Маруся Светлова
Мечты сбываются!
Оформление обложки М. А. Кима
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Глава 1
Мечты сбываются
Я родилась и выросла в небольшом рабочем поселке. В этом поселке жили люди, работавшие на одном заводе. Утром гудел гудок – и они выходили из домов, людские ручейки стекались на улице, ведущей к заводским воротам. Вечером – гудел гудок со смены, и ручейки людей возвращались в дома, в нехитрое хозяйство, к телевизору.
Это была обыденная однообразная жизнь. И пока я была мала, она была для меня нормой: жизнь, в которой не происходит ничего интересного, где все тускло и однообразно, разве что кто-нибудь из соседей подерется или у кого-то будет гулянка, из-за которой не будет спать вся улица. Другой жизни я не знала.
Вопросы зазвучали во мне, когда я подросла: «Неужели я тоже буду жить так, как эти люди? Вставать в семь утра, сливаться с серой массой. Приходить домой уставшей. Ссориться с мужем. Сидя с соседками на лавочке во дворе, лузгать семечки, обсуждая, кто с кем гуляет, кто пропил зарплату…»
Взрослея, я начала читать книги, в которых описывалась совершенно другая жизнь. Я помню, как эта другая жизнь сначала не укладывалась в моей голове. Я читала книгу о необыкновенной любви – и видела вокруг ссоры и непонимание, скандалы, когда в день получки из чьего-то дома раздавался женский крик: «Скотина! Опять нажрался!»…
Я испытывала искреннее недоумение. Почему люди живут так? Они что, не знают, что жить так неправильно, нехорошо, стыдно? Они что, книг не читают?
Надо сказать, что большинство жителей поселка книг действительно не читали. Или читали очень редко. Но и это не оправдывало в моих глазах их равнодушное отношение к собственной жизни.
Я думала – может, они не понимают, что есть другие жизни, поэтому так и живут? Может, они просто не знают, не видели другой жизни? Но ведь они смотрели телевизор, ходили в кино, смотрели фильмы, где показывали другую жизнь.
Моя бабушка работала клубным билетером, и, когда привозили хороший фильм, она оповещала об этом весь поселок, и все дружно шли в единственный клуб. Там все смотрели на красивую жизнь, на необыкновенную любовь, на высокие отношения. Потом шли домой, обсуждая по дороге, какой «жизненный» фильм посмотрели. А дома продолжалась та же тусклая жизнь. А во мне продолжали звучать вопросы.
Я понимаю это сейчас – мне очень повезло в жизни, что я родилась и выросла там, где видела такую жизнь. Если бы я выросла в какой-то более благополучной, обеспеченной среде, мне такие вопросы и в голову не приходили бы. И, не задавая их себе, я не нашла бы ответов, которые научили меня сейчас творить свою жизнь такой, какой я ее хочу видеть.
Но я жила не в самом благополучном месте, видела не самую благополучную жизнь. Поэтому уже тогда, в детстве, я начала думать о том, какой жизнью я хочу жить. Мне было трудно осознать это ясно и четко – в голове была каша из книжных образов, киносюжетов. Но я точно знала, какой жизнью не хочу жить, – я не хочу жить так, как живут люди, которые меня окружают.
Я поняла, какую жизнь хочу создать, когда впервые оказалась в Москве, после окончания восьмого класса. Я пробыла в ней три дня – и эти три дня определили мое будущее.
Я увидела реально, не в книгах, не в кино, другую жизнь. Бурное движение. Людей, читающих в метро. Как меня это тогда поразило! После нашего «не читающего» поселка вдруг увидеть десятки, сотни людей, увлеченно читающих на эскалаторах, в электричках. Я увидела другие лица. Другую жизнь. Три дня я ходила по Москве, по ее улицам, площадям, музеям. Я была в театрах, на экскурсиях – и это ощущение жизни, которая бурлит, потрясло меня. Я уезжала из Москвы с готовым решением: я буду жить в Москве. Я буду поступать в московский вуз. Я буду заниматься интересным делом. У меня будет замечательный муж, который будет любить меня. Я буду жить ярко и интересно!
Я вернулась домой с мечтой, большой прекрасной мечтой. Имя ей было – Москва.
Прошло еще немного времени, и я определилась с выбором профессии. Мне были очень интересны люди – то, как они живут, почему они так живут. Во мне звучало так много вопросов, что выбор вуза был закономерным – я решила стать психологом. И моя мечта приобрела конкретную форму – факультет психологии МГУ.
Конечно, приняв такое решение, поставив перед собой такую цель, я стала идти к ней. Я хорошо училась и до этого, но когда передо мной появилась такая высокая цель – МГУ, – я стала прилежной, дотошной, образцовой ученицей. Слишком многое было поставлено на карту – моя собственная жизнь, жизнь в Москве. Осуществление моей большой мечты.
Однажды я рассказала о своих желаниях подруге. Она училась вместе со мной в математическом классе и, как и я, готовилась к поступлению в институт.
Она посмотрела на меня как на умалишенную.
– Ты чего, сбрендила?! – сказала она мне. – Да тут думаешь, как бы в местный университет поступить, а тебя куда несет?! Ведь провалишься же! Туда такие, как мы, не поступают. Это же Москва! Это же МГУ! Там же «папины сынки» учатся, там все по блату! Не суйся ты туда!
Я помню, как я была поражена этой отповедью. Я так ждала поддержки, а тут – не суйся!
– Ты пойми, – сказал она мне, – туда поступить невозможно.
Я изумилась:
– Но там же учатся…
– Учатся, – ответила подруга, – но не такие, как мы. Ты еще скажи, что хочешь в МГИМО поступить, – иронично продолжила подруга, а я ответила непримиримо:
– Я не хочу в МГИМО, я хочу в МГУ!
– Хотеть не вредно, – опять иронично сказала подруга, а я замолчала, понимая, что каждый из нас остался при своем мнении.
Такую реакцию на мое решение поступить в МГУ выдавали все люди, которым я об этом рассказывала. Мои родственники, спрашивая меня: «Ну, куда ты думаешь поступать?», – и, услышав о факультете психологии МГУ, сначала оторопевали, потом горячо, возмущенно возражали:
– Эк, куда тебя понесло! Да ты что?! Да разве туда поступишь?! Да там все по блату, туда таких, как ты, сотни приезжают – и уезжают ни с чем…
Даже мои родители не поддержали меня. Они прочли мне целую лекцию о том, как неразумно гнаться за журавлем в небе, когда синица уже почти в руке, – после сильного математического класса, в котором я училась, возможность поступить на мехмат местного университета была почти стопроцентная.
Я замолчала, я замкнулась, но не изменила своего решения. Я просто поняла, что никто, кроме меня, не верит, что я могу поступить в МГУ. И не верят потому, что живут в рамках своих представлений о невозможности этого.
Но только я уже не была в этих рамках. Мое книжное воспитание вывело меня за эти рамки. Я верила в чудо. Я верила в возможности. Я верила в сказки. Я верила, что мечты сбываются. Я верила, что человек может сам изменить свою жизнь.
Чтобы успокоить родителей, я сказала, что буду поступать на мехмат, и, пока они были в отпуске, оставив меня дома для подготовки к экзаменам, я уехала в Москву. О своем решении сообщила я им за несколько дней до отъезда. Моя вера и мое желание учиться и жить в Москве были такими сильными, что я сломала сопротивление родителей. Мама как-то устало сказала: «Ну что ж, езжай. Возьми у бабушки деньги на дорогу…» Папа сказал: «Езжай, если решила. Но если едешь – тогда поступай!»
Мы сами избираем свои радости и печали задолго до того, как испытываем их.
ДжебранЯ уехала поступать в МГУ и поступила, пройдя высокий конкурс, обойдя многих столичных «папиных и маминых сынков», которых готовили к поступлению лучшие репетиторы. Я поступила – и это стало потрясением для всех моих друзей, родственников и знакомых.
Сейчас я понимаю, почему это было потрясением. Ломались их представления о жизни. Люди жили в представлениях о себе – маленьких, о своих малых силах и ограниченных возможностях, о невозможности выйти за круг обыденности, невозможности что-то изменить. Их представления о жизни изобиловали фразами, типа:
Так не бывает…
Мало ли чего ты хочешь…
Всяк сверчок знай свой шесток…
Что поделаешь, такая жизнь…
От нас не зависит…
В этих представлениях они и жили, ничего не меняя в своих жизнях, не видя, не ища возможностей перемен. И тут я, девчонка, отмела все эти представления. Я, в силу своего книжного воспитания, вышла за рамки типичных представлений. И, даже еще не зная того, что наши представления о себе и своих возможностях всегда реализуются в реальность, – я действительно получила реальные последствия своих представлений.
Тогда я впервые задумалась над тем – почему одни люди думают так и живут исходя из этих представлений, а другие думают иначе – и у них все получается иначе? Я не знала тогда простого и мудрого правила – жизнь есть то, во что ты веришь. По вере тебе и дается. И моя вера просто продемонстрировала это правило.
Как работает истинная вера
Когда я много лет назад начала мечтать о Москве, поставила цель поступить в МГУ, стать психологом – мое желание было не просто желанием девочки, которая хочет другой, красивой жизни. Оно было поддержано, подкреплено изнутри моей уверенностью в том, что я смогу поступить в университет, что я стою того, чтобы жить другой жизнью, жить иначе, чем люди, которые меня окружали.
И эта вера в себя и свои возможности привели к тому, что все произошло именно так, как я заказывала.
Сейчас, по прошествии стольких лет, мне самой интересно проанализировать, как работала моя вера, за счет каких сил и ресурсов я смогла достичь своей цели. Ведь реальность была такова, что уровень знаний, которые я получила, учась в провинциальной школе, был ниже уровня знаний столичных школ, и конкурс при поступлении в МГУ был действительно высоким.
Как же получилось, что, несмотря на совершенно объективные причины – на то, что мы часто называем «обстоятельствами», – сработали не объективные условия, а мое желание поступить?
Мой пример очень хорошо объясняет, как работает вера, настоящая вера, в которой нет сомнений. Как происходит, что люди, искренне верящие, воплощают свои мечты, достигают удивительных целей, побеждают болезни, делают то, что другие считали невозможным.
Я помню сейчас свое состояние, в котором сдавала экзамены в МГУ. Его отличало постоянное позитивное настроение. На мой взгляд, это отличительная особенность истинно верящих людей.
Я просыпалась с ощущением чуда, с восторгом от того, что я нахожусь в Москве, что живу, пусть и временно, как иногородняя, в общежитии самого крупного вуза страны, в высотном здании МГУ на Ленинских горах. Я просыпалась с радостью в сердце и мечтала о своей будущей жизни, которая наступит после поступления в МГУ. И если даже мелькало в моей голове: «А вдруг не поступлю?» – я тут же говорила себе: «Даже думать так не смей! Чтобы мыслей у тебя таких не было! Ты приехала поступать! Ты поступишь!»
Мой позитивный настрой, мое постоянно хорошее настроение, позитивные мысли, эмоции были базовым и очень важным условием, так необходимым при достижении любой цели. Я была полна сил и энергии. Ни грамма этих сил не уходило на переживания, на негативные мысли, страдания: «Что же будет, если я не поступлю?»
Эта приверженность своему выбору, полнейший уход от сомнений в его правильности – отличительная особенность верящего человека. Он весь находится в позитивной энергии, и эта энергия движет его к цели.
Думая о своей будущей жизни, я представляла себя студенткой МГУ, я видела эти картинки, я как бы уже проживала это состояние, я жила им. Я ходила по коридорам и залам высотного здания МГУ, чувствуя себя уже соединенной с этим зданием, с университетом, так, как будто я уже была студенткой. Я сидела за столом в студенческой столовой, получая истинное наслаждение от того, что я нахожусь тут, что могу, став студенткой, заходить в эту столовую, могу покупать в буфете вкусные московские пирожные. Я уже жила в мечте, как в реальности, и это давало мне новую энергию, которая поддерживала меня на пути к своей цели.
Был еще один важный момент в моем поведении. По утрам, просыпаясь, или вечером, ложась спать – я лежала в постели и молилась. Я, комсомолка, атеистка, лежала и повторяла:
– Господи, помоги мне поступить!.. Господи, помоги мне поступить!..
Я просила о поддержке, я обращалась к Высшим Силам. Тогда я не осознавала этого, просто интуитивно искала эту поддержку. Но я точно знаю сейчас – всегда, когда мы просим о помощи, нам она дается. Дается в виде осознания или нового понимания того, что нам важно понять. В виде ощущения поддержанности, уверенности, что ты не один в том важном деле. В виде реальной помощи, иногда похожей на чудо.
Была еще одна особенность моего поведения в то время. Я не просто придумала красивую картинку, не просто верила в ее осуществление, я действовала, делала для ее осуществления все что можно.
Я ходила на консультации, решала задачи, писала пробные сочинения. Я повторяла материал к экзамену и заново учила какие-то параграфы. Я знала свои слабые места – было несколько тем, которые я знала плохо. Какие-то темы я пропустила по болезни, какие-то темы мы не успели пройти в школе из-за болезни учителя. Но, несмотря на то, что моя подготовка имела слабые места, уступала подготовке столичного абитуриента, я все равно гнала от себя сомнения и неверие.
Но я хочу рассказать об одном моменте, в котором проявились все механизмы, лежащие в основе такой высокой эффективности веры.
Был решающий момент в моем поступлении. Я успешно сдала три экзамена. И от результата последнего экзамена зависело, поступлю ли я в университет. Это был экзамен по истории – мое слабое место. Было несколько тем в билетах, которые я не успела подготовить. Но мне нужно было обязательно получить пятерку за этот экзамен, иначе я не проходила бы по количеству баллов.
Я помню, как шла на этот экзамен – собрав все силы, настроившись только на успех. С мольбой внутри: «Господи, помоги!..»
Я зашла в аудиторию. Взяла билет. Села за стол и прочитала содержание билета. В нем было два вопроса. Два вопроса, ответы на которые я знала очень плохо.
Что сделал бы в этой ситуации человек, у которого были сомнения в том, что он может поступить, чья вера не была бы стопроцентной? Он бы решил: «Я так и знал! Ну что поделаешь!» – и отказался бы отвечать, или согласился с тем, что ему не удастся получить хорошую оценку.
Слово – полководец человеческой силы.
Владимир МаяковскийТакая мысль сначала пришла и ко мне: «Я не знаю толком ни одного вопроса. Надо возвращать билет и уходить… Я знаю эти вопросы на „тройку“, а мне нужна „пятерка“…» Но я, настроенная на победу, тут же ее отвергла: «Нет, нельзя отказываться. Надо что-то придумать. Нужно попробовать ответить как можно лучше. Время на подготовку есть. Может быть, я что-то вспомню. Спокойно… Спокойно…» Я сама себя успокоила и сама себя настроила на борьбу за победу.
Когда мы что-то решаем и остаемся верны этому выбору, в нас проявляются решимость и настойчивость, которые становятся нашими дополнительными ресурсами. Я много раз потом убеждалась в этом на примерах из своей жизни и из жизни других людей. Наша чистая вера открывает в нас такие силы и ресурсы, какие мы не используем в обычной жизни, находясь в нашем обычном состоянии.
Именно это и произошло со мной.
Я посидела несколько минут, собираясь с мыслями. Потом решила просто выписать на лист все, что я знаю по теме. Все слова, которые как-то связаны с темой, все, что придет в голову. По большому счету, я заказала самой себе мозговой штурм на тему «Развитие капитализма в России после отмены крепостного права».
Я написала: «Капитализм стал развиваться». Это и так было понятно из вопроса. Я только не помнила, как он стал развиваться…
Я стала припоминать, что такое капитализм, какие ассоциации у меня есть по этому поводу. Я написала: «Промышленность. Производство. Банки…»
Я спросила себя: «Какие у меня есть мысли по поводу промышленности?» И написала: «Тяжелая промышленность. Металлургия – черная и цветная. Машиностроение…»
И тут забрезжила простая и ясная логика ответа. Раз начал развиваться капитализм, значит, это отразилось на том, что стали развиваться отдельные отрасли промышленности.
Знать бы еще – как, в какой последовательности…
И тут я вдруг вспомнила эту страницу из учебника истории. Страницу, на которой был перечень основных видов промышленного производства и какие-то проценты, показывающие, что они развивались. Сам перечень я увидела ясно, что касается процентов, то было лишь понимание, что там есть две цифры – до и после отмены крепостного права. «Эх, знать бы, как менялись эти проценты», – подумала я. На этот счет у меня не было никаких предположений. Я не помнила ни одного такого сочетания.
И тут новая и очень смелая мысль посетила меня: «Неужели эти три экзаменатора – сами помнят эти проценты?»
Я посмотрела на преподавателей. Прислушалась к своим ощущениям. И поняла, что у меня есть шанс дать хороший, но очень рискованный ответ на первый вопрос билета: придумать свои проценты!
Что я и сделала. Против каждого вида промышленности я поставила две цифры: одну, выражающую положение в этой отрасли до крепостного права, другую – после. Это было мое сугубо индивидуальное видение того, как развивался капитализм в России.
Я действовала просто интуитивно. Я прислушивалась к себе и писала ту цифру, которая приходила мне в голову.
Мечты слабых – бегство от действительности. Мечты сильных формируют действительность.
Юзеф БестерТаким же образом я сочинила ответ на второй вопрос. Слово «сочинила» наиболее полно отображает то, как я это сделала. Конечно, он опирался на несколько реальных фактов – на даты военных действий во время войны с Японией в 1945 году, увиденные мной на карте, которой можно было пользоваться на экзамене. Названия трех фронтов, подсказанных моим подсознанием без абсолютной уверенности, что именно они принимали участие в войне с Японией – были еще одной опорой. Я вспомнила также имена трех известных военачальников того времени. Правда я не была уверена, имел ли каждый из них отношение к этому фронту. Но это был мой поток создания. Мое видение этих действий.
«Остапа понесло!» – сказала я себе в какой-то момент. Но уже не могла остановиться. Да и выбора у меня не было. У меня был единственный выбор – сдать этот экзамен на пять.
Именно это и произошло. Мне не дали досказать ответы до конца и поставили пятерку, когда я отвечала на второй вопрос, уверенно и смело называя участвовавшие в войне фронты, с убежденной интонацией называя имена полководцев…
Что так сработало в моем, на 90 % придуманном мной, ответе? Сработала моя собственная убежденность. Моя приверженность своему решению сдать этот экзамен. Моя смелость. Уверенность, которую выражали мое тело, мой взгляд, моя интонация.
Так работает вера. Так работает мозг, озадаченный верой в то, во что ты выбираешь верить – в успех или неудачу. В возможность или невозможность.
Как работает мозг
Теперь я знаю – у каждого человека есть свои внутренние представления о своей жизни, о своих возможностях. И люди всегда живут в рамках своих представлений. Они активно действуют, исходя из своих представлений о возможностях – и получают нужный результат. Или, исходя из представлений о невозможности, остаются пассивными, обреченно говоря: «Ничего не получится…»
Их убеждения, представления, верования и создают их реальную жизнь. Их решения, их отношение к конкретной ситуации создают их поступки, приводящие к результатам, исходя из того, какой был заказ.
Оптимист – человек, делающий то, что сделать невозможно. Пессимист – человек, не делающий того, что можно сделать.
Неизвестный авторИ в этом нет ничего мистического – так работает наш мозг, «слушая» наши мысли, являющиеся нашими убеждениями, представлениями – и выполняя их, как команды.
Об этом – как мысль творит реальность, о механизмах такого формирования жизней, исходя из наших мыслей, – написана книга «Мысль творит реальность». В каждой книге этой серии мы говорим об этой творческой способности мозга творить реальность, задавать и выполнять команды, действовать, исходя из этих команд.
И, по большому счету, все наше творчество по созданию собственной жизни, по воплощению наших «мечт» – есть постановка перед собой задач, которые мозг эффективно решает, давая нам желаемое.
И вся история моего поступления – простой и ясный пример, как это происходит в реальности.
Я не случайно на экзамене вдруг вспомнила, увидела нужную мне страницу учебника. Эта возможность вспомнить, казалось бы, незнакомый, но уже виденный материал – следствие работы подсознания, нацеленного на поиск нужной информации. Мозг, поставленный в ситуацию решения задачи «Надо вспомнить…», – вспоминает. Тем более, что вся виденная информация хранится в его памяти. И нам вдруг открывается информация, которую мы не осознаем, которая скрыта от нас в памяти нашего мозга.
Но если бы задача звучала как «Не могу вспомнить» – он точно так же старательно выполнил бы и эту задачу – не вспомнил, даже не заглянул бы в хранилища памяти.
«Надо что-то придумать…», – дала я себе задачу на экзамене. И мозг, в режиме этой задачи, – придумывает, в моем случае – придумывает ответ, исходя из той малой информации, на которую он мог опираться. Придумывает сам подход к ответу – смело и уверенно описывать события, опирающиеся на сомнительные факты.
Такой смелый и нестандартный подход – тоже результат работы мозга, «озадаченного» поиском возможностей того, как наиболее эффективно сдать экзамен. Он ищет и находит разные, в том числе и новые, нестандартные пути решения задачи.
Мало того, он не только ищет пути и возможности решения, он, в поиске таких возможностей, открывает в нас необходимые, нужные в этот момент ресурсы, например, такой замечательный ресурс, как смелость. И эта смелость, вдруг волшебным образом открывшаяся в тебе, и придает силы, уверенность, которые помогают вести себя в этой ситуации так, как если бы ты все знал и умел. И твое поведение убеждает других в том, что ты действительно это знаешь.
Тот, кто воодушевлен надеждой, может совершить поступки, показавшиеся невозможными человеку, который подавлен или устрашен.
Мария ЭджуортЕсть еще одна удивительная способность нашего мозга, о которой мы часто говорим в книгах этой серии. Наше подсознание работает не только автономно, само по себе. Оно подключено к информационным полям Вселенной, к хранилищам информации. Поэтому мозг, озадаченный решением какой-то задачи, может использовать не только свои ресурсы, но и подсоединяться к нужной информации, выходящей за его пределы.
Я уверена – я не просто так на экзамене придумывала незнакомое мне количественное выражение процентов. Я прислушивалась к себе и писала ту цифру, с которой была в согласии. И если бы сейчас у меня была возможность держать в руках тот листок с выбранными мною цифрами, чтобы сверить их с приведенными в учебнике, – я ничуть не удивилась бы, увидев, что они близки по значению. Потому что мое интуитивное прислушивание к себе было не чем иным, как присоединением к своему подсознанию, через него – к информационным полям Вселенной. Возможно, именно поэтому экзаменаторы приняли мой ответ за правильный, приняв все мои «придуманные», «услышанные» в себе цифры, факты, имена, как верные. Они действительно могли быть верными!
Так нам открывается информация, которую мы знали подсознательно. Так открывается информация, которую мы вообще не знали, но которая существует независимо от нашего незнания. Наше настойчивое желание узнать открывает нам необходимую информацию. Озадаченный нами мозг старательно работает в режиме, который мы ему заказали.
И, основываясь на такой вот старательной, творческой работе мозга, мы и можем уверенно говорить о том, что мечты – сбываются. То, во что мы верим – происходит. То, что мы себе командуем – случается. И я, много лет проводя тренинги, слышала сотни историй о таких вот, сбывшихся мечтах.
– Я мечтала встретить моего мужчину, образ которого я создала еще будучи девочкой. И однажды, совершенно случайно, в поезде – я встретила его. Это был он – мужчина моей мечты, как будто бы его подготовили для меня по моему списку. И встреча была удивительной – мы случайно оказались в одном вагоне, на соседних местах. Я искала, искала его – и нашла…