Екатерина Голубева
Земноводные
Составитель серии «Узнай мир» В. А. Карачёв
Иллюстрации Е. В. Доведовой
© В. А. Карачёв, текст, оформление обложки, иллюстрации, 2004–2018
© В. А. Карачёв, составление серии, 2000–2018
Предисловие
Жабы, лягушки, тритоны и другие их сородичи – представители любопытного и занятного класса животного мира – амфибий. Слово «амфибия» – греческое, означающее в переводе на русский язык «ведущий двойной образ жизни». Действительно, две разные среды обитания, вода и суша, для амфибий дом родной. Почти все они из года в год меняют место своего жительства: то приходят в воду, то уходят на сушу. И именно поэтому животные, ведущие такой двойной образ жизни, столь необычны. Отсюда их второе название – земноводные. По образу жизни и по наружному виду они имеют большое сходство, с одной стороны, с пресмыкающимися, а с другой, еще большее – с рыбами; личиночная стадия их составляет как бы переход между этими группами животных.
Лягушки-древолазы
В мировоззрении некоторых народов древности земноводные играли очень важную роль. Эта роль была то положительной, то отрицательной. Например, лягушек и жаб многие племена связывали с плодородием и возрождением. Вероятно, это обусловлено годовым циклом активности этих животных: их «исчезновением» на зиму (или, в южных странах, в засушливое время года) и «появлением» во время пробуждения природы (весной или с началом влажного сезона). В древней поэме «Ригведа» есть даже специальный гимн лягушкам, появляющимся вместе с муссонными ливнями. Предполагают, что этот гимн составлял часть специального ритуала по вызыванию дождя.
Связь лягушек с водной стихией и с подземным миром прослеживается и в мифах многих других народов почти во всех частях света. Полагали, что лягушка держит на спине мир и связана с корнями «мирового древа», а также играет важную роль в возникновении мира. Подобные мифы известны не только в южных странах, где много амфибий, но даже у сибирских народов России (хантов, манси, алтайцев и др.), живущих в высоких широтах, где амфибии немногочисленны. Так, селькупы не убивали лягушек, поскольку верили, что лягушки спасли их народ от злого духа, который хотел всех утопить. Еще в XIX веке в Молдавии люди верили, что лягушек нельзя убивать, так как они созданы Богом для очищения отравленной воды. А украинские крестьяне помещали квакшу в крынку с молоком, чтобы оно не скисло.
Озерные лягушки
Наряду с другими животными, лягушек (как взрослых, так и головастиков) широко использовали в традиционной тибетской медицине, опыт которой был обобщен в классическом буддийском трактате «Чжуд-Ши». Знаменитый таджикский врач Абу Али ибн Сина в своем «Каноне врачебной науки» рекомендовал применять мясо и отвары лягушки как средство против укусов змей и шпанских мушек. Он также рекомендовал накладывать мясо лягушки на укушенную часть тела, а в Пермской губернии еще в XIX веке мясо лягушки накладывали на раны для лечения укусов змей. Этот метод, как теперь установлено, неэффективен. А вот применение лягушачьей икры для изготовления пластыря, бытовавшее примерно в то же время в Европейской части России, более оправданно, так как выяснено, что эта икра обладает бактерицидными свойствами. Поэтому в те времена, когда искусственные бактерицидные пластыри не были известны, такой метод мог быть полезен.
В традиционной медицине используют и много других видов земноводных, в основном лягушек и жаб, особенно широко – в странах Юго-Восточной Азии.
Лягушки и жабы (как существа, якобы связанные с подземным миром) широко применялись в колдовстве у ряда племен Южной Америки и Африки. В Сибири изображения лягушек употреблялись шаманами нанайцев, орочей, бурят, алтайцев-телеутов, удэгейцев и других народов при изгнании злого духа из больного. С другой стороны, с помощью частей тела лягушки (особенно костей) колдуны пытались оказывать влияние на других людей. В старину некоторые якуты считали, что особым образом полученные кости лягушки можно использовать для того, чтобы выиграть дело в суде. Использование лягушачьих костей в магии кое-где сохранилось до наших дней.
Тритон и его личинка
Червяга
Изменчивая рогатка
Яды амфибий (жабы-аги в Северной Америке, древолазов в Южной) применялись местными племенами для отравления стрел при охоте и на войне. Об эффективности этого говорит хотя бы тот факт, что яда одной маленькой лягушки-древолаза хватает, чтобы убить 50 ягуаров! И немудрено: ведь у нее самый сильный яд среди позвоночных животных.
В мифологических представлениях древних славян, немцев и других европейских народов лягушки рассматривались как «превращенные» люди. Этот мотив отражен в известной русской сказке о Царевне-лягушке, а также в образе лягушачьего принца в германском фольклоре. Мифы о превращении людей в лягушек известны и в других частях света, например на Филиппинах. Лягушки использовались в качестве тотема у многих народов, а мексиканские индейцы считали этих животных прародителями человеческого рода. У них же сохранился любопытный миф о божественных близнецах, одним из которых является Ксолотль, его прообразом был аксолотль, хорошо известный многим любителям аквариума.
Скрытный образ жизни амфибий, вероятно, был одной из причин того, что в фольклоре они часто связываются не только с водным, но и с подземным миром. На этом основано и отрицательное отношение к ним в мифах ряда народов. Так, коренные жители Камчатки считали сибирского углозуба посланником-шпионом подземного духа Гаеча. По их мнению, этот шпион следил за человеком, чтобы вернуться к своему сверхъестественному хозяину и предложить ему этого человека в качестве избранника.
Распространены суеверия насчет того, что эти животные вызывают болезни людей и приносят другой вред: «самозарождение» лягушек и тритонов в человеческом теле с вредными последствиями, уничтожение урожаев и т. д. Некоторые из таких поверий могут представлять собой смесь понятий о действительной биологии земноводных и вымышленной магии: например, убийство лягушки вызывает дождь; прикосновение к жабе может вызвать бородавки на коже человека (или, наоборот, выделения жаб можно использовать от бородавок) и т. п. Такие представления ярко проявлялись и в трудах многих античных и средневековых авторов Европы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги