Татьяна Векшина, Мария Алимпиева
Подготовка к контрольным работам по русскому языку. 2 класс
Учимся работать с предложением
Занятие 1
Не забудь!
Предложение – законченная мысль. На улице мороз.
Предложение может состоять из одного слова. Утро.
1. Прочитай. Спиши предложения.
На льду. Мама шьет шторы. Вечер. В среду. Саша спит. На матрасе.
2. Прочитай. Из данных слов составь и запиши предложения.
Образец: Лужу, Женя, обошел. – Женя обошел лужу.
Бабушка, завтрак, готовит. В, я, иду, школу. На, осень, дворе.
Положил, в, закладку, книгу, Коля.
3. Прочитай. Спиши. Разбери предложения по членам.
Не забудь!
Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?
Сказуемое отвечает на вопросы что делает?, что делать?,
что делал?, что сделает?
Витя играет в кубики. Оксана учит уроки. Дедушка смотрит
хоккей. Марина рисует. Мама гладит бельё.
4. Прочитай. Выпиши нераспространенные предложения.
Не забудь!
Нераспространённые предложения состоят только из
подлежащего и сказуемого. Машинаедет.
Юра играет. Собака бегает по двору. Папа читает книгу. Надя рисует. Идёт снег.
5. Прочитай. Измени предложения так, чтобы они
стали распространёнными.Запиши.
Образец: Я иду.– Я иду в школу.
Петя отвечает. Бабушка вяжет. Аня раскрашивает. Дедушка пришел.
Занятие 2
Не забудь!
Нераспространённые предложения состоят только из
подлежащего и сказуемого. Машинаедет.
В распространённых предложениях, помимо главных, есть
второстепенные члены предложения.
Машина едет по шоссе.
1. Прочитай. Выпиши распространённые предложения.
В магазине была большая очередь. Мама работает. Папа починил
утюг. Матвей спит. Ночь.
2. Прочитай. Измени предложения так, чтобы они
стали нераспространёнными.Запиши предложения.
Образец: Мурка поймала мышь.–Мурка поймала.
Пассажиры едут в автобусе. Корабль вышел в открытое море. Ира
читает сказку. Витя играет в лото.
3. Прочитай. В каждом предложении выдели
грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).
Мама принесла торт. На улице льет дождь. В сентябре дети идут
школу. Саша получит пятерку.
4. Прочитай. Из данных слов составь и запиши
предложения. Каждое предложение разбери по членам.
Идёт, на, снег, улице, пушистый. Стих, Илья, выучил. Ватрушки,
бабушка, вкусные, испекла.
5. Начерти таблицу. В первый столбец запиши
распространённые предложения. Во второй столбец
запиши нераспространённые предложения.
Дует ветер. Матвей играет во дворе. Ира нарисовала красивую
картину. Распустился цветок.
Дополнительный материал.
1. Прочитай. Спиши. В каждом предложении подчеркни
главные члены.
Неожиданно раздался звонок в дверь. Оксана пошла в магазин.
Машина едет по шоссе. В дом вошли гости.
2. Прочитай. Из каждого предложения выпиши его
грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).
Вот и прилетели снегири. Повар приготовил вкусный обед. Ребята
едут на экскурсию в музей. Начался сильный дождик.
3. Прочитай. Выпиши нераспространённые предложения.
Витя мечтает. На окне распустились розы. Вкусный компот.
Маша подарила. Илья спросил. Наташа играет на флейте.
4. Прочитай. Измени предложения так, чтобы они
стали распространёнными.Запиши.
Котята играют. Маруся идёт. Бабушка испекла. Закончились уроки.
5. Прочитай. Из данных слов составь и запиши предложения.
Юля, тетрадки, в, портфель, убрала.
Башню, из, ребята, высокую, кубиков, построили.
Вишни, кисель, мама, из, сварила.
Контрольная работа.
Вариант 1
1. Запиши, что такое предложение.
2. Прочитай. Выпиши распространённые предложения.
Повар приготовил щи. Снег. Он спит. Под диваном. Олеся
вымыла посуду.
3. Прочитай. Спиши. Разбери предложения по членам.
Ласточки улетели на юг. Большая шишка упала на землю. Белка
делает запасы на зиму. Выпал первый снег.Детислепилиснеговика.
4. Начерти таблицу. В первый столбец выпиши из
кажлого предложения главные члены. Во второй столбец
из каждого преждожения выпиши второстепенные
члены предложения.
С деревьев опали листья. Сильнй ветер качает листья на
деревьях. Ребята играют в кубики. Бабушка купила Маше книгу.
5.Прочитай. Выпиши нераспространённые
предложения. Распространённые предложения разбери
по членам.
Снег. Дует сильный ветер.Около дома растет липа. Идёт дождь.
Аня вышла.
Вариант 2
1. Прочитай. Дополни высказывание.
_________________________– законченная мысль.
2. Прочитай. Выпиши нераспространённые предложения.
Бабушка сорвала с грядки огурец. Вьюга. Антон написал.
Автобус подъехал к остановке. Пассажиры вышли.
3. Прочитай. Спиши. Разбери предложения по членам.
Мама помыла пол. Папа сделал скворечник. Даша налила себе суп.
Белка сидит в дупле.
4. Начерти таблицу. В первый столбец выпиши из
кажлого предложения главные члены. Во второй столбец
из каждого преждожения выпиши второстепенные
члены предложения.
Яна покормила гусей. В лесу живут лоси. Ася сделала открытку. В
саду созрели сливы.
5.Выпиши распространённые предложения.Разбери их по членам.
Даша любит конфеты. Мама испекла торт. Трамвай едет. Собака
лает. Ветер сорвал листья с деревьев.
Контрольное списывание.
Прочитай. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
..коло нашей дачи есть лес. Он густой. ..етом мы ч..сто гуляем в л..су. Заходишь в него, а вокруг тиш..на. Но это обман. В лесу ж..вут
разные ж..вотные. Просто они боятся человека.
Задание:
1.Выпиши слово, в котором звуков больше, чем букв.
2.В третьем и шестом предложениях выдели грамматическую основу.
Учимся работать со словом и с его значением.
Занятие 1
1.Прочитай. Выпиши слова, которые обозначают предмет.
Пылесос, осень, погода, градусник, красивые, говорить, в,
пришла, сервиз, красная.
2. Прочитай. Выпиши слова, которые обозначаю действия предмета.
Раздели их на слоги.
Школа, отвечает, зелёное (яблоко), зашла, за, подарок,
подарил, холодный (чай), пальто.
3. Прочитай. Выпиши однозначные слова.
Не забудь!
Однозначные слова – слова, у которых только одно значение.
Тетрадь.
Многозначные слова– слова, у которых несколько значений.
Гребень– расчёска. Гребень на голове у петуха.
Машина, лук, свёкла, коса, щетка, веник.
4. Прочитай. Объедини слова в группы и запиши их.
Образец.
Мебель: шкаф, стул, диван.
Шорты, Москва, кошка, листопад, Ростов, шуба, корова, медведь,
юбка, радуга, смерч, Екатеринбург.
5. Прочитай. Спиши.Выдели корень.
Не забудь!
Корень – общая часть родственных слов.
Домик, коты, посуда, чайник, томатный, грузовик, грибник.
Занятие 2
1. Прочитай. Спиши, записывая однокоренные слова парами.
Дуб– дубрава.
дуб
оленёнок
олень
дубрава
зима
кормить
корм
зимушка
2. Слова, обозначающие признак предмета раздели для переноса.
Погода, заботливая, пустота, опустошить, пустой, снежок,
снежный, выпал.
3. Начерти таблицу.В первый столбец запиши слова,
которые обозначают предмет. Во второй столбец запиши
слова ,называющие признак предмета. В третий столбец
запиши слова– названия действия предмета.
Машина, горячий, спросил, большое, зелёная, телефон, рисуют,
куст, ходить
4. Прочитай. Для данных слов запиши синонимы.
Образец: путешественник – странник.
Весёлый ,бежать, хороший, вьюга, зной.
5. Прочитай. Для данных слов запиши антонимы.
День – ночь, рано, горячий, громко , белый, жарко .
Дополнительный материал.
1. Прочитай. Выпиши слова, которые обозначают
действие предмета. Раздели их на слоги.
Плавать, вопрос, спрашивать, помощник, заботливый, отвечать,
красная, помогать.
2. Прочитай.Для каждого предмета запиши его признак.
Чашка (какая?) жёлтая,чайник (какой?), книга (какая?), яблоко (какое?),
цветок (какой?), печенье (какое?).
3. Прочитай. Выпиши однозначные слова.
Машина, огонь, лук, рукав, молния, обувь, шишка, кресло.
4. Начерти таблицу.В первый столбец запиши слова, состоящие
из 1 слога. Во второй столбец запиши слова ,состоящие из 2 слогов.
Лак, майка, ветер, магазин, слон, машина, удав, телефон, грач.
Контрольная работа.
Вариант 1
1. Прочитай. Выпиши многозначные слова. Раздели их
для переноса.
Рукав, помидор, лук, язык, плечо, диван.
2. Спиши слова. Раздели их на слоги. Обозначь ударение.
Подушка, сметана, веселье, весёлый, грибник, шоссе.
3. Спиши слова. В каждом слове выдели корень.
Снежинка, шкаф, чайник, море, гвоздь, руки.
4. Прочитай. Запиши однокоренные слова. Выдели корень.
Стол, тетрадь, лошадь, гриб, сеть, ночь.
5. Запиши 2 пары слов-синонимов.
Вариант 2
1. Прочитай. Выпиши однозначные слова. Раздели их на слоги.
Полено, глаз, ручка, хвост, дорога, груша.
2. Спиши слова. Раздели их для переноса. Обозначь ударение.
Одеяло, компот, вьюга, смешной, садовник, хоккей.
3. Спиши слова. В каждом слове выдели корень.
Берёза, снег, грибной, конь, плечи.
4. Прочитай. Запиши однокоренные слова. Выдели корень.
Стул, капля, день, класс, кот.
5. Запиши 2 пары слов-антонимов.
Контрольноесписывание.
Прочитай. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
В л..су растёт старая ель. На неё ч…сто прилетают клесты. Сядет
птица на лапу ели и смотрит, где ш…шка. Семена ш…шек – пищ… клестов.
Задание:
1. В первом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.
2. Выпиши из текста два многозначных слова.
Учимся работать со звуками и буквами
Занятие 1.
Не забудь!
Когда мы произносим гласные звуки, воздух выходит свободно.
([а], [о], [и)].
Когда мы произносим согласные звуки, язык встречает
прегдраду. Преградой являются губы, зубы и нёбо.([ д], [з], [ф)].
1. Прочитай. Выпиши буквы, которые обозначают гласные
звуки.
ы
к
д
и
ъ
э
ш
е
й
2. Прочитай. Спиши, подчеркивая в словах буквы,
которые обозначают согласные звуки.
Глаза, грибы, очки, замок, река, звезда.
3. Прочитай. В каком утверждении характеристика звуку
дана верно?
[п] – согласный, , звонкий (парный), твёрдый (парный).
[з] – гласный, звонкий (парный), твёрдый (парный).
[б`] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный).
[н] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (непарный).
4. Прочитай.Спиши. Подчеркни в словах буквы, которые
указывают на твёрдость согласного звука.
Не забудь!
На твёрдость согласного звука указывают буквы,
обозначающие гласные звуки.
Горох, помидор, огород, яблоня, малина, смородина.
5. Запиши звуковое обозначение ( транскрипцию) слов ёжик,
поют.
Образец: енот [й`энот]
Занятие 2
1.Прочитай. Спиши. Подчеркни в словах буквы, которые
указывают на мягкость согласного звука.
Очки, велосипед, звезда, волшебник, конь, тетрадь.
2. Прочитай. Выпиши буквы, которые начале слова обозначают
два звука.
а
о
и
у
е
н
ё
ж
з
ы
ю
р
ь
я
э
3. Прочитай. Выпиши слова, в которых звуков меньше, чем букв.
Образец: конь.
Завод, ночь, якорь, яблоня, баня, юнга, тетрадь.
Не забудь!
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:
– в начале слова (якорь);
– после гласного звука (рояль);
– после ь или ъ (вьюга).
После согласного звука эти буквы обозначают 1 звук.(зебра)
4. Запиши звуковое обозначение ( транскрипцию) слов: маяк, ель.
5. Прочитай. Выпиши слова, в которых есть мягкие шипящие звуки.
Шишка, чайник, журавль, щука, желание, шалаш, чай, щавель.
Занятие 3.
1.Прочитай. Спиши. Подчеркни в словах буквы,
которые обозначают твёрдые согласные звуки.
Помидор, апрель, город, певец, цапля.
2. Прочитай. Спиши. Подчеркни слова, в которых звуков
меньше, чем букв.
Ель, поёт, ночь, тетрадь, очки, соль.
3. Прочитай. Выпиши слова, в которых буквы е, ё, ю, я
обозначают два звука.
Ярмарка, метель, юнга, ёлка, море, даёт, варенье, уют.
4. Прочитай. Из данных букв составь слова. Запиши
звуковое обозначение ( транскрипцию) этих
слов.
Образец: ргаи – игра [игра]
икогил
аёкнла
5. Выполни звуко-буквенный разбор слова пещера.
Не забудь!
Порядок разбора.
1. Запиши слово. Утка
2. Обозначь ударение.
3. Раздели слова на слоги. Ут-ка
4. Запиши транскрипцию слова. [утка]
5. Запиши каждую букву и звук, который она обозначает,
отдельно. Дай характеристику звука.
Гласные звуки: ударный или безударный.
Согласные звуки: глухой или звонкий (парный или непарный
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги