Е. В. Домашек
Конституция Российской Федерации. Комментарии для ЕГЭ по обществознанию
Предисловие
Для поступления в вузы на гуманитарные направления очной и заочной форм обучения абитуриенты сдают экзамен в формате ЕГЭ, который требует серьезной предварительной подготовки по разным разделам курса «Обществознание». В ходе самостоятельной подготовки учащийся должен освоить материал не только теоретически, но и практически: уметь приводить примеры и анализировать фактический материал. Именно поэтому учащимся необходимо систематизировать свои знания, понимать смысл различных терминов и научных принципов обществознания. Эти навыки помогут не только успешно справиться с тестовыми заданиями, но и подготовиться к устному или письменному собеседованию.
ЕГЭ по обществознанию строго структурировано по разделам. В первой части задания ориентированы на выбор правильных ответов из предлагаемых вариантов. Большинство заданий из раздела «Правоведение» направлены на понимание основ конституционного права РФ. Многие учителя рекомендуют выучить наизусть ряд положений Конституции, однако выбор правильного ответа во многом зависит от понимания принципов и статей Конституции. Очень часто во время решения тестов учащимся кажется, что все предлагаемые в задании варианты ответов являются правильными, так как относятся к Конституции, из-за этого возникает путаница, и учащиеся выбирают ответ наугад. Во избежание подобных ситуаций автор данного пособия разбирает основные положения Конституции, дает толкование ее принципов и статей.
Пособие содержит материал, который позволит самостоятельно подготовиться к заданиям, связанным с положениями Конституции РФ.
Желаю успеха!
Часть 1. Общие положения
1.1. Понятие и происхождение Конституции
Конституция представляет собой нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем государства. В ней отражены основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности, а также определяются высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенции, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.
Конституция является своего рода договором между гражданами и государством. Действуя через органы власти, государство предоставляет гражданам права и свободы, а также гарантирует их защиту. При этом на граждан налагаются некоторые обязанности.
Конституция появилась как результат идеологии либерализма и теории общественного договора.
Либерализм – философское и общественно-политическое течение, которое провозглашает незыблемость прав и индивидуальных свобод человека, они признаются высшей ценностью, являются правовой основой общественного и экономического порядка. При этом возможности государства и церкви влиять на жизнь общества ограничиваются конституцией.
Общественный договор (социальный контракт) – общественно-экономическая теория, которая лежит в основе гражданского общества. Благодаря праву, предоставленным правам и установленным обязанностям государство закрепляет определенные соглашения с гражданами.
Понятие общественного договора означает, что люди согласны частично отказаться от своих суверенных прав в пользу государства, которое гарантирует обеспечение защиты интересов своих граждан. Таким образом общественный договор является соглашением граждан по вопросам правил и принципов государственного управления, оформленных в строгом соответствии с законом.
Главный принцип теории общественного договора заключается в добровольном согласии граждан принимать участие в формировании легитимного органа государственной власти.
Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо – наиболее известные представители теории общественного договора, чьи работы обеспечивали теоретическую основу конституционной монархии, либеральной демократии и республиканизма.
Функции конституции:
1. Учредительная: становится политической и правовой основой государства.
2. Организаторская: закрепляет достигнутые результаты и ставит перед обществом и государством новые задачи.
3. Внешнеполитическая: является основой внешнеполитической деятельности государства.
4. Юридическая: служит для развития законодательства и принятия большого количества новых нормативно-правовых актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.
Для контроля за соответствием принимаемых решений конституции существует специальный орган судебной власти (в России таковым является Конституционный Суд).
Основные отличия конституции от других законодательных актов:
♦ закрепляет государственный строй, основные обязанности и права (свободы), определяет форму государственного устройства и систему высших органов государственной власти,
♦ обладает высшей юридической силой,
♦ отличается относительной стабильностью,
♦ является базой для текущего законодательства,
♦ имеет особый порядок принятия и изменения,
♦ является нормативным актом прямого действия,
♦ обладает верховенством на всей территории государства.
1.2. Особенности Конституции России
Проект Конституции РФ был принят 12 декабря 1993 г. Это первая демократическая Конституция в истории России, состоящая из вступительной части и двух разделов; первый раздел включает 9 глав, 137 статей, второй – 9 положений.
Согласно Конституции Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ст. 3). Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через своих представителей в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Конституция является основным законом страны. Поэтому все иные законы и правовые акты не должны противоречить ей. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Таким образом, государственная власть ограничена правом. Все законы должны быть опубликованы, иначе они не применяются (ст. 15, ч. 3).
Согласно Конституции главой государства является Президент, который призван обеспечить согласованную деятельность различных ветвей власти. Он определяет основные направления политики, возглавляет Совет Безопасности, является Верховным Главнокомандующим России, решает вопросы гражданства РФ. Он может вводить чрезвычайное и военное положение на территории государства и его отдельных местностей. В обязанности Президента входит подписание и обнародование федеральных законов.
Конституция РФ закрепляет принцип разделения властей. В ст. 10 говорится: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
У Конституции есть три основные задачи:
1. Закрепить и гарантировать права человека.
2. Упорядочить государственную власть.
3. Утвердить правосудие.
Конституция РФ – главный закон страны, гарант соблюдения прав и свобод человека и гражданина в стране; она является основой обеспечения правопорядка, обладает максимальной юридической силой (ст. 15).
Это значит, что ни один акт, закон, документ, принятый на любом официальном уровне, не может противоречить ее положениям. Если такое случается, этот документ полностью или частично утрачивает свою юридическую силу. В п. 2 ст. 15 закреплено, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Конституция определяет правовое положение народа, провозглашая основные права и обязанности человека и гражданина.
Она закрепляет главные принципы действия законодательства на территории всего государства и устанавливает специальный порядок изменения и внесения поправок.
Это значит, что невозможно поменять положения Конституции в обычном режиме, для этого нужны основания и соблюдение сложных процедур.
Конституция РФ является главным документом страны. При этом меняющиеся условия определили необходимость внесения поправок в Конституцию РФ, что подтверждает значительную роль Конституции, адаптированной к современным условиям.
Глава государства предложил ряд поправок – Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
Рассмотрев предлагаемые поправки, Конституционный Суд в своем Заключении № 1-З от 16 марта вынес решение о том, что они не противоречат действующему Основному Закону страны.
Конституционный Суд указал, что основанием для рассмотрения запроса Президента РФ стала ч. 3 ст. 3 Закона о поправке, при этом он руководствовался статьями 125, 128 (ч. 3) Конституции РФ, п. 7 ч. 1 и ч. 3 ст. 3, ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 36 и ст. 74 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Конституционный Суд признал, что поправки к Конституции, устанавливаемые Законом, не изменяют Конституцию РФ.
Конституционный Суд квалифицировал последующее всенародное голосование как форму непосредственного всенародного волеизъявления, отвечающего принципу народовластия, при этом признал, что голосование по поправкам будет признано состоявшимся при любой явке.
В отношении спорных поправок, например упоминания в тексте Конституции Бога, суд также не нашел противоречий. Конституционный Суд не усмотрел включение в текст Конституции РФ указания на веру в Бога противоречащим статьям 14, 28, 19 (ч. 2) Конституции РФ, поскольку светский характер государства не отменяется.
Конституционный Суд не усмотрел включение в текст Конституции РФ положения о русском языке как языке государствообразующего народа противоречащим ст. 68 (часть 1) Конституции РФ, поскольку, по мнению суда, русский народ таковым и является и это не умаляет достоинства других народов.
Конституционный Суд согласился с конституционным закреплением права государства определять возможность исполнения Российской Федерацией решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации. Суд объяснил непротиворечие этой поправки ч. 4 ст. 15 Конституции РФ тем, что поправка закрепляет не отказ от исполнения решения, а лишь способ такого исполнения.
Конституционный Суд признал перечень судов, указанных в ст. 125, 126, 128 Конституции, исчерпывающим, чем окончательно закрыл возможность реанимировать Высший Арбитражный Суд.
Конституционный Суд поддержал дополнительные требования к высшим должностным лицам, связанные с их возрастом, гражданством, постоянным местом проживания, обладанием зарубежными счетами (исключая недвижимость, иные активы и распространение этих требований на членов семей высших должностных лиц), как защищающие суверенитет РФ.
Таким образом, суд указал на отсутствие противоречий Конституции в поправках.
1.3. Структура Конституции РФ
Конституция Российской Федерации состоит из преамбулы и двух неравнозначных по содержанию разделов.
Преамбула рассматривает ряд положений.
1. Авторизующая основа: именно многонациональный народ России принимает данную Конституцию, выступая в качестве единой государственной гражданской нации, составляющей основу государственной идентичности России.
2. Мотивационная основа: то, что сам народ предлагает принять основной закон, свидетельствует о добровольности его решения и соблюдении демократической процедуры.
3. Целеполагающая основа: основной закон принимается для
1) утверждения прав и свобод человека;
2) утверждения гражданского мира и согласия в РФ;
3) сохранения исторически сложившегося государственного единства;
4) возрождения суверенной государственности России;
5) утверждения незыблемости демократических основ государства;
6) обеспечения благополучия и процветания России.
4. Ценностная основа: особо значимый характер на уровне принципиального выбора страны получают ценности
1) демократии – права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России;
2) нравственные – вера в добро и справедливость, почитание памяти предков;
3) российской государственности – сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение ее незыблемости;
4) патриотизма и интернационализма – любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, ее причастности к мировому сообществу.
Еще до принятия поправок общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Федерации были закреплены в Конституции как составная часть ее правовой системы. Принятые поправки дополнили эту статью Конституции важнейшим уточнением, согласно которому участие Российской Федерации в международных объединениях и передача им части своих полномочий, равно как и исполнение решений межгосударственных органов могут осуществляться только в той части, в которой это не влечет за собой ограничение прав и свобод человека и гражданина и не противоречит Конституции РФ.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги