Книга Сергиев Посад - читать онлайн бесплатно, автор Илья Валерьевич Мельников
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сергиев Посад
Сергиев Посад
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сергиев Посад

Сергиев Посад

История древнего города

Сергиев Посад основан в XIV веке и назван в честь Преподобного Сергия Радонежского. Посадами в Древней Руси назывались торгово-ремесленные слободы. Расположен Сергиев Посад по берегам речек Кончуры и Вондюги. Крестьяне и ремесленники этих мест северного Подмосковья работали в обширном хозяйстве Троице-Сергиева монастыря, ставшего впоследствии одним из богатейших землевладельцев страны.

Согласно летописям Троице-Сергиев монастырь возник в 40-х годах XIV века на холме Маковец недалеко от города Радонежа (ныне село Городок). Основателем монастыря был сын ростовского боярина Варфоломей, получивший после пострижения в монахи имя Сергий. Время основания монастыря пришлось на период борьбы великокняжеской Москвы против феодальной раздробленности Руси и борьбы русского народа против монголо-татарского нашествия.

В то время Москва, начавшая объединение русских земель, искала опоры у богатой церкви. Она поддерживала строительство монастырей и способствовала освоению новых земель. В новую обитель стекались иноки и богомольцы. Вскоре вокруг деревянных стен монастыря начал формироваться посад. Постепенно вблизи монастыря стали селиться и крестьяне. Первыми поселениями, ставшими основой будущего города, были села Панино, Кокуево и Клементьево.

С самого начала своего существования Троице-Сергиев монастырь принял активное участие в поддержке политики Москвы. Влияние монастыря в XIV веке было очень велико. Основатель его Сергий Радонежский ездил в Ростов и Нижний Новгород для улаживания конфликтов между великим князем и суздальско-новгородскими князьями, мирил с Москвой рязанского князя Олега.

После введения в монастыре общежитийного устава, он превратился в учреждение, подчиненное единой дисциплине. Согласно уставу, все имущество монастыря стало общим, и монастырская братия принимала участие в повседневных монастырских делах.

Перед Куликовской битвой 1380 года в Троице-Сергиевский монастырь приезжал московский князь Дмитрий Иванович, получивший от отца Сергия благословение. Чтобы еще больше поднять дух русского войска, вместе с Дмитрием Ивановичем на поле боя отправились два монаха – Пересвет и Ослябля. По преданию, Куликовская битва началась поединком Пересвета и татарина Темир-Мурзы. Куликовская битва закончилась блестящей победой русских войск и положила начало освобождению Руси от монголо-татарского ига. Однако набеги врагов продолжались. В 1408 году хан Едигей сжег монастырь, в 1411 году его отстроили вновь. Вскоре от Дмитрия Донского монастырь получил первые феодальные привилегии. Тогда в Московском Кремле было выделено место для монастырского двора и дано право взимать пошлину с клеймения лошадей, что приносило большой доход. Известна жалованная грамота 1392 года, данная монастырю боярином Семеном Морозовым на половину соляной варницы у Соли Галицкой. В те же годы монастырь получил право на ловлю рыбы в озерах Стародубского княжества. Все это послужило созданию собственности монастыря. Полученные льготы способствовали развитию торговли и ремесел. На территории вокруг монастыря постепенно создавались слободы мастеровых людей. Появились Иконная, Поварская, Конюшенная, Тележная, Стрелецкая и Пушкарская слободы.

В последующем столетии владения Троицкого монастыря за счет государственных и частных пожалований росли очень быстро. Одним из распространенных источников роста земельных богатств были вклады за право быть погребенным в стенах монастыря. Свидетельством этого является белокаменная надгробная плита 1494 года, найденная на территории монастыря над захоронением Юрия Романовича Алексеева. Сын известного дьяка Романа Алексеева, посланного Иваном III в 1496 году в покоренную Тверь для приведения к присяге ее жителей, был погребен в монастыре за вклад села Романовского на реке Наре, Боровского уезда.

Удельные и великие князья не зря вкладывали в монастырь земли или деньги. Довольно часто им приходилось использовать обитель в своих частых распрях. Одним из свидетельств этого является участие некоторых представителей троицкого духовенства на стороне врагов великого князя во время войны, названной «шемякиной смутой», в середине XV века. Эта война разразилась между великокняжеской властью и удельными князьями, которых поддерживали бояре. Троице-Сергиев монастырь поддерживал противников великого князя, которые являлись щедрыми вкладчиками в монастырь.

В монастыре сторонник Дмитрия Шемяки князь Иван Можайский захватил Василия II. Через некоторое время Иван II вернул престол и, не смотря на обиды, продолжал делать большие вклады в монастырь, стараясь заручиться его влиятельной поддержкой.

В XV веке монастырские земли выходили далеко за пределы Радонежского уезда, на территории которого находился монастырь. Ему принадлежали пахотные земли, пустоши, крестьянские дворы с огородами, заливные луга, соляные варницы, места ловли бобров, рыбные промыслы и др. Все работы выполнялись монастырскими крестьянами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги