Книга Крестоносцы - читать онлайн бесплатно, автор Вячеслав Олегович Шпаковский
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Крестоносцы
Крестоносцы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Крестоносцы

Вячеслав Шпаковский

Крестоносцы


Составитель серии «Узнай мир» В. А. Карачёв

Иллюстрации Т. В. Канивец



Что мы знаем о крестоносцах? При слове «крестоносец» перед мысленным взором возникает рыцарь в латах на коне, со щитом и мечом, в накидке с изображением креста. Такими мы видим крестоносцев в многочисленных фильмах, такими предстают они перед нами на страницах романов. Но фильмы и романы, даже лучшие, – это не настоящая история. Вернее, скажем так: это история, увиденная и преображенная художником – писателем, кинорежиссером. Чтобы получить более объективное представление о прошлом, нужно обращаться не к фильмам, а к историческим документам, историческим книгам.

Мы расскажем на страницах этой книги о крестоносцах и крестовых походах без художественных прикрас. Постараемся понять, кто они были такие, эти закованные в металл воины. Что влекло их в далекие походы, известные в истории под названием крестовых.

Воины с крестами на щитах и флагах…

Воины с крестами на щитах и одеждах появились задолго до крестоносцев и назывались они совсем по-другому. Крест – символ очень древний, и пользоваться им начали в незапамятные времена, когда до возникновения христианства еще было далеко. А те древние кресты были всякие – и прямые, и с расширяющимися концами, и с искривляющимися поперечинами… Последние, называвшиеся суасти, – от этого слова и произошло слово «свастика» – пришли к нам из Северной Индии, где очень и очень давно расселились племена древних арийцев. Что же означала арийская свастика? Само слово «суасти» на древнеиндийском языке санскрит означает «благоденствие под Солнцем», а древняя свастика символизировала единение небесных сил огня и ветра с алтарем – местом слияния этих небесных сил с силами земными. Поэтому алтари ариев украшались свастиками и почитались местом священным, защищенным от зла. Позднее арии покинули земли, на которых жили тогда, но свою культуру, традиции и даже орнаменты передали многим другим народам, и те точно так же начали украшать свои доспехи и оружие изображением креста с изгибающимися или загнутыми концами.


Римский воин 312 г. На его щите изображен лабарум, фигура благословляющего ангела с крестом и оливковой веткой в руке и лик Иисуса Христа. Таким образом, этот воин демонстрирует своим врагам, что заручился благословением высших сил и они в любом бою окажут ему помощь и поддержку


Об этом свидетельствуют археологические находки, например, изображения на древнегреческих вазах. На коринфской вазе VII в. до н. э., обнаруженной в Этрурии, один из воинов, идущих в атаку, имеет как раз такой крест на щите.

Когда возникло христианство, изображение креста стало одним из символов этой религии. Существует легенда, по которой будущему римскому императору Константину (307–337 гг.) как-то перед битвой приснился сон, в котором ему было предсказано, что он победит именем Христа. По приказу Константина был учрежден лабарум (то есть особого рода знамя) на котором были начертаны косой крест (греческая буква «кси») и греческая буква «ро» – две первые буквы имени Христа. Такой же знак по приказу Константина начертали на своих щитах и его воины, что якобы привело его войска к победе, а его самого сделало императором.






Средневековые швейцарские знамена с изображением креста:

1 – знамя округа Обвалден, эпоха Бургундских войн;

2 – малое знамя округа Аппензель;

3 – малое знамя Нидвальдена, XV век;

4 – малое знамя корпуса Аузуг;

5 – знамя города Цюрих, 1512 г.


Варяжские воины – викинги, в течение нескольких столетий терзавшие средневековую Европу своими разорительными набегами, вначале, будучи язычниками, украшали свои щиты самыми различными узорами и изображениями. Это могли быть и цветные полосы, и шахматная клетка, и устрашающие драконы из скандинавских мифов. Однако, когда среди них стало распространяться христианство, символы на их оружии изменились. Теперь все чаще на щитах стали помещать изображение креста – рисованное или из полос металла. Появилось оно даже на их парусах, так что теперь, завидев такой корабль, можно было еще издали узнать, что на нем плывут христиане, а не язычники, поклоняющиеся многим богам.


Греческие воины VII в. до н. э. (По изображению на коринфской вазе)


Шло время, и изображение креста, как символа христианской религии, становилось все более и более популярным и в каком-то смысле даже обыденным. Например, на флагах и вымпелах английских феодалов красный прямой крест св. Георга в обязательном порядке красовался у древка, и только уже за ним помещалось то или иное изображение, выбранное в качестве эмблемы. Красный крест с расширяющимися концами красовался на знамени бугских казаков в 1812 году, а вот на знамени ратника Петербургского ополчения того же года крест был типично православный, даже отдаленно не похожий на западноевропейские кресты и их аналоги.


Викинг-христианин X века


Король Гарольд в доспехах, внешний вид которых реконструирован современным художником на основании изображений на полотне из Байё: длинный панцирный кафтан, обшитый чешуйками из металлических пластинок, и раскрашенный конический шлем с наносником, щит овальной формы, украшенный изображением креста с извилистыми поперечинами


Нельзя сказать, что в изображении креста в средневековье существовала какая-то особая традиция. Каждый в ту пору рисовал крест по-разному; одного, единого для всех креста просто не существовало. Так, штандарт нормандского герцога Вильгельма (или, как его называли по-французски, – Гийома) украшало изображение золотого креста с Т-образными концами, и практически такой же крест позднее появился на знамени Иерусалимского королевства в XIII в., а вот на флаге Тевтонского ордена красовался не только все тот же золотой иерусалимский крест с черной обводкой, но и герб Священной Римской империи. Знамя Франции при короле Карле VII несло на себе изображение золотых лилий и белого креста, в то время как личное знамя короля Карла VIII почему-то имело крест не в верхней, а в нижней части.


Флаг короля Англии Эдуарда III


А вот боевое знамя Франции – знаменитая орифламма – никакого креста на себе не несло, а представляло собой самое простое красное полотнище. Не было креста и на знамени героини французского народа Жанны д’Арк – его заменяло изображение благословляющего Господа и голубя, несущего в клюве оливковую ветвь.


Знамя бугских казаков, 1812 г.


Ратник Петербургского ополчения держит флаг с изображением православного креста


Здесь надо заметить, что к 1066 году нехристиан в Европе (если не считать Пиренейский полуостров, захваченный маврами) практически уже не осталось, и изображение креста стало вполне привычным. Когда герцог Вильгельм в том же году отправился завоевывать Англию, на щитах его воинов также красовалось изображение креста. Спустя какое-то время после успешного завоевания Англии было изготовлено огромное вышитое полотнище длиной 75 м и шириной 70 см, на котором шерстяными нитками восьми цветов были изображены все события, связанные со знаменитой битвой при Гастингсе, в которой рыцари из Нормандии победили английское войско короля Гарольда. Так вот, на этой вышивке, получившей впоследствии название «Байёсского ковра», помимо кораблей, зданий, людей и животных изображено 67 щитов, показанных спереди, и 66 – сзади. Кресты (в основном с неровными поперечинами) есть на 22 щитах, как круглых, так и длинных, заостренных внизу и имеющих вид перевернутой дождевой капли. На некоторых щитах нет никаких изображений, на других изображен дракон. Так что, видимо, уже в это время крест на щите имел определенное значение и был достаточно распространен, но, разумеется, ни рыцарей Вильгельма, ни воинов Гарольда крестоносцами никто не называет!


Вильгельм Завоеватель – реконструкция изображения на полотне из Байё


Мы уже говорили, что крест – символ вовсе не сугубо европейский. Например, кроме древней Индии, изображение креста было достаточно хорошо известно в Японии, где оно было связано не только с распространявшимся там христианством (а христиан в этой стране в XVI–XVII вв. стало так много, что его там даже запретили), но и местными символами. Так, китайские и японские иероглифы, имевшие форму свастики, означали пожелание долголетия под Солнцем, а прямой крест в круге символизировал конские удила! Такая эмблема принадлежала роду Симадзу и изображалась и на оружии принадлежащих к этому роду самураев, и на их доспехах, и даже на специальных флажках – сасимоно, – которые самураи в целях взаимного узнавания носили у себя за спиной. У конных самураев, в отличие от западноевропейских рыцарей, не было щитов, и свой герб, видимый издали, они помещали на флажках.




Знамена средневековых королей:

1 – знамя короля Карла VIII;

2 – знамя короля Франции Карла VII;

3 – знамя Вильгельма Завоевателя


Швейцарский пехотинец с алебардой


Отметим, что видов крестов было превеликое множество. Казалось бы, что тут такого можно придумать – крест он и есть крест, но нет, крестам придавали самые различные формы. Так появились кресты якорные и лилейные, шаровые и вилообразные, лапчатые и граненые… Кроме традиционного креста из двух поперечин, широкое распространение получил крест с Т-образными окончаниями – символ рыцарей Иерусалимского королевства, а также крест в форме буквы «Т» – крест св. Антония. Похожими на якорные были кресты испанских рыцарских орденов Алькантары и Калатравы, а вот крест ордена Св. Якова (или Сантьяго) походил на кинжал с перекрестием и рукояткой. Восьмиконечный крест стал эмблемой ордена иоаннитов и рыцарей-тамплиеров («рыцарей Храма», «храмовников»), чей орден был основан на месте храма царя Соломона в Иерусалиме в 1118 г.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги