Книга Модели экономического развития рекреационных территорий города Красноярска – столицы XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года - читать онлайн бесплатно, автор Светлана Кадамбаевна Рябинина
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Модели экономического развития рекреационных территорий города Красноярска – столицы XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года
Модели экономического развития рекреационных территорий города Красноярска – столицы XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Модели экономического развития рекреационных территорий города Красноярска – столицы XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года

М. С. Злотников, С. И. Мутовин, С. К. Рябинина

Модели экономического развития рекреационных территорий города Красноярска – столицы XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года

Введение

Красноярск – столица проведения XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года. Вместе с трудностями по подготовке такого масштабного международного мероприятия, помимо возможности создания современной спортивной инфраструктуры, Красноярск получил стимул к развитию общественной жизни в регионе, а также к изменению облика и имиджа городской среды.

Однако, несмотря на уникальность туристских ресурсов, развитие туристско-рекреационной сферы Красноярска сдерживается. Очевидно, что без активизации предпринимательской деятельности, а также без разработки и реализации мер по развитию предпринимательских структур, осуществляющих деятельность в туристско-рекреационной сфере, не обойтись. В этом контексте актуальным является исследование и выявление возможностей развития предпринимательства в сфере туристско-рекреационной деятельности в Красноярске. При этом целесообразно сделать упор на кластерный подход из-за территориальных особенностей города, выраженных, в частности, во фрагментарности имеющихся рекреационных ресурсов.

В современных условиях экономического развития сфера туризма и рекреации является перспективным объектом для научных исследований, имеет коммерческую направленность, обладает относительно быстрой окупаемостью, а также способствует привлечению средств в другие сферы экономики региона. Проект направлен на решение двух важных, по мнению авторов, проблем.

Во-первых, это отсутствие опыта у муниципальных образований в продвижении территории на региональный и российский рынки туристских услуг. Туристский рынок региона характеризуется полным отсутствием информации о туристском потенциале муниципальных образований. Даже на краевом уровне нет единого информационного ресурса, предоставляющего полную и необходимую информацию о туристских ресурсах края. Продвижением местных туристских продуктов занимаются только частные туристические компании путем создания сайтов в сети Интернет. На основании существующих данных ни у кого даже не возникает вопроса о маркетинге территорий как туристско-рекреационных центров. А отсутствие действия есть отсутствие интересов у потенциальных инвесторов. Главной задачей в формировании благоприятного имиджа территории края как туристского центра является повышение информированности местного населения, потенциальных клиентов, инвесторов, туристских компаний о возможностях как туристского рынка края в целом, так и отдельных муниципальных образований.

Во-вторых, современное состояние индустрии туризма указывает на недостаточный уровень ее развития и по качественным, так и по количественным характеристикам. Сдерживающими факторами являются слабое развитие, неудовлетворительное состояние или полное отсутствие:

▪ инженерной инфраструктуры (коммунальных услуг, средств связи, очистных сооружений);

▪ транспортной инфраструктуры (невысокое качество дорожной сети, низкий уровень обеспеченности территорий края автомобильными дорогами с асфальтобетонным покрытием, низкая комфортность транспортных услуг, малое количество пассажирских автотранспортных средств, отсутствие экскурсионного транспорта, удаленность уникальных объектов туристского показа от основных транспортных узлов);

▪ существующих средств размещения (износ материальной базы, низкое сервисное обслуживание, несоответствие международным стандартам);

▪ сети объектов торговли, общественного питания и развлечений;

▪ объектов туристского показа (памятников истории, культуры, архитектуры).

Проект направлен на решение проблемы поиска дополнительных драйверов экономического роста региона. В современных условиях экономического развития сфера туризма и рекреации является оптимальным объектом для научных исследований, имеющих коммерческую направленность, так как требует относительно небольших вложений, обладает быстрой окупаемостью, а также способствует привлечению капиталов в другие сферы региональной экономики.

Целью проекта является разработка экспериментальной модели туристско-рекреационного кластера города Красноярска как столицы XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года, в которой классифицированы все рекреационные ресурсы города и предложена система их интерактивного использования жителями и гостями города, в том числе с элементами графического представления.

Проект проводился в несколько этапов.

1-й этап. Аналитическое исследование существующих туристско-рекреационных ресурсов и территорий с целью выявления наиболее перспективных направлений развития туристских дестинаций Красноярска. По результатам будет составлен рейтинг-лист наиболее перспективных направлений развития туристских дестинаций с подробным описанием их содержания.

2-й этап. Создание специализированного банка информации по основным объектам туристско-рекреационной деятельности, включающего необходимую информацию о их месторасположении, средствах размещения, пунктах общественного питания для туристских групп и туристов-индивидуалов.

3-й этап. Предложение экспериментальной модели научно-методического обеспечения экономического развития рекреационных территорий Красноярска как столицы XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года, в которой будут классифицированы все рекреационные ресурсы и территории и предложена система их интерактивного использования жителями и гостями города. В описании данной модели будут содержаться рекомендации по развитию туризма на территории Красноярска, которые можно будет внедрить в практику туристской деятельности.

Результаты исследования могут быть использованы государственными и муниципальными органами власти Красноярска для разработки региональной стратегии развития туризма, а также туроператорами и экскурсионными агентствами города для роста туристского потока.

Особенностью монографии является возможность прикладного применения в коротком временном промежутке при подготовке города Красноярска к XXIX Всемирной зимней Универсиаде 2019 года.

1. Особенности управления развитием предпринимательства в туристско-рекреационной сфере

1.1. Туристско-рекреационная деятельность как отрасль национальной экономики

Опираясь на диссертационное исследование М. С. Злотникова «Развитие предпринимательства в сфере туристско-рекреационной деятельности в центральных районах Красноярского края» [31], авторским коллективом была проверена и доработана информация по существующим рекреационным территориям центральных районов Красноярского края.

Понятие «туристско-рекреационная деятельность» поддается различным трактовкам. Имеющиеся определения можно объединить в две группы. Узкоспециализированные определения касаются отдельных экономических, социальных, правовых и других аспектов туристской деятельности или ее видовых особенностей и применяются для решения конкретных задач. Концептуальные определения охватывают туристско-рекреационную деятельность в целом, раскрывают ее внутреннее содержание и позволяют отличить ее от сходных явлений. Четкое толкование туристских терминов и понятий необходимо для понимания тех процессов, которые происходят в российском туризме [28].

Туристско-рекреационная деятельность – важная составляющая экономики многих государств, она обеспечивает занятость населения, работу гостиниц, ресторанов, поступления иностранной валюты и т. д. Внутренняя экономическая природа туристской деятельности предусматривает, что турист непременно должен оставить свои деньги в посещаемом государстве или местности. Туристско-рекреационная деятельность основана на эксплуатации местных туристских ресурсов.

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2009 № 365-ФЗ) дана следующая трактовка этого понятия: туристская деятельность – туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий [92].

Определения туристско-рекреационной деятельности часто ограничиваются конкретными критериями, редко можно встретить трактовку, которая формировала бы комплексное представление о предмете исследования [28].

Понятие «туристско-рекреационная деятельность» на территории РФ до сих пор больше ассоциируется со спортом и укреплением здоровья, нежели с экономической деятельностью, приносящей доходы. Выделяя туристско-рекреационную деятельность в самостоятельный вид экономической деятельности, надо принять во внимание тот факт, что объективную основу классификации экономической деятельности составляют общественное разделение труда и степень его дифференциации. Необходимо учитывать факторы, которые влияют на формирование ее производственных особенностей, обратить внимание на соответствие их определенным классификационным признакам, по которым организации входят в состав соответствующей отрасли национальной экономики, определить их зависимость от направления основной деятельности. Целесообразно также учитывать результаты, которые уже достигнуты, и перспективы развития. Организации, образующие отдельную отрасль, как правило, можно охарактеризовать тремя основными чертами:

▪ достаточным количеством организаций с однородным видом деятельности, самостоятельных в экономическом отношении;

▪ стабильными связями экономического характера с другими видами экономической деятельности;

▪ определенным органом хозяйственного управления [28].

Современное состояние индустрии туризма соответствует данным характеристикам. Под туристско-рекреационной деятельностью следует понимать совокупность самостоятельных, территориально обособленных туристских хозяйственных единиц, располагающих специализированной материально-технической базой и специализирующихся на производстве и реализации туристских услуг и товаров, объединенных единством деятельности и управления [28]. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» законодательно закреплено, что туризм является полноценной отраслью национальной экономики России [92]. В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности туризм рассматривается как самостоятельный вид экономической деятельности [59].

Полное определение понятия «туристско-рекреационная деятельность» отсутствует, что вызвано многообразием выполняемых функций и большого числа форм проявления туристской деятельности. Туристские продукты существуют деловой и рекреационной направленности в зависимости от целей туриста. Помимо них есть множество классификаций по различным критериям (табл. 1).


Таблица 1

Классификации видов туристской деятельности [59]



Согласно оценкам Всемирной туристской организации (ВТО), наиболее перспективными сегментами рынка являются:

▪ экологический туризм;

▪ культурно-познавательный туризм;

▪ тематический, или специализированный, туризм;

▪ круизы.

Интерес зарубежных туристов к туристско-рекреационным ресурсам является предпосылкой для развития всех перечисленных видов туристской деятельности на территории РФ.

Помимо данной классификации в Федеральном законе от 27.12.2009 № 365-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» присутствуют еще несколько определений туризма.

1. Туризм внутренний – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации.

2. Туризм выездной – туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну.

3. Туризм въездной – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации.

4. Туризм международный – туризм выездной или въездной.

5. Туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей.

6. Туризм самодеятельный – туризм, организуемый туристами самостоятельно [59].

По вопросам туризма в научной литературе имеются различные мнения. Под понятием «туристско-рекреационной деятельности» большинство авторов подразумевают особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного места жительства, складывающиеся между потребителями и производителями товаров и услуг экономические отношения, туристские потребности и мотивации, взаимодействие сферы туризма с различными макросредами. Туристско-рекреационная деятельность является одновременно формой рекреации, видом деятельности, отраслью национальной экономики, способом проведения досуга и искусством, наукой и бизнесом. Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма определено сущностное определение туристской деятельности: Туристско-рекреационная деятельность есть совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы.

Учитывая такое количество определений основных понятий, характеризующих туристско-рекреационную деятельность, можно предположить, что термины «туристская деятельность», «туристский сектор», «индустрия туризма» имеют одинаковое значение, четкого разделения этих понятий нет.

Выделяют три основных направления туристско-рекреационной деятельности, которые воздействуют на региональную экономику, оказывают влияние на общество: экономическое, социальное и гуманитарное.

С экономической точки зрения туристско-рекреационная деятельность рассматривается, во-первых, как экономический комплекс, развивающийся за счет наличия мирохозяйственных связей, процессов и отношений, во-вторых, как мощнейший катализатор экономического роста.

В современном мире туристская деятельность:

▪ имеет индустриальную форму;

▪ выступает в виде услуг, не поддающихся накоплению и транспортировке;

▪ характеризуется быстрой окупаемостью инвестиций, а также высоким уровнем эффективности;

▪ выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия;

▪ совместима практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека [67].

Доходы от туристской деятельности образуются в результате туристских расходов, которые определяются как общая сумма потребительских расходов, производимых посетителем в ходе его поездки и пребывания в месте назначения. Туристские расходы, оказывающие прямое влияние на экономику страны, включают оплату:

▪ комплексных поездок;

▪ пакетов услуг на отдых и туры;

▪ размещения;

▪ питания и напитков;

▪ транспорта;

▪ рекреационных, культурных и спортивных видов деятельности;

▪ потребительских товаров, являющихся неотъемлемым элементом путешествий;

▪ медицинского обслуживания и др.

Сферами воздействия туристско-рекреационной деятельности на экономику страны и общество в целом являются:

предпринимательская. Создание туристского предприятия приносит прибыль, поскольку оно предоставляет клиентам свои продукты и услуги, рабочим и служащим – заработную плату и другие виды выплат, акционерам (владельцам) – прибыль, государству (региону) – налоги и сборы;

потребительская и доходная. Туристская деятельность создает новую форму потребительского спроса. Спрос туристов на разнообразные товары и услуги способствует развитию местной промышленности, производству потребительских товаров и повышению уровня жизни населения [67].

Благодаря туристской деятельности развиваются местные предприятия и фирмы, в том числе:

▪ развлекательные и культурные (музеи, выставки, мемориальные комплексы и памятники, организации шоу- и кинобизнеса), которые через налогообложение приносят пользу региону и местному населению;

▪ транспортные;

▪ изготавливающие сувениры, специальное туристское снаряжение и народный промысел (продукция этих предприятий во всем мире в значительной степени ориентирована на туристов) [67].

Туристско-рекреационная деятельность создает отдельную инфраструктуру, которой, помимо туристов, может пользоваться и местное население. Появление новых туристских центров создает потребность в новых дорогах, а как следствие – сервисных и сопутствующих предприятий, удовлетворяющих потребности населения. Это положительно влияет на окружающую инфраструктуру, развивается потребительский рынок и другие сферы предпринимательской деятельности [67].

«Потраченные туристами деньги одновременно создают доходы для страны пребывания в том случае, если они потрачены в месте пребывания. Этот доход ведет к цепной реакции: расходы – доходы – расходы – доходы и т. д. В результате первичных доходов, полученных вследствие туристских расходов, возникают новые доходы, но уже у третьих лиц, если эти лица выступают в роли поставщиков каких-либо товаров для туристского предприятия. В итоге получается доход с приращением» [67].

Туристско-рекреационная деятельность обеспечивает поступления в государственный и местные бюджеты через налоги от туристских предприятий, курортный и таможенный сборы. Туристско-рекреационная деятельность является одной из самых трудоемких отраслей с большим количеством работников, занятых обслуживанием. Так, развитая туристская индустрия решает задачу занятости местного населения. «Прием и обслуживание одного туриста обеспечивают рабочие места для пяти-семи человек, что в значительной степени способствует смягчению такого явления, как безработица. Туристско-рекреационная деятельность оказывает влияние на повышение уровня жизни населения туристских регионов, обеспечивая приток денежных средств, увеличивая доходы предприятий туриндустрии и ее работников, развивая хозяйственную деятельность региона, направленную на туристов и местное население» [81].

Россия имеет значительный природный и культурно-исторический потенциалы. В случае успешной маркетинговой работы и дальнейшего развития туристской инфраструктуры количество иностранных туристов, прибывающих в страну, будет расти.

Федеральное агентство по туризму осуществляет координацию туристской деятельности в Российской Федерации. Оно осуществляет функции по оказанию государственных услуг, нормативно-правовому регулированию, проведению государственной политики и управлению государственным имуществом в сфере туризма, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Федеральное агентство было создано по Указу Президента Российской Федерации «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» (в ред. от 07.10.2008 № 1445) [89]. Существуют два федеральных закона, регулирующих отношения сторон в туризме: «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 01.07.2011 № 169-ФЗ) [92] и «О защите прав потребителей» (в ред. от 18.07.2011 № 242-ФЗ) [90].

Важнейшие направления и основные задачи государственной политики Российской Федерации в туристско-рекреационной сфере:

▪ создание благоприятных экономических и организационно-правовых условий с целью помощи в ускорении развития въездного и внутреннего туризма;

▪ формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках;

▪ формирование современной целостной нормативно-правовой базы;

▪ повышение качества обслуживания в сфере туризма;

▪ дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в интересах повышения эффективности отечественной туристской индустрии, а также ее укрепление.

Рост благосостояния населения, стабильная политика многих государств и развитие инфраструктуры туризма создают объективные предпосылки к развитию перечисленных направлений. Ввиду всего перечисленного можно сделать вывод о том, что в настоящее время инвестирование в туристскую инфраструктуру может приносить прибыль. Однако подобное инвестирование сегодня под силу лишь небольшому кругу лиц вследствие капиталоемкости обновления основных средств предприятий туристской промышленности. К такому кругу относятся, например, представители государственных органов, российских и иностранных топливно-энергетических компаний.

1.2. Особенности форм и видов предпринимательских структур в туризме

«Предпринимательство – это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой» [68]. Предпринимательство в области туристско-рекреационной деятельности базируется на оказании услуг. Субъектами предпринимательства могут быть отдельные частные лица и объединения партнеров. Существуют две модели предпринимательства: классическое предпринимательство и инновационное предпринимательство.

Государственного регулирование предпринимательской деятельности, по Ф. Котлеру, вызывается необходимостью защитить:

▪ фирмы друг от друга, потому что, когда конкуренция затрагивает интересы предпринимателей, они пытаются ее нейтрализовать;

▪ потребителя от недобросовестной деловой практики (ложь в рекламе и др.);

▪ высшие интересыобщества от разнузданности предпринимателей [41].

«Видами предпринимательства по общепринятой классификации предпринимательской деятельности являются:

1) производительное (производственное) – непосредственное создание услуг и другой продукции;

2) коммерческое – посредническая деятельность по продвижению созданной продукции от производителя к потребителю;

3) финансовое – особый вид деятельности по образованию и использованию денежных средств на цели воспроизводства услуг и продукции;

4) консультативное – деятельность, связанная с предоставлением советов (консультаций) и помощи по вопросам общего управления, оценки возможностей производителей, управления финансами, маркетинга и др.» [68].

Первые три вида деятельности различают по связи со стадиями воспроизводства и относят к основным видам, поскольку результатом деятельности является производство услуг или товаров, готовых к конечному или производственному потреблению. Последний вид деятельности относят к вспомогательным видам предпринимательской деятельности, поскольку ее результат – приемы, методы, технологии и проекты, в том числе и в области инноваций.

Туристский рынок принято воспринимать как рынок услуг. Услуги являются основным предметом обмена, составляющим 80 % всего объема продаж на развитых туристских рынках. Туристская услуга – это совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающие целям туризма, характеру и направленности туристской услуги, тура, туристского продукта. Согласно А. Ю. Александровой, туристским услугам присущи четыре характеристики, которые отличают услугу от товара:

1) неосязаемость;

2) неразрывность производства и потребления;

3) изменчивость;

4) неспособность к хранению [4].

А. Д. Чудновский отмечает, что туристским услугам, наряду со специфическими характеристиками услуг, присущи также и отличительные особенности:

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги