Книга Как зарождалось русское изобразительное искусство - читать онлайн бесплатно, автор Илья Валерьевич Мельников
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Как зарождалось русское изобразительное искусство
Как зарождалось русское изобразительное искусство
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Как зарождалось русское изобразительное искусство

Как зарождалось русское изобразательное искусство

Происхождение и становление древнерусского изобразительного искусства

Возникновение искусства связано с познанием человеком окружающего его мира. Со времени позднего палеолита до нас дошли памятники живописи, скульптуры и прикладного искусства. Первые памятники первобытной живописи найдены более 130 лет назад. В 1879 году испанский археолог М. Саутола открыл многокрасочные изображения палеолитической эпохи в пещере Альтамира в Испании. В 1895 году были найдены рисунки первобытного человека во Франции. В 1901 году во Франции обнаруживают более 300 рисунков мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя, человека. Позднее находят рисунки и в других пещерах. Изображения животных на потолке и стенах пещер изумительны. Искусствоведы сравнивают их с творениями Фидия, Леонардо да Винчи, Микеланджело.

В 1959 году палеолитические рисунки, на которых были изображены мамонты, лошади, носороги были открыты и в пещерах Урала. Глубокая древность найденных рисунков была подтверждена специальными анализами. Самые ранние образцы пещерной живописи насчитывают свыше 30 тысяч лет, самые поздние – около 12 тысяч лет.

В позднем палеолите распространенным становится скульптурное изображение обнаженных женщин. Размеры статуэток невелики – от 5 до 10 см и обычно не более 15 см в длину. Вырезаны они из мягкого камня или мраморной кости. Такие фигурки найдены в Бельгии, Италии, Германии, Франции, Австрии, очень много их найдено на территории бывшего СССР.

Среди женских статуэток есть и фигуры в одежде: обнажено только лицо, все остальное затянуто в сшитый шерстью наружу, плотно облегающий тело, своеобразный комбинезон. Очень похожую одежду носят до сих пор арктические охотники на морского зверя и оленеводы тундры. 25 тысяч лет назад на берегах Байкала тоже была тундра. Холодные зимние ветры заставляли древних людей закутываться в теплые одежды из меха, позволяющие быстро передвигаться.

В большом количестве на Урале найдены сосуды каменного века, по которым видно, как первобытные охотники и рыболовы разрисовывали свою утварь. Под Нижним Тагилом вместе с обломками сосудов найдены деревянные изображения людей и животных – «уток». Особенно интересны, сделанные с большим мастерством, ковши в виде птиц. Чаще всего рисунки на них выдавливались специальным штампом. Особенно много таких штампов найдено на стоянках озер яшмового пояса Урала, а также в других местах.

Штампы делали из раковин, кости, дерева. С помощью комбинации различных оттисков штампов на стенках сосудов создавались сложные рисунки и удивительные картины. К памятникам искусства относят также изделия из резного камня с орнаментом.

Многие произведения искусства найдены в курганах эпохи раннего металла. Интересны рисунки птиц на сосудах, найденных в курганах II тыс. до н. э., на Урале. Известные на Урале с неолита, деревянные ковши в виде уток и лебедей, вновь широко изготовляются здесь много веков спустя в XVI – XVII столетиях. Даже когда деревянную посуду стали делать с помощью токарного станка, и она стала круглой, ковши в виде птицы ладьевидной формы продолжали мастерить вручную. Исследователи русской деревянной посуды отмечают сходство таких ковшей с неолитическими ковшами Урала. Как правило, они хранились в церквах и употреблялись во время полуязыческих праздников, когда усопших поминали совместной трапезой.

Богаты произведениями искусства курганы I тыс. до н. э., особенно курганы предскифского и скифского времени. В могилу царя скифы клали не только убитых рабов, конюхов, жен и лошадей, но и большое количество золотых и серебряных вещей. Раскопки скифских курганов дали возможность судить о развитии искусства в середине I тыс. до н. э. Особенно любили скифы изображать зверей, словно застывших в движении. Часто изображался бегущий олень с приподнятой головой. Такие фигурки оленей встречаются при раскопках на территории от Причерноморья до Сибири.

Кроме оленей, скифские художники изображали барсов, лосей, львов, коней, орлов, медведей и др. Всегда подчеркнуты их мускулы, уши, глаза, пасти. В скифских курганах довольно много найдено золотых и серебряных сосудов с изображениями различных сцен из жизни скифов, что позволяет выяснить многие детали из жизни и быта населения степной зоны.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги