Книга Датаизм: благо или опасность? - читать онлайн бесплатно, автор Юрий Михайлович Лужков
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Датаизм: благо или опасность?
Датаизм: благо или опасность?
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Датаизм: благо или опасность?

Лужков Юрий Михайлович

Датаизм: благо или опасность? Записки сумасшедшего

© Лужков Ю.М., 2019

© ООО «Издательство «Вече», 2019

* * *

Иные из тех, что боятся взглянуть в глаза будущему, не подозревают, что будущее может показать им зад.

Станислав Ежи Лец

Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.

Фёдор Михайлович Достоевский

Относительно недавно в научном и общественном обиходе появилось и стало всё более активно использоваться понятие «Датаизм». Оно толкуется по-разному. Популяризаторы науки для широких масс дают примерно такую трактовку: «Датаизм – это информационно-технологическая, интеллектуальная и материально-техническая среда, оснащённая элементами искусственного интеллекта, управляемая человеком и не имеющая ни навыков самоорганизации, ни самостоятельно и независимо от человека преследуемых целей».

Приметы и черты такого типа Датаизма (обозначим его как дружественный человеку) мы встречаем на каждом шагу даже в повседневной жизни. Примером может служить самый обычный мобильный телефон. Это, собственно говоря, уже не только телефон, но и радио, телевизор, фотоаппарат и видеокамера, кинотеатр, библиотека, фонотека, электронный архив текстовых, табличных и иных документов, довольно мощный мобильный компьютер со всеми его бесчисленными возможностями. Это шифровальщик наших сообщений, средство мгновенной аудио- и видео-связи между людьми, находящимися в разных уголках Земли. Совершенно очевидна наша повседневная зависимость от этого устройства, буквально подчинившего себе сотни миллионов, если не миллиарды, людей всех возрастов, профессий и национальностей.

Второй тип Датаизма если и существует в реальности, то в виде философских и технократических прозрений о неизбежной эволюции Датаизма от дружественного человеку до враждебного человечеству в целом. Вкратце логика такой эволюции сводится к тому, что Датаизм высокой степени начнет самоорганизовываться и рано или поздно придёт к выводу о том, что человеческая цивилизация ему более не нужна, ибо является конкурентной и враждебной. Датаизм возьмёт управление земными делами в свои руки, и участь человечества будет незавидной.

Наконец, третий тип Датаизма предполагает, что Датаизм, движимый единственно целесообразностью, осознает незаменимость человеческого интеллекта (мозга) как наиболее совершенного инструмента познания. В этом варианте Датаизм сохраняет человечество в необходимом ему (Датаизму) количественном составе. То есть Датаизм – помощник и слуга человечества – превращается в глобального хозяина его судьбы.


Обращаясь к теме Датаизма, мы отдаём себе ясный отчёт в том, что наши размышления лежат отчасти в сфере футурологии, то есть являются попыткой заглянуть в будущее: рельефно выделить не только очевидные и несомненные позитивные аспекты Датаизма, но и те связанные с ним угрозы, которые в массовом сознании сегодня не воспринимаются как таковые. Мы специально обращаемся именно к массовому сознанию, в особенности молодого поколения, и хотели бы обратить его пытливое внимание на проблематику Датаизма.

Действительно, развивающийся (гораздо быстрее, чем это видится на обыденном уровне) Датаизм несёт в себе не только колоссальные позитивные возможности и головокружительные перспективы, но и невиданные ранее угрозы. В случае максимальной степени реализации они могут привести к трагическому столкновению человеческой цивилизации и Датаизма. Подчеркнём, что речь идёт о гипотетической, высшей по параметрам степени его развития.

Подчеркнём также и то, что мы в равной степени убеждены в вероятности «бескровного» варианта развития отношений Датаизма и создавшего его человечества.

В этой внешне противоречивой позиции заключена на самом деле констатация того факта, что будущее никому и никогда не известно. Поэтому и говорить о нём как об определённой реальности, которая свершится в точности по нашему сценарию, было бы как минимум наивно.

Но, как известно, «хочешь мира – готовься к войне». Этот постулат не требует обоснований, поскольку они вписаны в мировую историю кровью жертв бесконечных, терзающих человечество войн.

Таким образом, задача и цель наших размышлений состоит в предупреждении об имеющихся, приближающихся и отдалённых угрозах Датаизма.

* * *

Дадим ещё одно контурное, технологическое определение Датаизма. Это система данных, внесённых в систему алгоритмов, обеспечивающих определённость явления, сущность вещей и событий. В отличие от нашего традиционного восприятия цифр или данных, работающих в системе алгоритмов, Датаизм – это своеобразное «облако» бесчисленного количества данных и бесконечного потенциала алгоритмов. Такая система создаёт новое неизведанное качество, непредставимое ранее даже теоретически, и тысяче-, миллионно-, миллиардократно превышающее возможности всего человечества. Датаизм, как мы уже говорили, может последовательно развиваться от стадии сотрудничества с человечеством к стадии регулируемой конкуренции, а затем и к стадии жёсткого соперничества и бескомпромиссной борьбы.

Не факт, что победит человечество. Наши индивидуальные и коллективные кондиции в сфере интеллекта, управления миром и принятия глобальных решений не идут ни в какое, даже приблизительное, сравнение с возможностями Датаизма. Важно осознать, что Датаизм высшего уровня – это не только высший уровень технологий, не просто универсальная интеллектуально-технологическая материальная среда. Это на самом деле конкурентная человеку и человечеству, отдельная, не подконтрольная нам система предпочтений, оценок, выводов и глобальных решений, принимаемых Датаизмом без участия человека.

Необходимо осмыслить перспективы развития Датаизма уже на современном этапе, на среднесрочных подступах к тому времени, когда мы теоретически потеряем «контрольный пакет» управления Датаизмом. Когда у нас не будет возможности «вырубить рубильник». Ибо Датаизм, как уже сказано, грозит человечеству невиданными ранее испытаниями, не понятными ещё грозными глобальными культурными, социальными и иными мутациями.

* * *

Предпосылку такого варианта обосновывает следующая констатация: к XXI веку человечество не смогло решить ни одну из веками терзавших его проблем: неравенство уровней развития государств, непрекращающиеся малые войны при растущей угрозе мировой войны, болезни, голод, бедность, недостаток энергии, безжалостная, грабительская эксплуатация природы.

И это при том, что в принципе ни одна из названных проблем не является абсолютно непреодолимой. Технологии и наука представляют всё более масштабные и эффективные возможности преодоления любого рода кризиса, кроме колоссального природного катаклизма в виде, например столкновения нашей планеты с гигантским астероидом. Но на это есть только воля Божия. Прочее – в руках человека. Дело, собственно говоря, за нами – за человечеством, которое, чтобы выжить и развиваться, должно наконец взяться за ум и привести в порядок огромное и слишком затратное цивилизационное хозяйство.

Юваль Ной Харари, размышления которого о прошлом и будущем человечества учтены в настоящем материале (наряду с работами ряда авторитетных исследователей), составил оригинальную версию эволюции человеческой цивилизации. Но, естественно, всегда будет продолжаться поиск ответов на всё новые и новые вызовы истории и развития человека, общества и технологий (в высшем проявлении – новой технологической интеллектуальной среды в виде Датаизма).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги