Книга Мифологические животные - читать онлайн бесплатно, автор Юлия Александровна Дунаева
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Мифологические животные
Мифологические животные
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Мифологические животные

Юлия Дунаева

Мифологические животные


Составитель серии «Узнай мир» В. А. Карачёв

Иллюстрации И. Г. Злотя


Предисловие

Человеческая фантазия создала много существ, которым нет места в живой природе. Не бывает рогатых коней, рукастых рыб и львов со скорпионьими жалами. Но в нашем воображении они живут как ни в чем не бывало. С древнейших времен люди сочиняют животных и сами иногда ужасаются тому, что получилось. Придумали даже неприятное слово «химеры». Оно означает соединение в одном, если можно так выразиться, организме признаков двух или нескольких различных живых существ. Некоторые подобные твари, такие как мантикора или василиск, действительно, не слишком привлекательны. Другие, наоборот, довольно симпатичны и служат символами возвышенных вещей. Вспомним, например, Русалочку или Пегаса. А ведь тоже – химеры.

Но не в словах дело. Гораздо интереснее другое. Оказывается, история многих фантастических существ насчитывает несколько столетий, а порой не одно тысячелетие. Химеры переходят из века в век, из цивилизации в цивилизацию, из мифа в миф, из религии в религию. Видоизменяются со временем, но остаются узнаваемыми на протяжении веков и неплохо себя чувствуют в наши дни.

Основная причина такого «бессмертия», в общем-то, ясна. Это, с одной стороны, неизменный интерес людей ко всему необычному, маловероятному, чудесному, а с другой – наши незаурядные творческие способности. Ведь все химеры – это творения человеческие! Какие мы – такие и они. Попробуем заглянуть в «биографии» разных мифологических существ, чтобы узнать побольше… о самих себе.

История единорога

Единорог античный

Чудесного белого коня с единым золотым рогом на лбу можно считать одним из символов европейской культуры. Его изображения украшают как средневековые гобелены, так и современные издания романов фэнтези. Откуда он взялся?

Автором текста, содержащего первое упоминание о единороге, был один выдающийся эллин. Звали его Ктесий, сын Ктесиоха, или Ктесий Книдский. Он родился в конце V века до нашей эры. Был врачом, младшим современником знаменитого Гиппократа. Точно известно, что Ктесий больше пятнадцати лет провел в Персии, где служил придворным лекарем. Затем он вернулся к себе на родину и написал две объемистые книги – «Персика» и «Индика». В «Индике» и содержался рассказ о единороге, давший начало долгой жизни этого чудесного животного в мифах и сказках разных европейских стран.


Таким представляли единорога в Средневековье


После Ктесия о единороге писали многие. В «Истории животных» Аристотеля было упоминание об «индикое овос моноцерос» – индийском однорогом баране. В «Естественной истории» Плиния Старшего был описан зверь монокерос, имеющий голову оленя, ноги слона, общую форму лошади и прямой черный рог посередине лба.

Есть еще одна древняя книга, на страницах которой тоже можно обнаружить единорога. Речь идет о Библии – не больше и не меньше. В тридцать девятой главе Книги Иова читаем: «Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобой поле?». Книга Иова была написана в V веке до н. э., а «Индика» Ктесия Книдского – в IV, то есть на столетие позже. Значит, библейский единорог старше. Может быть, это он стал прародителем средневековых легенд?

Оказывается, нет. Дело в том, что слова, которое можно было бы перевести буквально как «единорог», в древнееврейском Священном Писании не было. Был там зверь рээм. Определенно известно было только, что он очень большого размера. В старинных иудейских легендах говорится, что на Земле одновременно может жить всего одна пара травоядных рээмов, так как большее количество уже не прокормится. Они встречаются раз в семьдесят лет, спариваются, после чего самка кусает самца, и он умирает. Когда у рээмихи рождается разнополая двойня, она тоже умирает. Таким образом, количество рээмов на Земле остается неизменным. Во время Великого потопа Ной не смог взять рээмов в ковчег по причине их огромности. Но не бросать же их! Он привязал животных к корме, и они поплыли следом.


Единорога можно увидеть и на небе – так названо одно из созвездий


О наличии у рээмов рогов, а также об их количестве никакой определенности в древних еврейских текстах нет.

В III веке до н. э. Ветхий Завет был впервые переведен с древнееврейского языка на греческий. Тогда-то и появился библейский единорог в результате слишком вольной трактовки слова «рээм», допущенной неизвестным древним переводчиком.

Единорог средневековый

В Средние века единорог приобрел свой окончательный внешний вид, а также преисполнился глубокого символического значения. Последнее произошло благодаря «Физиологу», одной из самых знаменитых первых христианских книг.

«Физиолог» изначально был написан по-гречески (примерно между II и IV веками и. э.) Никакого отношения к физиологии и к физиологам в современном понимании эта книга не имеет. Наиболее адекватный перевод ее названия – «Нравоописатель». «Физиолог» рассказывает о разных живых существах, растениях и минералах. Описанию каждого персонажа или явления сопутствует нравоучительное толкование в христианском духе. Наряду с описаниями мифических зверей и полулюдей в «Физиологе» есть тексты о самых обычных диких и домашних животных.

Согласно «Физиологу», единорог – это кроткое животное размером с козленка. На лбу у него большой рог, в котором заключена невероятная сила. Никаким охотникам с единорогом не справиться. Есть только один способ поймать его. В лес заводят юную красивую девушку, и восхищенный единорог сам устремляется к ней. Он кладет ей голову на колени и, умиротворенный, засыпает. Охотники легко берут его в плен. Прямо скажем, не очень честный способ охоты. Однако в «Физиологе» эта история имела чисто христианское толкование. Девушка была, разумеется, Дева Мария, а поимка единорога трактовалась как взятие Христа под стражу. Со временем изображение единорога, прильнувшего к Деве, стало излюбленным сюжетом средневековых миниатюр и гобеленов.

Как конь превратился в кита

В Средние века считалось, что рог единорога помогает при лихорадке, спасает от яда, обезвреживает отравленную воду и любой другой напиток. Поэтому кубки, сделанные из рога единорога чрезвычайно ценились. Да и сам рог тоже. Обычно это была двух-трехметровая, прямая заостренная темная кость с характерной «винтовой нарезкой». Почему-то никого не смущало, что такой рог вряд ли мог принадлежать животному «размером с козленка». Рога единорога хранились как драгоценные реликвии во многих храмах. Из них делали царские посохи и скипетры. Известно, что такой посох был у Ивана Грозного. Измельченный рог единорога применяли в медицине. Обычно за кусочек рога просили в десять раз больше золота, чем весил он сам.


Влюбчивость единорога – его слабое место; этим и пользуются охотники


Сохранились архивные документы о переговорах относительно приобретения трех рогов, которые вел личный врач царя Алексея Михайловича Артман Граман. Врач сообщал царю, что «те роги прямые инроговые из Кронляндской земли, а в Кронляндской земле дикие люди такие рога находят». Сделка не состоялась, по причине дороговизны рогов. Зато мы теперь знаем, где люди брали рога чудесного зверя. В Кронляндской земле. Что же это за волшебная страна такая?


Средневековая миниатюра «Единорог и охотники»


Основными поставщиками рогов единорога в XV–XVII веках были норвежские и датские купцы. Как-то в руках у одного лавочника из Копенгагена оказался не просто рог, а целый череп животного с торчащим из него отростком. Заинтересовавшись, он пригласил натуралиста Оле Ворма, чтобы тот провел исследование. Ученый-зоолог тщательно изучил и обмерил череп и пришел к поразительному выводу. Череп принадлежал какому-то неизвестному китообразному, а «рог единорога» был его видоизмененным зубом! Свое открытие Оле Ворм опубликовал в 1638 году, причем поместил в книге как рисунок обследованного черепа с рогом, так и изображение предполагаемого хозяина, назвав его unicornu marinum – единорог морской.


Редкое китообразное нарвал. Именно его бивень так долго и выдавали за рог мифологического единорога


Через десять лет, в 1648 году другой натуралист – Николас Тульпиус – нашел на берегу британского острова Мэй выброшенное на берег тело китообразного животного с длинным рогом. Он опубликовал его описание в 1672 году. В статье было первое достоверное изображение нарвала, одного из зубатых китообразных, необычный «рог» которого в течение стольких веков морочил людям голову.

Современное научное название этого животного – monodon monoceros L. Его рог – закрученный 2—3-метровый бивень – является видоизмененным верхним левым клыком. Он есть только у самцов. Нарвал – северное животное. Встречается только в области дрейфующих арктических льдов, чаще всего у берегов Гренландии. Кронляндская земля в записке Артмана Грамана, скорее всего, и есть Гренландия, на пустынных берегах которой скандинавские китобои и рыбаки действительно могли находить выброшенные морем бивни.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги