Книга К себе настоящей - читать онлайн бесплатно, автор Елена Анатольевна Горелова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
К себе настоящей
К себе настоящей
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

К себе настоящей

Елена Горелова

К себе настоящей



Ответственный редактор А. Редкова

Литературный редактор Ю. Сырова

Литературный ассистент Д. Аппаратова

Дизайн обложки М. Милай

Иллюстрации М. Милай


Все права защищены.

Ни одна часть данного издания не может быть воспроизведена или использована в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или какие-либо иные способы хранения и воспроизведения информации, без предварительного письменного разрешения правообладателя.


ЛИТЕРАТУРНОЕ АГЕНТСТВО WRITER’S WAY



© Е.А. Горелова, текст и оформление, 2021

* * *

Предисловие

С самого детства я мечтала стать учителем, выйти замуж и родить троих детей. И все шло по намеченной программе. Замуж я вышла уже на втором курсе педагогического института, а на последнем курсе, прямо перед государственными экзаменами, родила первого и такого долгожданного сына! Я была так переполнена счастьем, что это нисколько не помешало окончить институт и получить диплом. В моей голове звучало: «У меня такой замечательный ребенок, я стала мамой!» Я не могла налюбоваться сыном, глядя на него. Но в то же время мне становилось страшно: таким хрупким и крошечным он был тогда. И даже спустя годы я помню тот трепет, который испытала от рождения сына! Я буквально летала на крыльях… И именно поэтому мне не составило никакого труда окончить институт буквально с младенцем на руках.

На работу пришлось выйти, когда ребенку было всего девять месяцев. Нет, пришлось сделать это так рано не потому, что не хватало денег, а потому, что появилось вакантное место логопеда в детском доме. Этот профиль был моей первой специальностью в дипломе вуза. А надо сказать, что в то время устроиться логопедом было очень сложно: такой специалист был редкостью, и мне не хотелось упустить шанс.

Работа в детском доме была очень интересной, но эмоционально непростой. Я люблю детей, и мне хотелось одарить любовью каждого. Я со слезами на глазах смотрела на этих деток и думала: а что, если бы на их месте вдруг оказался мой сын? Эта мысль заставляла меня любить детей еще сильнее, отдаваться своему делу с еще большим энтузиазмом!

Знаете, должность логопеда в детском доме я воспринимала как счастливый билет. Я с огромной радостью шла на работу, а вечером с не меньшим восторгом возвращалась домой. Так прошло пять лет. За это время в нашей семье появился второй сын. И я снова испытала всплеск тех же эмоций: безграничное счастье и восторг! Двое сыновей подрастали, и меня не покидала мысль о третьем ребенке – о дочке.

Я точно знаю, что если чего-то очень сильно хочешь, то обязательно получишь желаемое. Через два с половиной года Господь подарил нам девочку…

Однажды я гуляла с дочерью в парке и читала книгу о воспитании детей. Случайно встретила знакомую. Мы, как водится, поболтали, а потом она обратила внимание на мою книгу и расхохоталась до слез: «О, Боже! – говорила она. – Да тебе уже самой надо писать такие книги!» Тогда я, конечно, восприняла эти слова в шутку.

После того дня прошло много месяцев и лет. Но слова той знакомой повторялись в моей жизни все чаще. Об этом говорили друзья и родные: они были уверены, что я могу написать книгу о воспитании детей, о взаимоотношениях в семье, о том, как быть матерью, женой и хозяйкой дома, но при этом прекрасно выглядеть… О том, как совместить домашние обязанности и не скатиться до уровня посудомойки и уборщицы за детьми и мужем, а реализовать себя не только в семейной жизни, но и в профессии, в любимом деле… и быть при этом переполненной энергией и счастьем.

Конечно, на эту тему написано уже много: море книг о воспитании и самореализации заполонило книжные полки магазинов и просторы Интернета. Но знаю и другое: у каждой книги есть свой читатель. То, что осталось незамеченным у одного автора, заинтересует и будет полезным у другого. Иногда мысль, прочитанная лишь на десятый раз, становится озарением, и дело не только в выражениях, но и в подготовленности читателя, в его жизненных обстоятельствах.

Сегодня я живу не в той стране, в которой родилась и выросла, училась и вышла замуж, родила и вырастила детей… И я вижу, что проблемы воспитания, взаимоотношения детей и родителей везде одинаковые. Это не зависит от географического и материального положения семьи, от социального статуса и уровня образования. Везде есть счастливые семьи и не очень, одинокие матери и одинокие отцы, стремящиеся дать детям максимум любви, внимания и заботы… И точно так же не у всех это получается, как бы они того ни хотели… Часто заботы и тревоги о здоровье и развитии детей уводят родителей совсем не в то направление, о котором они мечтали, а напротив – превращают жизнь в череду неразрешимых проблем.

Давайте задумаемся о том, зачем мы пришли в этот мир? Какие задачи стоят перед нами? Сможем ли мы их реализовать? Какое при этом будет у нас настроение, состояние души? Будем ли мы жить в радости и счастье или терпеть неудачи? Чем для нас являются семья и дети? Как сохранить любовь в семье? Как воспитать детей, чтобы они стали успешными и счастливыми?

И это далеко не все вопросы, которые по-настоящему волнуют нас.

Сегодня у меня взрослые самостоятельные дети, я реализовала себя и как мать, и как жена, и как педагог и психолог.

Поэтому эта книга является результатом моих размышлений, успешного педагогического опыта и многих лет благополучной и счастливой семейной жизни. Надеюсь, что эта книга будет полезна для тех, кто хочет быть счастливыми и хорошими родителями, взращивать в семье любовь, дружбу, взаимопонимание и гармонию.


Хочу поблагодарить моих коллег, выступавших в качестве экспертов для моей книги:

Станислава Лосева – академика, основателя Практической школы осознанного развития;

Александра Свияша – писателя, мастера позитивного мышления, кандидата технических наук, Сопредседателя Ассоциации профессионалов развития личности, научного руководителя Центра позитивной психологии «Разумный путь»;

Евгению Белонощенко – психолога, владелицу сети детских центров, предпринимателя, писательницу, автора бестселлера «Рожденные с характером», посвященного раннему развитию детей.


С их жизненным и профессиональным опытом, созвучными идеям романа, вы можете ознакомиться в конце книги в разделе «Мысли экспертов».

Пролог

Вера сидела за массивным рабочим столом в своем кабинете и подбивала итоги продаж за день. Дела шли неплохо. «Может быть, поискать место для второго магазина?» – замечталась она. И вдруг заметила, что из-под двери в кабинет просачивается густой дым. В груди похолодело.

«Пожар!» – мелькнуло у нее в голове. Вера бросилась к двери – литая и железная, она не поддавалась и была уже горячей. «Она заперта!» – пронеслось в голове. Как будто зритель в кино, Вера со стороны увидела себя закрытую в помещении, в здании небольшой торговой точки, охваченной пожаром. Сердце начало биться сильнее, стало страшно. Нужно спасать свою жизнь: дыма становилось все больше, а огонь грозился пробраться в помещение. В волнении дрожащими руками Вера схватила телефон и набрала номер пожарной службы.

«Все машины ближайшей пожарной станции на выезде, наряд едет из соседнего микрорайона. Ждите», – вежливо и спокойно ответила девушка по ту сторону трубки.

– Да как «ждите»?! Как «ждите»?! Я же горю! – Вера пыталась сохранить самообладание, но не любила ждать, тем более считала, что любое действие лучше бездействия. Параллельно она оценивала обстановку: первый этаж, решетки на окнах, при пожаре категорически запрещается доступ свежего воздуха. Но в этот момент мысль броситься к окну казалась Вере спасительной.



Старые деревянные рамы не поддавались. В отчаянии Вера схватила стул с железными ножками и со всей силы замахнулась им в окно: «Разбейся ты, проклятое!» Посыпались стекла. Предательский сквозняк будто только того и ждал – он тут же придал силы огню, который уже вовсю бушевал за дверью. Огонь проскользнул в щель и ухватился за первое, что попалось ему на пути, – вязаную кофту, висевшую на крючке двери. А выше – пластиковый потолок!

Огонь стал сильнее, и языки его легко дотягивались до навесных панелей, которые начали темнеть и дымиться. «Да вы все сговорились против меня!» – обращаясь к немым участникам действия, кричала Вера. Пламя упорно делало свое дело, и никто не смел ему перечить.

Оглядываясь то на огонь, то на окно, Вера с новыми силами подняла стул. На этот раз нужно было справиться с решеткой. Ножки стула от удара зазвенели и погнулись. На стыке прутьев решетки и стены посыпалась штукатурка. Огонь вовсю пылал на потолке и стал подбираться к секретеру. Некстати Вера вспомнила шутку бывшего мужа: «Твой стол нам очень пригодится, если дрова для камина закончатся. Дуб отлично горит!»

Еще удар, решетка почти поддалась. Или так только казалось из-за дыма? Начала кружиться голова, перед глазами поплыли стены, картины, прошлогодний календарь. Задыхаясь от физических усилий и едкого дыма, Вера вспомнила школьные уроки по безопасности и, шатаясь, опустилась на пол – там должен быть менее дымный и горячий воздух…

Глава 1

Прощай, Рязань! Прощай, унылый и чужой город! Тут прошли почти все мое детство и школьные годы, которые я с удовольствием оставляю, чтобы отправиться в новую взрослую жизнь.

Мне было шестнадцать лет, и скорый поезд мчал меня в Питер.

Я не любила Рязань, потому что росла там с бабушкой, вдали от мамы. Папа погиб на службе, когда я была совсем маленькой. Маме как жене погибшего военнослужащего дали здесь квартиру. В ней поселились я и бабушка, а мама продолжила работать в Москве.

Бабушка была строга ко мне. Я не испытывала острого чувства одиночества, но мне не досталось ярких воспоминаний: детских вольностей, шалостей, побегов с уроков, посиделок с девчонками дотемна.

Чаще всего я сидела за книгами. Там, в сюжетах жизней главных героев, жили все мои фантазии. Мое воображение было настолько ярким, что порой я будто выпадала из действительности и сама себе удивлялась, когда возвращалась в реальность. Героические подвиги, приключения и испытания часто занимали мои мысли, и мне казалось, что ничего интереснее и быть не может! Я сама становилась героем книг и храбро преодолевала все жизненные трудности: боролась с неправдой и несправедливостью, защищала слабых.

А еще с раннего детства я лелеяла большую мечту – уехать из этого города и, как мама, стать педагогом-логопедом. В мыслях о будущем я представляла, как стою перед классом и что-то объясняю детям, как проверяю тетрадки и придумываю тему нового урока. Тогда у бабушки висела большая карта мира. Бывало, я тайком брала указку и показывала воображаемым детям буквы и названия стран. Ради своей мечты я старательно и с усердием училась, брала дополнительные уроки с репетитором и не отлынивала ни на секундочку.

Желание быть логопедом и помогать детям было для меня настолько явным, будто из самого будущего меня звал свет маяка: «Иди!» Поэтому я занималась неустанно, и все мои мысли во время учебы в школе были посвящены одной этой заветной цели.

И еще в Рязани меня согревала дружба с одноклассником Игорем. Мы жили рядом, часто вместе возвращались из школы. Игорь знал, во сколько я просыпаюсь и ложусь, какое люблю мороженое. Ему можно было пожаловаться на бабушку, показать новое платье, рассказать про прочитанную книгу и похвастаться успехами. Часто я мысленно делала Игоря товарищем и попутчиком в своих «книжных путешествиях». Мы вместе в моем воображении странствовали, попадали в истории, поддерживали и выручали друг друга. Я всегда знала, что и в мыслях, и наяву могу на него положиться, довериться даже в самом сложном и сокровенном. Так летело время.

Последний год учебы Игорь поддерживал меня и не давал унывать, когда занятий стало слишком много.

– Ну что ж, Наташа, скоро все это завершится, – подбадривал он. – Ты уедешь навстречу своей мечте. Ради этого стоит набраться сил и справиться!

И он был прав. Я прекрасно сдала выпускные экзамены, получила аттестат и, как птичка из клетки, выпорхнула в иную жизнь, забыв обо всем рязанском.

Я ехала к подруге Наде, чтобы поступать в Педагогический университет имени Герцена. Надя была старше меня на год, училась в вузе и жила в общежитии. Она согласилась помочь мне быстрее освоиться. Характер у нее был живой и веселый. Частенько в наших беседах она мечтала о знакомствах, встречах, замужестве. В числе возможных «кандидатов» в своих мечтах видела и моряка дальнего плавания с деньгами и частыми командировками.

Я же мечтала познакомиться с городом. Живя в Рязани, я много читала о Питере и уже была заочно в него влюблена. До экзаменов оставался целый месяц, и я с головой окунулась в наш волшебный и тайный роман на двоих.

– О, Питер, ты прекрасен! – Прогуливаясь по улицам, я хотела петь и читать стихи. Соборы, дворцы, мосты – вся архитектура создавала особую атмосферу. В этом окружении меня все вдохновляло, мечталось о чем-то важном, значительном.

Пока я составляла маршруты и путешествовала по городу, Надю вовсю манили места, где можно было пообщаться, познакомиться, кого-то «подцепить».

В один из вечеров она решительно объявила:

– Наташа, завтра мы с тобой идем на танцы! Я купила билеты в клуб на Литейном, там самая крутая молодежь Питера собирается. Завтра специальный вечер для моряков!

– Надя, – отмахнулась я от нее, – какие танцы! У меня ноги гудят от походов, да и неинтересно мне это.

– Одна я не пойду на эти танцы. Пойдем со мной, развеешься. Заодно познакомишься с кем-нибудь, – поставила ультиматум Надя.

Немного подумав, я решила, что для нового опыта и из интереса все же стоит пойти. Занимательно было посмотреть, как это все происходит и похожа ли эта затея на первый бал Наташи Ростовой.

Атмосфера в клубе была живой и яркой! Вокруг сверкали нарядные девушки в ультрамодных платьях и сарафанах. Их ожидание удачного знакомства буквально ощущалось физически. В глазах многих девушек, как у невест на выданье, читались стеснение, волнение и переживания: «Пусть меня увидят, заметят, пригласят». А некоторые, как Надя, старались сами проявить активность. И чтобы быть в центре событий, стремились туда, где участников было больше и движение активнее.

Я стояла недалеко от входа, прислонившись к колонне и наблюдая за взрывным коктейлем этих чувств, как вдруг ко мне приблизился невысокий русоволосый моряк:

– Дмитрий, – представился он. – Приглашаю вас на следующий танец.

Ну что ж, я ведь не на спектакле в Мариинском! Согласилась. Потом был второй танец с ним, третий. Меня понесло и закружило в вихре музыки, движений, взглядов, рук. После вечеринки Дмитрий ждал меня у выхода и проводил до дома. Мы начали встречаться и вскоре поженились.

Дмитрий был курсантом Государственного университета морского и речного флота, готовился стать моряком. Его желание быть военным было таким же сильным, как мое – работать с детьми. Такая целеустремленность нас очень сближала, я уважала его серьезный подход к учебе и честолюбивые планы на дальнейшую карьеру.

Свадьба в окружении однокурсников и близких была скромной, но веселой. Помню, как друзья Дмитрия устроили нам сюрприз – танец моряков «Эх, яблочко». А мои девчонки испекли нам торт в виде корабля как символ счастливого семейного плавания. И закружилась наша с ним история жизни.

Надя же в тот знаменательный вечер нашего с Дмитрием знакомства не нашла себе пару, и ее поиски мужчины длились еще много лет. Знаю, что позже она вышла замуж за товароведа, и они переехали жить в небольшой городок в соседней области.

Эпизод с замужеством можно рассматривать как яркий пример внезапных, но в то же время закономерных событий.

Когда мы очень сильно желаем чего-то и думаем об этом постоянно, то своим ожиданием создаем напряжение в самом процессе. Мы пытаемся планировать это событие, ускорить его, контролировать. Но в итоге ничего не получаем или получаем что-то, но с большим трудом. Пример этому – история Нади.

У Натальи же до поездки в Питер и встречи с Дмитрием не было цели выйти замуж. Она была увлечена мечтой о профессии и новых горизонтах. При этом образ счастливых отношений хранился в ее памяти. И вот в нужное время события жизни развернулись и сложились сами, без напряжения, контроля и планирования – она вышла замуж.

Глава 2

– Слушай, а ты что, ни капли не боишься? – донимала меня вопросами Надя, когда начались вступительные экзамены. – Я как думаю о них, у меня все поджилки трясутся, будто я речь на пленуме держать должна перед тысячной аудиторией. А слушает меня сам Сталин или Ленин, вставший из Мавзолея.

– Не боюсь. Я представляю себя учителем, будто должна подготовиться и рассказать урок ученикам. И страх уходит.

– Мне бы твое воображение! – изумлялась Надя, теребя свои потрепанные конспекты.

Учеба всегда давалась мне легко. Наверное, потому, что я могла подходить к ней творчески, как к игре. Например, я очень хорошо поняла, что для знания истории не нужно запоминать все даты. Важно запомнить век и его половину – первую или вторую, суть исторического события и его роль в общей нити истории. Поэтому, когда освещаешь материал таким образом, учитель понимает, что ты владеешь темой, и оценивает тебя соответствующе.

Экзамены в университет я не воспринимала как испытание, даже, напротив, ощущала некую торжественность от приближения знаменательного события, к которому готовилась с малых лет. Это была встреча с судьбой и своей прекрасной мечтой.

И вот я сдаю первый экзамен на «пять», второй на «пять», третий тоже. На четвертом экзамене преподаватель смотрит в мою зачетку и говорит:

– А какой у вас балл по аттестату?

– «Четыре», «пять».

– Да, есть шанс поступить.

Конечно, у меня был шанс! И не просто шанс: у меня были годы упорной подготовки, бессонные ночи, неустанные мечты о желаемом. Я не могла не поступить!

И вот мечта осуществилась, и я с ней встретилась. А в душе почему-то оказалась не радость, а пустота. Я вдруг осознала, что цель достигнута и дальше жить незачем. Оказывается, я не была к этому готова.

Около полугода я приходила в себя, переживая разочарование. Не просто взять и расстаться с тем, что так долго носила в душе, с тем, что занимало мысли столько лет. Это словно долгожданное чудо, которое вдруг превращается в обыденность, такую же, как и все остальные дни. Не было никакой феи, кареты, хрустальной туфельки.

Разочарование усиливало и то, что в университете на первом курсе мы проходили в основном общие предметы. И моя подготовка по ним в школе была намного выше, чем это преподавалось здесь. В какой-то момент я так отчаялась от скуки, что в голову мне пришла идея вовсе оставить учебу, сменить специальность и учиться на психолога. Но моя мама вовремя меня убедила:

– Получи вначале одно образование, второе от тебя никуда не денется.

Мама была права. Со временем так все и получилось.

А с моим унылым состоянием помог справиться мой любимый Питер. От однообразных лекций и огорчений по поводу того, что больше не о чем мечтать, я отвлекалась, погружаясь в этот город. Город счастья, город свободы, город радости – таким он для меня был. Я окунулась в его историю, архитектуру, гуляла, посещала выставки, театры, литературные музеи. Я снова начала мечтать, окунаясь в жизни новых героев книг и создавая в мыслях целые жизненные эпохи.

И, конечно, я распробовала вкус студенческой жизни. Надя и мои новые друзья-однокурсники помогли мне увлечься моей молодостью, насытиться ее яркостью и ароматом, наполнить дни впечатлениями, событиями, встречами. Сейчас я вспоминаю это как праздничный период и теперь очень рада, что сумела тогда прожить его в полной мере.

Желание поступить в университет долгие годы являлось самой важной частью жизни главной героини, замещая другие сферы. И когда оно реализовалось, у Натальи создался душевный вакуум.

Многочисленными примерами такого эффекта являются трагические судьбы многих известных личностей. Достигнув пика славы, они уходят из жизни: им кажется, что их желание осуществилось и цель жизни достигнута.

Наталье удалось справиться с этим состоянием, так как она, оказавшись в столь привлекательном для нее месте, переключилась на внешний мир и его красоту. Она сумела вспомнить о своей молодости, о том, что вокруг много нового и интересного.

Устремляясь к одной цели, которая видится нам самой важной, необходимо помнить и о других гранях бытия, развивать навыки общения, познавать окружающий мир, находить радость вне своей главной мечты. Если вы сделали все, что от вас зависит, и это ваш путь – то мечта обязательно исполнится. При этом сбудется и остальная жизнь, гармонично дополняя ваше главное достижение.

Глава 3

Институт я благополучно закончила уже будучи замужем. Настало время устроиться на работу, применить свои знания и принести в мир то, чего так желала душа.

Мой профессиональный путь начался в детском доме на Ленинградской. Там работала моя тетя, а в коллектив как раз требовался педагог-логопед для дошкольников. Этот период я бы назвала «полем битвы».

Обостренное чувство справедливости сопровождало меня с детства. Еще со школы обо мне говорили, что я «борец за правду» и что мне «больше всех надо». Я не проходила мимо и не молчала, если видела, что кто-то не прав, я ненавидела ложь и часто спорила с учителями и родителями.

Меня до глубины души возмущало отношение к малышам воспитателей детдома, а из них на тот момент состоял весь мой рабочий коллектив. Их позиция строгих надзирателей, конечно, была объяснима долгими годами политики воспитания «правильного советского человека». Но при таком подходе ушли и забылись важные человеческие качества: душевность, тепло, внимание.

Помню, как воспитатели теребили мешки прибывшей гуманитарной помощи, выбирая лучшее для своих детей с мыслью, что «этим», детдомовским, много не надо.

А еще я помню, как директриса ругала маленькую девочку за мусор, когда нашла в ее шкафу фантики, которые та бережно коллекционировала. Я не могла с этим смириться. Я становилась на сторону детей и вела борьбу за справедливость. И моя война разворачивалась практически ежедневно. Воспитатели смотрели на меня кто с раздражением, кто с досадой и злобой. А я понимала, что именно своей бескомпромиссностью и глубоким уважением к правде смогу что-то изменить.

Еще в этот период я четко осознала свою миссию – быть «родителем для всех».

Детям нельзя было называть меня мамой, но всеми силами, как только могла, я старалась показать им, что такое забота, дом, семья. По выходным я обязательно забирала кого-то из малышей к себе домой – в семейное общежитие. С детьми мы вместе гуляли, готовили еду, перед сном я читала им сказки.

Мне было до боли понятно, насколько им не хватало в жизни обычного семейного уюта, который был знаком большинству людей. Малыши не знали, что такое «двор», потому что с малых лет гуляли на огороженном участке. Они никогда не видели, как мама готовит, потому что всегда ели в общей столовой. Каждого ребенка я воспринимала как своего и каждого хотела защитить и поддержать. А когда по понедельникам мы возвращались обратно, я всегда давала им в дорогу пакетик с конфетами.

Однажды около кабинета завуча я увидела девушку, одну из старших воспитанниц. Она, опершись на подоконник, упрямо смотрела в окно. Красивые волнистые волосы, хрупкая и в то же время статная фигурка. Она напомнила мне Ассоль из книги «Алые паруса», стоящую на берегу и смотрящую на морской горизонт. В этот момент завуч вышла из кабинета и, видно, завершая проведенную беседу, зло сказала: «И не смей больше прятать свои пошлые картинки под подушкой! Учи историю лучше, больше толку будет!»

Я видела, что девушку не смутили эти обидные слова, и невольно прониклась к ней уважением. При первой же возможности я с ней познакомилась. Аня оказалась очень общительной и жизнелюбивой:

– Наталья Анатольевна, я знаю, что когда-то отсюда выйду. И я не могу не думать о своей будущей жизни. Многие детдомовцы не могут освоиться в том мире, их судьбы ломаются. А я мечтаю. Мечтаю каждый день. Я хочу стать топ-моделью и выйти замуж за миллионера.

– Конечно, Аня, надо мечтать, надо планировать и думать о том, какой ты хочешь видеть свою жизнь. Не у всех топ-моделей жизнь в шоколаде, но, по крайней мере, мысли об этом лучше, чем прозябание в неопределенности.