Книга Характер ребенка – приговор? Книга о том, как помочь ребенку выбрать профессию - читать онлайн бесплатно, автор Эльмира Халимовна Давыдова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Характер ребенка – приговор? Книга о том, как помочь ребенку выбрать профессию
Характер ребенка – приговор? Книга о том, как помочь ребенку выбрать профессию
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Характер ребенка – приговор? Книга о том, как помочь ребенку выбрать профессию

Эльмира Давыдова

Характер ребенка – приговор? Книга о том, как помочь ребенку выбрать профессию

Моим родителям – Линарии и Халиму Батыровым – я посвящаю эту книгу. Благодаря их доброте, поддержке и терпению я нашла свою дорогу в жизни

Предисловие

Уважаемые взрослые!

Раз вы держите в руках эту книгу, значит, вскоре и вашему ребенку-внуку-племяннику выбирать профессию.

Нередко выбор этот протекает мучительно, трудно, с криками, обвинениями и ошибками. Ведь все понимают, как это ответственно. А выбрать трудно: во-первых, не знаешь всех профессий; во-вторых, хорошенько не знаешь, как это ни странно, своего ребенка; в-третьих, толком не знаешь рынка труда и образования.

Много лет я занимаюсь консультированием семей по поводу профориентации подростков, и у меня накопился кое-какой опыт. У меня есть что сказать вам, уважаемые читатели, обо всем этом.

Я убеждена: вы, родители, в силах подготовить ребенка к выбору профессии.

В своем кабинете я встречаю хороших родителей: умных, мудрых, внимательных. Они делали все правильно. Однако все-таки пришли на консультацию для окончательного решения. В этом случае мне легко выбрать профессию их ребенку и не ошибиться.

Я встречаю в моем кабинете и таких родителей, которые плохо знают своих детей, не чувствуют их и мало что сделали для их подготовки ко взрослой жизни.

Попадают ко мне и взрослые люди, несчастливые на своей работе, которым именно родители своей волей и из лучших побуждений сломали жизнь.

Дорогие мамы и папы, я предлагаю вашему вниманию главы этой книги. Вероятно, вы найдете здесь ответы на ваши вопросы.

Вполне возможно, что, прочитав эту книгу и проникнувшись вниманием к своему ребенку, вы и сами справитесь, без профориентолога. Однако вал профессий растет и накрывает людей с головой.

Выбор профессии – это увлекательное дело познания себя и мира. Пусть оно длится несколько лет, а не два часа.

Пусть поиск интересного в жизни станет устойчивой привычкой вашего ребенка. Это навсегда избавит его от духовной бедности и внутренней пустоты.

Свободный выбор возможен только в свободной и просвещенной голове.

Готов ли ваш ребенок к выбору профессии?

Процесс подготовки к разговору с профориентологом, скажу без преувеличения, занимает всю жизнь ребенка до этой встречи.

Однако сам разговор с профориентологом длится часа два-три и требует от профориентируемого человека кое-каких качеств.

Предваряя свой визит ко мне, обычно мамы сетуют: «Ну, совсем не знает, кем хочет быть, прямо совсем растерян».

Можно ли сказать, что растерянный ребенок не готов к выбору профессии?

Нет, такое сказать нельзя. А можно сказать, что он не может сделать выбор сам.

Растерянные юноши и девушки всего лишь не знают, не чувствуют отправных точек своего выбора. Откуда же им знать, от чего оттолкнуться: от престижности, от интереса, от способностей, от денег, от профессий родителей, от перспективности! Так много всего!

Профориентация эти самые критерии выбора и определяет, а у каждого эти критерии свои. И они должны к моменту выбора профессии быть сформированы и отчасти осознаны.

Критерии — это признаки, по которым делаются предпочтения. Каждый предпочитает что-то чему-то. Например, лично я предпочитаю работать с людьми, а не с железками, причем я выбираю работать индивидуально, а не с группой людей. Я предпочитаю помогать людям, учить их, а не манипулировать ими. Другой предпочел бы людьми управлять и организовывать их. Человек должен иметь более или менее развернутую картину мира с расставленными на ней флажками (предпочтениями).

Эти предпочтения – результат соприкосновения с реальностью, переработанной умом и сердцем ребенка.

Например, если человек никогда не пробовал печь хлеб, откуда ему знать, что это может ему понравиться?

Конечно, можно себе вообразить (и некоторое подобие этого существует в мире) специально оборудованную лабораторию профориентации, где можно дать ребенку попробовать все возможное – и собирать роботов, и шить, и обрабатывать раны, и сочинять продающие тексты…

Однако в жизни до пятнадцати лет родители могут ребенку многое дать попробовать, вкусить, прислушаться к себе: нравится ли, хочу ли делать еще, увлекло ли меня. И в этом одна из задач родителей, когда они готовят ребенка к жизни.

Умом и сердцем. Чувства ребенка должны быть ему известны. Лучше бы он мог спокойно сказать вам о том, что у него на душе. Он должен быть уверен, что имеет право на свое мнение и свое видение и не бояться его высказывать.


Личностная готовность. Сопротивление человеческого материала

Личностная – от слова личность. Личность – такое явление, которое опишу словами: ценностные ориентации, устойчивые интересы, воля.

Личность начинается с протеста, это еще в вашем трехлетнем ребенке вы видели. Он, трехлетний, вдруг начинает сопротивляться вам. Он хочет как-то по-своему сделать то, что раньше делал не по-своему, а по-вашему.

Если ребенок сопротивляется, это уже много.

Десятиклассник Саша пишет мне: «Я мечтал быть машинистом поезда в первом классе, но отец сказал мне, что это не прибыльно и позорно. После шестого класса для меня главное стало остаток времени после работы. Я видел, как много отец работает, и не хотел повторять его судьбу. Потом я хотел стать ученым, но это не прибыльно, военным, но отец был демотиватором. И, наконец, художником и предпринимателем. Тут я уперся и не собираюсь позволять отцу портить мои мечты».

Из письма видно, что Саша активно ищет, работает над своим будущим. Он в диалоге и с отцом, и самим собой, и с жизнью. Саша набрался мужества возражать и настаивать на своем.

Профориентировать Сашу мне было интересно. С ним получился хороший упругий разговор, разговор-фантазия, разговор о прошлом, настоящем и будущем, о вкусах, о предметах вокруг, о людях, о главном и второстепенном. Саша готов к такому ответственному разговору. Значит, личностная готовность к профориентации у него есть.

Гораздо хуже, когда школьник про свои интересы и вкусы говорит «не знаю».

– Тебе нравится копаться в технике?

– Не знаю.

Это замечательно, когда ребенок оказывает сопротивление. «Не знаю» – это уход, а не то здоровое сопротивление, которое нужно для строительства образа будущего.

Сопротивление служит фонарем для поиска во тьме. Да, мы идем во тьме и нам нужен фонарь.

Отчего же человек не сопротивляется? Воля его сломлена, например, родительскими манипуляциями.

В этом трагическом случае происходит такой вот молчаливый (или произнесенный) диалог родителя и ребенка:

– Ну, скажи, что ты хочешь!

– Я вот этого хочу!

– Нет, ты этого не хочешь, это глупости, это нельзя хотеть!

– Ну, ладно, я ничего не буду хотеть, лишь бы ты замолчала.


Уважаемые мамы и папы, я вас очень прошу: научитесь разговаривать с ребенком не страшно, конструктивно. Про это есть хорошая книга Ю.Б. Гиппенрейтер «Разговаривать с ребенком. Как?».

Если ребенок не может вам или мне сказать «нет, я это не люблю, не хочу и даже ненавижу» – он не готов к выбору профессии. Он готов лишь к тому, чтобы вы его отнесли на носилках куда-нибудь.

Случается, что ребенок может сказать о своих желаниях. Ура? Но он вовсе не готов ничего сделать, чтобы прийти к желаемому. Нет у него привычки трудиться. А ведь надо потрудиться, чтобы достойным образом сдать ОГЭ и ЕГЭ. Ну, и получается, что фантазии о желаемом так и останутся фантазиями, если не трудиться.

Я вас очень прошу, уважаемые мамы и папы: приучите ребенка к труду. Думаю, это важнее всего в выборе профессии. Если ребенок не привык принуждать себя к обязательным действиям, то он не готов к выбору профессии. Тут же я добавлю: хорошо, если труд будет радостным. Но как этого достигнуть? Про это написано в разделе «Приучаем к труду».


Итак, если есть воля, трудолюбие и силы сопротивляться – дело пойдет на лад.

Но есть и четвертый определяющий фактор. Сила интеллекта.


Интеллектуальная готовность

Вы, может быть, знаете о Каспаре Хаузере. Этот юноша почти всю жизнь прожил в сарае, лишенный всяческого общения. Ему только молча заносили еду. И Каспар не овладел речью. И опытом действий с предметами он тоже не овладел.

Хоть убейся, а выбрать ему профессию было бы очень затруднительно. Почему? Разве у него нет врожденных способностей? Разве в его генетическом коде не прописаны такие вещи, как музыкальный слух и прочее? Прописаны. Но только в генах, а мозг ничему не научился. Каспар умственно отсталый? Нет. Просто он не человек в полном смысле. Человеком человеческий ребенок становится только во взаимодействии с людьми, где ребенок всему учится.

Ваш подросток многое знает про жизнь и многое умеет в отличие от Каспара Хаузера. У вашего ребенка есть опыт обращения с самим собой в разных ситуациях и опыт обращения с предметами.

Кабинетная профориентация обращается к подростку с вопросом: а ты вот это умеешь? Покажи, как ты это делаешь.

Такая кабинетная профориентация имеет дело с относительно развитыми умениями и навыками Вот, например, отбить ритм или найти ошибку в слове. Или вычислить что-то. Или придумать что-либо.

Иными словами, тот или иной вид интеллекта должен наличествовать у профориентируемого человека. Вообще-то, интеллект – это способность решать задачи. Бывают задачи абстрактные, есть задачи коммуникативные, эстетические, телесные…

Если выпускник школы не знает, как устроено государство, то, можем ли мы сказать, что у него низкий IQ? Ну, это как измерять. Если этот же школьник очень заинтересованно разбирается в чем-то другом, например в одежде, хорошо чувствует цвета, у него ловкие умелые руки, то… это просто другой вид интеллекта… Почитайте о теории множественного интеллекта Ховарда Гарднера. Об этом подробнее в разделе «Ребенок».

И все же, самостоятельно или в кабинете профориентолога, выбирается профессия – это делается с помощью таких умственных операций, как сравнение, выделение главного и второстепенного. В разговоре о каком-то предмете и деле можно стать в полный тупик, если не уметь сравнивать и обобщать. У старшеклассника к моменту профориентации должен быть аппарат сравнения, аппарат выработки предпочтений. Это, хотите или нет, абстрактное мышление. И абсолютно необходим некоторый достаточный круг предметов, о которых можно свободно с подростком говорить и производить умственные действия. Эти предметы такие: чувства, банк, государство, кровеносные сосуды, электричество, атомы, животные и растения, молоток и гвозди…

Реализм. У подростка к 10 классу, а лучше к 9-му – должны быть волевые рычаги, с помощью которых устанавливается связь между фантазией и реальностью.

Как же это воспитать? А вот физическими и умственными действиями.

Если вы все делаете за ребенка и он не знает, откуда в холодильнике берется сметана, то у него может сложиться нереалистичная картина мира.


Энергия желания

Чтобы начать обучение профессии, кроме интеллекта, необходимо иметь энергию желания. В случаях, когда на консультацию приходит депрессивный в клиническом, медицинском смысле человек, профориентация невозможна. У здорового ребенка есть интересы. Они выражаются в действиях с предметами, чтении, поиске интересной для него информации.

Итак, ваш ребенок готов к выбору профессии, если он знаком с реальностью, имеет привычку к труду, развитый для его возраста интеллект и умеет сопротивляться вашей воле, а еще у него есть радость жить.

Когда начинать?

Родители спрашивают: в каком возрасте приводить ребенка на консультацию по профориентации?

Отвечаю так: выбирать профессию, не сделав при этом грубой ошибки, можно лет в 15–16—17.

Раньше бы я не рискнула назвать профессию.

Представьте себе дерево: можно по листочкам судить о породе этого дерева.

А если деревца еще нет, а есть только семечко и оно глубоко под землей – то невозможно определить, не покопавшись, какое там лежит семечко. Ваша родительская задача – сделать так, чтобы семечко проклюнулось и вышло из-под земли. Для этого нужны солнце, вода и питательная среда.

В переводе на человеческий язык это значит: сразу после рождения ребенка необходимо сформировать вокруг него такую обогащенную среду, в которой он будет получать много разных впечатлений, опыта, умений, знаний и даже навыков.

Во-первых, в этой обогащенной среде растущему человеку интересно жить. Ну, представьте: он слушает хорошую музыку, читает интересные книжки, играет в интересные игры, катается на велосипеде и коньках, собирает радиоприемник, компьютер, кормит овец и кур, разглядывает насекомых, помогает деду чинить крыльцо, а бабушке – варить варенье; он видит ночью Млечный Путь…

Во-вторых, ребенок чувствует себя счастливым от того, что все это он делает вместе с любящими его взрослыми. В такой радостной среде он может чувствовать себя не только счастливым, но и удачливым.

Радостная среда. Ее вы создадите ребенку, если сами будет радостны.

От всей души желаю вам этого!

Сила родительского вброса

В тех случаях, когда родители без совещаний с подростком направляют ребенка в какую-либо профессию, они словно шар в боулинге кидают. И шар катится по инерции вброса. Когда сила инерции заканчивается – шар останавливается. Ему, чтобы катиться дальше, нужен какой-то новый толчок, новая сила.

Поначалу этой новой силой становятся правила учебного заведения: там все как по нотам – семестр-сессия-семестр-сессия… диплом. Остановка.

Если внутри шара (человека) не вызрела собственная мотивация для дальнейшего движения, то шар, остановившись, продолжает стоять.

Так бывает довольно часто.

Ко мне на профориентацию приходят 25—28-летние люди именно после такого вот сильного волевого родительского вброса.

Нет проблем, если родители подтолкнули и не ошиблись с направлением. Тогда само это направление, близкая духу ребенка среда обогащает его, ставит перед ним правильные вопросы, будоражит его воображение и побуждает к самостоятельной деятельности. Но часто бывает совсем не так.

Знаю случаи, когда выпускник вуза все еще работает в заданном родителями направлении. Но «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви!».

Точнее – со слезами. Но это – слезы досады и отвращения.

Как же быть?


Открывать в ребенке его собственный источник энергии.

Моя книга об этом.

Глава 1

Ребенок

Видеть ребенка

Природа создает неповторимых. Пусть даже и похожих, но неповторимых, то есть в одном экземпляре. Одинаковых только на заводе делают.

Ваш ребенок тоже уникален. У него свой темп, ритм, своя скорость протекания эмоции, скорость восприятия, глазомер, физическая смелость, цветовосприятие, обоняние, тембр голоса, особенности внимания…

Не очень просто увидеть особенное в себе и своем ребенке. Но этому можно научиться.

Для этого необходимо создать в своем сознании достаточно подробную «сетку» восприятия. Эту сетку родитель накладывает на картину поведения сына или дочери.

«Сетка» дана каждому из нас культурой, в которой мы живем, и образованием, которое мы получаем.

Что же я имею в виду? Мы, описывая человека, оцениваем его по своим шкалам, они-то и создают «сетку восприятия».

Самые распространенные шкалы для измерения качеств другого человека:

• умный – глупый;

• есть музыкальный слух – нет музыкального слуха;

• способный – неспособный;

• быстрый – медленный;

• эмоциональный – неэмоциональный;

• сильный – слабый;

• организатор – не организатор.

Эти измерения и составляют структуру сознания человека-родителя, у которого эти шкалы есть. Но измерений гораздо больше, чем я назвала.

Чем более развит человек, тем больше измерений в его голове. Если нет какого-либо измерения – человек этой черты не видит в другом, а если видит, то смеется над ней. Он может считать этого человека глупым, странным, чудаковатым.

Допустим, ребенок любит проводить время за чтением книг. Что это значит? Если он слушает музыку – что это значит? Если он часто плачет – о чем это говорит?

Пока эти внешние проявления интерпретировать не стоит. Но запоминайте их. И записывайте.

И все-таки психолог увидит больше: у него есть специальные инструменты и шкалы измерения. Однако и вы тоже старайтесь.

Вот я вам назову несколько параметров для оценки. Попробуйте ребенка оценить по ним. И себя тоже.

• Интересующийся миром – не интересующийся миром;

• интуитивный – неинтуитивный;

• самостоятельный – несамостоятельный;

• жизнеспособный – нежизнеспособный;

• хороший товарищ – плохой товарищ;

•  демонстрирует гибкое поведение – демонстрирует негибкое поведение;

• трепетный – бестрепетный;

• быстрый – медленный;

• творческий – нетворческий;

• аккуратный – неаккуратный;

• глубокий – поверхностный;

• легкий – тяжелый;

• увлеченный – не увлеченный;

• ответственный – безответственный;

• общительный – замкнутый в себе;

• хорошо слушает – плохо слушает;

• практичный – не практичный;

• умелый – неумелый;

• теплый – холодный;

• трудолюбивый – ленивый;

• веселый – грустный;

• законопослушный – незаконопослушный;

• лидер – аутсайдер.


Внимание! Это не тест! И ни в коем случае не стоит думать, будто замеченное вами качество теперь у вас или у ребенка навсегда. Нет. Человек меняется. Он развивается.

Есть качества врожденные, относящиеся к нервной системе, свойствам мозга данного ребенка. Эти качества изменить достаточно трудно, они ложатся в основу характера. И о них родители часто переживают, не понимая, можно ли с этим что-то сделать.


Вот несколько примеров из моей практики.


Медлительность

На консультации по профориентации отец поторапливает дочку: скорей, скорей отвечай! Папа очень беспокоится. Я чувствую, что папа любит дочку и жалеет. Он опасается, что дочка не выживет в жесткой среде, потому что выживают быстрые. Так папе кажется. И он поторапливает свою девочку. Однако дочкин темп ускорить таким способом нельзя. И он вообще не сильно меняется в течение жизни.

Что же делать? Следует как данность принять врожденные темпераментные качества своего ребенка. В данном случае с девочкой не было ничего особенного. Ее скорость отличалась от папиной скорости, но была в пределах нормы. И девочка великолепно справилась с творческим заданием. Она успела за свою четырнадцатилетнюю жизнь накопить интересное содержание: не только знания, но и вопросы к жизни.


Вот еще один пример про скорость. Мальчик был настолько медлителен, что в школе не поспевал за другими. Отдали его в колледж, где он выучился простому делу: фасовать продукты в магазине. Про этого юношу можно было подумать, что он умственно отстает от сверстников. Но я проверила: мышление, социальный интеллект, осведомленность – в норме. Кроме того, этот юноша способен выполнять очень тонкую ручную работу: вышил бисером целую картину. Очень аккуратно. Полгода вышивал. Однако замедленность речи и действий настолько велики, что мешают ему адаптироваться в обычном трудовом коллективе, где преобладают гонка и план. Значит, нужно работать не в обычном коллективе. Не в бизнес-структуре. А где же? Может быть, в зоопарке кормить животных, может быть, в храме…


Застенчивость

Родители обычно не рады, если ребенок застенчив. Им кажется, что только бойкие достигают успеха в карьере. Мамы и папы тормошат своего застенчивого ребенка: «Ну, чего ты стоишь, иди уже, танцуй, говори громче!»

В действительности дети не одинаково быстро находят комфортное и достойное положение в группе сверстников.

У застенчивого ребенка обязательно имеются достоинства, которые отличают его. Они и помогут ребенку обрести достойное место в коллективе. Однако вы, родители, помогите ребенку принять свою застенчивость как вариант нормы. Застенчивые любят проводить время в уединении.


Уединенность

Некоторые дети предпочитают уединенно проводить время и играют, например, в куклы или рисуют, работают с конструктором – совершенно одни, без товарищей.

Присмотритесь, во что именно играет ребенок с куклами: в дочки-матери или в интриги королевского двора, что именно он делает с конструктором.

Содержание деятельности ребенка с предметом очень важно. Если девочка играет в дочки-матери – она стремится освоить материнскую роль, вживается в женскую сущность. Если ребенок с энтузиазмом создает новые дома или машины из конструктора – это тоже стоит отметить. Вероятность того, что ребенок с жаждой конструирования станет успешным инженером или дизайнером – велика.

Известный и замечательный режиссер Сергей Лобан в детстве играл в солдатики. Он тогда не знал, что в нем зреет режиссер. Никогда не выступал на сцене, спектаклей в школе не ставил. Пошел в технический вуз, поскольку родители – инженеры. А по окончании института сразу подался в режиссеры. Откликнулся на вакансию. И его взяли, к счастью для многих зрителей. Посмотрите его необычные, яркие и умные фильмы «Пыль» и «Шапито-Шоу».


Если ручной ум сильнее

Случается, что мальчик (девочка) не может делать абстрактные умозаключения. Зато у него великолепно развит ручной интеллект. Мальчик знает машины и их устройство, он руками может перебрать двигатель. Я вам так скажу: эта страсть к автомобилям и знание дорогого стоят! Есть разные интересы к машинам. Можно интересоваться лишь их пользовательскими свойствами и названием, классом, ценой, престижем. А этот мальчик знает автомобиль как механик и не брезгует пачкать руки. Вот это сочетание способно сделать счастливым и прокормить парня. Но есть одна проблема. Этот подросток имеет еще одну страсть – к компьютерным играм.

И он задумал стать программистом этих самых игр. Его можно понять: был игроком, а хочет стать создателем игр. Однако для программирования игр нужно быть способным к абстрактному мышлению. Этот мальчик, как показало исследование его интеллекта, абстрактным мышлением располагает в слабой степени. Неужели нельзя это преодолеть?! Отвечаю: в рассматриваемом случае это нельзя преодолеть.

Так что же делать мальчику? Вы за него не бойтесь. Он вполне адаптирован к жизни. Мальчик будет автомехаником. А игры? Пусть играет в них. И пусть даже пробует их создавать. Пусть пойдет на курсы, например, 3D-дизайнеров. Кто я такая, чтобы отрезать людям пути? Моя задача – показать лучшие пути, радостные и кормящие. И бабушка, и мальчик согласились со мной.

В данном случае нужен именно психолог, чтобы помочь сделать выбор. Но бабушка какая молодец! Она была зоркой и заметила любовь мальчика к машинам.

Если поведение вашего сына или дочери не поддается описанию, нет у вас таких слов, которыми можно описать то, что он делает, – вам нужно самим расти-развиваться вслед за вашим ребенком. Быть родителем – это работа, благородная работа.

Задание родителям

Для тренировки вашего умения видеть своего ребенка я прошу написать небольшое сочинение «Чем мой ребенок похож на своих предков: родителей и бабушек-дедушек?»

Вот тема для еще одного сочинения: «Чем мой ребенок отличается от своих предков?» Третья тема: «Чему я научился у своего ребенка?»

Ни в чем себе не отказывайте при написании этих сочинений. Обратите внимание и на физические свойства (внешность, походку, музыкальный слух, голос, нюх, скорость реакции, чувство юмора, ловкость рук, что привлекает его внимание и чем он готов заниматься подолгу…).

Эти сочинения вы сохраните. А когда придет время выбирать профессию – принесите с собой на консультацию.

Что-то не так с нашим ребенком?

В этой главе я перечислю основные жалобы родителей.

Жалоба № 1: он у нас ленивый

Да, так родители часто говорят о своем ребенке. И добавляют: лень вперед нас родилась.

Ярослав Мудрый говорил: лень всему злому мать!

Какому же злу она мать? Наверное, бедности, глупости и необразованности.

Однако есть лень и лень.

Ивану 15 лет. Он ничего не хочет. Ему ничего не интересно – ни спорт, ни животные, ни путешествия, ни техника, он ничего не любит делать руками.

Иван рыхлый, полный, но все же не толстяк.

Ну, вы скажете: ха-ха! Да это ты, тетенька, просто не смогла его раскрыть. Может быть, не смогла, верно. Я и сама себе это говорю.