Книга Инвестиционный маркетинг. Лизинг, франчайзинг, факторинг, краудсорсинг, краудфандинг - читать онлайн бесплатно, автор Маргарита Акулич
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Инвестиционный маркетинг. Лизинг, франчайзинг, факторинг, краудсорсинг, краудфандинг
Инвестиционный маркетинг. Лизинг, франчайзинг, факторинг, краудсорсинг, краудфандинг
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Инвестиционный маркетинг. Лизинг, франчайзинг, факторинг, краудсорсинг, краудфандинг

Инвестиционный маркетинг

Лизинг, франчайзинг, факторинг, краудсорсинг, краудфандинг


Маргарита Акулич

© Маргарита Акулич, 2020


ISBN 978-5-4483-5978-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ПРЕДИСЛОВИЕ

Инвестиционный маркетинг многогранен. В данной книге дается описание таких видов в инвестиционной деятельности как лизинг, франчайзинг, факторинг, краудсорсинг и краудфандинг с позиции инновационного маркетинга. Эти виды предлагают альтернативно финансирование бизнеса.

С точки зрения инвестиционного маркетинга эти виды интересны в плане их выбора (или невыбора), маркетологом, предпринимателем, компанией, причем с конкретизацией, поскольку есть разные подвиды рассматриваемых видов деятельности. Маркетинговая функция при этом состоит во всестороннем маркетинговом анализе, предшествующем этому этому выбору. Поэтому в книге даются характеристики указанных видов деятельности, чтобы можно было на них ориентироваться.

В то же время рассматриваемые виды деятельности целесообразно рассматривать в контексте инновационного маркетинга взаимоотношений.

I ЛИЗИНГ, КАК ВИД ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНВЕСТИЦИОННОМ МАРКЕТИНГЕ

1.1 Лизинг как вид инвестиционной деятельности, группировки его видов

Понятие лизинга как вида инвестиционной деятельности



Лизинг рассматривается в качестве вида инвестиционной деятельности, касающейся приобретения имущества и передачи его согласно договору каким-либо лицам (данные лица могут быть физическими либо юридическими). Причем за полученное на конкретных условиях и на определенное время от лизингодателя (ЛД) имущество тому, кому оно передано (то есть лизингополучателю – ЛП), нужно платить. На это имущество ЛП имеет право выкупа.

Лизинг в плане отношений подобен отношениям кредитным, базирующимся на таких принципах как:

срочность (кредиты выдают на конкретный временной период, и по лизингу имущество выдается на конкретное время);

платность (за кредит надо платить, и за взятие в лизинг имущества требуется плата);

возвратность (взятый кредит нужно отдавать, возвращать, и взятое по договору лизинга имущество подлежит возврату).

Лицо, являющееся собственником имущества (ЛД), обеспечивает его передачу на оговоренный период в пользование ЛП, и это имущество ему положено возвратить, когда подойдет оговоренный им с ЛП срок. Передача своего имущества ЛД – это его услуга, которая вознаграждается (ему ЛП платит комиссионные). В этом усматривается наличие компонентов кредитных отношений, хотя сделка подразумевает в лизинге (в противовес кредиту) передачу не денег, а имущества.

Возможным представляется рассмотрение лизинга как товарного кредита в основные фонды, и четко прослеживается его подобие с таким финансированием как финансовое. Однако при лизинге клиенту (ЛП) обеспечивается не кредитование, так как при кредитовании он получает деньги и идет на самостоятельное приобретение оборудования либо иного имущества, которое после покупки становится его собственностью навсегда. При лизинге ЛП получает имущество в собственность лишь на время (хотя выкуп его до окончания срока лизингового договора возможен).

Если говорить об объектах лизинга, то в качестве них возможно рассмотрение заводов и иных имущественных комплексов, всевозможного оборудования, разного назначения зданий, транспортных средств, сооружений и иного рукотворного (но не природного, и не лично потребляемого, а потребляемого в производственных целях) имущества – как движимого, так и недвижимого. Земля (ее участки) и другие природного происхождения объекты, объекты запрещенные законом для свободного обращения, а также такие объекты, обращение которых согласно закону должно подчиняться особому порядку, не могут быть объектами лизинга.

В лизинге субъекты – это лизингополучатели (ЛП – компании, организации или предприниматели) и лизингодатели (ЛД – компании, организации или предприниматели), а также продавцы лизингового имущества (компании-изготовители имущества, либо предприниматели или иные юридические лица, занимающиеся производством имущества).


Группировки видов лизинга, в соответствии с которыми можно сегментировать рынок лизинга


Существует много разных группировок видов лизинга, формируемых в соответствии с рядом критериев.

Если в качестве группировочного критерия взять отношение к арендуемому ЛП имуществу (либо объем обслуживания), то возможно выделение лизинга:

чистого, подразумевающего, что несение всех расходов по обслуживанию имущества ложится на ЛП, идущего на перевод ЛД чистых платежей (или нетто-платежей);

полного (или «мокрого»), предполагающего принятие ЛД на себя всех требующихся расходов по обслуживанию имущества. Использование его практикуется самими изготовителями имущества (скажем, оборудования). Это дорогостоящий лизинг, поскольку у ЛД наблюдается при его использовании увеличение расходов, касающихся сопровождения квалифицированным персоналом, технического обслуживания, поставки сырья либо комплектующих, ремонта, и т. д.;

частичного (поскольку набор услуг является частичным). Этим лизингом предусматривается возложение на ЛД лишь отдельных функций, касающихся обслуживания имущества.

Согласно критерию типа финансирования принято выделение видов лизинга:

срочного, когда имущество арендуется одноразово;

возобновляемого (револьверного), которым предполагается продление лизингового договора после того, как первоначально заключенный договор завершился (по времени), на следующий временной период. Причем спустя какое-то время меняются объекты лизинга из-за износа либо желания ЛП перейти с помощью лизинга на использование других объектов. ЛП идет на несение расходов, связанных с заменой объектов. При этом стороны заранее не оговаривают такие аспекты, как число объектов и сроки их использования в соответствии с возобновляемым лизингом.

Возобновляемый лизинг имеет разновидность в виде лизинга генерального, благодаря которому ЛП может обеспечить дополнение списка арендуемого имущества (к примеру, оборудования), не заключая новых дополнительных контрактов. Предприятия, у которых производственный цикл непрерывный, или которые имеют жесткую контрактную кооперацию со своими партнерами, обычно очень в этом заинтересованы. Использование такого лизинга распространяется на ситуацию, когда важна срочность поставки или замены полученного с помощью лизинга оборудования, но имеет место отсутствие времени, чтобы заключать и прорабатывать новый контракт. Соглашением в этом случае предусматривается, что для получения дополнительного оборудования ЛП нужно только обеспечить ЛД направление запроса на поставку этого оборудования (при этом дается ссылка на согласованный каталог либо перечень). Когда соглашение по срокам заканчивается, лизинговые платежи подвергаются перерасчету с принятием во внимание разновременности понесенных ЛД затрат. А затем может быть заключено новое соглашение.

Согласно критерию состава субъектов (участников) сделки принято подразделение лизинга на лизинг:

1) являющийся прямым. При таком лизинге собственником имущества (поставщиком) самостоятельно объект сдается в лизинг (такую сделку называют двусторонней). Это, в принципе, не совсем лизинг в классическом понимании, так как в сделке не наблюдается участие лизинговой компании;

2) являющийся косвенным. При подобном лизинге в передаче имущества предполагается участие посредника. Это лизинг, который походит на классический ввиду того, что в нем имеет место участие лизингодателя, поставщика и лизингополучателя, которые выступают самостоятельно;

3) являющийся раздельным. В таком лизинге участвуют многие стороны. Он распространяется на финансирование объектов, считающихся крупными и сложными (это, к примеру, касается аренды буровых платформ, авиатехники, судов – речных и морских, подвижного и железнодорожного состава, и т.п.). Данный лизинг называют еще акционерным или групповым. В нем имеет место участие ряда компаний, ЛД и поставщиков. Также привлекаются кредитные средства у нескольких банков, лизинговое имущество страхуется, и с помощью страховых пулов лизинговые платежи возвращаются. Такой лизинг является самым сложным, отличающимся многоканальностью финансирования. Особенность рассматриваемого лизинга состоит в том, что лизингодателями обеспечивается не вся сумма, необходимая для приобретения объекта лизинга, а только ее часть. Но имеет место привлечение и аккумулирование этих средств благодаря выпуску акций и их распространению среди ЛД, участвующих в финансировании сделки. Остальную часть, являющейся контрактной стоимостью объекта лизинга, финансируют разного рода кредиторы (как банки, так и иные инвесторы), у которых обычно нет права требовать задолженность по кредитам у ЛД непосредственно.

Из-за того, что в данных сделках имеет место участие множества сторон, в них требуется участие поверенного кредиторов (чтобы координировать действия), заимодателей, а также и поверенного лизингодателей (чтобы обеспечивать управление совместными действиями сторон). Поверенному лизингодателей суждено выполнять роль номинального лизингодателя, и его наделяют титулом собственника оборудования. Им же распределяется между акционерами прибыль.

Еще один группировочный критерий – тип имущества, согласно которому обеспечивается выделение:

лизинга имущества движимого (оборудования, различной техники, самолетов, автомобилей, судов, и т.п.), причем и нового, и уже употребляемого ранее;

лизинга недвижимости (представленной зданиями, сооружениями).

Группировку лизинга осуществляют по критерию окупаемости имущества. В связи с этим практикуется выделение лизинга:

с окупаемостью полной (или приближенной к полной). При таком лизинге во время всего срока, когда действует лизинговый договор, имущество полностью амортизируется и стоимость этого имущества полностью выплачивается ЛД;

с окупаемостью неполной. Это лизинг, предусматривающий частичную амортизацию имущества за время действия одного договора и окупаемость его также частичную.

Согласно критерию окупаемости (в условиях амортизации имущества) практикуется выделение:

лизинга финансового (прямого, капитального) при котором происходят такие взаимоотношения партнеров, которыми предусматривается в период действия договора выплата платежей по лизингу, обеспечивающих покрытие всей стоимости амортизации оборудования либо его большей части, прибыли ЛД и дополнительно понесенных затрат. В этом виде лизинга участвует помимо ЛД и ЛП лизингополучатель третьей стороны (либо поставщик, либо производитель объекта лизинговой сделки). Договор расторгать нельзя в течение срока, который необходим для возмещения расходов, понесенных ЛД, а лизинговое соглашение является продолжительным (оно обычно приближается к сроку службы объекта лизинговой сделки);

лизинга оперативного (сервисного). При данном лизинге покрытия арендными платежами расходов лизингодателя (в течение действия лизингового договора), связанных с приобретением сдаваемого в аренду имущества и его содержанием, не происходит. Договор заключается обычно на срок от двух лет до пяти. При этом лизинге ЛД, как правило, берет на себя риск утраты либо порчи объекта сделки. Если говорить о ставке лизинговых платежей, она обычно превалирует над ставками, устанавливаемыми при лизинге финансовом, так как гарантия окупаемости издержек отсутствует.

В соответствии с переменной сектора рынка, на котором имеет место проведение лизинговых операций, принято выделение:

лизинга внутреннего, при котором участники лизинговой сделки базируются в одной и той же стране;

лизинга, являющегося внешним (международного). К нему практикуется причисление сделок, в которых имеет место:

принадлежность, по крайней мере, одной из сторон к другой стране;

проведение по крайней мере одной из сторон деятельности вкупе с иностранной компанией, и наличие с этой компанией совместного капитала.

Принято подразделение лизинга внешнего на лизинг импортный (зарубежная сторона – ЛД), и экспортный (иностранная сторона – ЛП).

Согласно критерию отношения к амортизационным налоговым льготам лизинг бывает:

с льготами, касающимися налогообложения имущества, ускоренной амортизации, НДС, прибыли, всевозможных сборов, и т. д. Иной раз шанс получения льгот провоцирует участников лизинговых операций на проведение операций по лизингу не реальных, а фиктивных. Хотя подобные поступки могут являться противозаконными;

без наличия каких-либо льгот.

Если принять в качестве критерия группировки видов лизинга критерий вида лизинговых платежей, то возможно выделение лизинга финансового и лизинга оперативного.

По критерию формы расчетов ЛД и ЛП лизинг подразделяют на лизинг, использующий платежи денежные и компенсационные (осуществление платежей происходит натуральное – обеспечиваемое поставками продукции, изготовленной на оборудовании, предоставленным в соответствии с договором лизинга, либо благодаря зачету услуг, которые оказываются друг другу ЛП и ЛД). Также имеет место лизинг по смешанным расчетам, предусматривающим применение обеих форм платежа.

Согласно критерию учитываемых составляющих платежа, лизинг подразделяют на лизинг учитывающий: амортизацию; дополнительно оказываемые услуги; страхование; лизинговую маржу, и т. д.

В соответствии с применяемым методом начисления практикуется подразделения лизинга на лизинг:

с общей суммой, являющейся фиксированной;

с авансом с депозитом (или авансом);

с принятием во внимание выкупа имущества по стоимости, являющейся остаточной;

с принятием во внимание периодичности внесения платежей (которые бывают ежеквартальными, полугодичными, ежегодными, ежемесячными);

с принятием во внимание срочности внесения платежей (в конце, в середине или в начале периода платежа);

с принятием во внимание способа уплаты платежей, которые могут вноситься равными долями;

с размерами платежей – и увеличивающимися, и сокращающимися (они зависят от финансового состояния ЛП и условий лизингового договора).

Помимо перечисленных, существует еще много других видов лизинга, в соответствии с которыми можно сегментировать рынок лизинга согласно числу компаний (организаций), являющихся лизингодателями.

1.2 Эффективность использования лизинга и проведение маркетинговых исследований при подготовке лизингового договора

Эффективность использования лизинга


В отношении эффективности использования лизинга в инвестиционной деятельности, касающейся инвестирования реального экономического сектора, можно сказать, что она имеет тесную связь с маркетингом и его исследованиями. При реализации лизинга требуется поддержание взаимоотношений между соответствующими субъектами на долгосрочной основе, для чего важно обеспечивать укрепление конкурентных позиций данных субъектов.

Если говорить о лизинговой компании, то для нее имеет большую значимость занятие ведущего положения на рынке, что требует обеспечения четкости стратегии ее развития и наличия достаточно диверсифицированного портфеля договоров. Это сегодня происходит в условиях существенного воздействия внешнесредовых факторов. Поэтому для ЛП очень важно не только оценивать свое текущее финансовое положение, но и прогнозировать его. На это нацелены и ЛД, когда выбирают компанию для предоставления ей имущества.

Говоря об объективности оценивания платежеспособности ЛП можно заметить, что ее обеспечение является весьма затруднительным, особенно когда финансовая обстановка в стране отличается нестабильностью, что тормозит процесс использования компаниями лизинга, предоставляемых им возможностей. В подобных условиях нужно прибегать к оцениванию перспективного спроса на товары (и анализу конкурентоспособности этих товаров), изготовление которых имеет отношение к использованию имущества, полученного по лизингу.


Проведение маркетинговых исследований при подготовке лизингового договора



Заключение лизингового договора требует оценивания лизингодателем рынка поставляемого в рамках лизинга имущества, а также тенденций его развития. Это весьма важно для ЛД, так как ему при условии неплатежеспособности ЛП придется столкнуться с проблемой продажи данного имущества. Это означает, что подготовке лизингового договора должны предшествовать тщательные маркетинговые исследования рассматриваемого рынка.

Главной задачей является задача правильной оценки ЛД конъюнктуры того рынка, на котором при невыполнении условий договора со стороны ЛП возможна будет реализация (либо повторная сдача в лизинг) объекта лизинга. Необходимо для этого прибегать к оцениванию возможного изменения качества объекта лизинга (имущества) по причине динамичного развития рынка и старения данного объекта (как физического, так и морального). При любых рыночных ограничениях, имеющих отношение к лизинговому объекту (к примеру связанных с узостью сегмента использования объекта, с его несерийностью, либо с его особенными техническими характеристиками и т. д.), можно ожидать нежелательного их влияния на условия контракта и на уровень риска (он может возрасти).

Если имеет место изменение рыночной конъюнктуры и, соответственно, условий хозяйствования ЛД в сторону ухудшения его финансового положения, желательно условия договора поменять. В первоначальном лизинговом договоре следует такой пересмотр предусмотреть. Также важно принятие во внимание конкретных условий пересмотра, как всех лизинговых платежей, так и платежей периодических.

До того, как подписывать лизинговый договор, ЛП должен прибегать к оцениванию эффективности проекта в целом, и целесообразности прибегания к использованию лизинговой схемы (здесь уместно сопоставление с альтернативными возможностями получения имущества).

Лизингополучателям рекомендуется проводить маркетинговую разведку лизингодателей, изучая их наличие, репутацию, имидж, возможности, умение строить взаимовыгодные, благожелательные и честные отношения с лизингополучателями и поставщиками имущества.

Для ЛД важна оценка финансового состояния и возможностей ЛП, касающихся выполнения им своих обязанностей, связанных с уплатой платежей по лизингу. Он должен помимо этого определить наличие спроса на соответствующее имущество, а также шансы и выгодность его повторной сдачи в лизинг, либо реализации в случае, если придется расторгнуть договор с ЛП.

Чтобы деятельность ЛД успешно осуществлялась, ему нужно идти:

на перманентное маркетинговое исследование рынка услуг лизинга и тенденций его развития;

на проведение маркетингового анализа направлений развития субъектов хозяйствования, являющихся потенциальными ЛП;

на маркетинговое исследование спроса на конкретное сдаваемое по договору лизинга имущество.

Проведение маркетинговых исследований рынка имущества, способного стать объектом лизинга, требует осуществление анализа:

складывающихся на рынке цен на рассматриваемое имущество и их колебаний;

тарифов и цен на соответствующие услуги (являющиеся сопутствующими);

тарифов – на электроэнергию, транспортных и т. д.

II ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ВИД ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНВЕСТИЦИОННОМ МАРКЕТИНГЕ

2.1 Франчайзинг как вид инвестиционной деятельности и его группировки

Понятие франчайзинга как вида инвестиционной деятельности


Франчайзинг рассматривается в качестве особо эффективной и полной финансовой схемы привлечения инвестиций в современные инновационные бизнесы. Он в плане рыночных отношений является таким видом отношений, которым предусматривается передача одним участником (франчайзером) другому участнику (франчайзи) права на ведение конкретного (в отношении вида) бизнеса по разработанной франчайзером и опробованной им технологии.



Благодаря франчайзингу как виду инвестиционной деятельности инновации подвергаются тиражированию на базе привлечения средств и фондов. Помимо финансовых ресурсов компании, являющиеся инноваторами, в соответствии с франчайзинговым договором (его еще называют договором франшизы) могут рассчитывать на получение являющихся нематериальными активов в виде:

1) новейших технологий;

2) имиджа (и, соответственно, репутации);

3) торговых знаков;

4) ноу-хау и т. д.

Франчайзингу свойственно обладать, по сути, преимуществами, как кредита, так и лизинга.

Являясь давно зарекомендовавшим себя высокоэффективным инструментом инвестирования, франшиза (рассматриваемая в качестве приобретенного права на использование торговой марки франчайзера, производство, либо концепцию товара или бизнеса) проверена многими и предпринимателями и компаниями мира.

Франчайзеры, представляющие собой собственников торговых марок, занимаются реализацией права на их использование, а франчайзи идут на приобретение этого права путем покупки франшизы.

Получению права на владение франшизой лицом либо бизнесменом должно предшествовать внесение вступительного взноса, обеспечивающего доступ к предоставляемым франчайзером бизнес-процессам и бренду, а также в ряде случаев – к имуществу.

На франчайзи ложится обязанность внесения в пользу франчайзера ежемесячных отчислений (которые называют роялти), находящихся с точки зрения их размера в зависимости от объемов реализованных клиентам товаров (услуг). Но помимо этого в большинстве случаев франчайзи вносят во франчайзинговую компанию определенные средства (поскольку они должны инвестировать некоторые средства наряду с франчайзерами).

Франчайзинговый бизнес не причисляется к числу вполне самостоятельных, так как его владельцем диктуются основные его правила. Реализация идей франчайзи в подобном бизнесе крайне затруднена, а выход из него зачастую отличается большой болезненностью. В то же время не располагающие собственными достаточными для открытия собственного бизнеса средствами предприниматели могут рассчитывать на необходимое им инвестирование, чтобы быть, так сказать, «при деле», а точнее – при бизнесе.

Франчайзинговый бизнес дает франчайзи шанс на легкое вступление на рынок. Они могут стать обладателями готового механизма продвижения уже существующего бренда. Им можно не заботиться о создании собственных систем поставок и логистики, и при этом им приходится намного меньше рисковать в сравнении с ситуацией обладания своим приватным бизнесом в полной мере.

Следует отметить зависимость первоначально установленного взноса для франчайзи от масштаба и раскрученности бренда франчайзера. Можно выбрать франшизу с дорогим взносом, а можно – с недорогим. Что касается средств на приобретение франшизы и инвестирование, то существование государственной программы может дать шанс начинающему предпринимателю на получение кредита.


Группировки видов франчайзинга


В настоящее время имеет место ряд группировок видов франчайзинга, разнящихся между собой по многим критериям, к которым относят такие критерии как:

число выдаваемых франшиз;

стратегия развития франчайзинговой системы;

функциональная структура;

роль и функции франчайзера;

стоимость франшизы;

сфера деятельности франчайзера.

Если рассматривать группировку франчайзинга по критерию числа выдаваемых лицензий, то здесь принято выделение франчайзинга отдельного предприятия и франчайзинга корпоративного. В отношении франчайзинга предприятия можно отметить его связь (чаще всего) с семейным бизнесом, которым предусматривается выполнение функций управляющих менеджеров и простых работников членами одной семьи, для которых франчайзинговый бизнес – это, по сути, единственный бизнес (по крайней мере, основной), в котором они заняты. Данный бизнес дает им доход для обеспечения их жизнедеятельности. Такой франчайзинг считается традиционным и «старым».

Франчайзинг корпоративного вида рассматривается сегодня в качестве новой бизнес-системы. В эту систему принято включение компаний, отдельных инвесторов либо инвестиционных групп, отличающихся заинтересованностью в функционировании территориально-региональной франчайзинговой сети, в которой трудятся наемные и аутсорсинговые (сторонние, привлеченные) работники. Здесь не наблюдается заинтересованности в том, чтобы развивалось лишь одно конкретное франчайзинговое предприятие.

Развитие франчайзинга корпоративного вида может происходить по нескольким направлениям (основных направлений – два). В рамках одного из направлений имеет место ограничение франчайзинга конкретным видом деятельности, контролируемой в большинстве случаев франчайзером, выступающим в качестве генерального директора франчайзинговой корпорации. Другим направлением предусматривается охват франчайзи ряда сфер бизнеса, к которым относят: сферу услуг; сферу продаж товаров; сферу производства. Может иметь место охват лишь двух из перечисленных сфер: сферы продаж и сферы производства.