Великолепные модели штор и гардин
Составитель А. Спицына
Ткани в интерьере
Историческая справка
Ткани с незапамятных времен занимают одно из ведущих мест в оформлении интерьеров. Трудно представить дом без штор, занавесок, накидок на диванах и креслах, покрывал на кроватях, скатертей, салфеток и других мелочей. С помощью различных деталей из ткани можно придать неповторимый вид квартире или дому, сделать уютными большие помещения и зрительно расширить маленькие, создать определенное настроение в каждой комнате.
Люди всегда стремились не только построить жилище, защищающее их от внешнего мира, но и украсить его, сделать непохожим на другие.
Использование ткани для декорирования интерьеров ведет свою историю из Древнего Египта. Многие богатые египтяне для оформления стен и мебели в своих жилищах применяли тонкие и грубые материалы, чаще всего белого цвета. Ткани украшали золотыми нитями, расписывали по краям растительными или минеральными красками.
Нередко для оформления интерьеров использовали кожу. В азиатских странах особой популярностью пользовались разноцветные ткани с пестрыми яркими узорами. Излюбленными цветами были пурпурный, белый, желтый, ярко-красный.
Интерьерные драпировки как декоративный элемент оформления официальных помещений, храмов и частных домов впервые получили широкое распространение в Древней Греции. Тканью драпировали окна, двери, колонны, столбы, предметы мебели и т. п. Как правило, с этой целью применяли белые или окрашенные в приглушенные цвета материалы, хотя в ранний период истории греки отдавали предпочтение ярким тканям с рисунками (синим, желтым, красным, фиолетовым, пурпурным). Позже место рисунков заняла вышивка, а яркие материалы стали использовать в основном в храмах.
От древних греков обычай драпировки помещений перешел в Древний Рим, а затем получил распространение и у других народов. В византийской культуре драпировки и другие детали интерьера, выполненные из ткани, отличались разнообразием: для их создания использовали плотные и тонкие орнаментированные ткани ярких цветов. Нередко в интерьере находили применение ткани, изготовленные из смешанных волокон, например шерсти и хлопка.
Европейские традиции использования тканей для оформления помещения во многом определялись общей направленностью художественного стиля эпохи.
В период господства романского стиля наибольшей популярностью пользовались шерстяные ткани различной толщины, из которых делали не только одежду, но и предметы интерьера. Военные походы на Восток позволили европейцам ввести в обиход и другие материалы – шелк, тафту, хлопчатобумажное полотно. Орнамент и рисунки на ткани были преимущественно геометрическими, также встречались геральдические изображения. Стоит отметить, что вышитые и вытканные родовые и государственные гербы, развешенные по стенам, являлись одним из главных тканевых украшений в эпоху Средневековья.
Распространение готического стиля в искусстве оказало влияние и на обычай оформления помещений. Вновь получили широкое распространение ткани, украшенные золотыми нитями и рисунками. Наиболее популярными мотивами орнаментов были звезда, полумесяц и трилистник. Впервые стали использоваться для декорирования помещения материалы, сочетающиеся по цвету, рисунку или фактуре. Часто применялись и кожаные полотна.
В эпоху Возрождения ткань в интерьере получила новое звучание: портьеры, шторы, покрывала и разнообразные драпировки приобрели огромное значение. За короткое время завоевали популярность новые виды тканей: шелк, бархат, батист, кружевное полотно и др. В этот период в оформлении интерьера преобладающее место заняли античные мотивы, которые в сочетании с национальными традициями разных стран давали неповторимые эффекты. Цветовые сочетания стали более смелыми, однако в тканевом дизайне преобладали красный и желтый цвета. В орнаменте наравне с геометрическими узорами начали использовать растительные мотивы и изображения животных.
В период барокко стиль эпохи Возрождения видоизменился, став вычурным и замысловатым. В оформлении интерьеров чувствовалось стремление к роскоши: потолки и стены украшались лепниной, росписью или обтягивались бархатом темно-синего, зеленого или розово-красного цвета. Помимо бархата, в интерьере часто применялся атлас. Кроме того, большой популярностью пользовались ткани с крупным рисунком, применявшиеся в основном для обивки мебели.
В период барокко впервые стали обращать внимание на сочетание окраски штор и обивки мебели, чаще всего их изготавливали из материалов одного цвета. Появились различные варианты ламбрекенов, которые, как и шторы, обычно украшали бахромой или фестонами.
На смену барокко пришел стиль рококо, зародившийся во Франции. Яркая пышность и роскошь барокко уступили место более изящным и лирическим мотивам, которые нашли отражение в искусстве отделки помещений, изготовлении мебели и новых видах тканей, цвет которых стал менее насыщенным (отмечается преобладание пастельных тонов). Для обивки стен и мебели, а также для изготовления штор использовался шелк, украшенный выполненными в китайском или турецком стиле рисунками.
Увеличение размеров окон, которые нередко доходили до пола, привело к тому, что занавески, шторы и портьеры стали занимать значительное место в интерьере. Рококо привнес в тканевый дизайн и всевозможные ленточки, рюши, банты, бантики, шелковые цветы, которые находят широкое применение и в настоящее время.
С начала XVIII в. в искусстве стран Западной Европы получил распространение классицизм – направление, основанное на подражании античности и следовании принципам римского и греческого искусства: симметрии, сдержанности, соответствия формы содержанию. Наиболее распространенными цветами в этот период являлись серый, фисташковый, белый и желтый. Нередко в отделке интерьеров использовался и красный цвет. Основным мотивом рисунка стал пейзаж.
В период классицизма ткани реже использовались для обивки стен, уступив место бумажным обоям, однако нередко встречались и сочетания этих материалов. Большую роль в оформлении интерьеров играло соответствие между различными элементами: так, например, чехлы для мебели, покрывала и шторы были не только одного цвета, но и из одной и той же ткани. Обязательным элементом декора стали карнизы, на которых крепились шторы.
Особо следует сказать об использовании тканей в России. Русский стиль оформления интерьеров сильно отличался от всех остальных, несмотря на то что многие его традиции испытали византийское влияние.
В Древней Руси ткани использовались по-разному. Особенно красивые разновидности материалов представляли немалую ценность, поэтому в домах состоятельных граждан обязательным элементом интерьера являлись дорогостоящие ковры, покрывала, занавеси (это считалось признаком богатства).
В домах и дворцах знатных людей встречались ткани не только местного изготовления, но и привозные: парча, бархат, шелк, атлас, которые отличались яркостью и разнообразием цветов. В большой цене были шерстяные ковры, которые вешали на стены или клали на пол.
Практически в каждом русском доме находилось место для тканевых изделий: ими завешивали двери и окна, покрывали кровати, сундуки, лавки, закрывали иконы и зеркала. Узоры на тканях отличались красочностью, пышностью и разнообразием.
Горожане среднего достатка в будние дни использовали в своих домах суконные изделия, в праздники их заменяли шелковыми, парчовыми или бархатными. Со временем в крупных городах русские традиции украшения интерьеров тканевыми материалами постепенно уступили место европейским.
В деревенских домах семей даже с небольшим достатком изделия из ткани (преимущественно льна и шерсти) занимали ведущее место. Занавески, покрывала, полавочники и накидки обильно украшали вышивками, в которых преобладали растительные мотивы и изображения животных. Ковров как таковых было мало, чаще всего их заменяли домотканые половики и дорожки. В отличие от городов, исконно русские традиции украшения жилого помещения тканями сохранялись в деревнях на протяжении ряда столетий. И сегодня в отдаленных уголках России можно отыскать дома, обустроенные в истинно русском стиле.
В настоящее время, как и прежде, ткани играют огромную роль в формировании облика помещения. Большой выбор материалов позволяет создавать различные стили, используя разнообразные цветовые решения, фактуры и фасоны.
Современные тенденции в оформлении интерьеров оставляют свободу фантазии, так как нет нужды придерживаться какого-то одного стиля. Можно гармонично сочетать различные направления, однако при выборе тканей для портьер или других тканевых изделий нужно помнить о свойствах различных цветов и узоров.
Соблюдая определенные правила дизайнерского искусства, можно избежать разочарования и сделать интерьер интересным и соответствующим предназначению помещения.
Например, подбирая шторы, рекомендуется руководствоваться не только цветом обоев и мебели, но и размерами комнаты, степенью ее освещенности, видом из окна и общим стилем помещения.
При выборе цвета штор и мебели следует помнить, что различные цвета обладают разными свойствами и от них во многом зависит внешний вид помещения и атмосфера в нем. Так, оттенки голубого, фиолетового, серого и синего цветов успокаивают, создают ощущение прохлады, а красный, оранжевый и желтый цвета возбуждают. Цвет ткани рекомендуется подбирать так, чтобы он немного отличался от цвета обоев – был темнее или светлее, что позволит избежать однообразия.
В настоящее время в оформлении помещений существует несколько наиболее популярных направлений. Одно из них включает использование для обивки мебели синтетических тканей пастельных тонов с крупным геометрическим рисунком, которые хорошо сочетаются с простой мебелью небольших размеров.
По-прежнему пользуются популярностью классические неяркие ткани, которые подходят для оформления помещений в строгом стиле. Натуральные ткани неярких расцветок гармонируют с мебелью авангардных форм из металла или дерева.
Достаточно модны в настоящее время ткани с металлическим блеском, которые можно использовать для изготовления штор, гардин, ламбрекенов и прочих изделий. Интересны ткани, переливающиеся несколькими цветами или меняющие цвет в зависимости от освещения. По-прежнему остаются в моде традиционные тюлевые занавески, однако их внешний вид претерпел значительные изменения: тюлевое полотно может быть разноцветным, пестрым, однослойным или двухслойным, его можно украшать вышивкой или аппликациями.
Часто современные дома оформляют в стиле кантри, который предполагает использование натуральных тканей различных расцветок, лоскутных изделий, покрывал и портьер из грубого льна или яркой хлопчатобумажной ткани.
Вне зависимости от того или иного стиля следует помнить, что от правильно выбранной ткани зависят уют и красота дома. При необходимости можно обратиться к специалистам, которые помогут сделать правильный выбор, но лучше попробовать себя в роли дизайнера и самостоятельно украсить свое жилище.
Цветовая гамма в интерьере
Согласно библейским сказаниям, первым человеком, увидевшим радугу, был спасшийся во время Всемирного потопа Ной. Появление на небе разноцветного чуда после нескончаемых раскатов грома и сверкающих молний стало для него предвестием того, что Бог смилостивился над людьми, все неприятности позади и в будущем все будет хорошо. Вероятно, с того самого момента цвет стал ассоциироваться с жизнью.
Влияние цвета на человека
Цвет – мощное средство воздействия на человека: он оживляет и придает силы, приводит в восторг и ввергает в уныние, дарует счастье и навевает печаль, создает ощущение тепла и холода, тесноты и простора.
Человеческий глаз способен различать около 1,5 млн цветов и их оттенков, причем женщины в этом отношении более чувствительны, нежели мужчины, а дети и молодые люди до 25 лет различают большее количество цветов и оттенков, чем 30-летние и люди в возрасте.
Ученые утверждают, что человек способен воспринимать цвет не только мозгом, но и всем телом, даже кожей. Например, в комнате, где преобладают красные тона, у человека (даже если у него завязаны глаза) увеличивается пульс, в желтой он приходит в норму, а в зеленой замедляется.
Таким образом, цвет оказывает непосредственное влияние на эмоциональное и психофизическое состояние каждого человека. Даже один и тот же цвет, в зависимости от продолжительности и интенсивности воздействия, может вызывать у людей как положительные, так и отрицательные эмоции.
Например, обилие активного красного в интерьере способствует повышению кровяного давления, ускорению ритма дыхания, этот цвет возбуждает и раздражает человека, причем нередко возбуждение перерастает в агрессию. В то же время небольшое количество красных аксессуаров придает силы.
Розовый цвет способствует расслаблению, созданию легкомысленного настроения.
Зеленый успокаивает, настраивает на спокойный лад, создает положительный эмоциональный настрой, снимает усталость; это цвет отдыха. Под его влиянием нормализуется кровяное давление, повышается восприимчивость слуха. Однако длительное воздействие этого цвета способствует перерождению спокойствия в лень и апатию, поэтому зеленый нежелателен в интерьере рабочих кабинетов и офисов.
Синий и фиолетовый способствуют психическому расслаблению; в то же время обилие этих цветов оказывает угнетающее воздействие на психику, у человека даже может развиться депрессивное состояние. То же самое относится и к черному цвету.
В отличие от синего, фиолетового и черного, приглушенный желтый положительно влияет на умственную деятельность человека, способствует повышению жизненного тонуса и активизации работы мозга, стимулирует работу органов зрения и нервной системы.
Оранжевый – цвет радости. Он повышает настроение, создает атмосферу праздника.
Голубой цвет производит впечатление глубинности пространства и вызывает ощущение прохлады. Он обладает успокаивающим эффектом, повышает трудоспособность, позволяет сосредоточиться на главном. Этот цвет оказывает положительное воздействие на людей с повышенной нервной возбудимостью.
Серый цвет считается деловым, бесстрастным, позволяющим настроиться на рабочий лад, поэтому он будет весьма кстати в официальной обстановке офиса.
Цвет, как и музыка, нередко служит средством выражения психического состояния человека, его переживаний и тревог. Например, по тому, в какой цветовой гамме исполнено живописное полотно, можно определить эмоциональное состояние художника: преобладание светлых, прозрачных и ярких тонов свидетельствует о том, что в период написания работы в жизни творца не было никаких проблем, что он был счастлив и радостен. Картины, написанные в приглушенных, темных или холодных тонах, – яркое свидетельство того, что художник находился в состоянии печали и безысходности. То же самое относится и к выбору человеком определенных цветовых сочетаний в одежде и интерьере квартиры.
Преобладание той или иной цветовой гаммы во всех сферах жизни личности дает основание судить о ее характере и уровне интеллекта. Чем выше уровень интеллекта, тем более тонким и сложным нюансным цветовым сочетаниям отдает предпочтение человек.
Активные, решительные личности, стремящиеся лидировать в коллективе, чаще всего выбирают для себя яркие, энергичные цвета – красный, ярко-желтый, оранжевый.
Люди уравновешенные и хладнокровные отдают предпочтение спокойным, пассивным цветам – синему, фиолетовому, зеленому.
Неуверенные в себе, мнительные и замкнутые в собственном мире люди воспользуются скорее всего серой или коричневой цветовой гаммой.
В выборе цвета особую роль играет психологический монотип личности. Так, меланхолики отдают предпочтение голубому цвету, сангвиники – желтому, холерикам ближе красный цвет, а флегматикам – зеленый.
Цветовые пристрастия людей могут меняться с течением жизни. Например, «красный» период, когда человек молод, активен, уверен в себе, стремится сделать карьеру, сменяется по достижении им определенного возраста и социального уровня «голубым», «синим» или «зеленым» периодом спокойствия. Болезни и жизненные неурядицы, как правило, сопровождаются «коричневым» или «серым» периодами. С возвращением жизни в обычное русло меняются и цветовые предпочтения: в одежде и интерьере снова начинают преобладать светлые и яркие или спокойные и глубокие тона.
В настоящее время пристрастие к тому или иному цвету может быть вызвано не столько личностным предпочтением человека, сколько тенденциями моды и представлением о благородстве стиля.
Особого разговора заслуживает соотношение цвета и времени года. Ведь каждый человек может любить тот или иной период (например, весну или лето) и негативно или спокойно относиться к другому (скажем, к зиме или осени). А поскольку каждому времени года свойственна определенная цветовая гамма, человек может испытывать приверженность к тому или иному комплексу гармоничных оттенков.
Так, для весны характерны основной желтый тон и другие теплые, приветливые, оживленные оттенки цветового спектра; для лета – основной голубой тон и сдержанные, матовые, нежные, неброские цвета; для осени – основной красный и прочие теплые, светящиеся, неяркие, землистые тона; для зимы – основной синий цвет и холодные, яркие, лучистые тона.
Цвет в традиционных культурах Севера и Юга, Запада и Востока
С давних времен коренные народы Америки и Южной Африки использовали раскраску лиц и тел для устрашения противника. Это было своеобразное письмо, адресованное ставшему на тропу войны неприятелю. Во время отправления обрядов рисунок на коже служил средством выражения радости или скорби, обиды или гнева.
Следует отметить, что передача какой-либо информации с помощью цвета и восприятие тех или иных цветовых сочетаний базируются на нескольких ассоциативных пластах:
1) общем природном;
2) культурном, соответствующем традиционным представлениям определенного народа;
3) личностном, складывающемся из индивидуальных переживаний и впечатлений.
Общие природные ассоциации одинаковы у людей, относящихся к разным народностям и расам. Так, синий воспринимается как цвет неба и воды, желтый – солнца, зеленый – травы и деревьев, красный – пламени, черный и коричневый – земли. Однако насыщенность этих цветов сильно варьируется в зависимости от климатической зоны, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на цветовые пристрастия людей, ее населяющих.
Заметим, что цветовое окружение влияет и на темперамент человека: обилие ярких красок обостряет чувства и пробуждает эмоции, а блеклые цвета, напротив, действуют успокаивающе. Не случайно на подсознательном уровне каждый из нас выбирает в жизни то, что соответствует традиционным национальным особенностям (это касается как цвета одежды, интерьера, так и выбора спутника жизни).
В настоящее время по одежде человека и его цветовым пристрастиям трудно определить, южанин он или северянин, представитель западного мира или восточного. Повышение культурного и жизненного уровня, развитие средств массовой информации, миграционные процессы сглаживают национальные особенности, тем не менее культурные традиции, во многом определяемые географическим положением страны, продолжают играть большую роль в жизненном укладе представителей различных народностей.
Долгие снежные зимы и короткое лето с преобладанием блеклых красок породили у народов северных широт стремление защитить свой дом, сделать его уютным и комфортным, которое в дальнейшем превратилось в своеобразный культ.
Представители северных народов предпочитают спокойные тона в интерьере. Здесь редко увидишь пестрые стены и элементы дизайна, обычно стены бывают окрашены в светлые тона, в интерьере отмечается обилие светлого дерева, а цвета всех остальных предметов приближены к натуральным, господствующим в природе (темный цвет хвои, серые камни и море, серо-голубое небо, нежные, лишенные яркости луговые цветы). Все отличается добротностью и удобством.
В то же время отсутствие ярких красок в ландшафте порождает желание как-то украсить, расцветить свой мир. Вероятно, этим объясняется присутствие красного цвета в белых, кремовых, приглушенно-зеленых и синих одеждах шведов и других северных народов и ярких пятен, создающих настроение праздника, в спокойном колорите интерьеров.
Англичане, также проживающие в местах со скудным на яркие краски природным ландшафтом, расцвечивают свою жизнь с помощью цветочных мотивов: яркие букеты цветов на светлых шторах как бы закрывают вечный туман и мелкий дождь за оконным стеклом, алые розы на светлой обивке создают ощущение присутствия в ухоженном цветнике.
Антиподом мрачному, холодному северу служит знойный юг, отличающийся яркой экзотичностью, живописностью и декоративностью. Слепящее солнце, синее море, белый песок пляжей соседствуют здесь с живописными скалами и бухтами, старинными минаретами и сочной зеленью садов.
Особой декоративностью отличается марокканский стиль, в котором господствуют яркие краски – различные оттенки красного (от терракотово-красного до лилово-красного и бордового). Здесь возможны самые невероятные цветовые сочетания – лиловый с зеленым и фиолетовым, синий с сиреневым и бледно-оранжевым, это поистине карнавал красок. Для марокканского стиля характерно также обилие пестрых цветных узоров.
В эпоху Средневековья в южных мусульманских странах получил широкое распространение орнамент арабеска – «музыка для глаз». Узоры, образованные переплетающимися между собой и ритмически повторяющимися стилизованными растительными орнаментами и геометрическими фигурами, выполненные в характерной для мусульманства сине-зеленой цветовой гамме, украшали стены минаретов и жилых домов. Присутствовали эти мотивы и краски и в интерьере помещений.
Цветовые предпочтения жителей государств Западной Европы во многом определялись тенденциями, господствовавшими в живописи. Этот вид изобразительного искусства родился из церковной иконописи, имеющей византийские корни. Именно поэтому условия применения тех или иных цветов в светской живописи диктовались установленными канонами, и долгое время господствующими на христианских полотнах являлись синий, золотой, белый, оранжевый и зеленый цвета.
В эпоху Возрождения используемые краски стали более яркими и сочными, причем за каждым цветом закрепилась определенная область приложения: так, плащ Богоматери расцвечивался синим, символизирующим небо, и золотым, платье – темно-красным, олицетворяющим безмерную материнскую любовь. Белоснежные одеяния Христа свидетельствовали о его безгреховности и чистоте помыслов. Фиолетовые тона – символ Страстей Господних, страданий Сына Божьего за людские грехи – вошли в христианскую живопись несколькими десятилетиями позже.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги