Суздаль
История древнего города
Суздаль особенно популярен. Его посещают миллионы туристов и путешественников. В 1983 году Международная федерация журналистов присудила Суздалю свой почетный приз «Золотое яблоко». Таким образом, этот прекрасный город стал первым в России, получившим столь высокое международное призвание за сохранение памятников национальной культуры, за их использование в интересах туризма и пропаганду культурно-исторического наследия.
«Музей под открытым небом» – самое точное определение этого древнего русского города. Суздаль очаровывает не только прекрасными памятниками архитектуры и искусства – свидетелями его славной многовековой истории, но и своеобразным колоритом маленького провинциального городка, чудом сохранившимся в наше индустриальное время.
У Суздаля – самая счастливая и знаменитая в истории страны судьба. Не было в России ни одного крупного события, в котором не участвовал бы город или его граждане. Юрий Долгорукий, Александр Невский, Александр Суворов, Дмитрий Пожарский, Дмитрий Виноградов – эти и многие другие знакомые всем россиянам имена связаны с древней суздальской землей.
Впервые Суздаль упоминается на страницах русских летописей в 1024 году. Но археологические находки на берегах протекающей через город реки Каменки показывают, что уже в IX веке на месте Суздаля существовали крестьянские и торгово-ремесленные поселения.
Быстрое хозяйственное освоение Владимирского Ополья (а поля и перелески по сей день являются характерными чертами пейзажа здешних мест) привлекало к нему пристальное внимание киевских правителей. Со времен Ярослава Мудрого Суздаль считался вотчиной великих князей и давался при разделе земель потомкам князя в числе самых завидных уделов. Не случайно название города упоминается летописцами, как правило, в рассказах о междоусобной борьбе за богатые земли северо-востока Руси.
В начале XI веке Суздаль является крупным городом на северо-востоке Киевской державы, в середине XI века он достигает наивысшего расцвета, становится столицей и крупным торговым центром. Это было во время правления сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого, ставшего первым самостоятельным суздальским князем. В состав большого княжества, не считая мелких городов, входили Ростов и Владимир.
При внуке Ярослава Мудрого, Владимире Мономахе, придававшем особое значение укреплению здесь своей власти, в Суздале начинается каменное строительство. На рубеже ХI-XII веков в городе были воздвигнуты белокаменный Успенский собор, а также примыкавшие к нему княжеские хоромы. Город опоясал земляной вал с рубленными из толстых бревен стенами и башнями.
Став столицей обширного княжества, Суздаль быстро растет. Размеры торгово-ремесленного посада, к XIIIвеку обнесенного еще одним рядом укреплений, значительно превосходили территорию кремля, который являлся княжеской резиденцией. В это время продолжают активно расти и копить богатства окружающие город монастыри. Но уже при сыне Юрия Долгорукого, Андрее Боголюбском, Суздаль постепенно утрачивает свое положение столицы в пользу соседнего Владимира, хотя по-прежнему остается одним из крупнейших городов княжества.
Зимой 1238 года на Суздаль напали орды хана Батыя. Они разграбили, разрушили и сожгли город. Большая часть населения была уведена в плен. Суздальцы неоднократно восставали против иноземного гнета. На Куликовом поле 8 сентября 1380 года среди головных полков они сражались за свободную Русь, но вернуть себе былое значение и политическую самостоятельность город уже не смог. Суздаль остается заметным религиозным, ремесленным и культурным центром Руси.
В этот период Суздаль и его художественная культура переживают значительный подъем: развиваются тесно связанные с декоративно-прикладным искусством ремесла, воскрешаются традиции летописания. Возможно, именно в Суздале в 1377 г. монах Лаврентий переписывает один из старейших из сохранившихся списков древнерусского летописного свода – "Повесть временных лет".
В конце XIV века Суздальское княжество окончательно теряет политическую самостоятельность, и попадает под власть великих князей московских. В XV-XVI веках город остается религиозным центром страны, средоточием монастырей, которые поддерживали широкие контакты с царским двором и верхушкой московской знати.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги