым законам… Так как же относиться к этой легенде, почему галилейский рыбак стал нашим национальным покровителем? Спросим об этом у постоянного автора, не раз бывавшего в том месте на берегу Волхова, где апостол Андрей водрузил свой посох

Апостол Руси

Действительно, апостолом Руси-России и наших северных земель мы издавна считаем Андрея, брата Петра, родом из Вифсаиды, городка на северном берегу Галилейского озера. Его память – 30 ноября (13 декабря по новому стилю) и 30 июня (13 июля), в праздник Собора 12-ти апостолов.

Еврейское имя апостола неизвестно, а его греческое имя Андрэас переводится как «мужественный», «храбрый». Первоначально он был рыбак, а затем стал учеником Иоанна Крестителя. В списке двенадцати апостолов Андрей значится среди четверых наиболее близких Христу учеников; причем, его призвание одним из первых (см. Матфей 4:18) или даже первым (ранее брата, – см. Иоанн 1:35–42), обеспечило ему имя «Первозванный» (по-гречески Протоклетос). Последние упоминания об Андрее Первозванном в Новом Завете – в рассказе о приходе в Иерусалим греков, хотевших видеть Христа (Иоанн 12:20–34), и в начале Книги Деяний Апостольских. По преданию (апокрифические «Деяния Андрея» и др.), он получил в апостольский удел северные земли Римской империи («Скифию») и проповедовал христианство балканским и причерноморским народам. Вернувшись в Грецию, апостол Андрей был схвачен и распят в Патрах по приказанию проконсула Эгея. При этом отмечается, что брусья его креста не были перпендикулярны друг ко другу, но оказались сбиты наискось, как латинская буква X (икс). Такой крест поэтому стали называть Андреевским.

Честная глава и частицы креста апостола Андрея хранятся в городе Патры (Греция), в соборе его имени. Другие части мощей находятся в итальянском городе Амальфи, куда их перенесли из Константинополя, и в монастырях Афона. Десница (правая рука) апостола Андрея с 1644 года находилась в Успенском соборе Московского Кремля. В настоящее время она хранится в Богоявленском соборе в Москве.

Апостол Византии и Руси

Формирование легенды об Андрее Первозванном проходило в русле интересов большой церковной политики. Престиж древнейших центров Христианства был связан с их рангом «Апостольских церквей», т. е. Церквей, основанных самими апостолами (Рим – кафедра ап. Петра, Александрия – кафедра ап. Марка, и т. д.). Когда же портовый городок Византий на Босфоре, не имевший подобной истории, по воле имп. Константина Великого стал в 330 году Новым (Вторым) Римом (Константинополем), столицей Римской империи и центром Восточного Христианства (позднее – Православия), спорившим за первенство с «католическим» Первым Римом, – то для утверждения авторитета ему понадобилась аналогичная история. (Константинопольских патриархов считали «выскочками», обязанными своим возвышением лишь имперской политике, не только в Риме, но и на Востоке, особенно в Александрии Египетской, долго бывшей второй – после Рима – по чести кафедрой во всем христианском мире.) Поэтому возникло сказание о пребывании Андрея Первозванного в городке Византий и посвящении им первого епископа этого города Стахия, «апостола от Семидесяти».

Когда же в зону византийского Православия вошла Русь (позднее ставшая главной православной державой), возникла необходимость отождествить «скифов», которым проповедовал Андрей Первозванный, со славянами. Поэтому в «Повесть временных лет» (начало XII века) была внесена киевская «Легенда об Андрее», заставившая его пройти по территории будущей Руси, благословить пустынный днепровский берег, водрузив на нем крест, и предсказать возникновение Киева.

«<…> И сказал [ап. Андрей] бывшим с ним ученикам: «Видите ли эти горы? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу». Затем он побывал даже в новгородских землях и подивился русскому обычаю обливаться в бане квасом и хлестать себя до полусмерти вениками, о чем рассказал, придя в Рим.»««Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав это, удивлялись» (Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII века. М., 1978, с. 27, – пер. Д. С. Лихачева). Этот последний, анекдотический, эпизод легендарного путешествия носит явно издевательский антиновгородский характер: Киев и Великий Новгород с самого начала были двумя соперничающими центрами русской государственности и культуры.

Киевская Русь увидела в Андрее Первозванном покровителя государственности. В 1030 году Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей; в 1086 году он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В XIII веке на месте проповеди апостола Андрея и водружения им креста в Киеве была построена Крестовоздвиженская церковь, а в 1744 году на этом месте возвели каменный храм во имя апостола Андрея по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли.

В конце XI века появляется первый храм во имя апостола Андрея в Новгороде. Через некоторое время здесь происходит дополнение сказания о посещении Андреем будущих русских земель, читаемое в «Повести временных лет». Согласно местным новгородским преданиям, вошедшим в «Степенную книгу» (1560–1563), Андрей, придя в «землю словен», проповедовал слово Божие, а затем «водрузил» и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине». Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Константинополь (Новый Рим, или Царьград, который появился лишь через три столетия после ап. Андрея!) (Полное собрание русских летописей. Т. 21. Ч. 1, с. 73).

О жезле апостола Андрея из села Грузино подробнее говорится в житии преподобного Михаила Клопского, которое было составлено в Новгороде в 1537 году боярским сыном В. М. Тучковым по поручению святителя Макария, бывшего в 1526–1542 годах архиепископом Новгородским. Тогда же, вероятно, было написано Похвальное слово Андрею Первозванному «и о монастыре, рекомом Грузино». Позднее село Грузино было подарено императором Павлом I графу Алексею Андреевичу Аракчееву, превратившему его в образцовое поместье († 21.04.(3.05).1834; был похоронен там же). Здесь, на красивом высоком берегу реки Волхов, он построил большой храм в честь Андрея Первозванного (сохранились лишь остатки фундамента). Аракчеев считал, что сделал это на месте «водружения» апостолом Андреем его жезла (посоха) и что отсюда, будто бы, происходит и само название «Грузино». Недавно местные жители, гордые славной историей своей «веси», установили на месте развалин памятный знак с изображением Андреевского креста. (В настоящее время – деревня Грузино, в 10 км от ст. Чудово Московской ж/д; Новгородская область.)

Во 2-й половине XVII века было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме…», где говорится о посещении Андреем Первозванным еще и Валаамского архипелага. Это значит, что начальное киевское сказание о путешествии апостола Андрея по Днепру и Волхову превратилось в традицию об апостольской проповеди по всей Русской земле. Уже при Иване Грозном апостола стали воспринимать как «Крестителя Руси», и тема «апостольской преемственности» Русской Церкви, ставшей «Апостольской кафедрой», настойчиво звучала в тех случаях, когда требовалось защитить самостоятельность России в церковных делах (полемика с Римско-Католической Церковью и др.). Вскоре Андрей Первозванный стал небесным покровителем нашей державы и даже Патроном военно-морского флота; с тех пор андреевский крест украшает наши судовые флаги (Андреевский флаг).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги